РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ И ЗАЧАТКИ РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
В народных массах веками накапливались многие практические знания и наблюдения над природой, вырабатывались различные технические приемы. В XIV—XV вв. мы можем отметить их дальнейшее накопление и развитие, связанное в первую очередь с ремесленным производством и сельским хозяйством.
Ремесленные мастера обладали необходимыми навыками и знаниями в области свойств различных материалов, хотя эти знания, по-видимому, еще не обобщались. В первое столетие после монголо-татарского нашествия многие технические приемы строительства были утрачены, но со второй половины XIV в. русские мастера стали вновь возводить сложные сооружения. Они решали, например, практические задачи устойчивости и равновесия сооружений, о чем свидетельствуют, например, такие новгородские памятники, как Евфимьева палата и звонница 30-х гг. XV в. Мастера широко применяли системы рычагов; на них были основаны конструкции стенобитных «порок».
Занятия многих миллионов крестьян сельским хозяйством вырабатывали передававшиеся из поколения в поколение практические сведения о природно-климатических условиях, приемах обработки земли и использовании домашних животных, о свойствах различных почв и растений. Дошедший до наших дней обширный комплекс народных примет в области природных явлений складывался и проверялся еще в отдаленные времена русского средневековья.
Вместе с тем внимание образованных людей того времени привлекали различные необычные явления природы, которые они пытались объяснить преимущественно в духе господствующей религиозной идеологии. Свидетельства этому мы видим в летописных текстах. Произошло, например, в 1291 г. затмение Луны — и летописец толкует это как предзнаменование случившегося вскоре события — междоусобицы в Орде. В 1402 г. появилась комета («звезда велика зело копейным образом») — и это явление летописец связывает с междоусобными распрями. Солнечное затмение 1366 г. объяснено божьим гневом за то, что египетский султан преследовал христиан, «и сего не терпя, солнце лучи свои скры». Такое мистико-символическое объяснение природных явлений было типичным проявлением средневекового мышления. Но наряду с ним в летописи заметны симптомы зарождающегося свободного наблюдения над природой, не связываемого религиозно-мистической символикой. Проявлением этого явилось пристальное внимание и конкретное описание некоторых явлений, не толкуемых в традиционном плане «знамений». Так, в записи под 1391 г. дано очень подробное описание северного сияния и отмечено, что красный цвет происходил не от изменения окраски самих предметов, а от особого освещения. Под 1419 г. при описании сильной бури с грозой сказано, что гром является результатом «столкновения облаков». В 1459 г. летописец записал, что в этом году должно произойти редкое совпадение двух церковных праздников — пасхи и благовещения и прибавил: «Братия! Зде страх, зде беда, зде скорбь не мала, якоже... сие лето на конци явися, в онь же чаем всемирное при: шествие Христово» (т. е. конец света). Но через несколько строчек летописец написал: «И того лета не бысть ничтоже», т. е. ничего не случилось. В этой короткой реплике — явное удивление по поводу неоправдавшихся опасений, может быть, первое сомнение в вещах, казавшихся незыблемо установленными религиозной проповедью.
Интерес к строению Земли и Вселенной привел к появлению особых сочинений. В одном рукописном сборнике Кирилло-Белозерского монастыря, датируемом примерно 1424 г., содержатся статьи: «О широте и долготе земли», «О стадиях и поприщах», «О земном устроении», «О расстоянии между небом и землей», «Лунное течение» и т. п. Как отмечает исследователь истории русской науки Т. И. Райнов, статьи о широте земли, о земном устроении и пр. «отличаются совершенно трезвым натуралистическим характером»[25]. В них содержатся цифровые данные о некоторых астрономических объектах. Устройство Вселенной понималось как геоцентрическое и уподоблялось яйцу. Земля — это желток, воздух — белок, небо — скорлупа. Небо всюду отстоит от Земли на равном расстоянии и вращается над Землей, причем Луна и планеты помещаются на особых вращающихся поясах. Солнце настолько же больше Земли, насколько Земля больше Луны. Объясняется, почему Солнце выглядит небольшим — вследствие расстояния, при котором человеческое зрение («зрак») видит все в уменьшенном виде. Источником таких представлений явились, по-видимому, переводные сочинения. При всей неправильности и наивности этих представлений важно отметить самую попытку натуралистически-конкретного объяснения Вселенной на основе практических наблюдений.
Немалое внимание уделено в произведениях XIV—XV вв. сведениям в области медицины. Мы находим в летописях очень точные описания эпидемических болезней (например, чумы). Подробно и обстоятельно, с поразительным наблюдением деталей описана смерть князя Дмитрия Красного. В этом внимании к медицинским явлениям также проявилось стремление к опытному наблюдению, неудовлетворенность традиционными богословскими объяснениями причин болезней и смерти человека. В XV в. появился перевод на русский язык трактатов древнегреческого ученого и врача Галена.
В XIV—XV вв. значительно расширились географические представления русских людей. Памятниками их явились записи о путешествиях («хожения») новгородца Стефана в Царьград, смоленца Игнатия — в Царьград, Палестину и Афон, монаха Зосимы — в Царьград, гостя (купца) Василия — в Иерусалим, поездки посольства на Феррарский собор, посла Семена Толбухина — в Венецию и, наконец, знаменитое «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, совершившего путешествие в далекую Индию.
В этих записях еще много от религиозных представлений: увидев Мертвое море в 1391 г., Игнатий Смолянин описывает его в духе библейской традиции и туманную дымку над морем воспринимает как след от погибших Содома и Гоморры. Монах Зосима вполне серьезно пишет о том, что над Кипром он видел «чудесный крест», якобы держащийся на воздухе, а в Палестине — чудесный колодец, о котором «глаголют: коли девицы испиют тое воды, а не сохранили девства своего, ино им уста позлатею» (покроются золотом). И вместе с тем путешественники вполне реалистично описывали многое из виденного. Новгородец Стефан подробно описал виденные им сооружения и строительные материалы, Игнатий — политические события в Царьграде, гость Василий зафиксировал планировку и благоустройство виденных им городов. Автор описания посольства на Феррарский собор рассказал о венецианской торговле, о фонтанах Люнебурга и флорентийской больнице, о феррарских часах и брауншвейгских черепичных крышах.
Замечательным памятником является «Хожение» Афанасия Никитина. Это — первое в европейской литературе описание Индии, сделанное с большой наблюдательностью. От Афанасия Никитина не ускользнуло и социальное неравенство в Индии. Подробно и обстоятельно описывает Никитин занятия и быт индийского народа. Наблюдая жизнь далеких стран, Никитин постоянно думал о своей родине, Русской земле, любовью к которой окрашено его произведение.
Расширение кругозора русских людей, накопление знаний о природе исподволь начинали подтачивать традиционные устои религиозного мировоззрения, хотя оно продолжало не только оставаться господствующим, но и укрепляться[26].
ЕРЕСИ
Религиозное мировоззрение было господствующим в средние века. Однако господство христианства было в средневековой Руси далеко не всеобъемлющим.
В народных массах устойчиво держались пережитки языческих верований, что сказывалось в разных праздниках и обрядах и против чего упорную, но довольно безуспешную борьбу вела церковь. На церковном соборе 1274 г. церковные властители ополчились против народных праздников, которые происходили в ущерб церковным. Собор указал при этом на кулачные бои, праздник в субботу под пасху, вождение невест к воде и т. п. Собор пригрозил проклятием всем тем, кто участвует в языческих праздниках, в том числе и самим священникам, из чего можно заключить, что и само низшее духовенство не всегда строго придерживалось христианской религии.
В обычаях и обрядах народных масс было много проявлений невежества, суеверия, вроде колдовства, волхвования и пр., но в устойчивости этих явлений вместе с тем сказывалось и стихийное сопротивление христианской церкви с ее установлениями, освящавшими отношения господства и подчинения. Это сопротивление принимало различные формы. Из посланий митрополитов Петра, Алексея, Фотия мы узнаем, что народу в XIV—XV вв., как и в последующее время, отнюдь не было свойственно чувство глубокой религиозности. Церковные иерархи сетовали на то, что во время служб миряне не слушают священников, разговаривают и смеются, не ходят на исповедь и причастие, а многие вообще не посещают церквей.
Народные массы были той средой, которая оказывала сопротивление религии и церкви и тем самым в конечном счете питала многообразные проявления антицерковной идеологии в русской культуре XIV—XV вв.
Одним из важнейших и наиболее интересных явлений антицерковной идеологии были ереси. В условиях, когда церковь занимала положение «наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя»[27], ереси были проявлением протеста против существующего строя, так как, «для того чтобы возможно было нападать на существующие общественные отношения, нужно было сорвать с них ореол святости»[28]. Выступления передовых мыслителей неизбежно облекались тогда в религиозную оболочку, но в них уже содержался протест против господствующей ортодоксальной идеологии. Возникновение и развитие ересей было связано с определенными изменениями социальных условий в жизни средневекового общества. Развитие городов и зарождение в них буржуазных элементов общества было той социальной средой, которая питала еретические выступления против церкви, так как именно города являлись очагами формирования новых общественных отношений. Возникновение и распространение на Руси оппозиционной и еретической мысли следует рассматривать не изолированно, а в связи с общими процессами развития философской и общественно-политической мысли в Византии и в Европе в целом. С другой стороны, степень распространения оппозиционных воззрений и их устойчивость всецело определялись внутренними социально-экономическими и политическими условиями.
Важно отметить, что идейная борьба, развивавшаяся в рамках религиозного мировоззрения, неразрывно переплеталась с политической борьбой и заняла, таким образом, важное место в объединении русских земель в единое государство, поскольку церкви принадлежала значительная роль в этом процессе. В ходе политической борьбы представители различных сторон подвергали критике идейно-политические позиции своих противников, и так как эти позиции были тесно связаны с церковью и подкреплялись авторитетом ее учения, то идейная полемика, вне зависимости от целей, которые преследовали ее участники, неизбежно вела к подтачиванию основ ортодоксального мировоззрения, к развитию критической мысли. Далеко не всякое проявление такой критической мысли было ересью в собственном смысле слова, т. е. выражением антифеодального протеста в религиозной оболочке. Наоборот, многие критические мысли были высказаны представителями феодальных группировок, которые в борьбе с враждебными их политическим интересам церковными деятелями стремились к укреплению феодального строя и более того — к укреплению церкви и ее идеологии. Но объективное значение этих выступлений было шире: в общем потоке развития общественно-философской мысли они подготавливали разрушение всей религиозной ортодоксии.
Так, в 1310—1311 гг. тверскому князю Михаилу Ярославичу и тверскому епископу Андрею удалось организовать церковный собор против сторонника Москвы митрополита Петра. В качестве обвинения было выдвинуто то, что Петр практиковал «симонию», т. е. продажу церковных должностей. Собор при сильном влиянии со стороны Москвы оправдал Петра. Выступление тверского князя и епископа преследовало цели, не выходившие за рамки интересов феодальной междоусобной борьбы, но само обличение церкви в мздоимстве было не чем иным, как попыткой использовать в узкофеодальных интересах недовольство народных масс продажностью и стяжательством духовенства. В Твери не удовлетворились решением собора, и епископ Андрей отправил монаха Акиндина в Константинополь для изучения церковного законодательства. По возвращении в Тверь Акиндин написал послание великому князю Михаилу Ярославичу, в котором подверг критике существующие на Руси церковные порядки и потребовал вмешательства великокняжеской власти в церковные дела. Политический смысл такой постановки вопроса очевиден: так как светская власть находилась в руках тверского князя, а духовная — в руках сторонника Москвы, то интересы тверских феодалов, естественно, приводили к требованию подчинения церкви светской власти. Позднее эта идея упорно проповедовалась московскими князьями, когда они сами стали великими князьями. Обличая находящуюся под руководством митрополита Петра русскую церковь, Акиндин — вольно или невольно — переходит в своей критике к обличению православной церкви вообще, рисуя ее погрязшей в еретичестве и отступившей от основ раннего христианства. Особенно сильно Акиндин нападал на торгашество и хищничество церковников, которое, по его словам, превосходит даже насилие со стороны ордынцев. Впоследствии критические идеи Акиндина были восприняты и развиты еретиками конца XIV в.
В свою очередь в Москве такого рода выступления рассматривались как еретические. Московская княжеская власть помогала церкви в борьбе против нападок на нее, и не случайно в одной рукописи Антониева-Сийского монастыря содержится похвала церковников Ивану Калите, при котором прекратились «безбожные ереси». Но это утверждение выдавало желаемое за действительное.
Выступления против церкви и церковной идеологии не прекращались на всем протяжении XIV в.
В середине XIV в. возник богословский спор между тверским епископом Федором Добрым и новгородским архиепископом Василием Каликой о том, существует ли где-нибудь на земле реальный, конкретный рай. Федор Добрый считал, что рая на земле нет, что он погиб вместе с грехопадением Адама и Евы и существует лишь «мыслен». Василий Калика, наоборот, доказывал, что рай есть на земле, что его даже видели новгородцы, доходившие до «края земли». Заметим, что и Колумб спустя полтораста лет вполне убежденно писал, что, объехав всю землю, он не видел рая только потому, что рай находится в глубинных, отдаленных от моря областях и что он сам не хотел туда пробираться в силу религиозных соображений — в средние века повсюду верили в реальное существование рая. Федор тверской отрицал это.
На первый взгляд отвлеченный богословский спор был, однако, весьма важным проявлением религиозно-критической мысли и политической борьбы. В противовес ставшему ортодоксальным пониманию рая как реально существующего, Федор Добрый представлял рай как духовное состояние самого человека. Он указывал на противоречия в книгах «священного писания» по вопросу о рае, и это было одним из первых проявлений рационалистической критики религиозных воззрений. Если прибавить к этому, что именно к середине XIV в. относится зарождение стригольнической ереси в Новгороде, то понятна озабоченность главы новгородской церкви, выступившего против мнения Федора Доброго. Спор был связан и с политическими отношениями того времени. Новгородский архиепископ Василий Калика был ревностным сторонником политической самостоятельности Новгорода. Наоборот, Федор Добрый был сторонником Москвы и выступал против сепаратизма и междоусобиц тверских князей. Вмешательство Василия Калики в тверские дела было, таким образом, попыткой идеологически скомпрометировать представителя противоположной политической линии.
Примечательно и то, что московские политики поддерживали Федора, так как подчинение церкви интересам светской власти мало-помалу начинало становиться реальной задачей великокняжеской власти в борьбе за укрепление своего положения.
Одним из наиболее крупных выступлений против господствующей церкви была ересь так называемых «стригольников»[29], возникшая в Новгороде в середине XIV в. Из Новгорода эта ересь распространилась и в Псков. Судя по обличениям стригольников со стороны представителей официальной церкви (книг стригольников не сохранилось, они, по-видимому, были уничтожены), стригольники выступили с отрицанием церкви как учреждения. Они решительно осуждали мздоимство церковников, поставление церковнослужителей за плату и вообще отрицали церковную иерархию, не признавая за церковнослужителями права быть посредником между богом и людьми, так как видели в церковниках обыкновенных людей, зараженных людскими пороками («сии учители пьяницы суть, ядять и пьють с пьяницами»). Это отрицание церкви как учреждения было наиболее сильной и общественно значимой стороной идеологии стригольников, объективно содержавшей в себе протест против господствующего строя. Не выходя в целом за рамки религиозного мировоззрения, стригольники выступили с проповедью демократической церкви, лишенной какого-либо стяжательства и особого сана священнослужителей. Стригольники не признавали обряда причащения, как бессмысленного с точки зрения разума, отвергали исповедь, а также таинства и обряды, связанные со смертью. В учении стригольников содержалась попытка отвергнуть внешнюю, обрядовую сторону религии и церковные учреждения, как противоречащие, по их мнению, самой сущности христианства. Стригольники сосредоточивали все свое внимание на внутреннем, духовном состоянии человека. Они считали, что религия во всей ее полноте доступна восприятию каждого человека, а не только особой касте церковников, что религиозное миропонимание должно быть основано на разуме человека, а не на вере в необъяснимые чудеса и таинства. В этом заключался важный сдвиг средневекового мышления в сторону рационализма, в сторону освобождения человеческого духа от беспомощного преклонения перед таинственной силой «высшего божества», и, следовательно, в конечном счете учение стригольников подрывало основы религии, хотя сами они оставались еще в целом в рамках религиозного мировоззрения. Воззрения стригольников церковь объявила ересью. В 1375 г. в Новгороде была совершена публичная казнь над тремя стригольниками: «побиша стригольников, еретиков, дьякона Никиту и Карпа простьца и третьего человека с ними, свергоша их с мосту». Но учение стригольников продолжало жить в Новгороде и Пскове — крупнейших ремесленно-торговых центрах, имея социальной основой демократические слои горожан. В дело вмешался сам константинопольский патриарх, прислав в 1382 г. архиепископа Дионисия, специально путешествовавшего в Новгород и Псков с обличением ереси. В 1386 г. в Новгород отправился крупнейший церковный деятель того времени Стефан Пермский, составивший поучение против еретиков.
Однако выступления против церкви и критика ее догматов с рационалистических позиций продолжали распространяться. В конце XIV в., несмотря на поддержку Москвы, тверскому князю Михаилу Александровичу удалось согнать с местной епископии Евфимия Висленя, которому было предъявлено обвинение в еретичестве. Судя по дошедшим до нас данным, Евфимий и его единомышленники высказывались против существующей церковной организации в том же духе, что и предшествующие представители рационалистической критики церкви. Нет ничего удивительного в том, что на этот раз во главе такой критики оказался сам тверской епископ, возможно, связанный с городскими кругами Твери, вновь окрепшей во второй половине XIV в. Понятно и то, что Москва поддерживала еретически настроенного епископа: московские правители стремились использовать всякую рознь в стане своих противников и очень часто поддерживали оппозиционные им группы.
Движение стригольников в Новгороде к концу XIV в., видимо, пошло на убыль вследствие репрессий, хотя по состоянию источников, с уверенностью сказать этого мы не можем. Зато в Пскове еретическое движение в первой половине XV в. получило дальнейшее распространение. Этому способствовало более независимое положение Пскова в системе феодальных «полугосударств», а также большой демократизм псковской церкви, ее связь с посадским населением и относительная слабость высшего духовенства.
О распространении ереси стригольников говорят четыре грамоты митрополита Фотия в Псков в конце XIV — первой четверти XV в.
Псковские стригольники пошли еще дальше, чем их новгородские предшественники. Они отвергали не только церковь, но и монашество. Среди псковских стригольников выделилась весьма радикально настроенная группа, которая в своем рационализме пришла даже к отрицанию воскресения мертвых и, следовательно, к отрицанию загробной жизни. Псковские стригольники отвергали и другой важнейший догмат христианства — о триедином боге, встав на позиции стихийного пантеизма. Будучи монотеистами, стригольники в Пскове, в отличие от новгородских стригольников, отказались признавать евангелие и, стало быть, божественную природу Христа,
Это смелое выступление псковских стригольников против основ христианского вероучения не получило, однако, широкого распространения. В условиях XV в. оно осталось замкнутым в довольно узком кругу «интеллигенции» — выходцев из духовенства, хорошо начитанных в области богословия, и в частности среди, монахов псковского Снетогорского монастыря.
Ересь в Пскове также была подвергнута жестоким преследованиям со стороны официальной церкви.
Заметим, что центрами распространения рационалистического мировоззрения явились именно крупнейшие русские города XIV—XV вв.— Тверь, Новгород, Псков, что определенно указывает на внутреннюю социальную основу еретических движений. Выступления еретиков было проявлением классовых противоречий, обострявшихся в ходе развития феодальных общественно-экономических отношений. В наиболее крупных городах социальные противоречия выступали особенно ярко. К тому же следует сказать, что эти города были более связаны со странами Западной Европы, где в то время поднималось реформационно-гу-манистическое движение, и выступления русских еретиков нельзя не поставить в определенную идейную связь с этим общеевропейским движением. Но сразу же нужно, оговориться, что слабость развития русских городов в условиях, сложившихся после монголо-татарского нашествия, не дала возможности рационалистическому мировоззрению на Руси развиться в широкое реформационно-гуманистическое движение, для этого необходимо было вызревание буржуазных элементов в обществе, чего на Руси тогда не могло быть.
И все же свидетельства о развитии рационалистического мышления на Руси в XIV—XV вв. ясно говорят о том, что Русь не была в стороне от прогрессивного развития человеческой мысли в средневековье, что на русской земле появились смелые и сильные умы, начавшие борьбу за свободу человеческого разума, против оков официальной религии и церкви.
О том, что рационалистические идеи получили на Руси большее, чем можно было предположить, распространение и именно в среде горожан, говорят интересные наблюдения А. К. Клибанова над сочинением тверского купца Афанасия Никитина. Афанасий Никитин не был еретиком, но в его «Хожении» высказаны мысли, противоречащие официальной религиозной догме и рационалистические в своей основе. Прежде всего — это мысль о равноправии языков и вер, и совсем не случайно так часто употреблял Никитин нерусские слова, мешая их из разных языков, и имя бога писал на многих языках. Ведь согласно религиозной идеологии только одна вера — православное христианство — «истинна», исповедующие другие веры — это «поганые», «иноверцы» и пр. Интересно и то, что в сочинении Никитина нет упоминания Троицы, ему ближе понятие единого бога (как и стригольникам).
Рационалистические идеи, несогласие с церковью и ее догматами были проявлением развития прогрессивной общественной и философской мысли.
ЛИТЕРАТУРА
Русская литература второй половины XIII—XV в., как и в предшествующее время, развивалась в форме различных повестей, многие из которых дошли в составе летописей, житий, сказаний. Проникнутые внешне религиозным мировоззрением, литературные произведения той эпохи, однако, не могут быть отнесены целиком к церковной литературе — напротив, многие из них посвящены чисто светским, гражданским сюжетам. Литература XIII—XV вв., развиваясь на основе традиций, выработанных литературой Киевского периода, непосредственно откликалась на важнейшие события эпохи и была одним из важнейших проявлений общественного сознания своего времени. Центральными темами ее стали борьба против иноземных захватчиков и проповедь единства Русской земли, несмотря на ряд местных особенностей и отражение местных интересов, что естественно для периода феодальной раздробленности.
Особенностью средневековой литературы было то, что в основе ее произведений лежали конкретные исторические факты, а персонажи литературных произведений были реальными историческими лицами. Значительно позднее произошло возникновение обобщенного, вымышленного героя литературных произведений. Поэтому не всегда можно отделить литературное произведение той эпохи от исторической хроники.
События монголо-татарских вторжений и героической борьбы русского народа против завоевателей стали во второй половине XIII—XIV в. центральной темой литературы. В составе летописей дошло несколько повестей об отдельных событиях этой борьбы — битве на Калке, вторжении Батыя, обороне Козельска и т. д. Эти повести по своему характеру весьма близки к произведениям народного эпоса, но в то же время в их летописных редакциях заметна обработка в интересах господствующего класса, при которой особенно подчеркивается роль князей, а борьба с завоевателями изображается в плане защиты христианства от «поганых», т. е. религиозный момент как бы выступает на первый план.
Одним из значительных произведений этой темы явилась «Повесть о разорении Рязани Батыем», дошедшая до нас в составе сборника XVI в. В «Повести» содержится решительное осуждение феодальных распрей между князьями. Написанная с позиций прославления рязанских князей, «Повесть» обвиняет великого князя владимирского Юрия Всеволодовича в отказе помочь Рязани. В то же время разорение Рязанской земли трактуется в традиционном христианско-морализующем духе, как наказание божье за грехи. Самый факт катастрофы, обрушившейся на русские земли, феодальные идеологи стремились использовать для пропаганды христианских идей и упрочения влияния церкви. Вместе с тем «Повесть» выходит за рамки узкорелигиозного освещения событий и содержит яркие рассказы о героической борьбе населения Рязани. Замечателен рассказ о любви и верности рязанского князя Федора Юрьевича и его жены Евпраксии., Когда князь Федор отправился к Батыю для переговоров, Батый потребовал, чтобы красавица Бвпраксия была доставлена ему. Федор отказался выполнить это требование и был убит в ханской ставке. Узнав о гибели мужа, Евпраксия покончила с собой, выбросившись из окна высокого терема. «Повесть» сохранила имя богатыря, храбро сражавшегося с завоевателями, — Евпатия Коловрата. Прозвище «Коловрат» указывает на богатырскую силу Евпатия. Рассказ о Коловрате выдержан в традиционной манере дружинного эпоса. Княжеский дружинник («некий'от вельмож рязанских») Евпатий, находясь в Чернигове, узнал о разорении Рязани Батыем, поспешил в Рязанскую землю, собрал дружину в тысячу семьсот человек из оставшегося населения и пошел в погоню за Батыем. Догнав его в Суздальской земле, Евпатий напал на монголо-татар и нанес им сильное поражение. Батый послал на единоборство с Евпатием своего шурина Хостоврула. Русский богатырь убил Хостоврула, «разсече» его «на полы (пополам) до седла». Только с помощью многочисленных «пороков» (стенобитных машин) врагам удалось убить Евпатия. Склонясь над телом мертвого богатыря, хан Батый воздал должное его храбрости и сказал, что он хотел бы иметь такого воина в своем войске.
Рассказ о Евпатии свидетельствовал о непреклонной воле русских людей продолжать борьбу в самых тяжелых условиях. Характерно, что героический тон рассказа о богатыре Евпатий разительно отличается от описания рязанских князей, выдержанного в обычном плане религиозно-житийной литературы. Князья изображены как христианские подвижники, преданные во всех своих поступках учению церкви. Прекрасный рассказ о Федоре и Евпраксии завершается вдруг житийной характеристикой с трафаретными выражениями о том, что князья рязанские «бяше родом христолюбивый», «от самых пелен бога возлюбили», «о церквах божиих велми печашеся», и перечислением всех достоинств, обязательных для положительного героя церковной литературы. В этом снова сказалось настойчивое стремление церковников использовать реальные сюжеты, положенные в основу литературного произведения, для религиозной проповеди.
В еще большей степени религиозное истолкование борьбы против завоевателей проявилось в ярких, эмоциональных произведениях крупного церковного и литературного деятеля, знаменитого проповедника Серапиона, бывшего архимандрита Киево-Печерского монастыря, ставшего в 1274 г. епископом владимирским, суздальским и нижегородским. Разорение Руси монголо-татарами выглядит в поучениях Серапиона как наказание божье за грехи, но при всем этом религиозные идеи сочетаются у Серапиона с горячим патриотическим чувством. Сочинения Серапиона были преисполнены глубокой горечи за судьбы родной земли и вместе с тем уверенности в лучшем будущем ее: «гнев божий престанет... мы же в радости поживем в земле нашей». Серапион убеждал своих слушателей и читателей в том, что добиться смягчения божьего гнева можно только выполнением всех требований христианского вероучения. В этой связи Серапион обрушивался на пережитки языческих верований, прочно жившие в народе.
В литературе XIII—начала XIV в. отразилась также борьба против шведских и немецких феодалов. Этой теме посвящены дружинные повести об Александре Невском и псковском князе Довмонте, ставших любимыми героями литературных произведений. Христианско-религиозная окраска деятельности героев борьбы против завоевателей на западных рубежах Русской земли не закрыла главной патриотической идеи, отвечавшей настроениям широких народных масс. Повесть об Александре Невском начиналась «Словом о погибели Русской земли», прославлявшим родную страну[30], далее содержалось описание Невского сражения, «Ледового побоища», отношений князя с Ордой и его смерти. Повесть о подвигах Довмонта возникла в XIII в. в Пскове.
Вопрос о происхождении «Слова о погибели Русской земли» остается нерешенным. Возможно, что до нас дошла только часть (может быть, начало) какого-то большого произведения. Изумительный поэтический пафос и глубокий патриотизм сделали «Слово» популярным среди книжников, которые прямо, как в житийной повести об Александре Невском, или в переработанном виде, как в житии о Федоре Ярославском, использовали «Слово» как своеобразный зачин.
Подъем освободительного движения против завоевателей в конце XIII — начале XIV в. и начало объединительных процессов в Северо-Восточной Руси стимулировали и новый подъем литературного творчества, непосредственно откликавшегося на эти важнейшие исторические явления.
В этот период заметно выдвинулась тверская, а затем и московская литература. Ставшая в конце XIII — начале XIV в. одним из ведущих политических центров на Руси, Тверь являлась в то время и крупным культурным центром. Значительный подъем пережило тогда тверское летописание. В Твери в 1293 и 1327 гг. произошли крупные антимонгольские выступления. Борьба против ордынцев ярко отразилась в произведениях тверской литературы, какими явились «Повесть об убиении князя Михаила Ярославича в Орде» и «Повесть о Шевкале». Великий князь тверской Михаил Ярославич в 1319 г. был казнен в Орде, когда московскому князю удалось склонить хана на свою сторону в борьбе с Тверью. Составленная в Твери «Повесть» о смерти Михаила имеет явные антимосковские мотивы, но вместе с этим повествование о гибели тверского князя отразило не только местные феодальные настроения. Смерть князя Михаила рисуется как мученический подвиг во имя всего христианства, во имя защиты Руси от ненавистных поработителей. Другая повесть посвящена восстанию в Твери в 1327 г. Исследователи древнерусской литературы отмечают, что дошедшая в составе письменных памятников эта повесть является феодальной переработкой того народного сказания о Шевкале («Щелкане Дудентьевиче»), о котором говорилось выше. «Повесть о Шевкале» подчеркивает непричастность тверского князя Александра Михайловича к восстанию, изображая его как возникшее совершенно стихийно, вопреки воле князя.
Во второй половине XIV в. в истории русских земель наступил новый этап. К этому времени были уже преодолены некоторые последствия монголо-татарского вторжения, настало время нового подъема ремесла, сельского хозяйства, торговли. Значительно укрепилось экономическое и политическое положение русских земель. Объединенные московской великокняжеской властью, общерусские силы под предводительством Дмитрия Донского нанесли сокрушительное поражение монголо-татарским завоевателям в исторической битве на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. Под главенством Москвы стало складываться единство русских земель.
Русская культура, и в частности русская литература, вступила в этот период в полосу нового подъема. Это сказалось не только в появлении многих новых произведений литературного творчества, но и в существенных изменениях его форм. Исследователи истории древнерусской литературы отмечают появление в конце XIV—XV в. нового, так называемого «экспрессивно-эмоционального» стиля литературных произведений. В этот период усилилось влияние религии на искусство. Писатели и художники конца XIV—XV в. стремились показать исключительную возвышенность психологического состояния, порождаемого религиозным вероучением, противопоставляя его земному миру со всеми его тяготами и заботами. В таком подходе к задачам художественного творчества отражался смутный, неосознанный протест против несправедливости окружающей их жизни. Господство богословия направляло этот протест в русло религиозного мировоззрения. В «чистоте» и «святости» христианского учения мыслящие люди того времени пытались воплотить не ясные для них самих идеалы высокого развития человеческого духа. Стремление к возвышенности и идеализации художественных образов усиливалось еще более в обстановке патриотического подъема, вызванного победой на Куликовом поле.
Необходимо отметить также существенное влияние, оказанное на литературу усилением культурных связей с южнославянскими странами. Распространение южнославянской литературы и деятельность приезжавших из этих стран книжников (что в немалой степени было связано с деятельностью выходца с Балкан митрополита Киприяна) внесли в русскую культуру свойственную южнославянской культуре возвышенность и эмоциональность, но при всем этом, как отмечено выше, развитие названного стиля в русской культуре было обусловлено внутренними закономерностями ее развития, находившегося в теснейшей связи с изменениями в жизни самих русских земель конца XIV—XV в.
Ведущим центром литературы в этот период окончательно стала Москва, где создавались наиболее значительные произведения. Под влиянием Куликовской битвы возник цикл произведений, прославивших великую победу русского народа над завоевателями. Ранее других из повестей этого цикла возникла, по-видимому, так называемая «летописная повесть», вошедшая в состав многих летописей. Осмысление событий Куликовской битвы здесь дано в духе религиозного мышления, конечной причиной поражения Мамая выступает «божественное провидение»; поведение рязанского князя Олега объясняется как отступление от религиозно-нравственных догм; герой Куликовской битвы — Дмитрий Донской изображен как христианский подвижник, наделенный благочестием и любовью к богу и церкви, во имя которых он и совершает свои поступки. Но вместе с тем в «летописной повести» отчетливо проступают мужественные черты великого князя-патриота, пренебрегающего личной опасностью ради общерусского дела. В уста князя вложены слова о том, что он не может отказаться от личного участия в битве: «Да како аз возглаголю: братьа моа, да потягнем вси с единого, а сам лице свое почну крыти и хоронитися назади? Не могу в том быти, но хощу якоже словом, такожде и делом напереди всех и перед всими главу свою положити за свою братью и за вся крестьяны, да и прочьи, то видевше, примуть с усердием дерзновение»[31]. Изображение событий украшено многими риторическими выражениями, сравнениями («прольяша кровь, аки дождева туча» и т. п.).
В конце XIV в. появилась так называемая «Задонщина», автором которой был «Софоний старец рязанец». «Задонщина», посвященная Куликовской битве, идейно и художественно связана со знаменитым «Словом о полку Игореве», но является не подражанием «Слову», а оригинальным и вместе с тем крупнейшим произведением древнерусской литературы. Со «Словом» «Задонщину» связывает общая идея, которая заключается в том, что «Слово» показало поражение русских князей в борьбе с нашествием вследствие разрозненности и междоусобиц, а «Задонщина» показала победу Руси, когда было достигнуто единство под главенством Москвы. Таков основной замысел «Задонщины», Близость художественных приемов к «Слову» и временами даже прямое его цитирование служат подчеркнутому раскрытию главной темы единства Русской земли и сопоставлению условий поражения князя Игоря Святославича и победы князя Дмитрия Донского. Организующая роль Москвы и ее прославление звучат в «Задонщине» с большой силой. Примечательно, что в «Задонщине» раскрылась одна из ведущих общественно-политических идей того времени — мысль об органической связи Московской Руси с Киевской Русью. Автор «Задонщины» видит в событиях своего времени закономерное восстановление прежней славы и могущества Русской земли, лишь временно утраченное в годину иноземных вторжений. В «Задонщине» очень заметно влияние народного эпоса с его богатырскими образами Пересвета и Осляби, песенной символикой (Москва выпускала против врагов «соколов», «кречетов», «белозерских ястребов» и т. п.).
Широкое распространение получило «Сказание о Мамаевом побоище». С одной стороны, оно насыщено религиозной риторикой, с другой — «Сказание» воплотило реальные факты событий, связанных с Куликовской битвой, и даже сохранило имя одного из простых людей — героев битвы («Юрка-сапожник»), Интересно, что в описании сражения автор отходит от религиозной риторики и гораздо ближе стоит к народному эпосу, зато изображение князя Дмитрия Ивановича проникнуто религиозным благочестием; здесь проведена идея тесного союза церкви и княжеской шгйсти, воплощенная в описании отношений Дмитрия и Сергия Радонежского.
События печального для Москвы 1382 г., когда произошло нападение Тохтамыша, легли в основу особой повести — «О Московском взятии от царя Тохтамыша и о пленении земли Русской». Эта «Повесть» гораздо ближе к народной традиции, чем другие произведения.
Другая группа литературных произведений конца XIV— XV в. — жития святых. В этих произведениях наиболее выпукло проявились черты религиозной риторики, характерные для того времени. Еще в первой половине XIV в. было составлено «Житие» московского митрополита Петра, которое было предназначено для обоснования важного для московских князей тезиса о том, что внимание святого Петра к Москве явилось выражением божественного предначертания, указавшего на Москву как на центр защиты христианства. «Житие» Петра составлено еще в стиле сухого изложения фактов, почти без риторических украшений, но с обстоятельными указаниями на «чудесные» явления, предопределившие поступки Петра. В конце XIV в. житийная литература приобрела новый характер. Произведения этого зканра стали исполняться в возвышенном, панегирическом стиле, они обильно украшены эпитетами, цветистыми оборотами и выражениями, длинными цитатами из «Священного писания». В этом духе были составлены Епифанием Премудрым «жития» Стефана Пермского и Сергия Радонежского. Усиление церковной проповеди в житийной литературе неразрывно сочеталось с развитием в ней идеи о главенствующей роли Москвы и о тесном союзе княжеской власти и церкви как основной гарантии усиления Руси. Близки к житийной литературе и «похвальные слова», написанные в честь московского князя Дмитрия Донского, тверских князей Михаила Александровича и Бориса Александровича[32]. В этих «словах» развивалась идея сильной княжеской власти.
Во второй половине XV в. в русской литературе стал распространяться жанр сюжетной повести. «Повесть о Петре и Февронии», «Повесть о Петре, царевиче ордынском», «Повесть о Меркурии Смоленском» и другие произведения этого жанра внешне еще вполне историчны, но в действительности здесь уже происходило создание вымышленных литературных сюжетов, что означало значительный шаг вперед в развитии русского литературного творчества.
«Повесть о Петре и Февронии», возникшая, по-видимому, в Муроме, рассказывает о любви крестьянской девушки и князя. В этой «Повести» многое взято и от сказочной фантастики народного творчества, и от религиозного истолкования образов. Феврония, владея тайной исцеления от болезни, вызванной брызгами крови фантастического крылатого змея, убитого князем Петром, соглашается исцелить последнего, если он женится на ней. Этот сюжет был распространен в средневековье — точно так же Изольда лечила Тристана, заболевшего от крови убитого дракона. Князь Петр нарушил обещание, отказавшись жениться на Февронии, но был наказан за это возобновлением болезни. И только после возвращения к Февронии он был излечен ею до конца. Петр и Феврония стали править в Муроме, но бояре были возмущены незнатностью Февронии. Побеждает великая нравственная сила Февронии и Петра — они вместе уходят из города. Сила любви Февронии так велика, что по ее благословению за ночь вырастают деревья. Недовольные правлением бояр, жители Мурома упросили Петра и Февронию вернуться в город. Там они правили до смерти, причем вместе умерли, и как ни старались похоронить их отдельно, тела их чудесным образом оказывались в одном гробу. Заметим, что таков же конец некоторых вариантов упомянутой повести о Тристане и Изольде, к которой по сюжету повесть о Петре и Февронии довольно близка. Дело тут не в механическом заимствовании: «Повесть о Петре и Февронии» является не переводом и не подражанием, а вполне оригинальным произведением русской литературы с особенностями изображения реальной русской жизни. Общность сюжетов вообще характерна для средневековой культуры разных стран и обусловлена единством пути культурного развития. На определенной стадии возникли сюжеты, которые соответствовали общему уровню духовных, морально-этических представлений средневекового общества.
Развитие художественного мышления приводило к более глубокому проникновению в человеческие чувства и характеры. Тема всепобеждающей любви как высокого человеческого чувства, преодолевающего социальные преграды и наделенного чудодейственной силой, появилась в средневековье как предвестие освобождения духовной культуры от суровых аскетических канонов религиозного восприятия действительности. В «Повести о Петре и Февронии»» и других аналогичных произведениях авторы еще пытались как бы «уложить» эту тему в рамки религиозного истолкования. От этого произведение получало, конечно, внутреннюю противоречивость. Характерно, что «Повесть о Петре и Февронии» написана уже не в выспреннб-риторической манере, а очень сдержанно. Внутренняя эмоциональность сменила здесь внешнюю аффектацию, и в этом тоже заключается новое важное явление литературного развития.
«Повесть о Меркурии Смоленском» продолжала традиции героических повестей о богатырях — героях борьбы против монголо-татар. И в этой повести переплетаются народно-эпические мотивы (богатырь, один разбивший полчища Батыя) с жанром религиозного жития (блаженный праведник, действующий по велению богородицы) в изображении одного и того же героя повести — Меркурия.
Интересна попытка изобразить внутреннее перерождение человека в «Повести о Петре, царевиче ордынском». Эта попытка выдержана еще в последовательно религиозном плане: Петр изменился под влиянием воздействия на него христианского учения, но стремление показать сложный путь духовного развития человека было новым и важным явлением в русской литературе XV в., начавшей преодолевать вековые традиции статичного изображения людей, которые выглядели в литературе предшествующего времени либо крайне идеализированно, либо наделялись исключительно отрицательными чертами.
Идейный пафос общерусского единства, возникший еще в домонгольской Руси и с особой силой проявившийся в «Слове о полку Игореве», в новых условиях XIII—XV вв. становится ведущим и находит, в той или иной степени, отражение в литературных памятниках, как связанных непосредственно с иноземным нашествием, так и в цикле о Куликовской битве, в житиях и поучениях, в «Хожениях» и повестях.
АРХИТЕКТУРА
Как и другим областям культуры, русскому зодчеству и живописи был нанесен тяжелый удар монголо-татарским нашествием. Однако, по мере того как восстанавливалась жизнь в русских землях, оживали и получали новое развитие вековые художественные традиции. В области зодчества древние традиции не прервались. Сохранился, например, белокаменный рельеф от церкви в Коломне, построенной в XV в. Это свидетельство того, что имели место попытки возродить традиционное искусство резьбы по камню, хотя по качеству исполнения коломенский рельеф намного уступает владимиро-суздальским рельефам XII—XIII вв.
В различных городах Руси в XIV—XV вв. возобновлялось каменное строительство, происходила реставрация старых памятников. Однако ни Суздаль, ни Ростов, ни Владимир, ни Нижний Новгород, ни Рязань не стали ведущими центрами развития искусства в XIV—XV вв.; более того, произведения зодчества и живописи, созданные там, характеризуются архаичными чертами.
Ведущая роль в искусстве перешла к другим центрам, и это вполне понятно: где был достигнут наиболее высокий уровень экономического и политического развития, там создавались и наиболее благоприятные условия для развития художественной культуры. Такими центрами были Тверь, Новгород, Псков, а со второй половины XIV в. наибольшее значение приобрела Москва. Именно Тверь была первым городом Северо-Восточной Руси, где после нашествия снова началось каменное строительство (главный тверской храм Спаса-Преображения в 1285—1290 гг.). Тверской собор был построен в стиле установившейся во владимиро-суздальском зодчестве традиции. Это был шестистолпный, крестово-купольный храм, украшенный белокаменными рельефами, медными дверями, майоликовым полом. Но каменное строительство в Твери в XIV в. не было значительным: была построена еще одна каменная церковь в 1323 г., а потом разгром Твери после восстания 1327 г. надолго ослабил ее, и лишь в конце XIV в. наступил новый подъем строительной деятельности, продолжавшейся и в первой половине XV в. Сохранилась построенная во второй четверти XV в. церковь Рождества Богородицы в селе Городне на Волге — небольшой четырехстолпный храм на высоком подклете.
Крупнейшим центром развития искусства XIV—XV вв., имевшим не только русское, но и общеевропейское значение, был Великий Новгород. XIV—XV вв. — время развития самостоятельности Новгородской феодальной республики, экономического и политического подъема Новгорода. Как известно, Новгород не подвергался разорительному нашествию монголо-татарских завоевателей, что создало более благоприятные по сравнению с другими русскими городами условия для развития культуры, хотя и для Новгорода вторая половина XIII в. была тяжелым временем. Отразив натиск врагов с Запада, в конце XIII в. Новгород вступил в полосу большого подъема. Это сразу же проявилось в возобновлении каменного строительства. Церковь Николы на Липне, построенная в 1292 г., являлась как бы форпостом на путях к Новгороду с юга.
Надо иметь в виду, что каменные церкви средневековья имели не только культовое назначение. Они являлись также местом хранения товаров и имели особенно большое военно-оборонительное значение. Когда еще не было огнестрельного оружия, всякое каменное сооружение представляло собой серьезную крепость, поэтому церковное строительство в средние века нельзя расценивать только как свидетельство распространения и утверждения влияния религии и церкви — сооружение каменных храмов отвечало и весьма реальным, земным потребностям. Древние церкви, сохранившиеся доныне, — это не столько религиозные памятники, сколько памятники строительного и художественного мастерства, драгоценные материальные свидетельства жизни общества далеких веков. Гибель и разрушение этих памятников — невосполнимая потеря для истории русской культуры.
Сильно разрушенной во время Великой Отечественной войны оказалась и церковь Николы на Липне, один из интереснейших памятников новгородского зодчества. После войны реставраторы восстановили храм. Сохранив традиционную схему четырех-столпного одноглавого храма, новгородские зодчие внесли много нового в конструкцию. Они отказались от позакомарного покрытия, сделав его трехлопастным (позднее переделанным на восьмискатное, а еще позднее — на четырехскатное, грубо исказившее, как и всюду при подобных переделках, изящный и закономерный переход от основного массива здания к барабану). Вместо трех апсид осталась одна в центре, причем опущенная до половины здания, не стало деления фасадов лопатками, и здание в целом приобрело могучую массивность и монолитность. «Идеал новгородца — сила, и его красота — красота силы»,— писал И. Э. Грабарь; и эту характерную особенность новгородского искусства мы ясно видим в сохранившихся его памятниках. Кроме того, новгородские строители перешли от кладки, чередовавшей слои камня и кирпича, к кладке из грубо отесанной известняковой плиты, с использованием валунов и частично кирпича. Это придавало стенам новгородских сооружений неровную волнистую поверхность и лишало их геометрической четкости и строгости, еще более усиливая впечатление грубоватой силы и мощи.
Новгородские постройки XIV—XV вв., как правило, невелики по своим размерам. На смену монументальным, величественным зданиям XI — XII вв. типа Софии, соборов Юрьева и Антониева монастырей, строившихся богатой княжеской властью, пришли небольшие сооружения, возводившиеся на средства отдельных бояр, купеческих объединений и городских «концов». Изменение объемов зданий повлекло за собой и выработку новых приемов их художественного и строительно-технического решения.
Сохранились лишь отдельные фрагменты нескольких зданий первой половины XIV в. Интереснейшие церкви Спаса на Ковалеве (1345 г.) и Успения на Волотовом поле (1352 г.) погибли от рук немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Благодаря усилиям реставраторов церковь Спаса на Ковалеве восстановлена. Историки архитектуры отмечают, что новгородские сооружения первой половины и середины XIV в. знаменовали собой переходный период к выработке нового стиля новгородского зодчества, который получил свое яркое воплощение в ряде построек второй половины XIV в.
Одним из классических памятников новгородского зодчества является построенная по заказу посадника Семена Андреевича в 1360—1361 гг. на Торговой стороне церковь Федора Стратилата. Четырехстолпный одноглавый храм был вместе с тем и хозяйственным помещением — в нем были устроены тайники и камеры для хранения ценностей. Нарядно внешнее убранство храма. В настоящее время реставраторы возродили древний облик храма, восстановив его трехлопастное завершение. Строители церкви Федора Стратилата вновь вернулись к членению фасадов лопатками, барабан украшен поясками арочек, треугольников, вдоль апсиды спущены валики, соединенные арками, на фасадах много различных украшений над окнами и порталами. В этом ярко сказалось новое в новгородском стиле второй половины XIV в. — стремление к нарядному, декоративному убранству постройки.
Еще более отчетливо это стремление проявилось в церкви Спаса на Ильине, построенной в 1374 г. Здесь декоративная обработка фасадов и апсид еще более разнообразная и богатая, даже разрушающая конструктивную строгость и лаконичность форм. Позднейшие постройки уже избегают такой обильной декоративности, возвращаясь к старым строгим формам или даже совсем отказываясь от украшений, как, например, в церкви Рождества на кладбище (1381 г.). В дальнейшем в новгородском зодчестве еще более стало усиливаться стремление к сохранению и повторению прежних образов.
В XV в. новгородские мастера старались следовать уже выработанным ранее приемам,
и в этой известной консервативности новгородского зодчества отразилась общая политическая линия новгородской аристократии, йаправленная к сохранению строя феодальной республики с ее независимостью от княжеской власти. Ярким памятником новгородского зодчества начала XV в. является церковь Петра и Павла в Кожевниках, подражающая храму Федора Страти-лата. Подражание памятникам древности сказалось в следовании образцам не только XIV в., но и более раннего времени. Таково, например, возведенное в 1454 г. новое здание церкви Иоанна Предтечи на Опоках, центра знаменитой новгородской купеческой корпорации — «Иванского ста» — вместо разрушенного здания постройки 1127 — 1130 гг.
Сохранились и некоторые гражданские постройки XV в. Это — Грановитая палата, построенная в 1433 г. немецкими и новгородскими мастерами, и Часозвоня, возведенная в 1443 г. В Грановитой палате заседал Совет господ — верховный орган боярской аристократии. Грановитая палата имеет ряд специфических черт готического искусства, в то время как столп Часозвони завершался шатровым верхом, являясь одним из ранних образцов русской шатровой архитектуры. Обрушившаяся в 1671 г. Часозвоня через два года была отстроена вновь, с сохранением основ древней формы, но без шатрового верха.
Своеобразное место в русском искусстве XIV—XV вв. занимает зодчество Пскова.
Псковские сооружения XIV—XV вв. производят впечатление крепостных — настолько чувствуется сила в их мощных стенах, несимметричных пропорциях. Военный страж Русской земли на Западе, Псков в течение столетий вел упорную борьбу против завоевателей. В еще большей степени, чем в других городах, каменные постройки Пскова имели военное назначение. Именно в Пскове был возведен в XV в. самыйбольшойкаменныйкремль, стены которого протянулись на девять километров.
После 1348 г. Псков обособился от Новгорода и стал центром самостоятельной феодальной республики. Обособление Пскова наложило заметный отпечаток на его зодчество и живопись, сохранявшие местное своеобразие и довольно замкнувшиеся от влияний со стороны других центров. Сохранение этого местного своеобразия было, как и в Новгороде, отражением политических позиций боярской аристократии, стремившейся к сохранению своей независимости.
Вторая половина XIV и XV в. были временем весьма интенсивного каменного строительства в Пскове, многое сохранилось до нашего времени. В 1365—1367 гг. был заново выстроен главный псковский храм Троицы. Ставя этот храм «на старой основе», псковские мастера внесли много нового в традиционную схему крестово-купольной церкви. Особенно переработана была верхняя часть сооружения, которой был придан динамический ритм по мере приближения к барабану.
Большинство псковских храмов XV в., ранним из которых была церковь Василия на Горке (1413 г.), представляют собой небольшие кубического вида постройки с одной главой, украшенной простыми поясками в виде треугольных и квадратных углублений. Внешний облик этих церквей очень прост и лаконичен. Как и в Новгороде, стены возводились из неровных плит известняка. Верхняя часть зданий завершалась многолопастными арками с восьмискатным покрытием. Церкви обычно имели несколько боковых приделов, еще более усиливавших впечатление тяжести и приземистости зданий. Характерны для псковского зодчества каменные звонницы, состоявшие из нескольких пролетов. Псковские постройки украшались темно-зелеными поливными изразцами. В XV в. Псков был единственным городом на Руси, где существовало производство таких изразцов.
Каменное строительство в Москве началось во второй четверти XIV в. Первый этап его относится к 1326—1333 гг., когда были построены четыре небольших каменных храма в Кремле, не сохранившихся до наших дней. Судя по некоторым косвенным данным, первые белокаменные московские церкви были выстроены в духе традиций владимиро-суздальского зодчества, что соответствовало и политическим замыслам заказчиков, стремившихся подчеркнуть преемственность великого княжения владимирского и московского.
В 1367 г. в Москве был возведен единственный в XIV—XV вв. во всей Северо-Восточной Руси каменный кремль, и с этого времени началась полоса нового интенсивного каменного строительства как в самой Москве, так и в городах Московского княжества. Крупнейшей постройкой XIV в. был Успенский собор в Коломне — городе, которому московские князья придавали исключительно важное значение как стратегическому центру на путях борьбы против иноземных нашествий. Расположенные ступенями, декоративные закомары Успенского собора создавали эффектный переход к барабану. Сохранив формы владимирского зодчества, московские мастера придали коломенскому храму торжественный и величественный вид. Внимание к художественной культуре Владимиро-Суздальской Руси вообще стало отличительной чертой развития московского искусства. Недаром в конце XIV в. было предпринято восстановление древних сооружений во Владимире, Переяславле-Залесском, Ростове.
Древнейшими сохранившимися памятниками московского зодчества являются Успенский собор в Звенигороде (около 1400 г.), собор Саввина-Сторожевского монастыря в Звенигороде (1405 г.) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря в Загорске (1422 г.). Эти московские сооружения следуют образцам владимирских зданий XII в. — церкви Покрова на Нерли и Дмитриевскому собору во Владимире. Как и названные сооружения, древнейшие московские памятники представляют собой крестово-купольные одноглавые церкви с тремя апсидами, доходящими почти до верха куба, но выполнены они с меньшим декоративным убранством, чем владимирские храмы. Нет ни резных каменных барельефов, ни аркатурно-колончатых поясков. Убранство московских храмов скромнее, но в нем появились новые мотивы — килевидные арочки и «дыньки» в порталах, ставшие характерной особенностью московского зодчества. Очертания храмов, особенно монастырских, более приземисты и суровы, чем изящные и стройные формы владимирских построек. В соборе Спасо-Ан-дронникова монастыря (около 1427 г.) традиционный владимирский «куб» стал нарушаться за счет возвышения средних сводов над боковыми, что придавало более динамичное движение зданию вверх, к барабану, поставленному на квадратный постамент.
ЖИВОПИСЬ
Русское искусство второй половины XIII—XV вв. восприняло и развило дальше художественную культуру Древней Руси, об этом свидетельствуют, например, немногочисленные сохранившиеся памятники владимиро-суздальской живописи XIV в. — икона «Грузинской Богоматери» и «Покров» из Покровского монастыря в Суздале (хранятся в Государственной Третьяковской галерее), особенно первая с ее тонким рисунком и мягким изображением лица.
Своя живописная школа складывалась в Твери, причем характерно, что борьба Твери против Москвы наложила отпечаток и на формирование тверской живописи, более стремившейся к новгородским образцам, чем к московским.
Высокого развития достигла во второй половине XIII—XV в. и новгородская живопись, опиравшаяся на прочные местные традиции и использовавшая достижения византийского искусства. Как и в зодчестве, в живописи Новгорода XIV в. сложился новый стиль. В новгородских фресках этого времени на смену тяжеловатым, приземистым фигурам пришли узкие, вытянутые изображения людей, многослойные композиции, живопись стала более миниатюрной, изящной, обогатилась цветовая гамма.
Замечательным художником конца XIV в. был знаменитый Феофан Грек, приехавший на Русь из Константинополя. Принеся лучшие традиции византийского искусства, Феофан Грек органически соединил их с русским искусством, став крупнейшим мастером русской живописи и внеся большой вклад в ее идейно-художественное развитие. Феофан работал в Новгороде и Москве. В Новгороде сохранились росписи Феофанй Грека в церкви Спаса на Ильине. Живопись Феофана отличается свободой композиционного построения, художественной выразительностью, острыми индивидуальными характеристиками изображаемых персонажей. Проникнутая глубоким философским размышлением, живопись Феофана Грека — одно из самых ярких проявлений того экспрессивно-эмоционального стиля в русском искусстве конца XIV в., который сказался и в литературных проис ведениях. Феофан воплощал в своих фресковых росписях высокую одухотворенность человека, силу внутренней эмоциональности, страстную волю к возвышенному и прекрасному духовному состоянию человека. Духовная возвышенность и эмоциональность мыслились Феофаном, как и другими художниками того времени, естественно, в религиозных образах, но эти образы были неизмеримо выше, чище, благороднее и окружавшей художника действительности феодального общества, и самой церкви, чью низменность и стяжательство обличали в те же годы новгородские стригольники. Энергичная манера письма Феофана, великолепное мастерство колорита придают изумительную силу выразительности фигурам его фресок. Есть вместе с тем в них что-то суровое, даже грозное.
Феофан Грек оказал большое влияние на новгородскую живопись. По-видимому, его учениками была расписана церковь Федора Стратилата.
Замечательным памятником новгородской живописи второй половины XIV в. был и погибший комплекс фресок Волотовской церкви. Эти фрески, принадлежавшие неизвестному новгородскому мастеру, так же очень экспрессивны и эмоциональны, как и фрески Феофана Грека, но выполнены в другой живописной манере. Исследователь новгородского искусства В. Н. Лазарев отмечает, что «волотовской росписи присуще нечто резкое, стремительное. Все изображено здесь в бурном движении: одеяния надуваются, как паруса, либо выступают острыми углами; их концы развеваются; фигуры очерчены летящими, не знающими удержа линиями; в позах и жестах всех фигур есть что-то неуравновешенное, стоящее на грани экзальтации; выразительные лица написаны смело брошенными мазками, попирающими все традиционные каноны»[33]. Жизнерадостные и яркие фрески Волотовской церкви далеко выходили из рамок сурового, аскетического мировосприятия официальной церкви и в образных формах искусства были одним из проявлений свободы художественного творчества, стремившегося преодолеть традиционные каноны церковной живописи.
Фашистские захватчики уничтожили в большей части еще один шедевр новгородской живописи XIV в., каким были фрески Ковалевской церкви. В живописи Ковалевской церкви особенно ярко проявилось влияние южнославянской художественной традиции, сочетавшейся с местными, новгородскими традициями. Ковалевские фрески проникнуты чертами аскетизма официальной церкви, и это понятно, если учесть, что заказчиком в данном случае являлся один из представителей боярской аристократии, боровшейся против стригольнической ереси и рационализма в истолковании религиозных догматов. Свободная манера живописи Феофана Грека отступила здесь перед линейно-графическим изображением, победившим впоследствии в новгородской живописи XV в. В настоящее время проведены большие работы по восстановлению фресковой росписи, сохранившейся в обломках. Монументальная фресковая живопись XV в., подчиненная социальным интересам боярской аристократии, все болееусваивала догматические черты официальной идеологии. Наоборот, иконописание XV в. в Новгороде оставалось более тесно связанным с демократическими кругами, и не случайно именно в иконо-писании развивались передовые художественные направления в Новгороде. Иконописание постепенно освободилось от следования образцам фресковой живописи и уже в конце XIV в. сложилось в самостоятельное направление живописного искусства. Новгородские иконы этого времени характеризуются чистотой и сочностью красок, среди которых живописцы особенно любили пламенный киноварный цвет. Композиционные схемы новгородских икон просты и лаконичны. Типы святых изображаются в виде крепких фигур со скошенными плечами и мелкими чертами лица. Святые изображались стоящими в ряд, житийные иконы выполнялись в виде большого изображения святого в центре, окруженного со всех сторон маленькими «клеймами», изображающими отдельные эпизоды из жития святого. Большинство икон посвящалось особенно популярным в народе святым — покровителям различных хозяйственных занятий (Илья-пророк — громовержец, дающий дождь и охраняющий от огня; покровитель скотоводства Власий, на которого легко перешел культ языческого Велеса; покровители коневодства Флор и Лавр; покровитель плотников и защитник от пожаров Николай-чудотворец и т. п.). Широко поп
Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 801;