УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Устное народное творчество XIV—XV вв. восстанавливается лишь частично на основании позднейших записей фольклора и следов его, сохранившихся в некоторых памятниках письменности того времени. XIII—XV вв. явились важным этапом в развитии устного народного творчества. Именно в этот период сложился и оформился жанр исторической песни, отразившей народное восприятие и народную оценку исторических событий и явлений. В исторической песне, как и в былине, не следует искать точного отражения событий в их конкретных проявлениях, сюжеты их являются результатом художественного вымысла, но зато в них передается отношение народа к определенным явлениям в истории. Исторические песни проникнуты глубочайшей верой в справедливость поступков и действий их героев, в то, что правда на стороне народа.
Одна из главных тем устного народного творчества — борьба против монголо-татарского нашествия и ига. Вокруг событий этой борьбы сложились целые циклы устных народно-поэтических произведений. Среди них — сказания о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и рязанском богатыре Евпатии Колов-рате, о подвигах Меркурия Смоленского, о Невской битве и Ледовом побоище, вошедшие в переработанном виде в литературные произведения XIV—XV вв.
Исторические песни, посвященные времени монголо-татарского ига («Князь Роман и Марья Юрьевна», «Авдотья-Рязаночка», «Девушка спасается от татар», «Мать встречает дочь в татарском плену», песни о девушках-полонянках), раскрывают в поэтической форме глубокий драматизм положения народа в условиях опустошительных нападений сильных и жестоких врагов, благородство, мужество простых людей, отстаивающих свою честь и свободу. Образ страдающей под тяжким игом Русской земли воплощается чаще всего в образе чистой и стойкой духом красавицы-невесты, похищаемой злым врагом и попадающей в ненавистный чужеземный плен.
В XVIII в. была записана песня о Щелкане Дудентьевиче, восходящая к событиям XIV в. — народному восстанию в Твери против ханского наместника Чол-хана (Шевкала) в 1327 г. Сильными словами рисует народная песня насилия монголо-татарского баскака: «У которого денег нет, у того дитя возьмет; у которого дитя нет, у того жену возьмет; у которого жены-то нет, того самого головой возьмет». За эти насилия и издевательства тверичи сожгли живьем Чол-хана и его свиту. Хотя в действительности вслед за восстанием последовало жестокое карательное вторжение монголо-татар, народная песня выдержана в оптимистическом духе. В ней говорится, что восстание прошло безнаказанно для тверичей, и тем самым утверждается мысль о правоте и силе народного выступления против чужеземных завоевателей.
Произведения устного народного творчества XIV—XV вв. очень близки по своим формам и даже действующим героям к былинному эпосу Киевской Руси. В этом сказалось стремление подчеркнуть великую силу Руси в недавнем прошлом. Народный эпос, вспоминая былинных богатырей, возбуждал чувство патриотизма и желание восстановить былую славу в борьбе с завоевателями. Именно в этот период происходило создание на основе древних былин жившего потом столетиями цикла былинного эпоса, связанного с Киевом и князем Владимиром Красное Солнышко. Эпизоды борьбы против половцев и монголо-татар, герои Ростово-Суздальской земли и древнего Киева — все это органически сливается в единый цикл, центральная тема которого — борьба Руси против иноземных захватчиков, героические подвиги русских богатырей в этой борьбе. Ростовский герой Алеша Попович превратился в общерусского богатыря, служащего в Киеве князю Владимиру и побеждающего злого врага Тугарина.
Ряд сказаний и песен возник в связи с Куликовской битвой. В одной из песен говорится о богатыре Сухмане, побившем врагов и истекшем кровью на берегу Непры-реки — по-видимому, Непрядвы.
Народно-поэтическая основа видна и в рассказе «Сказание о Мамаевом побоище» о поединке богатырей в начале битвы — русского монаха Пересвета с ордынцем.
Особый цикл песен и повестей был связан с Великим Новгородом и среди них — знаменитые былины о Василии Буслаеве и Садко. В. Г. Белинский называл былину о Садко одним из «перлов русской народной поэзии». В новгородских былинах ярко отразились богатство и могущество Великого Новгорода, его внутреннее устройство, смелые и сильные образы новгородцев.
Отражением патриотических чувств простых новгородцев является песня о похоле новгородцев на помощь Москве во время вторжения Мамая.
Тема Русской земли, ее красоты и силы, ее героической борьбы против иноземных завоевателей была главной темой устного народного творчества XIV—XV вв.
Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 1456;