Культура Древней Индии
Литература.
1. Веды. Центральное место в древнеиндийской культуре принадлежит памятникам религиозной литературы. Древнейшие из них – веды, длительное время передавались от учителя к ученику в устной форме. Записаны они были около III века до н.э, но и впоследствии также передавались традиционно – устно. При этом за многие столетия язык стал настолько отличаться от разговорного, что нередко заучивались наизусть обширные книги практически без всякого понимания их смысла.
2. Эпос. Наряду с ведийской литературой оформлялась и эпическая традиция. Две самые большие поэмы - «Махабхарата» и «Рамаяна» включают несколько десятков тысяч стихов каждая.
Основной сюжет «Махабхараты» («Великое сказание о потомках Бхараты») - борьба за власть между Пандавами и Кауравами - двоюродными братьями, принадлежащими к роду Бхаратов (согласно арийским преданиям, Бхарата был первым правителем, подчинившим всю территорию Индийского субконтинента).
Более половины «Махабхараты» прямо не связано с основным сюжетом. В нее включено изложение мифов и старинных легенд, восходящих иногда к глубокой (возможно, даже до индоиранской) древности.
«Рамаяна» («Путешествие Рамы») повествует о том, как царевич Рама, аватара бога Вишну, боролся с Раваной, царем ракшасов, похитившим и унесшим на Ланку его жену Ситу, воплощение богини Лакшми. Главному герою помогает Хануман, предводитель человекообразных разумных обезьян. Считается, что сюжет «Рамаяны» аллегорически изображает распространение арийской цивилизации на юг Индии до острова Цейлона.
3. Буддийская литература.Ко второй половине I тысячелетия до н. э. относится формирование канона буддийской литературы. Некоторые канонические тексты упомянуты уже в эдиктах Ашоки, т.е. они обладали вероучительным авторитетом уже в III веке до н. э. В I веке до н. э. на Ланке был записан канон «Тхеравады» («Учение старейшин»), составленный учениками Будды.
Этот канон известен под названием Трипитака или Типитака, что буквально значит «Три корзины». В Древней Индии рукописи обычно выполняли на узких полосках пальмовых листьев и хранили в специальных корзинах. В первой из «корзин» содержались «уставы» - правила поведения монахов и монахинь. Другая содержала сутры - изречения Будды, притчи и предания о его жизни и предшествующих существованиях. Последняя «корзина» включала тексты по буддийской философии и психологии.
Во II веке н.э. жил Ашвагхоши - проповедник буддизма, поэт и драматург. Самое известное его произведение - поэма «Буддхачарита» («Жизнь Будды»). Вторая дошедшая до нас его поэма - «Саундарананда» («О Нанде и Сундари»). В ней повествуется о Нанде - сводном брате Будды, тоскующем по своей возлюбленной Сундари.
Под воздействием проповедей Будды он постепенно осознающем суетность земных желаний. На фоне переживаний главного героя излагаются основные положения учения Будды. Драма Ашвагхоши «Шаринутракарана», дошедшая в отрывках, представляет собрание нравоучительных легенд в прозе и стихах.
4. Философская литература. Главной целью философии в Древней Индии являлась интерпретация священных текстов и раскрытие путей религиозного совершенствования. Существовало несколько соперничающих между собой философских школ. Первые дошедшие от них труды датируют началом новой эры. Однако их записи предшествовал длительный процесс развития той или иной философской традиции.
5. Светская литература.В первые века нашей эры получила развитие светская литература. К периоду правления Чандрагупты II относят творчество знаменитого драматурга Калидасы. Почти все его произведения посвящены героическим сюжетам и предназначены для придворного театра. Самое знаменитая драма Калидасы - «Шакунтала» основана на легенде, заимствованной из «Махабхараты».
Из прозаических произведений III-IV веков позже составлен знаменитый сборник «Панчатантра» («Пять книг»). Притчи и басни, входящие в него, оказали большое влияние на средневековую литературы Европы и Азии. Арабский перевод книги известен под названием «Калила и Димна». Под влиянием новелл «Панчатантры» созданы сказки «Тысяча и одна ночь», «Декамерон» Джованни Боккаччо и другие знаменитые книги.
Поэзия включала в себя такие жанры, как лирика, поэмы-панегирики, сборники афоризмов, облечённых в стихотворную форму. Эта форма часто использовалась также для научных и политических трудов для того, чтобы облегчить их запоминание и устную передачу.
Среди подобных сочинений следует отметить трактат «Артхашастра». Он содержит наставления царю для правильного управления страной. Автором его, как полагают, был Каутилья (Вишнагупта) - главный советник императора Чандрагупты (321-297 года до н. э.). Трактат содержит положения о кастовых предписаниях, о необходимости обеспечения закона дхармы суровыми наказаниями, о превосходстве жречества над другими сословиями, его монополии на отправление религиозного культа.
Царь должен следовать дворцовому жрецу, говорится в трактате, «как ученик учителю, как сын отцу, как слуга господину». Но в законодательной деятельности главную роль играет царь, который должен руководствоваться интересами укрепления государства, соображениями государственной пользы и не останавливаться, если того требуют обстоятельства, даже перед нарушением религиозного долга.
Наука.
Высокое развитие получили индийская медицина, широко известная за пределами субконтинента. Славились искусство врачевания буддийские монахи. В Древней Индии был накоплен огромный опыт использования лекарственных растений. Индийская психология тесно смыкалась религиозной практикой.
В IV в. до н. э. Панини составил трактат по грамматике санскрита. Специалисты считают его самым совершенным описание языка в мировой науке вплоть до XIX в.
Трактаты по естественным наукам датируются рубежом древности и средневековья. Ряд важнейших математических и астрономических идей индийских ученых исходил из религиозно-философских систем. Знаменитый в средние века ученый Арьябхатта (V век) предполагал вращение Земли вокруг собственной оси и движение ее вокруг Солнца.
Так называемые арабские цифры, которые используются доныне, происходят из Индии. С буддийским понятием шуньята («пустота»), возможно, связано введение нуля в математике.
Архитектура.
Строительство из кирпича и камня начинается в основном в послемаурийскую эпоху. Сохранившиеся памятники связаны прежде всего с буддизмом. Высеченные в скалах культовые залы достигают площади около 500 кв. м при высоте около 15 м. Их внутреннее оформление долгое время воспроизводило традиции деревянного зодчества, в том числе перекрытий, излишние в постройках из камня и тем более в пещерах.
Из наземных построек самые значительные находятся в Санчи. На вершине большого холма был возведен огромный буддийский монастырь. От самого монастыря и гостиницы для паломников сохранилось немногое.
Главной достопримечательностью Санчи является большая ступа («куча земли, камней, земляной холм») - сооружение для размещения буддийских святынь. Сооружена она была во II-I вв. до н. э. С четырех сторон света ступу окружают резные каменные ворота с изображениями сцен из буддийских преданий.
Скульптура.
Древнейшими памятниками индийской скульптуры после периода Индской цивилизации являются колонны, на которых высечены надписи Ашоки. Они были изготовлены из камня, добытого в окрестностях Варанаси (Бенарес), тщательно отполированы и доставлены в самые отдаленные области Маурийской державы.
Скульптуры, венчающие их, например знаменитые львы, обнаруживают влияние персидского и, возможно, греческого искусства.
Из скульптурных школ послемаурийской эпохи наиболее известными являются школы Гандхары (северо-запад Индии), Матхуры (центральная часть Северной Индии) и Амараватти (Декан). Стиль первой оказал оказывал большое воздействие на буддийское искусство Центральной и Восточной Азии.
Школы Матхуры и Декана в большей степени связаны с традициями индуизма. Распространение буддизма «большой колесницы» способствовало появлению обширного пантеона святых и массовому изготовлению их терракотовых статуэток.
Живопись.
Всемирно известные памятники индийской живописи находятся в Аджанте (Западная Индия). Пещерные храмы и монастыри здесь создавались в течение почти тысячи лет начиная с послемаурийского времени. Стены некоторых залов покрыты яркими изображениями сцен из буддийских преданий. Замечательные фрагменты живописи, сходной с росписями Аджанты, находят на Шри-Ланке.
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 759;