VII. Древний Цейлон (Ланка).
Находившийся вдалеке от основных центров древней цивилизации остров долгое время отставал в своем развитии от материковой части Индостана. К середине I тысячелетия до н. э. здесь царил еще каменный век. Преобладающими формами хозяйственной деятельности местных племен были охота, рыболовство и лесные промыслы.
Согласно историческим преданиям, в 483 году до н. э. на остров прибыла первая группа индийцев во главе с царевичем Виджаей из рода Синхала («Львиный»). Они поселились на острове и принесли с собой навыки земледелия и ремесел. Виджая стал первым царем острова.
Подтверждением этого предания является внезапное появление на острове в середине I тысячелетия до н. э. культуры железного века, сходной с североиндийской. Наиболее распространенный ныне на Ланке индоевропейский сингальский язык несомненно принесен пришельцами с Севера.
Самым ранним точно установленным событием цейлонской истории является прибытие в 260 году до н. э. в столичный город Анурадхапуру миссии индийского императора Ашоки, возглавляемой его сыном (или братом), целью которой была проповедь буддизма. Миссионерам удалось обратить в буддизм ланкийского царя. При его содействии местное население также начало принимать новую веру.
Ланка со времен Ашоки и до настоящего времени остается страной, где господствует буддийская религия. Индийские буддисты-монахи принесли с собой письменность. В I веке до н. э. буддийская религиозная литература была сведена в один сборник - «Палийский канон», ставший священным писанием утвердившейся на Цейлоне хинаяны.
В III веке до н. э. на Цейлоне существовали два наиболее значительных государства - Пихити (со столицей Анурадхапура) на севере и Рухуна (со столицей Магама) на юге. Западная, равнинная часть острова, ныне экономически наиболее развитая и густо населённая, в то время была покрыта джунглями.
Северная часть Цейлона неоднократно подвергалась вторжениям из Южной Индии. Крупнейшее из них произошло в середине II века до н. э., когда тамилы захватили Пихити. Однако царь Рухуны Дутугамуну (101-77 гг. до) изгнал тамилов и на время распространил свою власть на весь Цейлон.
Около 29 года до н. э. произошло очередное нашествие тамилов. Они были изгнаны только 14 лет спустя. Вследствие укрепления в дальнейшем государственной власти и упрочения внутреннего положения Цейлон более четырёх с половиной веков не подвергался крупным нашествиям из Индии. Но и в дальнейшем политическая история острова во многом определялась конфликтом двух основных групп населения – сингалов и тамилов.
Основным занятием населения в период поздней древности стало земледелие. Главной зерновой культурой был рис, кроме него возделывались бобовые, сахарный тростник, хлопок, выращивались перец, гвоздика и другие пряности, фрукты, кокосовые пальмы.
В более засушливой северной части острова применялось искусственное орошение, обеспечивавшее устойчивые урожаи. Сельское население жило общинами. Как и в Индии и, вероятно, под ее влиянием, на острове возникли варны.
Развивались ремесла, горное дело, морские промыслы. Процветало производство металлов, хлопчатобумажных тканей, изделий из черепаховой кости, добывались жемчуг и драгоценные камни (рубины, сапфиры), внешняя торговля которыми была царской монополией. В значительном количестве добывалось золото. Показателем возросшего значения торговли было появление в III-II вв. до н. э. монет.
В другие страны вывозились ткани, драгоценные камни, жемчуг, пряности, слоны. Ввозились драгоценные и цветные металлы, художественная керамика, стекло, кони. Торговля поддерживалась не только с Индией, но и с Европой и Китаем. Уже в I веке н. э. из Цейлона посылались посольства в Рим и Китай.
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 733;