Социально-экономические отношения.
Экономика. Конец I тысячелетия до н. э. и первые века новой эры были временем расцвета древнеиндийской экономики. Индийцы научились плавить высококачественную сталь. которая Она славилась не только в ближайших странах, но и в далеком Средиземноморье. Свидетельством искусства металлургов может служить знаменитая железная колонна в городе Дели с надписью царя Чандры (видимо, Чандрагупты II). За полторы тысячи лет на ней практически не появилось ржавчины.
Крепости строились уже не из дерева, а из кирпича и камня. Для их штурма использовались стенобитные машины и другие военные механизмы. Возводились многочисленные буддийские пещерные монастыри и храмы, другие монументальные сооружения.
Настоящими произведениями искусства являются монеты этого времени. Они чеканились под влиянием эллинистических образцов, с изображениями правителей и надписями на различных языках. Обилие золотых и серебряных свидетельствует о масштабах торговли. Оживленные торговые пути связывали между собою крупнейшие города Индии, такие, как Таксила, Матхура, Уджаин, Варанаси.
Наметилась областная экономическая специализация. Варанаси и Матхура славились своими хлопчатобумажными тканями. Северо-западные районы торговали шерстяными тканями, вином и лошадьми. Уджаин производил изделия из драгоценных камней и слоновой кости. Южная Индия поставляла пряности.
Во времена Кушанской державы способствовало оживлению контактов Индии с Центральной Азией. Во II-I веках до н. э. в Западной и Южной Индии появились торговцы из эллинистического Египта. На крайнем юге Индии возникла римская торговая фактория Арикамеду.
В Индии развивалось собственное судостроение и морское судоходство. В первые века новой эры индийцы не только поддерживали тесные связи по морю с Юго-Восточной Азией и островами Индонезии, но и начали в этом направлении широкую колонизацию.
Социальный строй. О социальном строе Индии можно составить лишь самое общее представление, анализируя сохранившиеся литературные памятники.
В Индии сохранилось и упрочилось деление общества на варны. Они, в свою очередь, делились на замкнутые группы - касты (джати), а те – на подкасты. Отношения между людьми строго регламентировались правилами кастовой иерархии. В самом бесправном положении находились неприкасаемые, не входившие ни в одну из четырёх варн. Жили они за пределами населенных пунктов и занимались самыми тяжелыми и ритуально нечистыми работами.
В деревнях основой социальной организации по прежнему являлась соседская община. Пахотная земля была разделена между отдельными семьями. В общей собственности оставались лишь некоторые угодья, пустыри и пастбища. Глава семьи мог продать свой участок. Но при этом преимущественное право покупки принадлежало родственникам и соседям продавца. Все частные земельные владения входили в состав общинной территории. Поэтом, покупая дом и поле, новый хозяин приобретал также членство в общинной организации.
Во главе деревни стоял староста, представлявший общину перед государственной властью. Община обеспечивала коллективную помощь своим членам. Они, в свою очередь, участвовали в совместных работах на строительстве дорог, каналов, по поддержанию в порядке святилищ, а также в празднествах и обрядах. Полноправные члены общины принимали участие в сходах. Споры между жителями деревни решались обычно родственниками и соседями на основе обычного права.
Внутри общины не было равенства. Одну группу в ней составляли полноправные общинники-землевладельцы. Они не всегда лично занимались сельскохозяйственным трудом. Распространены были различные формы аренды, использование труда батраков, должников и других зависимых лиц. Более низкую группу составляли безземельные крестьяне. В свои группы входили ремесленники - плотники, горшечники и т. п. Значительный слой составлял обслуживающий персонал - прачки, уборщики, сторожа.
В городах свободные ремесленники объединялись в профессиональные касты. Социальный престиж их был различен. Например, золотых дел мастера, некоторые оружейники, изготовители благовоний находились в более привилегированном положении, чем каменщики, кузнецы или ткачи. Квалифицированные ремесленники пользовались трудом подмастерьев и учеников. Состоятельные купцы нанимали приказчиков и розничных торговцев.
Рабство было достаточно распространено. Основными источниками его являлись военнопленные и мирное население захваченных территорий, а также самопродажа и продажа детей. К рабам часто причисляли и лиц, отрабатывавших долг в течение определенного срока. Семейство должника при этом оставалось свободным. Сам он не терял принадлежности к своей касте.
Общинно - кастовая структура, оформившаяся в древности, являлась основой социального развития Индии в средние века. Она не преодолена и до сегодняшнего дня. Прочность ее основывается на религиозном фундаменте индуизма – учении о перевоплощении. Индусы убеждены в том, что тот, кто соблюдает правила своей касты, в будущей жизни поднимется по рождению в более высокую. Тот же, кто нарушает эти правила – понижает свой социальный статус.
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 628;