Не причинять вреда живому (Ахимса).
Основополагающий принцип. Его несоблюдение делает бессмысленным выполнение других. Нельзя не только наносить или оскорблять все живое прямо или косвенно, но даже помыслить об этом. Также следует уважать взгляды других людей, даже если не согласен с ними.
Быть искренним и благочестивым (Сатья).
Всегда нужно говорить правду. Но если она может вызвать насилие, то лучше, с этической точки зрения, промолчать.
Не красть (Астейя).
Необходимо подавление самого желания завладеть чужим. Каждый должен довольствоваться тем, что ему удалось приобрести собственным честным трудом. При соблюдении этого принципа следует:
- справедливо вознаграждать людей за труд и за результаты;
- никогда не брать чужих вещей, в том числе забытых или утерянных другими;
- никогда не покупать более дешёвые вещи, если цена была уменьшена нечестным способом.
Не прелюбодействовать (Брахмачарья).
Этот принцип предостерегает от бесполезной траты сексуальной энергии в погоне за сиюминутным удовольствием. Для монахов он означает обет безбрачия.
Не стяжать (Апариграха).
Этот принцип означает избавление от стремления к накоплению материальных ценностей. Само понятие собственности иллюзорно. Принадлежавшее одному однажды будет принадлежать другому. Необходимо ставить целью жизни не накопление материальных благ, но духовное развитие. Перед принятием монашества необходим полный отказ от собственности и материальных ценностей.
Последний принцип Вардхамана проиллюстрировал наглядно, сняв свое единственное платье и отправившись дальше нагим. Последователей этого крайнего нестяжательства стали назвать дигамбарами – «одетыми в небо». Остальные сторонники учения именуются шветамбарами («одетыми в белое»).
Буддизм.
Религиозное учение Будды начинает распространятьсяс середины I тысячелетия до н. э. В отличие от джайнов, его сторонники были убеждены в том, что первопричина страданий не страсти. Они вторичны. Первопричина лежит в самом факте существования в этом мире, которое Будда определил как страдание. Существование неизбежно ведет к страстям, жажде власти, богатства, наслаждений и в итоге - нового, лучшего воплощения.
Радикальный путь освобождения от страданий – выход из сансары. Для этого нужен полный контроль над своим мыслями, чувствами и поведением. Конечной целью жизни является нирвана (букв. «угасание»), после которой человек уже не рождается вновь. Чтобы достичь ее, следует идти «благородным серединным путем». Он включает в себя три этапа: мудрости, нравственности и духовной дисциплины (сосредоточения или медитации). Этапы, в свою очередь, делятся на ступени (их всего восемь).
Первый этап: Мудрость (Праджня).
Две ступени:
1. Правильное понимание.
На этом этапе необходимо усвоить Четыре благородные истины, внутренне пережить их и сделать мотивацией своих поступков и поведения.
2. Правильное намерение.
На этом этапе необходимо решиться встать на путь, ведущий к освобождению и заменить в себе:
- стремление к чувственным наслаждениям на отречение от мирских ценностей;
- враждебность на доброжелательность (не гневаться);
- равнодушие, бессердечие на сострадание (не причинять вреда, творить добро).
Второй этап: Нравственность (Шила).
Три ступени.
4. Правильная речь. Включает в себя:
- воздержание от лжи: говорить правду, придерживаться правды, быть надёжным, не обманывать;
- воздержание от речей, сеющих распри: не рассказывать то, что может поссорить людей;
- воздержание от грубых слов: произносить мягкие, вежливые слова, проникающие в сердце;
- воздержание от пустословия: говорить в нужный момент необходимые и достойные слова.
5. Правильное поведение. Подразумевает:
- воздержание от убийства всех других живых существ: от охоты, рыбной ловли и пр.
- воздержание от взятия того, что не дано: от воровства, обмана и пр.
- воздержание от прелюбодеяния: от супружеской неверности, соблазнения, изнасилования и пр.
Для посвященных в духовный сан необходимым условием является соблюдение обета безбрачия
6. Правильный образ жизни.
Следует вести образ жизни, не требующий нарушения вышеуказанных заповедей. Например, следует воздерживаться:
- от торговли живыми существами, людьми и животными, оружием;
- от распространения алкоголя и наркотиков,
- от занятий проституцией и любыми профессиями, связанными с обманом (гадания, предсказания судьбы, составление гороскопов и тому подобное).
- от излишеств, не искать богатства и роскоши, удовлетворяться необходимым.
Третий этап: Духовная дисциплина (Самадхи).
Три ступени.
6. Правильное усилие.
Волевое самопринуждение к отказу от плохого и стремлению к доброму, постоянный анализ своих намерений, слов и поступков.
«Как дождь ворвется в дом с плохой крышей, так вожделения ворвутся в плохо охраняемый ум. Но как дождю не ворваться в дом с хорошей крышей, так вожделениям не ворваться в хорошо охраняемый ум».
7. Правильная мысль.
Постоянный контроль за сознанием. «То, что мы есть сегодня, порождается тем, что мы мыслили вчера, а наши сегодняшние помыслы порождают нашу завтрашнюю жизнь: наша жизнь есть порождение нашей мысли».
8. Правильное сосредоточение (медитация).
Стадии:
- отрешение от земного;
- радость и покой;
- освобождение от ощущения телесности;
- достижение высшего просветления – самадхи, когда возникает единство воспринимающего и воспринимаемого, слияние индивидуального сознания как микрокосма с космическим Абсолютом как макрокосмом.
Учение Будды заметно отличалось от индуизма. Последний направлен главным образом на достижение благополучия семьи и общины. Целью же буддийского вероучения является спасение личности, её избавление от сансары. Буддизм, в отличие от индуизма, не придает большого значения различию между людьми по их племенной или кастовой принадлежности, не препятствует общению между ними.
Все приверженцы учения Буды составляют общину - сангху. Они принимают «пять «священных заповедей» (Панча-шила):
Воздержание от причинения любого вреда живым существам;
Отказ от воровства, присвоения того, что принадлежит другому;
Отказ от злоупотребления доверием, лжи и обмана;
Воздержание от неправильного сексуального поведения;
Отказ от употребления опьяняющих напитков и от всего, что затрудняет самоконтроль.
Для освобождения от сансары Будда считал необходимым полностью отказаться от мирской жизни - собственности и семьи, внешних уз и душевных привязанностей. Те, кто выбирал такой путь, становились буддийскими монахами. Они брили голову и носили специфическую одежду желтого цвета, имитирующую рубище нищего, которое одел на себя Будда.
Посвящённые в монахи принимали пять дополнительных обетов:
Не петь и не танцевать;
Не спать на удобных постелях;
Не есть в неположенное время;
Не стяжать;
Не использовать вещи, имеющие сильный запах или интенсивный цвет.
Кроме десяти основных обетов существовало множество (до 250) более мелких запретов и ограничений, преследовавших цель обеспечить праведную жизнь. Их должны соблюдать бхикшу («нищие») – монахи высшей степени посвящения, которая доступна с возраста 21 год.
Распространение буддизма привело к появлению в нем новых школ. Они подразделятся на два основных направления: хинаяна - «малая колесница» (или «узкий путь спасения») и махаяна - «великая колесница» (или «широкий путь спасения»).
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 1323;