III. НАУКА И КУЛЬТУРА 3 страница
В целом же, включившись, как и консерваторы, в «войну идеологий» 20 на стороне антикоммунизма, либералы с этих позиций освещали
13 Berle A. The Twentieth Century Capitalist Revolution. N. Y., 1954, p. 39.
14 Salvadori M. The Economics of Freedom. American Capitalism Today. L., 1959, p. 10.
15 Hofstadter R. The Age of Reform. From Bryan to F. D. R. N. Y., 1955; Idem. The
Paranoid Style in American Politics. N. Y., 1967; The Radical Right/Ed. by D. Bell.
N. Y., 1955; Bell D. The End of Ideology.
16 Концепция Белла—Хофстедтера позднее была убедительно опровергнута в ра
ботах представителей радикальной историографии 60—70-х годов. См.: Rogin М. Р-
The Intellectuals and McCarthy. The Radical Spectre. Cambridge, 1967. Э. Теохарис,
например, называл эту концепцию «неисторичной», игнорирующей конкретные
условия «холодной войны», которая породила настроения антикоммунизма и анти
советизма. См.: Theoharis A. The Rhetorics of Politics in the Truman Era, 194o—
1950.— In: Politics and Policies of the Truman Administration/Ed, by B. Bernstein.
Chicago, 1970, p. 300—310.
17 Цит. по: Aptheker H. History and Reality. N. Y., 1955, p. 143.
18 American Historical Review, 1955, Jan., vol. 60, N 2, p. 259—282.
19 Двойственность и противоречивость позиции либералов особенно рельефно пр°
сматриваются на примере работ видного историка А. М. Шлезингера-младшего.
См.: Кунина А. Е. Дилеммы американского либерализма: Круг идей Артура Шле-
зингера-младшего.— Мировая экономика и междунар. отношения, 1968, № 8,
с. 142—149.
20 Wish H. Society and Thought in Modern America. N. Y.; L., 1952, p. 577.
и проблемы послевоенной внешней политики США. Концепции американского гегемонизма получили отражение в работах школы «политических идеалистов» 21. Ее представители (Д. Перкинс, Ф. Танненбаум, Т. Мюррей, Д. Фосдик) усматривали «исключительность» США в том, что во внешней политике они якобы неизменно следуют требованиям высокой морали. Соединенным Штатам, утверждали они, чужды экспансионистские устремления. В конкретных исследованиях американских историков данного направления оправдывалась агрессивность американского империализма, развязанная им «холодная война» против социалистических стран, подавление национально-освободительного движения.
В ходе «холодной войны» «политические идеалисты» последовательно уходили все дальше вправо. От отдельных изъявлений — в годы второй мировой войны — дружеских симпатий к Советскому Союзу и поддержки идей международного сотрудничества они перешли к призывам к антикоммунистическому «крестовому походу». Так, в 1944 г. Д. Перкинс писал: «Наше отношение к СССР основывается на твердом убеждении сохранить дружбу, приобретенную в военные годы» 22. Но уже в начале 50-х годов он оправдывал проводимую США политику с «позиции силы». «Аргументы» в пользу «холодной войны», основанные на ложном толковании фактов, варьировались. Одни говорили о «естественной» враждебности США к России; другие — об «исконном» стремлении русских к «мировому господству». Общей для «политических идеалистов» была пропаганда тезиса о «миролюбии» США и исходящей якобы от СССР «коммунистической угрозе». Ответственность за «холодную войну» перекладывалась на Советский Союз, который голословно обвинялся в «агрессивности», «подозрительности», «нежелании» подлинного сотрудничества с бывшими союзниками 23.
В 50-х годах дальнейшее развитие получила и так называемая школа «политического реализма», сложившаяся в предыдущем десятилетии. Развивая идеи ранних идеологов американского экспансионизма (А. Мэ-хэна, Дж. Фиска, Дж. Барджесса, Б. Адамса), ее представители ставили во главу угла своей политической теории тезис о решающей роли силы в международных отношениях. «Центральная концепция моей политической теории,— подчеркивал признанный глава „политического реализма" Ганс Моргентау,— заключается в силе» 24. Политика, утверждал он,
«есть столкновение интересов, разрешаемое через борьбу за силу»25 . Главный же источник силы государства, по глубокому убеждению теоретиков «политического реализма», составляет военный потенциал. «Военная мощь — тот фундамент, на котором строится позиция страны относительно других государств. Если этот фундамент слаб и хрупок, все остальное обречено быть столь же немощным и нетвердым»,— отмечал Моргентау 26.
21 Кунина А. Е., Марушкин Б. И. Миф о миролюбии США. М., 1960; Елецкий А. Г.
Сущность «политического идеализма».— В кн.: Американская историография внеш
ней политики США, 1945—1970/Под ред. Г. Н. Севостьянова. М., 1972.
22 Perkins D. America and Two Wars. Boston, 1944, p. 79.
23 Марушкин Б. И. История и политика: Американская буржуазная историография
советского общества. М., 1969, с. 324—376.
24 Morgenthau H. Politics in the Twentieth Century: Vol. 1—3. Chicago, 1962, vol. 1, p. 48.
25 Ibid., vol. 3, p. 90.
26 Ibid., vol. 2, p. 151.
ИСТОРИОГРАФИЯ
ИСТОРИОГРАФИЯ
«Политические реалисты» возражали против моралистского подхода «политических идеалистов». «Холодная война», по мнению «реалистов», не столкновение абстрактных сил «добра» и «зла», а развитие традиционного «силового конфликта» между двумя великими державами, выступающими в защиту собственных национальных интересов27. Ориентируясь на союз с СССР, писали они, США опрокинули сложившийся в мире «баланс сил» и проглядели «преемственность экспансионизма» во внешней политике царской России и СССР, который после войны обернулся против США 28.
Уверовав в атомную монополию США и считая военную мощь фундаментом внешней политики государства, «политические реалисты» доказывали необходимость агрессивного курса (концепция «массированного возмездия») в отношении СССР. Однако по мере изменения соотношения сил в мире в пользу социализма некоторые из них были вынуждены скорректировать свои взгляды. Уже в 1954 г. Дж. Кеннан, влиятельный представитель «политического реализма», один из авторов политики «сдерживания коммунизма», признал, что «советская проблема не может быть решена с помощью войны» 29, и призвал к использованию более гибких средств осуществления целей США на международной арене.
Тем не менее проповедь достижения мирового господства США путем «тотальной войны» с Советским Союзом с применением атомного оружия сохранялась на вооружении у правого крыла школы «политического реализма» (У. Кинтнер, Дж. Догерти, С. Поссони, Р. Такер, Р. Страус-Хюпе). США, писали в 1950 г. Страус-Хюпе и Поссони, «не должны отказываться от использования атомного оружия первыми» 30. То же продолжали твердить они и в 1959 г.: конечной целью США должно быть уничтожение коммунистической системы 31. Ракетно-ядерный удар, который с этой целью предпримут США, заранее объявлялся представителями этого направления «справедливым» 32.
Однако, несмотря на засилье реакции, и в 50-х годах не прекращалась борьба прогрессивных сил за гражданские свободы, свободомыслие, объективное освещение событий. Десятилетие, отмеченное в буржуазной историографии как торжество «согласия», на деле характеризовалось дальнейшим углублением социальных и политических противоречий, накоплением взрывчатого материала в недрах американского общества, подспудными, но все чаще прорывавшимися наружу выражениями протеста, острыми критическими выступлениями прогрессивной общественности.
Не могла заглушить реакция и голоса американских историков-марксистов, разоблачавших подлинное лицо империализма США, его реакционную внутреннюю и внешнюю политику. Одна за другой в 50-х годах выходят в свет работы У. 3. Фостера, Ф. Фонера, В. Перло,
27 Яковлев А. Н. Pax Americana. Имперская идеология: истоки, доктрины. М., 1969; США: политическая мысль и история/Под ред. Н. Н. Яковлева. М., 1976 и др. 28 Morgenthau H. In Defense of the National Interest: A Critical Examination of American Foreign Policy. N. Y., 1951; Halle L. The Cold War as History. N. Y., 1967. 29 Kennan G. Realities of American Foreign Policy. Princeton, 1954, p. 81. 30 Strausz-Hupe R., Possony S. International Relations in the Age of Conflict between Democracy and Dictatorship. N. Y., 1950, p. 142—143.
31 Strausz-Hupe R. e. a. Protracted Conflict. N. Y. 1959, p 252 406
32 Tucker R. W. The Just War. Baltimore, 1960, p. 16.
Г. Аптекера33, подвергших глубоко аргументированной критике теории «американской исключительности», «улучшенного», «гуманного» капитализма и т. д. Они убедительно показали, что социальные антагонизмы в США неизбежно будут принимать все более острый характер по мере дальнейшего углубления общего кризиса капитализма. В их работах была раскрыта классовая сущность внешнеполитического курса правящих кругов США, направленного на достижение мировой гегемонии.
2. ПРОБЛЕМЫ ПОСЛЕВОЕННОЙ ИСТОРИИ США
В СОВРЕМЕННОЙ АМЕРИКАНСКОЙ
ИСТОРИОГРАФИИ
Важнейшей особенностью развития США с начала 60-х годов стая мощный подъем массового демократического движения против расизма, за гражданские права черного населения, против роста милитаризма и агрессивной внешней политики правительства. Массовые движения протеста, в которых принимали активное участие представители прогрессивной общественности, в значительной мере способствовали изменению политического климата в стране, пробили брешь в душной атмосфере конформизма. «... Получившие огласку факты о нищете и расизме, движение за гражданские права черных, критика интервенции на Кубе и во Вьетнаме вдребезги разбили многие представления 50-х годов, заставили интеллектуалов вновь пересмотреть историю США»,— отмечалось в сборнике статей молодых радикальных историков 34.
Растерянность перед лицом происходящих в мире перемен, методологическая несостоятельность, неспособность постичь глубинные причины подъема революционных, национально-освободительных, демократических движений во всем мире и в самих США, провалов американской внешней политики, а также, не в последнюю очередь, субъективистское толкование последствий научно-технической революции — все это повлияло на общее состояние буржуазной историографии США. В сфере методологии в буржуазной исторической науке США боролось несколько философских школ (прагматизм, экзистенциализм, неокантианство и др.), однако наиболее влиятельным становится неопозитивизм, для которого характерно распространение на историю формально-логических, дедуктивных методов исследования.
Конкретно неопозитивистская ориентация проявилась в увлечении количественными методами, попытках переноса в историю методик, применяемых в антропологии, социологии, психологии. Это имело определенное положительное значение: расширился круг источников, подробному анализу (в частности, путем использования электронно-вычислительных машин) было подвергнуто имущественное положение различных слоев общества, состав электората в ходе президентских выборов и др. Однако в целом неопозитивистская методология уводила в сторону от широких
33 Фостер У. 3. Очерк политической истории Америки. М., 1953; Он же. Негритянский народ в истории Америки. М., 1955; Фонер Ф. История рабочего движения в США. М., 1949. Т. 1; Аптекер Г. Лауреаты империализма: Монополистический капитал переписывает историю Америки. М., 1955; Перло В. Империя финансовых магнатов. М., 1958 и др.
34 Towards a New Past. Dissenting Essays in American History/Ed, by B. J. Bernstein. N. Y., 1968, p. IX.
ИСТОРИОГРАФИЯ
ИСТОРИО ГР АФИЯ
обобщений, вела к необоснованному и неоправданному дроблению исторического процесса, препятствовала познанию свойственных ему объективных закономерностей. Все эти методологические пороки в полной мере сказались на сформировавшемся после войны «модернистском» направлении в буржуазной историографии внешней политики США 35.
На фоне духовного бунтарства и усиления социально-критической мысли 60-х годов еще яснее обнажилась несостоятельность основных концепций, утвердившихся в американской буржуазной историографии на протяжении предыдущего десятилетия. Рушилось с помпой воздвигнутое здание консенсуса: острейшие социально-политические конфликты 60-х годов опрокинули его, наглядно продемонстрировав глубокое несоответствие консервативных теоретических конструкций реальной действительности 36. Консенсус, констатировали его критики, оказался «фальшивым стереотипом», противоречащим «самому духу истории» 37. С позиций «согласия» никак нельзя было объяснить бурный всплеск массовых движений социального протеста в США, который буквально потряс хваленое «гармоничное» общество в 60-х годах38.
Правящие круги США, столкнувшись с фактом упадка влияния скомпрометированных постулатов, были кровно заинтересованы в разработке концепций, которые в удовлетворительной для них форме интерпретировали бы происходящие в мире революционные процессы, нарастание социальных конфликтов в самих США. Вот почему в 60-х годах буржуазная историческая мысль США выдвигает взамен обанкротившегося консенсуса новую схему — схему «конфликта», который объявлялся универсальным ключом к пониманию исторического развития США39. Конфликту, рассматриваемому внеисторически — через призму заимствованных из социологии, психологии, биологии «конфликтологических» схем, приписывалась теперь «конструктивная цель»; он был призван содействовать процессу «социальной интеграции» 40.
35 «Стремление во что бы то ни стало подогнать сложные внешнеполитические за
дачи под математические решения нередко искажает действительные пробле
мы...»— отмечает советский исследователь В. Ф. Петровский. Так, безрезультат
ными оказались попытки применить «теорию принятия решений» (разработанную
Р. Снайдером, Дж. Модельским) к анализу предпосылок агрессии США против
КНДР, Карибского кризиса 1962 г. и других проблем. См.: Петровский В. Ф. Аме
риканская внешнеполитическая мысль. М., 1976, с. 119, 134.
36 «В это взрывчатое десятилетие, — отмечали историки „нового левого" направле
ния,— США очень мало походили на образец безусловного успеха» (Beyond Li
beralism: The New Left Views American History/Ed, by I. Unger. Waltham, 1971,
p. XIV).
37 Higham J. Writing American History. Bloomington, 1970, p. 139, 159.
38Несостоятельность концепции «гармонического баланса» в американском обществе одним из первых показал Райт Миллс, раскрыв ее антидемократическую, консервативную направленность: «Если рассматривать все явления как часть "плавного процесса", то тем самым исключаются внезапные нарушения ритма и революционные взрывы, столь характерные для нашего времени. Культивируется аполитичность: внимание фиксируется на мелочах, политическая же система в целом или вовсе не анализируется, или же расценивается как вполне устоявшаяся, не подлежащая изменениям структура» (Mills Ch. W. The Sociological Imagination. N. Y., 1959, p. 86—88).
39 «Почти внезапно,— писал социолог Ч. Маклеланд,— невнимание к теории и фе
номену конфликта сменилось повышенным интересом... Исследования конфлик
тов начинают предприниматься повсеместно...» (Journal of Conflict Resolution,
1962, Mar., vol. 6, N 1, p. 88).
40 Journal of Conflict Resolution, 1960, Sept., vol. 4, N 3, p. 355—374.
При всем многообразии «конфликтологических» исследований в-60-х годах их связывала общность подхода: «конфликты» в американском обществе в противоположность марксизму-ленинизму рассматривались в них как проявление неантагонистических процессов, обходились проблемы классовой борьбы. Такой подход характерен и для предпринимавшихся в 60-х годах в США попыток создания общеисторических концепций, направленных против марксистско-ленинского учения об общественно-экономических формациях. Распространение получает, в частности, модель «индустриального общества», предложенная первоначально французским социологом Р. Ароном, а на американской почве развитая У. Ростоу в книге «Стадии экономического роста» (она была снабжена претенциозным подзаголовком «Некоммунистический манифест») 4l. Двигателем прогресса, источником перехода от одной стадии развития общества к другой в ней объявлялась научно-техническая революция — единственная признаваемая У. Ростоу «революция». Полностью игнорируя производственные отношения и классовую борьбу, Ростоу утверждал, что главным показателем уровня зрелости общества является его научно-технический потенциал.
Надуманная схема Ростоу преследовала совершенно конкретную классовую цель: послужить альтернативой марксистско-ленинской теории о революционной смене социально-экономических формаций и затушевать вопрос об антагонистическом характере противоречий современного капитализма, о непримиримости классовых интересов буржуазии и пролетариата.
В историографии влияние теории У. Ростоу проявилось в виде концепции «модернизации», повторявшей мысль о научно-технической революции как «единственной революции», в результате которой из недр «традиционного» общества возникает «современное индустриальное общество» 42. В рамки этой схемы укладывались концепции об «исчезновении» рабочего класса, превращении его в «средний класс» 43, о «технологической революции» как основной движущей силе национально-освободительного движения, и т. п.
Выдвижение концепции «индустриального общества» свидетельствовало об определенной перестройке во взглядах буржуазных историков. Согласно новой модели США уже не изображаются как явление «исключительное». Их отличие от первой страны социализма трактуется не как принципиальная несовместимость («свободный мир» в противовес «тоталитаризму»), а как временный перевес по уровню технико-экономических показателей. Такая метаморфоза сама по себе свидетельствовала с глубоком кризисе буржуазной общественной мысли, о ее неспособности доказать абсолютные «преимущества» капитализма, объяснить достиже-
41 Rostow W. The Stages of Economic Growth: A Non-communist Manifesto. Cambridge
(Mass.), 1960.
42 Black С. The Dynamics of Modernization. N. Y., 1966; Tipps D. С Modernization
Theory and the Comparative Study of Societies. A Critical Perspective.— Compara
tive Studies in Society and History, 1973, vol. 15, p. 199—227.
43 «Добрые времена, новые методы производства и рост просвещения, — писал ис
торик Дж. Гэррати, — способствовали расширению среднего класса в Америке,
ускоряли процесс ликвидации классовых различий» (Garraty J. A. The History of
the United States. L., 1968, p. 863). To же утверждал С. Сличтер: в индустриаль
ном обществе, по его мнению, «классовые градации, естественно, становятся все
более неразличимы» (Slichter S. Potentials of the American Economy. N. Y., 1961, p. 18).
ИСТОРИОГРАФИЯ
ИСТОРИОГРАФИЯ
ния реального социализма, ставшие особенно наглядными для миллионов людей в связи с запуском первого искусственного спутника Земли44 и полетом в космос Ю. А. Гагарина.
На фоне острых социальных конфликтов 60—70-х годов и изменившихся теоретических установок все большее число буржуазных историков США ставят под сомнение тезисы об «уникальности» исторического опыта США, «однородности» американского общества, «плавности» и «линейности» его исторического развития 45. «Утверждение о том... будто демократия „присуща" обстановке в США, является голословным»,— писал историк Л. Хартшорн 46, указывая на необходимость выдвижения новых концепций. В 1968 г. с критикой концепции консенсуса выступил и Р. Хофстедтер. Консенсус, писал он, не дает возможности постигнуть истоки «расовых, этнических, религиозных конфликтов, которыми насыщена наша история», «глубоких и тревожных кризисов», пережитых почти каждым поколением американцев начиная с 1789 г. Настало время, заявил Хофстедтер, «обратиться к оценке роли конфликтов в американской жизни» 47, составляющих в ней «постоянное явление» 48.
Вместе с тем Р. Хофстедтер предостерегал от «возврата к позиции прогрессистских историков»49, что означало стремление сохранить (в модифицированном виде) некоторые тезисы об «исключительности» американской истории: «демократизме» американского капитализма, «специфическом» характере конфликтов в истории США. Историки-либералы утверждали, что последние не были классовыми, как в Европе, а сводились к столкновениям между представителями крупного и мелкого бизнеса, между государственными деятелями, «защищавшими интересы общественности», и членами «добровольных ассоциаций», представлявшими «интересы частных лиц», и т. д. Что же касается «проявлений радикального протеста» со стороны рабочих, то, как утверждалось, они благодаря «умелому маневрированию» правительства и профсоюзной верхушки всегда успешно разрешались к обоюдному согласию.
Модифицированная схема консенсуса, выдвинутая в 60-х годах усилиями историков-либералов, кратко формулировалась как «конфликт и консенсус» 50 и состояла в том, что неожиданные «вспышки насилия» время от времени прорывают ткань «политической стабильности», отличающей американское общество. В практике конкретных исследований этот подход отразился в большем внимании к проблемам экономической
44 С помощью теории «единого индустриального общества», писал историк Л. Хал-
ле, найден ответ на «вызов, который был брошен научными и техническими ус
пехами России в связи с запуском первого спутника» (New York Times Book Re
view, 1961, Apr. 10, p. 3).
45 В изданном в 1969 г. историографическом сборнике эти тезисы расцениваются
как дань «абстрактному детерминизму», лишенному исторического обоснования.
См.: Pastmasters: Some Essays on American Historians/Ed, by M. Cunliffe, R. Winks.
N. Y., 1969, p. 235.
46 Hartshorne T. L. The Distorted Image: Changing Conceptions of the American Cha
racter since Turner. Cleveland, 1968, p. 160.
47 Hofstadter R. The Progressive Historians: Turner, Beard, Parrington. N. Y., 1968,
p. 73, 458, 463.
48 Hofstadter R. Political Parties.— In: The Comparative Approach to American His
tory/Ed, by G. Vann Woodward. N. Y., 1968, p. 207.
49 Hofstadter R. The Progressive Historians, p. 463.
50 Dahl R. A. Pluralist Democracy in the United States. Conflict and Consensus. Boston,
1967; Sternsher B. Op. cit.
и социально-политической истории США, рабочему, негритянскому, антиимпериалистическим движениям 51.
Важнейшее явление в развитии американской историографии 60-х го-дов, когда страну охватил «дух мятежа» ,— становление радикальной историографии, представители которой, сформировавшись в лоне движения «новых левых», заявили об отходе от апологетических концепций предыдущего десятилетия53. Принципы нового направления были заложены в работах профессора Висконсинского, а затем Орегонского университета В. Э. Вильямса и его учеников. По инициативе Вильямса с 1959 г. начал издаваться журнал «Стадиз он зе лефт», в котором, помимо его собственных, печатались статьи Г. Колко, Л. Гарднера, С. Линда и других молодых историков, содержавшие резкую критику апологетической историографии как по вопросам внутренней, так и внешней политики США.
Формулируя кредо левого крыла историков-радикалов, Дж. Лемиш, преподаватель Рузвельтовского университета в Чикаго (впоследствии был уволен из университета за политическую деятельность), заявил о необходимости писать историю «снизу вверх», с точки зрения угнетенных и эксплуатируемых масс54. «„Новые левые" историки,— подчеркивал И. Унгер, редактор сборника их работ,— придают значение вопросу о классах в Америке. Они считают, что историки истэблишмента ошибаются, отрицая наличие классового расслоения и классовой борьбы в нашем прошлом» 55
По словам Унгера, «редкое мужество и честность» приходилось проявлять историкам-радикалам, чтобы отстоять свои взгляды по узловым проблемам американской истории в противовес укоренившимся мифам «бесконфликтной» истории. Они подхватили и развили выводы социально-критического направления в общественной мысли США о господстве монополий в экономике и политике США, показывая несостоятельность попыток либералов обосновать теорию «государства всеобщего благоденствия» 56. Резкой критике были подвергнуты в их работах и концепции
51 Davis L. E. e. a. American Economic Growth: an Economist's History of the Uni
ted States. N. Y., 1972; Zieger R. H. Madison's Battery Workers, 1934—1952. Ithaca
(N. Y.), 1977; Мальков В. Л. К вопросу о современном состоянии американской
буржуазной историографии, с. 131.
52 Новая программа КП США.— США — экономика, политика, идеология, 1970, № 12,
с. 70, 73, 85, и др.
53 Новое направление не было однородным, что отразилось в наименовании («мо
лодые радикалы», «новые левые историки», «новый ревизионизм»). Различие во
взглядах по конкретным вопросам истории означало отсутствие единства в среде
радикалов, но общей была критика в адрес консенсусной историографии. «Хотя
(эти историки.— Авт.),—писал один из их представителей, — не создали нового
синтеза, а лишь наметили ряд подходов и интерпретаций, они подчеркивают про
исходившую в прошлом идеологическую борьбу в большей степени, чем это де
лали историки 50-х годов» (Towards a New Past, p. X).
54 Болховитинов Н. Н. Современная американская историография: новые течения
и проблемы.— Новая и новейшая история, 1969, № 6, с. 116—129.
55 Beyond Liberalism, p. 15.
56 «Власть корпораций и погоня за прибылью, — подчеркивал Г. Зинн, — всегда была
реальней любых лозунгов о „государстве всеобщего благосостояния"... Послевоен
ные годы не принесли никаких коренных перемен в традиционном для Америки
распределении дохода, при котором одна пятая часть населения — верхи — полу
чают в десять раз больше дохода, чем другая пятая часть — низы» (Зинн Г. По
слевоенная Америка. М., 1970, с. 111, 117).
ИСТОРИОГРАФИЯ
ИСТОРИОГРАФИЯ
«равных возможностей», «социальной мобильности», выдвинутые бур-жуазной апологетикой после второй мировой войны. Восхваление «аме-pиканской системы», писали радикальные историки, привело к тому, что иcторики—либералы и консерваторы — не сумели разглядеть происходя-щие на их глазах общественно-политические процессы, не увидели зарождение таких явлений, как «негритянская революция», «бунт» молодежи и другие массовые движения протеста 60-х годов.
Во многих исследованиях новой плеяды историков негритянской про-блеме, вопросам борьбы против господствующего в США расизма уделялoсь заметное внимание. Активизация движения негритянского протеста пoродила так называемые; «черные исследования» — работы по истории негритянского народа, написанные историками-афроамериканцами. Центрами таких исследований становятся университеты Фиска, Говарда и др. Возникшие в эти годы специальные научные организации, занимающиеся негритянской проблематикой, приступили к созданию серии трудов, в которых история афро-американцев впервые рассматривается как органическая часть истории США. В работах, изданных под эгидой Ассоциации по изучению истории и жизни черных, ярко показана освободитель-ная борьба негритянского народа на всем протяжении истории США, oсуждается расизм57. Большое значение имело переиздание работ У. Дюбуа. Историки-радикалы рассматривали «негритянский мятеж» 60-x годов как «крупнейшее движение социального протеста послевоен-ной Америки» 58.
Значительный вклад внесли радикальные историки и в изучение истории американского рабочего движения после второй мировой войны59. В работах Дж. Вейнстейна, Дж. Грина, Д. Монтгомери, М. Дубовского были подвергнуты критике профбюрократпя, реформистская политика лидеров АФТ—КПП, исследовались социально-экономические и идеологические истоки левых идейно-политических течений в рабочем движении 60. Их заслугой является привлечение новых источников, позволяющих показать роль движения рядовых в американских профсоюзах и влияние социалистических идей на эволюцию классового сознания рабочих. Они часто обращались к «устной истории», интервьюировали ветеранов массовых демократических движений, для того чтобы получить свидетельства рядовых участников событий. Решительно опровергая концепцию о «бесконфликтной» истории США61, радикальные историки
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1336;