III. НАУКА И КУЛЬТУРА 2 страница
Однако развязанная правящими кругами США «холодная война» затормозила развитие международных связей ученых двух стран. Свыше 10 лет советские и американские ученые были лишены возможности непосредственно встречаться и обсуждать интересовавшие их проблемы. На поездки ученых США в Советский Союз был наложен запрет. Лишь после состоявшейся в августе 1955 г. в Женеве первой международной конференции ученых по мирному использованию атомной энергии, на которой советские ученые доложили о некоторых важнейших достижениях в этой области, вызвавших большой интерес американских ученых, возобновились советско-американские научные контакты. В мае 1956 г. ряд американских ученых приняли участие в организованной Академией наук СССР конференции по физике высоких энергий, в том же году начались визиты советских ученых в США.
Важной вехой на пути укрепления контактов ученых двух стран стало их сотрудничество при проведении Международного геофизического года (МГГ), начавшегося 1 июля 1957 г. В период МГГ советские и американские ученые, как и ученые других стран, проводили комплексные научные исследования глубинных физических процессов на Земле, в атмосфере и в космосе. В результате были созданы мировые центры данных в Москве и Вашингтоне, собирающие результаты наблюдении по всему комплексу геофизических исследований 46.
В январе 1958 г. в Москве между правительствами СССР и США было подписано первое двухгодичное соглашение об обменах в области
46 Ежегодник Большой Советской Энциклопедии, 1958. М., 1958, с. 420—423.
III. НАУКА И КУЛЬТУРА
ОБЩЕСТВЕННЫЕ, КУЛЬТУРНЫЕ И НАУЧНЫЕ СВЯЗИ
науки, техники, образования и культуры. Предусматривалось его продление на очередные двухгодичные периоды. Несмотря на ограниченность связей, которые могли быть установлены в рамках соглашения, оно сыграло положительную роль47. Это было первое в истории советско-американское межправительственное соглашение, послужившее правовой основой для развития сотрудничества советских и американских ученых На основе соглашения от 28 января 1958 г. между АН СССР и Национальной академией наук США (НАН) в 1959 г. было подписано соглашение об обмене учеными в области естественных наук. В 1961 г. был принят рабочий документ об обмене учеными по общественным наукам между АН СССР и Американским советом познавательных обществ48. Эти соглашения предусматривали взаимное ознакомление с работами в различных областях науки и техники, чтение лекций, проведение семинаров и научных исследований.
В 1962 г. между Академией наук СССР и Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства США было заключено соглашение о сотрудничестве в использовании космического пространства в мирных целях49. В последующие годы АН СССР установила и расширила связи с другими научными организациями США: Американским химическим обществом — по химическому катализу, Национальным научным фондом — по глубоководному бурению, Управлением по энергетическим исследованиям и разработкам (ЭРДА) — по энергетике 50.
Большое значение для развития советско-американских контактов в области науки имела вторая международная конференция ученых по мирному использованию атомной энергии, состоявшаяся в сентябре 1958 г. в Женеве51. Внимание участников конференции, особенно членов американской делегации, привлек доклад академика А. П. Александрова о создании первого в мире атомного ледокола «Ленин». Живой интерес вызвал также доклад академика Л. А. Арцимовича о научных исследованиях в СССР в области термоядерного синтеза. Это была новая международная проблема, поставленная еще в 1956 г. академиком И. В. Курчатовым в прочитанной им лекции в Харуэлле во время поездки в Англию52. В октябре 1959 г. делегация видных американских ученых и инженеров во главе с председателем Комиссии по атомной энергии США Дж. Маккоуном подробно ознакомилась с атомным ледоколом «Ленин». Интерес американских ученых к научному прогрессу в Советском Союзе многократно усилился после того, как 12 апреля 1961 г. в космос поднялся Юрий Гагарин — гражданин Советского Союза.
Советско-американское научное сотрудничество приобретало новые формы. Проводились двусторонние встречи, симпозиумы, совместно обсуждались проблемы математики, метеорологии, радиоастрономии и т. д. В более широких масштабах стали осуществляться взаимные поездки ученых. В 1963 г. Академию наук СССР посетили президент НАН США
47 США — экономика, политика, идеология, 1972, № И, с. 4.
48 Вестн. Академии наук СССР, 1977,№ 6, с. 106.
49 СССР—США: экономические отношения/Отв. ред. Е. С. Шершнев. М., 1976, с. 4U/.
50 Вестн. Академии наук СССР. 1977, № 6, с. 106.
51 Ежегодник Большой Советской Энциклопедии, 1959. М., 1959, с. 463, 464.
52 Там же.
Ф. Сейтц и президент американского Совета познавательных обществ Ф. Буркхард.
Однако агрессия американского империализма против Демократической Республики Вьетнам и провокационная кампания, поднятая в США антисоветскими кругами, серьезно осложнили развитие советско-американского научного сотрудничества. Климат разрядки способствовал его оживлению. В 1970 г. АН СССР провела ряд важных международных и национальных мероприятий, которые привлекли большое внимание американских ученых и продемонстрировали их заинтересованность в участии в этих мероприятиях. На официальном заседании Комитета по исследованиям космического пространства (КОСПАР), состоявшегося в Ленинграде, присутствовали 173 американских ученых, на VII международном симпозиуме по химии природных соединений — 97 человек, на конференции по физике высоких энергий — 95, на XIII международном конгрессе историков — 234, на V международном конгрессе по экономической истории — 73 человека. Продолжалась работа по совместному изданию советско-американского труда «Основы космической биологии и медицины». В мае 1970 г. с краткосрочным визитом Академию наук СССР посетил президент Национальной академии наук США Ф. Хэндлер. В ходе его встречи с президентом АН СССР М. В. Келдышем были обсуждены проблемы расширения сотрудничества между двумя академиями.
В течение 1972—1974 гг. между правительствами СССР и США был подписан ряд соглашений о сотрудничестве в области науки и техники, в которых важная роль отводилась как советским, так и американским ученым. Был создан и специальный механизм, призванный содействовать выполнению этих соглашений,— Смешанная советско-американская комиссия по научно-техническому сотрудничеству53, а также рабочие группы, в задачу которых входила выработка конкретных программ и их осуществление. Были определены направления научного сотрудничества в следующих областях: энергетика (в том числе научные исследования и разработки в таких областях, как магнитогидродинамика, термоядерный синтез, атомная энергетика и атомные реакторы, солнечная энергия, геотермическая энергия, передача энергии, использование вторичного тепла, повышение экономической эффективности электростанций); применение вычислительных машин в области управления; научные исследования в области сельского хозяйства; водные ресурсы; научные исследования в области химического катализа, производство веществ микробиологическим способом; охрана окружающей среды; исследования и использование космического пространства в мирных целях; здравоохранение; исследование Мирового океана 54.
Особенно большое место в сотрудничестве СССР и США в области науки занимали связи Академии наук СССР с Национальной академией наук США. В октябре 1972 г. США посетила делегация АН СССР во главе с президентом Академии наук СССР академиком М. В. Келдышем 55. За всю историю научных связей между Америкой и Россией, США и СССР это был первый визит президента Академии в США. Есте-
53 США — экономика, политика, идеология, 1972, № 11, с. 10, 11.
54 Там же, с. 12; Вестн. Академии наук СССР, 1977, № 6, с. 107.
55 Вестн. Академии наук СССР, 1973, № 10, с, 57.
III. НАУКА И КУЛЬТУРА
ОБЩЕСТВЕННЫЕ, КУЛЬТУРНЫЕ II НАУЧНЫЕ СВЯЗИ
ственно, обе стороны придавали этому визиту важное значение, рассматривая его как знаменательное событие в деле дальнейшего развития советско-американского научного сотрудничества. В подписанном 4 октября 1972 г. протоколе о состоявшихся переговорах обе стороны с удовлетворением отметили, что программа обмена учеными выполняется успешно. В июне 1973 г. Академию наук СССР посетила делегация ученых НАН США во главе с ее президентом Ф. Хэндлером56. В 1974 г. Соединенные Штаты посетила делегация Академии наук СССР во главе с вице-лрезидентом АН СССР академиком Ю. А. Овчинниковым 57.
Важной вехой вошел в историю советско-американских отношений в области науки 1975 год. В июле этого года был успешно осуществлен лервый в истории международный полет пилотируемых космических кораблей «Союз» и «Аполлон», послуживший яркой иллюстрацией благотворного влияния процесса разрядки на взаимовыгодное научное и тех-лическое сотрудничество двух стран. 7 октября 1975 г. в Мoскве, а затем в Ленинграде проходила юбилейная сессия Академии наук СССР, посвященная 250-летию ее основания. В торжествах приняла участие делегация видных ученых США; многочисленные научные учреждения США прислали свои приветствия.
В течение 1976—1977 гг. научные связи Академии наук СССР с научными организациями США продолжали развиваться, охватывая при этом все новые области научных знаний. К ним относятся изучение проблем радиоинтерферометрии на сверхдлинной базе, физики твердого тела, новых направлений в биологии, экспериментальной психологии и др. Получили дальнейшее развитие совместные работы в рамках межправительственной программы сотрудничества, прежде всего в области физики, химического катализа, МГД-преобразования энергии, охраны окружающей среды.
Вторая сессия межправительственной советско-американской комиссии по сотрудничеству в области энергетики, состоявшаяся в Москве вдекабре 1977 г., специально отметила эффективную работу советских и американских ученых в области МГД-преобразования энергии. Были сделаны полезные шаги в области совместной разработки проблем теоретической физики, в деле изучения Мирового океана58.
Активная роль в научных контактах с США в области общественных лаук принадлежит таким учреждениям Академии наук СССР, как Институт США и Канады, Институт мировой экономики и международных отношений, Институт всеобщей истории, Институт международного рабочего движения и др. Соответствующие соглашения сделали возможным взаимные визиты ученых для работы в архивах и библиотеках, выступ-лении с лекциями и т. п. В рамках сотрудничества в области историче-ской науки проводились регулярные коллоквиумы для обсуждения актуальных проблем истории обеих стран. В 1980 г. вышло в свет на русском и английском языках идентичное издание в СССР и США «Россия и США: становление отношений, 1765—1815 гг.».
Связи советских и американских ученых осуществлялись по различным каналам: в рамках межакадемических и межправительственных со-
56 Там же, с. 58.
57 Там же, 1977, № 6, с. 107, 108.
58 Там же, 1978, № 10, с. 113.
глашений, по линии министерств и ведомств обеих стран, межправительственных и неправительственных международных организаций, участия в международных конгрессах и симпозиумах и т. д. Только по линии Академии наук СССР в 1977 г. в США выезжало более 500 советских ученых, в то же время более 700 американских ученых были приняты в академических учреждениях СССР 59.
На состоявшейся в феврале 1979 г. в Москве VI сессии смешанной советско-американской комиссии по научно-техническому сотрудничеству была дана положительная оценка по итогам совместных усилий в ряде отраслей и направлений науки и техники, таких, как химический катализ, электрометаллургия, микробиология и др.60 Важное значение и взаимовыгодность дальнейшего развития советско-американских научно-технических связей подчеркивали и многие политические руководители США61.
Произошедшее по вине империалистических кругов США ухудшение советско-американских отношений в конце 70-х годов отрицательно сказалось и на состоянии научных контактов между двумя странами. Под разными надуманными предлогами американская сторона начала проводить их свертывание. Правые все решительнее выступали за превращение кампании «в защиту прав человека» в средство дискредитации советско-американского научно-технического сотрудничества, в инструмент давления на правительство и конгресс в целях его прекращения62. В результате был нанесен урон прогрессу мировой науки, а в политическом плане — взаимопониманию между народами обеих стран, этой важнейшей предпосылке сохранения мира в ядерный век.
59 Там же, с. 114.
60 США — экономика, политика, идеология, 1979, № 6, С 99.
61 Там же, 1978, № 10, с. 23.
62 Там же, с. 19, 20.
ИСТОРИОГРАФИЯ
ИСТОРИОГРАФИЯ
1. АМЕРИКАНСКАЯ
БУРЖУАЗНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ
В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ:
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРАКТИКА КОНКРЕТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Сужение сферы господства капитализма после окончания второй мировой войны означало углубление его общего кризиса. Идеи марксизма-ленинизма еще раз подтвердили свою истинность в общественно-политической практике человечества, их влияние на умы людей во всем мире возросло. Перед буржуазной исторической мыслью США, превратившихся в результате войны в главный оплот империализма, господствующий класс поставил задачу: создать такое историческое видение мира, которое оправдывало бы и обосновывало дальнейшее существование буржуазного общества, служа противовесом учению марксизма-ленинизма о классовой борьбе, о смене общественно-политических формаций, о неизбежности победы более передового общественного строя — социализма над капитализмом. Одновременно преследовалась цель подорвать и свести на нет окрепшее в предвоенные и военные годы социально-критическое направление, опиравшееся на идейное наследие историков-«прогрессистов», значительное влияние на которое оказали марксистские исследования в области истории, философии, экономики, права.
Сотрудничество СССР и США в рамках антигитлеровской коалиции содействовало изменению отношения американцев к первой стране социализма, существенно ослабило воздействие навязанных реакционной пропагандой антикоммунистических и антисоветских вымыслов и предубеждений. Решающая роль СССР в победе над фашизмом внушала глубокое уважение к Советской стране, что нашло отражение в американском обществоведении. В ряде исследований видных историков (М. Ла-зерсона, Ф. Р. Даллеса, Г. Фишера), изданных в первые послевоенные годы, подчеркивалась мысль о том, что Советский Союз, одержав победу над самой бесчеловечной силой современности — фашистской Германией, проявил себя в качестве величайшей демократической и преобразующей силы. Уверенность в благоприятных перспективах советско-американских отношений выражалась на страницах многих книг, выходивших в свет в годы войны и первые послевоенные годы. Они свидетельствовали о возросшем интересе американцев к Советскому Союзу, его истории и культуре.
Однако уже в конце 1945 г. появились первые признаки изменения идейно-политического климата в стране. Рост консервативных и откровенно реакционных тенденций в политике господствующего класса США сказался и на буржуазной исторической науке. Методологические установки «прагматистского презентизма» или «субъективистско-релятивист-ско-презентистской школы» были использованы в первую очередь для перестройки буржуазной историографии в реакционно-консервативном
духе. На заседании Американской исторической ассоциации (АИА) в декабре 1946 г. были представлены доклады, пересматривающие в духе консерватизма многие важные проблемы истории США и мировой политики: о роли Т. Джефферсона в буржуазной революции XVIII в. (утверждалось, что он был не революционером, а «просвещенным либералом»); о роли народных масс в истории США (не они-де, а магнаты «большого бизнеса» являются ее главными творцами); о внешней политике Советского Союза (ее уподобляли политике «царской России», раздувая миф о «советской военной угрозе») и т. д.4 Под сомнение ставилась идея исторического прогресса: она объявлялась субъективной категорией, зависящей от личности историка, его склонности к оптимизму или пессимизму2. В лучшем случае прогресс признавался как общая идея развития, но мыслился как разновидность плавного, поступательного движения, без скачков и революционных изменений в базисе и надстройке общества, причем высшим достижением «прогресса» объявлялись «американский образ жизни», «американская демократия», «американская цивилизация».
Так определилась начавшаяся смена вех в американской буржуазной историографии. Уверенность «прогрессистских» историков 30-х годов в возможности и необходимости социальных реформ сменялась скептицизмом в отношении их целесообразности. Убеждение в созидательной роли народных масс в истории, творческой силе социальных движений вытеснялось преувеличенным интересом к эволюции правительственных институтов и правительственной политики (особенно — внешней), «разумно» определяемой и направляемой сверху представителями правящей «элиты». На авансцену истории выводился «большой бизнес», который один из его апологетов — профессор истории Нью-Йоркского университета Т. Кокрэн назвал передовым отрядом наступающего со всех сторон индустриализма. Кокрэн откровенно призывал к переписыванию истории в интересах монополий3.
Отход от традиций «прогрессистской» историографии4 выразился в том, что на первый план вышли представители апологетической историографии, которые видели свою главную задачу в том, чтобы вытравить из сознания американцев идеи социальной критики и социального протеста, создать привлекательный образ «единой Америки», якобы призванной стать лидером в послевоенном мире. Историков призывали включиться в «холодную войну», дав ей идеологическое и историческое «обоснование» 5.
1 American Historical Review, 1947, Apr., vol. 52, N 3, p. 599—601.
2 Fay S. The Idea of Progress.— American Historical Review, 1947, Jan., vol. 52, N 2,
p. 231, 243, 246.
3 Предлагалось, в частности, заменить изложение истории «по президентам» («пре
зидентский синтез») подходом к ней с точки зрения «созидательной деятельности»
монополий. См.: Cochran Th. С. The «Presidential Synthesis» in American History.—
American Historical Review, 1948, July, vol. 53, N 4, p. 756; Фурсенко А. История
бизнеса на службе монополий.— Вопр. истории, 1963, № 10.
4 Мальков В. Л. К вопросу о современном состоянии американской буржуазной ис
ториографии.— В кн.: Критика современной буржуазной и реформистской исто
риографии/Под ред. А. А. Искендерова. М., 1974, с. 103—106.
5 Этот социальный заказ был сформулирован профессором Пенсильванского уни
верситета К. Ридом в декабре 1949 г. в президентском докладе перед АИА. В нем
говорилось о конце «века либерализма» в исторической науке, о необходимости
для историков «занять воинственную позицию... Тотальная война, — подчеркивал
ИСТОРИОГРАФИЯ
ИСТОРИОГРАФИЯ
22 декабря 1950 г. в беспрецедентном обращении к АИА Трумэн призвал ее членов включиться в борьбу «против угрозы коммунистической агрессии», помогать правительству проводить политику американского верховенства в мире 6.
Откликом на подобные призывы стало оформление в эти годы направления в историографии, исповедовавшего так называемую теорию «консенсуса», или «согласия». Эта «теория», одним из авторов которой был либеральный историк Р. Хофстедтер, постулировала гармонию американского общества, отрицала глубину и значение социальных конфликтов, изгоняла из истории все связанное с ее взрывчатой стороной — массовые движения протеста, забастовки трудящихся, конфликт сил прогресса с силами реакции 7.
Среди консервативных историков школы консенсуса выделялась фигура Д. Бурстина. Свое литературное дарование и щедрую природную фантазию он употребил на создание рекламного труда об этапах эволюции «американского духа», воплотившегося в истории страны. Книга Бурстина сыграла существенную роль в появлении многочисленных, реакционных по духу работ, авторы которых открыто провозглашали консервативные взгляды на события и процессы социально-политического развития США в первые два десятилетия после второй мировой войны.
К созданию этого труда, как пояснял Д. Бурстин, его подтолкнула полемика в правящих кругах в связи с развернувшейся «интеллектуальной борьбой» против Советского Союза. Каким должно быть идеологическое оружие США в этой борьбе? — так ставился вопрос. С одной стороны, выражалось мнение: чтобы сплотить «монолитный Запад в противовес монолитному Востоку» необходимо выработать «философию демократии», основанную на единстве европейского и американского идейного наследия. Однако, по мнению Бурстина, демократия США «уникальна», ей свойствен особый «дух», порожденный американской почвой8; в отличие от европейской американской истории, утверждал он, присущи «преемственность и законность», отсутствие революционных потрясений и веры в «искусственные догматы». Ее фундамент был раз и навсегда заложен «отцами-основателями», давшими стране единственно «ортодоксальное американское кредо». Бурстин на деле оправдывал маккартизм (на словах он его осуждал), изображая как стихийное проявление подлинно «американского» сознания, сопротивляющегося попыткам привить систему взглядов, отличную от «ортодоксальной» 9.
Несколько иным было обоснование «идеологической войны» против революционной «ереси», изложенное в книге другого консервативного историка, Л. Харца, «Либеральная традиция в Америке». В ней Харц заявлял, что, поскольку в условиях «общего кризиса нашего времени», начавшейся «холодной войны» и «мировой вовлеченности» США рысту-пают как «главная страна в борьбе против коммунистической революции», за «изоляцию марксизма», им необходимо иметь «социальное учение для противопоставления притягательной силе коммунизма во всех
он, — горячая ли, холодная ли, втягивает всех» (American Historical Review, 1950, Jan., vol. 55, N 2, p. 283-284).
6 American Historical Review, 1951, Apr., vol. 56, N 3, p. 711.
7 О Р. Хофстедторе см. т. 1 данного издания, с. 641—642.
8 Boorstin D. J. The Genius of American Politics. Chicago, 1953, p. 3—5, 185—187.
9 Ibid., p. 6—13, 18—19, 181.
частях света...» 10. Призывая к выработке «новых фундаментальных категорий», Харц, как и Бурстин, ставил на первое место «уникальность» и «целостность» американского исторического опыта, якобы свободного от революционных потрясений и классовой борьбы, но «аргументировал» он это тем, что США не пережили стадии феодализма, а являются буржуазной страной «изначально» с преобладанием «среднего класса».
Утверждению нового подхода к истории в соответствии с теорией «согласия» содействовало и влияние американской буржуазной социологии, в которой в 50-х годах одержала верх концепция структурного функционализма. Общество трактовалось как система взаимозависимых частей, находящихся в состоянии равновесия. Конфликты же расценивались как отклонения в нормальном функционировании общества, как проявления его патологии. Особенное влияние на буржуазную историографию оказали работы Т. Парсонса, которые, по мнению американского историка Б. Стерншера, представляли собой «социологический аналог» теории «консенсуса» 11.
Свою лепту в становление консервативных взглядов внесли также представители политической науки (в частности, Р. Даль) и так называемой политической социологии (С. Липсет и др.), для которых тенденциозно подобранные примеры из современной истории США служили подтверждением «однородности» американского общества, его «исключительности» по сравнению с раздираемыми классовыми конфликтами европейскими странами. Известный социолог Д. Белл считал возможным в конце 50-х годов в этой связи объявить даже о наступлении «конца идеологии». Он возвестил «триумф конформизма» в общественном сознании Запада и пытался на этом основании обосновать вывод об «утрате влияния» идей марксизма-ленинизма на ход исторического развития 12.
Объединенными усилиями буржуазных историков, социологов и политологов (как консерваторов, так и значительно поправевших либералов) складывался новый «образ Америки» — экономически процветающего оплота «демократизма», «классового мира» и «прав человека». И все это писалось в период разгула маккартизма, когда из школ и вузов изгонялось свободное слово, когда голос честных ученых заглушался шовинистическими здравицами в честь «американской системы» и консерватизма. Появилась плеяда авторов, воспевавших жандармскую роль, которую взяли на себя США в капиталистическом мире, и с позиций яростного антирадикализма нападавших на любые проявления критической мысли. Распространение реакционных идей в исторической науке, являясь прямым порождением маккартизма, в свою очередь, питало и укрепляло последний, снабжая «аргументами» тех, кто выступал против историков прогрессивного направления и либералов.
Этому содействовала и беспринципная в целом позиция самих историков-либералов. За редким исключением, большинство из них заняло
10 Hartz L. The Liberal Tradition in America: An Interpretation of American Politi
cal Thought since the Revolution. N. Y., 1955, p. 5, 25, 236, 283-286, 302-305.
11 Sternsher B. Consensus, Conflict and American Historians. Bloomington; London,
1975, p. 29.
12 Bell D. The End of Ideology. On the Exhaustion of Political Ideas in the Fifties.
Glencoe, 1960. «В социологии, — писал по этому поводу профессор Гарвардского
университета С. Хантингтон, — школа „конца идеологии"... способствовала тому,
чтобы с иных методологических позиций дополнить и подтвердить тезис школы
консенсуса» (Political Science Quarterly, 1974, Mar., vol. 89, N 1, p. 11).
ИСТОРИОГРАФИЯ
ИСТОРИОГРАФИЯ
колеблющуюся, непоследовательную позицию. В том, что в 50-е годы сумела так прочно утвердиться историография «консенсуса», немалую роль сыграли историки-либералы (например, А. М. Шлезингер-младший), оказавшиеся, по существу, на поводу у сил реакции в своем дрейфе вправо в годы «холодной войны», который привел их к фактическому единению с консерваторами на общей платформе «американской исключительности» и антикоммунизма.
В духе политического фольклора эпохи «холодной войны» либералы разработали и пропагандировали теорию «трансформации» американского капитализма. Согласно их точке зрения, в ходе «капиталистической революции двадцатого века» 13 он якобы превратился в «народный капитализм» 14, в котором ведущую роль играет не собственник-миллионер, а «новые группы управляющих» — выходцы из «среднего класса». На этот последний и перекладывалась ответственность за эксцессы политической реакции как на проявление (согласно концепции Р. Хофстедте-ра и Д. Белла) «поиска статуса» («статусной политики») со стороны рвущихся к власти представителей «среднего класса» 15. Логика этой идеи приводила прямым путем к установлению генетической связи мак-картизма с демократическими движениями конца XIX в. и 30-х годов XX в.16
Нельзя не отметить вместе с тем, что часть историков-либералов осуждали маккартизм как измену демократическим ценностям американской революции XVIII в. «Унизительно воспевать бунтовщиков прошлого — Джефферсона и Пейна, Эмерсона и Торо — и в то же время затыкать рот мятежникам сегодняшнего дня»,— писал профессор Колумбийского университета Г. С. Коммаджер17. М. Кэрти, охарактеризовав маккартизм как «особо ядовитую форму антиинтеллектуализма, ставшего орудием демагогов», призвал американских историков встать на защиту свободы мысли18. Против маккартизма выступали и другие видные ученые и деятели культуры, но их голос тонул в потоке славословий «американскому образу жизни» и экономической мощи США 19.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1351;