1 страница

ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА

С давних пор люди, живя в коллективе, задумывались об осо­бенностях и закономерностях совместной жизни, стремились обес­печить ее организованность и стабильность. Число терминов, ко­торыми обозначают формы совместной деятельности людей, со временем увеличивается. Многие из них известны. Группа земле­дельцев, живущих рядом друг с другом и связанных в некоторых случаях ведением общего хозяйства, называлась общиной (миром, •зервью). Совместное проживание людей в одном месте при кол­лективном решении коммунальных вопросов называют общежи­тием. Наряду с этими понятиями существует и понятие общество. Нетрудно заметить, что все три слова являются однокоренными и имеют в своей основе понятие «общий», т.е. объединяющий лю­дей в некую группу. Такое объединение, несомненно, должно основываться на общем для всех членов группы интересе. На­пример, зрителей в кинотеатре объединяет интерес посмотреть кино. Работники трудового коллектива объединяются для совме­стного выполнения трудовой деятельности. Приверженцы опре­деленных политических взглядов создают политическую партию. Ученики ходят на занятия в школу, а затем одни из них идут заниматься в спортивную секцию, а другие — в драматический кружок.

Как видим, общий интерес присутствует во всех приведенных примерах. Однако по окончании просмотра кинофильма зрители разойдутся и больше не встретятся. Бригада строителей распадет­ся после завершения работы. Ученики окончат школу и изберут свой путь в жизни.

Так что же такое общество? Является ли оно простым объеди­нением людей или представляет собой сложную совокупность че­ловеческих взаимоотношений и форм совместной деятельности? На эти вопросы пытались дать ответы еще наши далекие предки.

Знания об обществе стали формироваться в незапамятные вре­мена, когда человек только начал осознавать, что он является членом группы. Усложнение общественной структуры и появле­ние государства вызывали необходимость обобщить представле­ния об устройстве общества как объекта управления.

Древнегреческие философы Платон и Аристотель сравнивали общество с живым организмом, которое также может болеть, выздоравливать, оказывая влияние на каждого человека и испы­тывая на себе его воздействие. Действительно, общество представ­ляет собой сложную систему организации жизни людей, в кото­рой действуют свои социальные законы. Под влиянием общества человек совершенствуется, становясь личностью. Именно в обще­стве, общаясь с себе подобными, люди развивают речь, приобре­тают навыки определенного образа поведения.

Человек — существо общественное. Он не может жить изоли­рованно, не взаимодействуя с другими людьми. Герой известного романа Робинзон Крузо много лет жил на необитаемом острове, но использовал навыки, которые он приобрел в процессе обще­ния с другими людьми. Основным его желанием было поскорее уплыть с острова и вновь встретиться с людьми. Истории извест­ны примеры, когда дети «воспитывались» животными. Попадая затем в человеческое общество, они не могли адаптироваться и значительно отставали в развитии от своих сверстников.

Таким образом, общество — это продукт взаимодействия людей. Человек не может существовать вне общества, так же как не существует общества без людей. Общество появилось тогда, когда человек выделился из мира животных. С тех пор человек как био­логический вид перестал меняться. Наоборот, значительные из­менения начало претерпевать человеческое общество.

Общество — это обособившаяся от природы часть материаль­ного мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество стоит вне природы и не может развиваться по ее законам. Эта точка зрения не всегда была господствующей. В XIX в., когда появилась теория Ч.Дарви­на, в науке возникло течение социал-дарвинизма, провозглашав­шего необходимость перенесения на общество законов развития природы, в частности естественного отбора и борьбы за выжива­ние. Социал-дарвинисты считали, что принцип «выживает силь­нейший» должен быть перенесен не только на взаимоотношения отдельных людей и их групп, но и на развитие отдельных народов. Подобная точка зрения опровергается современной наукой. Тем не менее по отношению к некоторым видам животных применя­ются обществоведческие термины. Например, муравьев и пчел называют социальными, или общественными, животными, имея в виду их коллективный образ жизни, разделение труда и специ­ализацию деятельности отдельных групп особей. Несомненно, у социальных животных и человеческого общества есть схожие чер­ты, но в то же время они существенно отличаются друг от друга. Социальные насекомые эволюционируют не индивидуально, а в рамках всей популяции. Поэтому муравейники и пчелиные семьи часто называют биологическими сверхорганизмами, в которых роль каждой особи генетически запрограммирована. Каждый же чело­век в обществе сугубо индивидуален, обладает волей и сознанием и может принимать самостоятельные решения.

Понятие «общество» употребляется в разных словосочетаниях, например первобытное общество, общество филателистов, рос­сийское общество, спортивное общество и т.д. В современной на­учной литературе существует множество трактовок понятия «об­щество». Оно понимается как определенная группа людей, объе­динившихся для совместного выполнения какой-либо деятельности (общество охотников и рыболовов), и как продукт взаимодей­ствия людей, определенная организация их жизни, включающая их многообразные связи и взаимоотношения; как этап в истори­ческом развитии человечества (первобытное общество, феодаль­ное общество) и как социальная организация какой-либо стра­ны, имеющая определенную структуру (российское общество, германское общество).

С точки зрения мотивационной (что объединяет людей, мотив совместной деятельности) общество — это совокупность индиви­дов, имеющих общий интерес, на основе которого строятся их отношения, регулируемые общеобязательными правилами пове­дения (нормами), поддерживаемые и охраняемые организован­ной властью.

Американский социолог Э.Шилз считал, что общество — это объединение людей, которое обладает определенными призна- ками:

1) не является частью крупной системы;

2) браки заключаются между представителями данного объе динения;

3) пополняется за счет детей представителей этого объедине ния;

4) имеет свою территорию;

5) имеет свое название и даже свою историю;

6) обладает собственной системой управления;

7) существует дольше средней продолжительности жизни ин дивида;

8) его сплачивает общая система ценностей (свои обычаи, традиции и проч.), которые находят выражение в определенной культуре. '

Указанные Шилзом критерии можно считать универсальны­ми, так как они подходят к совершенно разнообразным объеди­нениям людей, которые существовали в прошлом и существуют сейчас. В то же время такие из указанных выше признаков, как заключение браков между представителями объединения, попол­нение детьми представителей объединения и существование дольше средней продолжительности жизни индивида, вряд ли подойдут Для характеристики студенческих групп, трудовых коллективов, политических партий, клубов по интересам и т.д. Таким образом, Шилз создал систему признаков, характерных для относительно крупных объединений людей. В первую очередь критерии Шилза могут быть применены к таким общественным явлениям, как стра­на, государство, нация.

Страной обычно называют определенную территорию, име­ющую государственную принадлежность. Люди, проживающие на территории страны, имеют, как правило, одинаковое гражданство, что уже объективно объединяет их в единую группу. Например, наша страна — Россия — занимает территорию более 17 млн км с населением около 150 млн человек. Природные условия на всей территории страны отличаются большим разнообразием. Разли­чен и национальный состав населения. Тем не менее территори­альное единство поддерживается государственной властью Рос­сийской Федерации. Граждане России имеют равные права, под­чиняются единым законам. В некоторых случаях граждане России объединяются для выполнения одной общей задачи, например избрания федеральных органов власти — Президента и Государ­ственной Думы. Подобную характеристику можно применить и к другим странам (Англия, Франция, США и т.д.).

В отличие от страны государство является политической орга­низацией, осуществляющей управление населением определен­ной территории. Государство имеет свою систему власти (парла­мент, правительство), определенный тип отношений с населени­ем (демократия или антидемократический режим), специфику распределения власти по территории (унитарное или федератив­ное государство).

Нация — это группа людей, складывающаяся на основе общно­сти территории, экономических связей, языка, культуры, созна­ния своего внутреннего единства и отличия от подобных образова­ний. Нации могут существовать в рамках одной территории и госу­дарства. Но часты случаи компактного проживания малого народа на территории многонационального государства. В таком случае, даже если этот народ не создал своей государственности, он сохра­няет свои национальные традиции, культуру, обряды и т.д.

Таким образом, объединения людей на основе территориаль­ной общности, государственности и национальной принадлеж­ности, несомненно, можно охарактеризовать как общества. Но наряду с этими крупными объединениями существует огромное количество мелких групп людей, осуществляющих непосредствен­ное взаимодействие между собой. Выше уже упоминались клубы по интересам, трудовые коллективы, политические партии. В рам­ках этих групп происходит личное общение людей на основе стрем­ления к достижению общей цели.

Итак, общество представляет собой сложную систему, состоя­щую из взаимосвязанных частей — отдельных групп людей. В об­ществе постоянно происходят изменения. Исчезают прежние груп­пы, появляются новые. Меняются отношения между людьми и их объединениями. Одни группы и их представители усиливают свое влияние на общество, другие его теряют.

Однако неправильно было бы сводить понятие общества толь­ко к совокупности человеческих индивидов. В широком смысле под термином «общество» надо понимать совокупность отноше­ний между людьми, складывающихся в процессе их жизнедеятельно­сти. Все многообразные связи между людьми, возникающие в процессе их взаимодействия, называются общественными отно­шениями.

Общественные отношения также представляют собой систему связей, с помощью которых общество приобретает целостность и устойчивость. Разновидности общественных отношений:

- производственные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ;

- политические отношения, возникающие в процессе управле ния обществом и борьбы за власть;

- брачно-семейные отношения — личные отношения, связан ные с рождением и воспитанием детей;

- межнациональные отношения между представителями разных наций;

- социальные отношения между различными социальными груп пами (например, богатыми и бедными).

Указанные разновидности общественных отношений не мо­гут существовать изолированно. Каждый человек стремится най­ти более оплачиваемую и престижную работу, чтобы обеспечить свою семью, и в то же время подняться выше по социальной лестнице, — так производственные отношения связаны с соци­альными и брачно-семейными. Если у человека не получается улуч­шить свое материальное и социальное положение, он часто винит государственную власть или сам стремится участвовать в осуще­ствлении власти, отдавая предпочтение той или иной политичес­кой силе на выборах в государственные органы. Иногда недоволь­ство выливается в обвинения в адрес представителей других на­ций. Так могут пересекаться производственные, социальные, политические и национальные отношения.

На основе системы общественных отношений можно охарак­теризовать структуру общества, под которой понимается сово­купность его составных элементов:

1) производство материальных и духовных благ;

2) социальные общности — группы людей, объединенные на основе каких-либо общих признаков;

3) политические организации, главное место среди которых занимает государство;

'_ 4) институты общества.


В обыденной жизни понятие «институт» употребляется в каче­стве наименования учебного заведения. В широком смысле инсти­тут понимается как совокупность норм, правил поведения в оп­ределенной сфере жизнедеятельности человека.

Первичный социальный институт — институт семьи, связан­ный с воспроизводством человека как биологического вида и его воспитанием и социализацией как члена общества. У человека в отличие от животных существует устойчивая межпоколенная связь. Родители не забывают своих детей, когда те становятся взрослы­ми, а дети заботятся о престарелых родителях. Отношения любви и взаимопомощи позволяют людям выжить в тех ситуациях, в которых животные выжить не в состоянии.

Важным общественным институтом выступает политический институт, включающий отношения в сфере управления обще­ством. Сюда входят правовые нормы, обычаи, традиции и т.д., т.е. те правила поведения, которые регулируют внутреннюю жизнь общества и отношения между различными социальными груп­пами.

Кроме того, составляющими политического института явля­ются политические организации, имеющие своей целью участие в осуществлении власти и управлении обществом. Основной орга­низацией, реализующей управление обществом, является госу­дарство. Оно имеет монополию на руководство общественной жи - знью и в ряде случаев не допускает вмешательства в эту сферу других политических сил, таких как политические партии. В совре­менном мире при господстве демократических ценностей допус­кается политическое многообразие (плюрализм), политические партии могут действовать, открыто выражая интересы своих чле­нов, и участвовать в осуществлении власти всеми не запрещен­ными законом способами.

Экономический институт связан с производством материаль­ных благ, средств к существованию. Производство возникло то­гда, когда человек создал первое орудие труда. На начальном эта­пе развития человечества орудия труда были примитивны, но с их помощью люди успешнее стали решать проблему средств су­ществования. Использование палки-копалки позволило эффектив­нее искать съедобные коренья, а примитивные дубинки помогали в охоте на зверей. По мере развития человечества орудия труда улучшаются, вместе с этим увеличивается объем производимых материальных благ. С появлением машин и высоких технологий производство стало массовым, способным удовлетворить много­образные материальные потребности.

Духовный институт общества связан с удовлетворением ду­ховных потребностей человека, появлением и передачей знаний новым поколениям. Духовный институт включает в себя культу­ру, которая в широком смысле означает совокупность всех до­стижений человечества в материальной и духовной сферах. Кро­ме того, составляющими духовного института выступают

религия и образование. Наука и религия — это две позиции, с которых осмысливается проблема возникновения и существова - ния всего сущего на земле. С помощью образования происходит передача знаний, накопленных человечеством за время его су­ществования.

Вопросы и задания

1. Что такое общество? Как оно возникло?

2. Может ли человек жить вне общества? Представьте себя изолиро ванным от общества. Каким бы мог быть результат такой ситуации?

3. В чем состоит сущность социал-дарвинизма? Почему он опроверга ется современной наукой?

4. Почему термин «социальные животные» считается условным? В чем состоит отличие общественных животных от человеческого общества?

5. Дайте определение понятия «общество». Какие признаки общества выделил американский социолог Э. Шилз?

6. Сравните понятия «страна», «государство», «нация».

7. Что такое общественные отношения? Каковы их виды? В чем состо ит их взаимосвязь?

8. Какова структура общества? Дайте характеристику основных его элементов.

9. Приведите примеры групп людей, одни из которых являются обще ствами, а другие нет. Обоснуйте свое мнение.

10. Разделитесь на группы, каждая из которых должна представлять один из институтов общества. Попробуйте доказать значимость данного института. Что бы произошло, если бы этого института не было?

1.2. ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА

Общество и природа — явления, которые не могут существо­вать изолированно друг от друга. Под природой понимается все многообразие окружающего мира как на Земле, так и во Вселен­ной. Природа представляет собой совокупность естественных ус­ловий существования всего живого. Она возникла задолго до по­явления человека. Историю природы можно считать начавшейся с образования Земли и зарождения первых форм жизни на ней. «Живая» оболочка Земли, весь животный и растительный мир получили название биосфера.

Человек также составляет часть биосферы. Он выделился из мира животных около двух миллионов лет назад, и только около 40 тысяч лет назад появился человек современного типа — homo sapiens. Тогда же зародилось человеческое общество. На протяжении всего времени существования человечества общество и природа тесно взаимодействовали между собой. Человек был частью при­роды и вынужден был считаться с ее законами. Однако в отличие от других живых существ человек приспособился к тяжелым усло­виям борьбы за выживание и начал использовать природу в своих целях. Он брал у природы пропитание, использовал естественные укрытия, например пещеры, в качестве жилищ, а затем научился добывать огонь. Огонь позволял древним людям обогреться в хо­лодное время, отогнать хищников, изменить за счет термическо­го приготовления качество пищи. С началом использования огня и появлением орудий труда человек все больше оказывал воздей­ствие на природу. Причиной масштабных пожаров в древности были, видимо, не только природные явления (молнии, изверже­ния вулканов и т.д.), но и неосторожное использование огня че­ловеком. С увеличением численности людей все больше истребля­лось животных, составлявших рацион человека.

В течение столетий жизнь первобытных людей практически не менялась. Основной целью было выживание. В сложных климати­ческих условиях одному человеку выжить было не под силу. При существовании примитивных орудий труда обеспечить себя про­питанием, защитить от хищников и т.д. мог только коллектив людей. Поэтому основой организации и источником власти в первобыт­ном обществе стал род (родовая община), все члены которого со­стояли в родстве между собой.

Первоначально семья была полигамной. Родство устанавлива­лось по материнской линии, так как мать ребенка была известна, а отец — нет. Женщина в этих условиях занимала главное положе­ние (матриархат). Со временем, в связи с улучшением орудий труда и усложнением способов производства, все большую роль играла мужская физическая сила. А с упорядочением отношений между полами и появлением парной семьи родство стало переда - ваться по отцу. На смену матриархату пришел патриархат.

Экономика первобытного общества носила присваивающий ха­рактер, основывалась на общественной собственности и уравни­тельном распределении продукции. Производительность труда была низкой, поэтому все, что производилось, потреблялось.

Исчезновение крупных животных, вызванное климатически­ми изменениями (потепление климата, отступление ледника) и массовым истреблением их людьми, заставило человека искать новые источники пищи. Он начал приручать диких животных и выращивать съедобные растения. Так произошел переход от при­сваивающей экономики к производящей. В итоге положение человека в сфере получения продуктов питания стало более стабильным. Он стал меньше зависеть от капризов природы.

Увеличение количества населения привело к расширению по­севных площадей и возрастанию поголовья домашнего скота. Че­ловек стал бороться с теми явлениями природы, которые мешали его жизнедеятельности. Он вырубал леса, уничтожал сорняковые растения, истреблял хищных животных, опасных для скота.

Убийство некоторых видов животных иногда вызывалось не объективной необходимостью, а желанием людей, в первую оче­редь вождей, королей и т.д., показать свою силу и ловкость в схватке один на один со страшным зверем. Так были уничтожены туры — огромные быки, жившие на территории современных Литвы, Белоруссии, Польши. Их участь чуть было не разделили зубры. В период расцвета Древнего Рима нередки были гладиатор­ские бои с участием диких хищных животных.

С появлением капиталистических отношений и промышленно­го производства воздействие человека на природу стало усили- ваться. 200—300 лет назад никто не заботился об экологии. Обыч­ным явлением было бесконтрольное использование природных ресурсов — лесов, вод, недр земли. Отходы промышленного про­изводства сливались в реки и озера, сваливались за воротами про­мышленных предприятий, что превращало цветущие поля в без­жизненную пустыню, а водоемы — в зловонные ямы. Массовым стало истребление слонов, носорогов, моржей ради пользующих­ся спросом клыков. В погоне за прибылью многочисленные предприниматели уничтожали целые лежбища морских котиков ради их ценного меха. Исчезновение многих видов животных и растений было вызвано изменением условий их существования. Они просто не смогли за короткое время приспособиться к изме­ненной человеком среде обитания.

В то же время в искусственно созданных человеком условиях жизни появились и прекрасно себя чувствуют паразитические виды животных — тараканы, клопы, крысы и т.д. Борьба с ними, даже при использовании новейших химических препаратов, не приво­дит к истреблению паразитов. Напротив, они привыкают к ядам и продолжают размножаться.

С развитием научно-технического прогресса воздействие об­щества на природу все более усиливается. Особенно показателен в этом плане XX век. Именно в это время появилось массовое про­изводство, человек научился использовать атомную энергию и начал покорение космоса. И именно в это время появились но­вые, более мощные источники загрязнения природы, причем каж­дый из нас, сам того не зная, участвует в этом процессе. Сейчас практически у каждой семьи есть автомобиль. Мы хорошо усвои­ли известную мысль о том, что автомобиль не роскошь, а сред­ство передвижения. Но миллионы автомобилей на планете выде­ляют такое количество вредных выхлопных газов, что воздух, осо­бенно в крупных городах, становится сильно загрязненным. Это, в свою очередь, является причиной многих болезней.

В процессе своей жизнедеятельности человек «производит» огромное количество бытового мусора, который в большинстве случаев скапливается на свалках и часто там сжигается, выделяя в атмосферу вредные вещества. Особую опасность для всего живого представляют ядерные отходы, период полураспада которых со­ставляет тысячи лет.

Природа не смиряется с такими действиями человека. Она от­вечает ему засухами, наводнениями, землетрясениями, с кото­рыми человечество пока справиться не в силах. В прошлые века частые эпидемии приводили к массовой гибели людей. Сейчас практически неизлечимыми считаются рак, СПИД, атипичная пневмония.

XX в. стал не только временем апогея воздействия человека на природу. Человечество стали задумываться о том, как предотвра­тить пагубные последствия научно-технического развития. Осо­бенно важным стали строительство и совершенствование очист­ных сооружений при заводах и фабриках, создание безотходных и энергосберегающих технологий, строительство предприятий по пе­реработке бытовых отходов.

Конструкторами разных стран уже созданы опытные модели экологически чистых автомобилей, работающих на электричестве и солнечной энергии. Но массовое производство их пока не нача­лось из-за предполагаемой большой цены на них.

Во многих странах созданы заповедники и национальные пар­ки, на территории которых запрещена активная деятельность че­ловека, а животные и растения существуют в естественных усло­виях. Исчезающие виды занесены в Красную книгу. Проводятся мероприятия по разведению исчезающих видов животных в нево­ле. Государства принимают законы, устанавливающие ответствен­ность за нанесение вреда природе.

Но силами одного государства невозможно решить все эколо­гические проблемы, так как они носят глобальный, т.е. общепла­нетарный, характер. Сотрудничество государств в экологической сфере проявляется в заключении договоров по вопросам охраны природы. Часть из них касается вопросов разоружения. В 1963 г. в Москве между СССР, США и Англией был подписан договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космосе и под водой. В последующие годы к этому договору присоедини­лось более ста государств. Вопросам охраны природы посвящены такие международные правовые документы, как Договор об Ан­тарктиде 1959 г., объявляющий Антарктиду нейтральной терри­торией, предназначенной только для научных исследований, и Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха 1979 г.

Большую работу по охране природы проводят и международ­ные экологические организации. В 1948 г. был создан Междуна­родный союз охраны природы, в 1963 г. — Всемирный Фонд ди­кой природы, а в 1971 г. — «Гринпис» («Зеленый мир»). Активисты «Гринписа» борются против истребления животных, в том числе китов. Они преграждают путь китобойным судам, не давая им приблизиться к этим морским обитателям. «Гринпис» организует пикеты у ядерных электростанций и военных баз, где находятся склады с ядерным оружием, устраивает другие ненасильствен­ные акции протеста с целью обратить внимание общественности и правительств на необходимость решения экологических про­блем.

В нашей стране существует обширное экологическое законо­дательство. Конституция Российской Федерации объявляет зем­лю и природные ресурсы основой жизни и деятельности народов России (ст. 9) и провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью экологическим правонарушением (ст. 42). Важнейшим источником экологическо­го права служит закон «Об охране окружающей природной сре­ды» 1991 г., формулирующий общие положения охраны природы. Его дополняют такие документы российского природоохранного законодательства, как закон о санитарно-эпидемиологическом бла­гополучии населения, закон об охране животного мира, закон об охране атмосферного воздуха, закон о недрах, земельный кодекс, водный кодекс и др. Нормы экологического права содержатся в уголовном кодексе и кодексе об административных правонаруше­ниях. Они устанавливают меры ответственности за причинение вреда природе. Такие деяния, как уничтожение лесов, браконьер­ство, загрязнение водоемов и воздуха, порча памятников приро­ды, влекут за собой уголовную ответственность с лишением сво­боды на разные сроки.

Но сколько бы ни устанавливалось запретов, меры по защите природы не будут эффективны без осознания экологических про­блем каждым из нас. Отдыхая за городом, мы не должны остав­лять мусор в лесу, разводить костры, особенно летом, когда вели­ка опасность возникновения пожара, собирать растения, занесен­ные в Красную книгу. Необходимо прививать подрастающему поколению основы экологической культуры посредством эколо­гического образования и воспитания. Основная роль в этом долж­на принадлежать родителям, учебным заведениям, средствам мас­совой информации.

Таким образом, защита природы — дело всего человечества в целом и каждого человека в отдельности. Уничтожив природу, человечество погибнет. Природа существовала миллионы лет. Она может жить без человека, а человек без природы — нет. В фанта­стических романах и фильмах уже рисуют последствия экологи­ческих катастроф: природные ресурсы исчерпаны, вода и воздух загрязнены, человечество вымирает от неизлечимых болезней, оставшиеся в живых спускаются под землю и ведут жалкое суще­ствование. Через столетия природа восстановит экологический баланс, но человеку места на Земле уже не останется. На смену ему придут другие формы жизни. Человечество повторит участь динозавров.

Но люди, в отличие от динозавров, разумные существа. Мы видим и осознаем последствия своего воздействия на природу, знаем способы решения экологических проблем. Все это позволя­ет надеяться на восстановление гармонии общества и природы.

Вопросы и задания

1. Что понимают под словом «природа»?

2. В чем состоит взаимосвязь человека и природы?

3. Как развивались отношения между обществом и природой на всем протяжении существования человечества?

4. Дайте характеристику первобытного общества. Какой была основ ная цель объединения людей?

5. Почему со становлением индустриального общества воздействие человека на природу усилилось?

6. Как изменилось отношение человека к природе в XX в.? Почему это произошло?

7. Как в современном мире решаются экологические проблемы?

8. Что такое экологическое законодательство? Какими документами оно представлено в России?

9. Защита природы — дело не только государства, но и каждого чело века. Как каждый из нас может способствовать охране природы?

10. Проведите дискуссию на тему «Человек и природа в XXI в.».

1.3. СФЕРЫ ОБЩЕСТВА

Сфера общества — это определенная область общественной жиз­ни, включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей. В науке выделяют четыре сферы общества: экономическую, соци­альную, политическую и духовную. \

Экономическая сфера общества включает в себя отношения в области производства, обмена, распределения материальных благ, а также отношения собственности.'Экономическая сфера возник­ла одновременно с появлением общества. Для того чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к тяжелым условиям окружающей средыД/Первоначально человек брал от природы все, что нужно, в готовом виде. Современные ученые назвали этот спо­соб производства присваивающей эконодш/согЬ'Важным достижени­ем древних людей стало создание первых орудий труда, с помо­щью которых можно было более эффективно решать проблему пропитания. Шкуры убитых на охоте зверей использовались для изготовления одежды. Из глины и дерева человек стал создавать различные предметы, необходимые в быту. Так производство ма­териальных благ разделилось на производство продуктов питания и производство непродовольственных изделий.








Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 5348;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.028 сек.