5 страница. 1. Как развивались отношения между народами в истории человече ства?

Вопросы и задания

1. Как развивались отношения между народами в истории человече ства?

2. Что такое глобализация? Как она проявляется в современном мире?

3. Объясните понятия «однополюсный» и «многополюсный мир». Ка кой из них более отвечает принципам равенства и справедливости?

4. Почему возникло движение антиглобалистов? Каковы его цели? Какие акции проводили антиглобалисты в последнее время (восполь зуйтесь материалами периодической печати).

5. Охарактеризуйте концепцию глобализации Валлерстайна. Соответ ствует ли она развитию современного мира? Свой ответ обоснуйте.

6. Назовите характерные черты глобализации.

7. В чем проявляются глобальные проблемы современности?

8. В чем состоят причины глобальных проблем современности?

9. Какие действия необходимы для решения глобальных проблем со временности?

10. В представлении некоторых западных ученых взаимосвязь и взаи мообусловленность глобальных проблем образуют некий «порочный круг» неразрешимых для человечества бедствий, из которого либо вообще нет выхода, либо единственное спасение состоит в немедленном прекраще нии экономического роста и роста населения. Такой подход к глобаль ным проблемам сопровождался различными пессимистическими про гнозами будущего человечества. В 1970— 1980-е гг. на Западе было опуб ликовано немало мрачных пророчеств, основанных на убежденности в неспособности человечества разрешить глобальные проблемы. Автор од ного из них, американский социолог Р.Л.Хейлбронер, предрекая впа дение человечества в новое варварство на опустошенной планете, пес симистически заявлял: «И если под вопросом "Есть ли надежда у чело века?" мы подразумеваем возможность справиться с вызовами, которые бросает нам будущее, без чудовищной расплаты, то напрашивается от вет "Такой надежды нет!"». Выскажите свое отношение к словам Р.Л.Хейлбронера. На чем, по-вашему, основано его заявление? Могут ли оправдаться его пессимистические прогнозы?

1.9. ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ

Общество — явление многогранное, обладающее в каждом кон­кретном случае специфическими чертами. Многообразие обществ обусловило появление различных вариантов их классификации. Одним из них является типология обществ, представляющая со­бой их распределение на основании таких критериев, как соци­альные, экономические, исторические, культурные и т.дУПоня- тие «тип» подразумевает форму, которая составляет основу ряда родственных объектов, являясь образцом для предметов опреде­ленного вида.,'В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение и т.д.), так и скрытым (степень социальной сплоченности, уро­вень стабильности и др.). Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отли­чающих одни группы обществ от других и объединяющих обще­ства одной и той же группы.

Один из подходов к типологии делит все общества на простые и сложные в зависимости от числа уровней управления и степени социальной дифференциации (расслоения). Простое общество — это общество, в котором составные его части однородны; в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных; структур­ное деление либо отсутствует, либо находится в зачаточном со­стоянии. Таким было первобытное общество на заре человеческой цивилизации. И по сей день в укромных уголках земли существуют племена, находящиеся на первобытно-общинной стадии развития.

В отличие от простого сложное общество — это общество с силь­но развитыми структурными элементами, которые взаимосвяза­ны и взаимозависимы друг от друга. В сложных обществах суще­ствует расслоение людей на богатых и бедных, возникает специ­альный аппарат управления (государство); развитие общества происходит в разных направлениях и более быстрыми темпами. Имущественная дифференциация общества возникла еще в рам­ках первобытно-общинного строя, но формирование подлинно иерархической структуры общества связано с созданием госу­дарства. Первые государства возникли более пяти тысяч лет на­зад — в междуречье Евфрата и Тигра и в Египте. С тех пор многие народы неизбежно вставали на путь создания государства. Если в древние времена сложные общества были исключением в общей массе простых обществ, то сейчас наоборот, простые общества составляют единичные случаи среди сложных.

Еще один из подходов к типологии обществ выделяет критери­ем их дифференциации наличие письменности. В соответствии с этим различают дописьменные и письменные общества. В допись- менных обществах письменности не было, люди передавали ин­формацию только с помощью речи. В письменных обществах суще­ствовала передача информации с помощью знаков. Сначала это были рисунки, изображающие зверей, птиц, людей, различные предметы. Затем появилась клинопись, которая являлась упроще­нием рисунков. Но подлинным изобретением стало создание зна­кового изображения звуков — алфавита. У разных народов буквы алфавита различны, означают разные звуки. Знания, зафиксиро­ванные на глиняных табличках, восковых досках, бересте, бумаге и т.д., служили многим поколениям людей. Оригинальный вид письменности изобрели американские индейцы. Для передачи информации они использовали веревку с завязанными на ней узелками. Получатель такого письма постепенно развязывал узел­ки, «читая» сообщение. Со временем носители информации все более усложнялись. Появились книги, газеты, радио, телевиде­ние, компьютеры. Но свое значение письменность нисколько не утратила.

Возникновение письменности стало одним из важнейших эта­пов на пути перехода человечества от дикости к цивилизации. Но в истории были и исключения. Так, скифы — народ, живший в Северном Причерноморье в I тысячелетии до нашей эры, — не имели письменности несмотря на высокоразвитую материальную культуру. Некоторые первобытные реликтовые племена и по сей день не имеют письменности.

Существует типология обществ, основанная на выделении спо­соба производства. По этому критерию различают общество соби­рателей и охотников, общество земледельцев, общество скотово­дов, индустриальное общество.

Общество собирателей и охотников существовало в период гос­подства присваивающей экономики в рамках первобытно-общин­ного строя. Люди брали от природы готовые продукты и полно­стью зависели от ее капризов. Изменение климата, увеличение численности населения, нехватка пищи привели к тому, что люди стали добывать средства к существованию другим путем. На смену собирательству пришло земледелие, а на смену охоте — ското­водство. Произошел переход от присваивающей экономики к про­изводящей. Земледельческие и скотоводческие общества долгие века существовали по соседству друг с другом. Соседство это не всегда было мирным. Нередко кочевники нападали на оседлые народы. Но несмотря на разорения земледельцы восстанавливали свое хозяйство и часто давали отпор кочевникам. История показала, что более жизнеспособным оказалось земледельческое общество, так как большинство народов перешло со временем к оседлому образу жизни. Именно на основе базы, созданной земледельче­скими, в первую очередь европейскими народами, возникает инду­стриальное общество, основанное на промышленном производ­стве. Оно существует всего 300—400 лет, но отличается более вы­сокими, по сравнению с предыдущими обществами, темпами развития.

В науке существует классификация обществ, выделяющая за­крытые и открытые типы. В основе различий между ними лежат уровень контроля над личностью и степень свободы индивида. Для закрытого общества характерна неизменная социальная структу­ра, невосприимчивость к нововведениям, консерватизм, догма­тичная идеология, коллективизм. К такому типу обществ относят­ся все антидемократические режимы прошлого и настоящего. Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, способностью к обновлению, индивидуализмом и демократической идеологией. Подобный тип общества широко распространен в современном мире, в первую очередь в развитых демократический государствах.

В отечественной науке до недавнего времени господствовал формационный подход к типологии обществ, основанный на марк­систско-ленинском учении об общественно-экономических фор­мациях. Общественно-экономическая формация — это историче­ский тип общества, базирующийся на определенном способе произ­водства. Тип производственных отношений, основанный на определенной форме собственности на средства производства, составляет экономический базис общества, который определяет соответствующий тип надстройки с основными ее элементами — государством и правом. Смена одной общественно-экономической формации другой происходит в результате изменения типа произ­водственных отношений, что неизменно влечет за собой преобра­зования в надстройке. В развитии человечества марксистская тео­рия выделяет пять общественно-экономических формаций с со­ответствующими им типами общества — первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунисти­ческую. В первой и пятой государства не существует. Переходным от капитализма к коммунизму выступает социалистическое общество.

С развитием производительных сил (орудий труда) изменяют­ся производственные отношения, общество делится на классы, образуется государство. Происходит переход от первобытно-об­щинной общественно-экономической формации к рабовладель­ческой. Государство выступает как орудие в руках господствующего класса для подавления угнетаемых. Исходя из исторического опыта, теоретики марксизма сделали вывод о том, что некото­рые народы переходили от первобытно-общинной формации к феодальной, минуя рабовладельческую. Формации сменяют друг друга как эволюционным путем (переход к рабовладению и фео­дализму), так и в результате революции (переход к капиталисти­ческому и социалистическому обществу). Социалистическое го­сударство, выражая интересы трудящихся, подавляет сопротив­ление эксплуататоров. С выполнением этой задачи необходимость в принуждении отпадает, а значит, государство становится не­нужным. Происходит переход к бесклассовому обществу, при ко­тором государство отмирает. Формационный подход к типологии обществ основан на реальном развитии исторического процесса в прошлом. Тем не менее практика существования социалистиче­ского общества, в том числе и у нас в стране, не оправдала теоре­тических ожиданий. Не подтвердился и прогноз перехода к бес­классовому коммунистическому обществу.

Наиболее распространенным в современной науке является деление обществ на традиционные, индустриальные и постинду­стриальные. Эту концепцию предложил американский социолог Д. Белл. Критериями данной типологии ученый выделил измене­ния и совершенствование средств производства и знания.

Традиционное {доиндустриальное) общество отличалось преоб­ладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, тради­ционным способом регулирования общественных отношений. Для него характерны ручной труд, низкие темпы развития производ­ства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Традиционное общество маловосприимчи­во к нововведениям. Поведение людей в таком обществе регла­ментируется обычаями и традициями, основанными на религии. Отсчет истории традиционных обществ можно начать с возник­новения человечества. Такие общества существовали в период ра­бовладения и феодализма. И только с появлением буржуазных от - ношений формируется индустриальное общество.

к-Индустриальное общество — это сложное общество, основан­ное на промышленном производстве/В нем человек наделен большими, чем в доиндустриальном обществе, возможностями самореализации. Человеку дается весь набор прав и свобод, и только от него зависит, как ими воспользоваться. В индустриальном об­ществе производство развивается на основе механизации и авто­матизации, создание разного рода товаров приобретает массовый характер. Растет население городов (урбанизация), увеличивается число людей, занятых в промышленности, возрастают требова­ния к образованию и квалификации работников. Ускоряется раз­витие средств массовой коммуникации.

V В постиндустриальном (информационном) обществе добывание и переработка продуктов природы уступает свое приоритетное зна­чение производству и переработке информации, удельный вес производства товаров в экономике снижается, увеличивается доля сферы услуг. Товаропроизводящая экономика трансформируется в обслуживающую. В результате меняется структура общества. На смену классовому делению приходит профессиональное. Положе­ние человека в обществе, уровень его доходов напрямую зависит от образования и уровня знаний.

С изменением характера экономических связей меняется и со­циальная структура общества. Если в доиндустриальном обществе основную группу населения составляли крестьяне, в индустри­альном — рабочие, то в постиндустриальном — служащие, управ­ленцы, менеджеры. На смену авторитарному руководству в доин­дустриальном обществе и представительной демократии в инду­стриальном идет непосредственная демократия и самоуправление в постиндустриальном обществе. Увеличивается свобода личности в выборе приоритетных направлений ее развития.


Помимо рассмотренных существуют и другие подходы к типо­логии обществ. Все они, как видно, различаются критериями, которые положены в основу данной конкретной классификации. Вопрос типологии обществ нуждается в дальнейшей разработке. Более целесообразным представляется использование различных подходов при условии выделения из них всего рационального и недопущения их противопоставления. Позитивные стороны каж­дого из них, взятые в единстве, позволят глубже уяснить тип того или иного общества.

Вопросы и задания

1. Что такое типология? Каковы параметры выделения тех или иных типов общества?

2. Какие подходы к типологии обществ вы знаете?

3. В чем состоит отличие простого общества от сложного ?

4. Определите значение письменности для развития общества.

5. Приведите исторические примеры, иллюстрирующие типологию обществ по способу производства.

6. В чем различия обществ закрытого и открытого типов?

7. В чем состоят особенности формационного подхода к типологии обществ?

8. Дайте развернутую характеристику концепции Д. Белла. Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие каждый из типов обществ.

9. Заполните таблицу:

Типы обществ Характерные черты
Доиндустриальное  
Индустриальное  
Постиндустриальное  

ГЛАВА 2

ЧЕЛОВЕК

2.1. ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Под словом «человек» понимают отдельного представителя всего сообщества людей без выделения его индивидуальных особенно­стей. Наука еще в XIX в. доказала, что человек — это существо биологического вида homo sapiens (человек разумный), которое есть продукт биологической эволюции. С этого времени наука за­далась вопросом отличия человека от животных, разрешением проблемы ускорения эволюционного развития человека по срав­нению с другими биологическими видами.

Поведение животных заранее генетически запрограммировано. Животное рождается с определенным набором инстинктов, ко­торые обеспечивают его приспособленность к среде обитания, обусловливая действия в той или иной ситуации. Вне заданных условий существования ни одно животное выжить не может.

Человек в отличие от животных может варьировать свое пове­дение в соответствии с конкретными условиями, приспосаблива­ясь к ним. Человек может выжить в таких условиях окружающей среды, в каких любое другое животное существовать не в состоя­нии. В чем же причина такого отличия? Ведь человек в сравнении с другими млекопитающими — самое беззащитное существо. Дете­ныши животных уже через несколько дней или даже часов могут сами передвигаться, а через несколько недель — самостоятельно добывать себе пищу. Человек же с рождения беспомощен, самосто­ятельным он становится только через несколько лет. Многие жи­вотные имеют природные средства самозащиты — клыки, рога, когти и т.д. У человека такой защиты нет. Его тело весьма уязвимо.

Почему же именно человек в результате эволюции становится разумным существом, способным активно воздействовать на при­роду? В первую очередь человек не может жить обособленно, вне взаимодействия с другими людьми. Человек, таким образом, — существо общественное, социальное. В то же время в отличие от стадных животных взаимодействие между людьми в обществе пер­сонифицировано, основано не на инстинктах, а на личных отно­шениях.

Выделение человека из мира животных заняло несколько мил­лионов лет. В течение этого времени протекали два параллельных процесса: антропогенез— становление человека и социогенез— становление общества. Современные теории объединяют эти два процесса в один под названием антропосоциогенез.

Важную роль в развитии антропосоциогенеза сыграла орудий­ная деятельность человека. По словам американского просветите­ля Б. Франклина, человек — это животное, создающее орудия труда. Некоторые животные могут использовать предметы из ок­ружающей их природы: палки, камни и т.д. Но только человек научился приспосабливать эти предметы для орудийной деятель­ности. Только человек может изготовлять орудия труда с помо­щью других орудий труда.

Производство орудий труда, безусловно, способствовало раз­ложению инстинктивной основы поведения и появлению абст­рактного мышления. Кроме того, первые элементарные орудия труда были орудиями охоты, а значит убийства. Несомненно, они использовались при конфликтах внутри человеческого стада, на­пример за обладание пропитанием. Это ставило под вопрос само существование человеческого стада. Поэтому возникновение ору­дий труда и орудийной деятельности требовало установления внутристадного мира.

Первым шагом к этому стало изменение в характере брачных связей. Изначально человеческое стадо, так же как и стадо живот­ных, основывалось на эндогамии, т.е. на брачных связях внутри одной группы особей. Близкородственные брачные связи приво­дили к появлению неполноценного потомства, что отрицательно сказывалось на генофонде. Вряд ли древние люди понимали при­чины пагубных изменений у своих детенышей. Скорее всего, в целях прекращения вооруженной и кровопролитной борьбы за брачного партнера и установления внутристадного мира возникла необходимость поиска брачных связей на стороне, в других груп­пах людей. Появилась экзогамия — брачные связи вне данного че­ловеческого стада. Так возникла первобытно-родовая община, в которой существовали определенные правила поведения, в пер­вую очередь запреты (табу). Появились представления о проис­хождении своего племени от общего предка, в большинстве слу­чаев — от животного (тотемизм). Вместе с этим появилось и по­нятие родства и равенства родственников. Накопленный опыт передавался от поколения к поколению, пополняясь новыми зна­ниями. Человек становился единственным существом, осознаю­щим межпоколенную связь, уважающим своих предков.

Со временем установленные правила поведения приобретали все более сложный характер, что способствовало усилению от­личия человека от животных. Запреты касались всех членов об­щины — слабых и сильных, взрослых и детей, тогда как в живот­ном мире запреты существуют только для слабых. Поведение че­ловека не сводилось только лишь к инстинкту самосохранения, поскольку для него свойственно самоограничение и даже самопожертвование в пользу других людей. Кроме того, в отличие от ста­да животных в первобытной обшине существовало требование под­держания жизни соплеменника, независимо от его физических качеств и приспособленности к жизни.

Еще одним фактором антропосоциогенеза стало появление и развитие языка. Язык — это процесс передачи информации с по­мощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции. Речь имеет предметный характер и напрямую связана с предметно- практической деятельностью людей.

Важным шагом, еще более отдалившим человека от живот­ных, было использование огня как источника тепла, средства обо­роны от хищников, приготовления пищи.

С развитием орудий труда и языка усложнялась практическая деятельность людей, а с ростом населения требовалось все боль­ше продуктов питания. Поиск новых, более эффективных источ­ников существования привел в конечном итоге к неолитической революции — переходу от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.

С завершением антропогенеза человек как биологический вид перестал меняться, напротив, процесс развития общества про­должается до сих пор. Люди могут различаться по ряду биологических параметров, таких как возраст, рост, черты лица и т.д. Есть и более существенные отличия, например национальность, раса, т.е. определенные признаки, появившиеся у людей, населя­ющих разные районы планеты, в связи с их адаптацией к конк­ретным условиям среды обитания. Но несмотря на все различия люди являются представителями одного биологического вида и обладают равными способностями.

Наличие в человеке двух начал, биологического и социально­го, породило массу дискуссий об их соотношении. В итоге возник­ли две концепции, которые рассматривают этот вопрос с проти­воположных точек зрения. Первая из них, биологизаторская, ут­верждает первичность биологических начал в человеке, вторая, социологизаторская, абсолютизирует его социальное начало.

Биологизаторскими концепциями являются расизм и фашизм. Они провозглашают превосходство одной расы или нации над другой, неполноценность представителей низших рас, необходи­мость опеки над ними, регулирования их численности, а в неко­торых случаях и уничтожения.

Одной из биологизаторских концепций был социал-дарвинизм, возникший в XIX в. на основе учения Ч.Дарвина. Социал-дарви­нисты объясняли многие явления общественной жизни с точки зрения теории естественного отбора и борьбы за существование. Причем переносили эти законы и на взаимоотношения между слоями общества, и на конкуренцию в сфере экономики. Социал-дарвинизм был отвергнут современной наукой, поскольку тезис «выживает сильнейший» неприменим к человеческому обществу.

Социологизаторские концепции признают несущественным все проявления биологического в человеке, в том числе и его инди­видуальность. Человек воспринимается как часть общества, вин­тик в общественной машине, заранее приспособленный к выпол­нению определенных функций, но ограниченный во всех других отношениях, которым можно манипулировать в целях достиже­ния определенного социального идеала.

В действительности биологическое и социальное существуют в человеке неразрывно.Сейчас, в эпоху научно-технического про­гресса, появилась масса факторов, пагубно влияющих на природу человека: загрязнение окружающей среды, экологические пробле­мы, стрессы — все это отражается на здоровье людей.

Человек как биологический вид может выжить в различных условиях окружающей среды. Но его возможности не безграничны. Единство биологического и социального в человеке — это резуль­тат длительной эволюции.В условиях стремительно развивающей­ся технической цивилизации возможности адаптации человечес­кого организма к меняющимся условиям существования могут быть исчерпаны. Появление новых болезней, ослабление иммунной системы наглядно свидетельствуют об этом. Загрязнение среды обитания человека вредными веществами, радиоактивные излу­чения, употребление в пищу синтетических продуктов, приготов­ленных с помощью генной инженерии, могут привести к мутаци­онным изменениям следующих поколений людей. Неслучайно одной из глобальных проблем стала необходимость сохранения человека как биологического вида.

Вопросы и задания

1. Объясните понятие «человек». Чем человек отличается от животных?

2. Охарактеризуйте понятия антропогенеза и социогенеза. Как протекали эти процессы?

3. Какую роль в развитии антропогенеза сыграли орудия труда и язык?

4. Что такое неолитическая революция? Каковы ее причины?

5. В чем отличие биологизаторской и социологизаторской концепций сущности человека?

6. В чем проявляется единство биологического и социального в человеке?

7. Немецкий биолог Э.Геккель писал в 1904 г.: «Хотя значительные различия в умственной жизни и культурном положении между высшими и низшими расами людей в общем хорошо известны, тем не менее их относительная жизненная ценность обычно понимается неправильно. То, что поднимает людей так высоко над животными... это культура и более высокое развитие разума, делающее людей способными к культуре. По большей части, однако, это свойственно только высшим расам людей, а у низших рас эти способности развиты слабо или вовсе отсутствуют... Следовательно, их индивидуальная жизненная значимость должна оце­ниваться совершенно по-разному».

В чем автор видит отличие человека от животных? Чем, по его мне­нию, отличаются высшие и низшие расы? Какую концепцию сущности человека представляет автор? Свой ответ объясните.

2.2. БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА. СООТНОШЕНИЕ БЫТИЯ И СОЗНАНИЯ

Бытие — философская категория. Философия — это наука, изучающая систему идей, взглядов на мир и место в нем человека. Бытие означает прежде всего существование, основанное на поло­жении «я есть». При этом необходимо различать реальное и иде­альное бытие. Реальное бытие имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально и неповторимо и означает действи­тельное существование вещи или человека. Идеальное бытие пред­ставляет собой сущность предмета. Оно лишено временного, прак­тического характера, остается неизменным. Идеальным бытием обладают идеи, ценности, понятия. Наука выделяет четыре формы бытия:

1) бытие вещей, процессов, природы как единого целого;

2) бытие человека;

3) бытие духовного;

4) бытие социального, включающее индивидуальное бытие и бытие общества.

Первая форма бытия означает, что природа существует вне сознания человека, она бесконечна в пространстве и во времени как объективная реальность, так же как и все предметы, создан­ные человеком.

Бытие человека включает в себя единство телесного и духовно­го существования. Функционирование тела тесно связано с рабо­той мозга и нервной системы, а через них — с духовной жизнью человека. С другой стороны, сила духа может поддерживать жизнь человека, например в случае его болезни. Важную роль для бытия человека играет его мыслительная деятельность. Р.Декарт сказал: «Я мыслю, следовательно, я существую». Человек существует по­добно любой другой вещи, но благодаря мышлению он способен осознавать факт своего существования.


Бытие человека — объективная реальность, независящая от сознания конкретного человека, поскольку является комплексом природного и общественного. Человек существует как бы в трех измерениях бытия. Первое — это существование человека как объек­та природы, второе — как особи вида homo sapiens, третье — как социально-исторического существа. Каждый из нас — реальность для самого себя. Мы существуем, и вместе с нами существует наше сознание.

Бытие духовного можно условно разделить на два вида: духов­ное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности ин­дивидов, — индивидуализированное духовное, и то, которое су­ществует вне индивидов, — внеиндивидуальное, объективирован­ное духовное. Индивидуализированное бытие духовного включает, прежде всего, сознание индивида. С помощью сознания мы ориен­тируемся в окружающем мире. Сознание существует как совокуп­ность сиюминутных впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, а также более стабильных идей, убеждений, ценностей, стерео­типов и т.д.

Сознание отличается большой подвижностью, не имеющей внешнего проявления. Люди могут сообщать друг другу о своих мыслях, чувствах, но могут и скрывать их, подстраиваться под собеседника. Конкретные процессы сознания возникают с рожде­нием человека и умирают вместе с ним. Остается только то, что преобразуется во внеиндивидуальную духовную форму или пере­дается другим людям в процессе общения.

Сознание неотделимо от деятельности мозга и нервной систе­мы человека. В то же время мысль, переживание, образ, создан­ный в сознании, — не материальные предметы. Они — идеальные образования. Мысль способна мгновенно преодолевать простран­ство и время. Человек может мысленно воспроизводить времена, в которые никогда не жил. С помощью памяти он может возвращать­ся в прошлое, а с помощью воображения — думать о будущем.

Индивидуализированное духовное включает в себя не только сознательное, но и бессознательное. Под бессознательным пони­мается совокупность психических процессов, лежащих вне сферы осознанного, не подчиняющихся контролю разума. Область бес­сознательного составляют бессознательная информация, бессо­знательные психические процессы, бессознательные поступки. Бес­сознательная информация — это ощущения, восприятия, эмо­ции, чувства, которые не были переработаны сознанием. Человек воспринимает огромное количество информации, из которой осо­знается лишь незначительная часть. Остальная информация либо исчезает из памяти, либо существует на подсознательном уровне, «в глубинах памяти», и может проявиться в любой момент.

Бессознательные процессы — это интуиция, сновидения, эмоцио­нальные переживания и реакции. В них может проявляться инфор­мация, хранящаяся в подсознании. Бессознательные процессы играют определенную роль в решении творческих задач, в науч­ном поиске, когда не хватает объективной информации.

Бессознательные поступки представляют собой импульсивные Действия в состоянии аффекта (душевного волнения), простра­ции (физического и психического расслабления), лунатизма и т.д. Бессознательные действия встречаются редко и часто связаны с нарушением психического равновесия человека.








Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 6948;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.025 сек.