6 страница. 1). Древнейшие формы контрактов
1). Древнейшие формы контрактов
1. Nexum - древнейший вид контракта, происходившего в форме манципации. Касался только отчуждения в кредит res mancipi. Должник произносил клятву (nuncupatio), нарушение которой каралось смертной казнью или продажей в рабство за Тибр. Эта суровая санкция была отменена законом Петелия 313 г. до н.э. В силу этого впоследствии nexum потеряло свое специфическое значение и в Дигестах этим термином обозначают вообще всякое обязательство. Современные юристы затрудняются дать определенную классификацию этому контракту, так как он несет в себе черты как реального (непосредственная передача вещи), так и вербального (публичная клятва) контрактов. Этот контракт следует относить скорее к вербальным, т.к. именно устная клятва была главной чертой контракта. К тому же вспомним, что Модестин выделяет в особую категорию контракты, имеющие вербальный и реальный характер одновременно (D.44.7.52 pr.).
2. Mancipium - большинство ученых приравнивает эту форму договора к манципации. Однако согласно источникам это было ничто иное как договор в форме судебной уступки (in iure cessio), который обычно использовался для заключения контрактов по государственным откупам и относился преимущественно к сделкам публичного права (см. лекцию 3).
2). Вербальные контракты
Определение: Вербальным (то есть словесным, устным) контрактом называется договор, устанавливающий обязательство словами (verbis), то есть договор, приобретающий обязывающую силу посредством и с момента произнесения известных формул и фраз.
1). Стипуляция (Sponsio-stipulatio).
Стипуляцией называется устный договор, заключенный посредством устного вопроса кредитора и совпадающего с ним ответа должника.
Определение стипуляции дают римские юристы Гай и Павел: "Стипуляция есть словесная формула, по которой кто-либо, должным образом спрошенный, отвечает, как например: "Обязуешься? Обязуюсь. Дашь? Дам. Обещаешь? Обещаю. Ручаешься своей честью? Ручаюсь." Стипуляция может быть заключена как просто, так и под условием." (Paul.Sent.2.3.1). В словесном обязательстве возможно, хотя и не обязательно, участие третьих лиц - поручителей. Гай выделяет три их вида: "За обещающего должника обыкновенно обязываются другие, из которых одни называются sponsores, другие - fideipromissores, третьи - fideiussores. Спонсора спрашивали так: "Обещаешь ли то же самое дать?", фидеипромиссора: "Даешь ли честное слово, что обещаешь то же самое?", фидеиюссора: "Даешь ли честное слово, что приказываешь то же самое?" (Gai.Inst.3.115-116). Они несли ответственность своим имуществом в случае неплатежеспособности должника. Основная ответственность ложилась, согласно Гаю, на фидеиюссора: (Gai. Inst. 3.121): “Далее ответственность спонсора и фидеипромиссора ограничивалась по закону Фурия двумя годами, и обязательство разделяется на столько частей, сколько их окажется в то время, когда можно потребовать деньги, и каждый обязан дать соответственную часть; ответственность же фидеиюссоров есть постоянная и сколько бы их ни оказалось, все они отвечают по всему долгу..”
Сила словесного обязательства заключалась в нерушимости клятвы и ее нарушение строго каралось священными законами, законами XII таблиц и постановлениями цензоров (Cic.De off.3.31.111). В зависимости от значимости конкретного преступления в эпоху XII таблиц в качестве наказания назначались либо смертная казнь (sacer esto), либо искупительное жертвоприношение (sacramentum) в казну храма Сатурна.
В самой стипуляции никак не оговаривается, что послужило ее причиной, то есть передача вещи или денег в долг ничем не регламентировалась, а следовательно, осуществлялась путем простой передачи. Следовательно, стипуляционная форма обязательств существовала только для res nec mancipi. Исследователи обращают внимание на религиозный характер обряда заключения спонсии-стипуляции. Само слово spondere связано с жертвенным возлиянием. Spondeum дословно означает "чаша для возлияний. Нарушение клятвы, сопровождавшеся жертвенным возлиянием (sponsio), вело к нарушению божеского мира (pax deum) караемого строгими нормами священных законов (leges sacratae) и законами XII таблиц. Введение обязательства, сопровождавшегося сакральной клятвой, традиция приписывает римскому царю Нуме Помпилию (Dionys.2.75), который к тому же в целях обеспечения культа клятвы построил храм в честь богини Fides (Plut.Num.16.1; Flor.1.2.3) и учредил посвященные богине празднества (Liv.1.21.4).
В случае нарушения клятвы кредитор мог подать на должника в суд иск либо в форме legis actio sacramento, либо посредством требования назначит особого судью из числа центумвиров (Gai.Inst.4.12). Если суд признавал право кредитора, то ответчик принуждался к уплате долга. После этого должнику давались 30 льготных дней, а затем кредитор имел право возобновит иск, но уже в форме наложения руки (manus iniectio) и отвести должника к претору, если у того не было поручителей (XII tab.3.1-2). Суд приговаривал (addicere) должника к наложению оков и тюремному заключению, и в третий базарный день осужденный подвергался poena capite или продаже в рабство trans Tiberim (XII tab.3.3-5).
Следует отметить, что sponsio-stipulatio могла заключаться не только при возникновении долга путем простой передачи, но и сопровождать другие виды обязательств. Ведь клятва (fides), жертвенное возлияние (sponsio) и поручительство могли использоваться и в фидуциарной манципации.
Стипуляция имела сугубо односторонний характер, так как у кредитора было только право, а у должника - только обязанность.
Формальность стипуляции была чрезвычайно строга вначале (ответ должен был буквально совпадать с вопросом), но в период классики стипуляция потеряла строгий формализм. Так Ульпиан (D.45.1.1.2) уже говорил что на вопрос dabis? (дашь?) достаточно было ответить quidni? (почему бы и нет?). Первоначально акт стипуляции должен был быть непрерывным. Ульпиан (D.45.1.1.1) уже допускает, что кредитор, задав вопрос, может ненадолго выйти. По стипуляции нельзя возложить исполнение обязательства на третье лицо (т.е. была сугубо личная ответственность). Нельзя было также стипулировать по типу: “Обещаешь, что будет дано после моей (или твоей) смерти?” (I.3.19.21).
Юстиниан конституцией 531 г. снял все ограничения во времени и лице (С.4.11.1): “Действие обязательств и исков может начинаться в лице наследников, как на активной стороне, так и на пассивной, чтобы от чрезмерной щепетильности в отношении употребляемых выражений не встречала помех широта замыслов контрагентов.”
Ответственность из стипуляции в случае гибели вещи наступала только когда должник допускал culpa in faciendo, т.е. намеренные действия на уничтожение вещи (D.45.1.91).
a). Cautio - письменный акт, удостоверяющий стипуляцию, который со временем стал сопровождать, а затем и подменять словесную форму (D.45. 1.134.2).
б). Adstipulatio - добавочная стипуляция, ее характер объясняет Гай (Gai. 110): “Хотя, как мы сказали, другое лицо, нам неподвластное, бесполезно стипулирует в нашу пользу, однако мы можем к стипуляции привлечь и другое лицо, которое стипулирует то же, что и сам стипулятор, и это лицо мы обыкновенно называем адстипулятором (заместителем кредитора).”
в). Adpromissio - поручительство, по которому третье лицо принимает на себя ответственность по обязательству должника в целях обеспечения кредитора. Вот как об этом пишет Гай (Gai.3.117): “...адстипуляторов мы обыкновенно привлекаем тогда, когда совершаем стипуляцию с тем, чтобы дано было что-нибудь после нашей смерти. Так как стипуляция не имеет силу, то привлекается адстипулятор, который бы предъявлял иск после нашей смерти; если он что-нибудь получил, то он обязан возвратить полученное моему наследнику и отвечает по иску из поручения.”
2. Сложные формы стипуляции
Dotis dictio - это обещание приданого при брачных обязательствах - sponsalia; и ius iurandum liberti - клятва отпущенника при отпуске на волю, когда “...вольноотпущенник клятвенно обязался дать патрону или подарок, или оказать почтение, или исполнить известные услуги” (Gai.3.96).
3. Письменные договоры
Определение: Литтеральный контракт - это договор, заключавшийся посредством записи в приходно-расходную книгу кредитора или ранее существовавшего долга данного должника, или долга другого должника, переводимого на данного по соглашению сторон.
1. Запись в приходно-расходную книгу кредитора называлось expensilatio. Различались два вида записей:
а) Nomina adversaria - т.е. журнал, куда заносились ежедневные записи прихода-расхода. Гай выделяет две разновидности таких записей - “от вещи к лицу” и “от лица к лицу” (Gai. 3. 129-130): “Запись от вещи к лицу имеет место тогда, когда то, что ты мне должен по купле, найму или товариществу, я запишу за тобою как сумму следуемую мне. 130. Занесение долга в счетную книгу от лица к лицу имеет место в том, например, случае, когда то, что мне следует с Тиция, я занесу как сумму тебе уплаченную, т.е. если долг Тиция переводился на тебя.”
б) Nomina arcaria (arca -сундук с деньгами) - вид записи, связанной с другим основанием - непосредственной выдачей денег в долг, о чем также повествует Гай (Gai.3.131): “Другое значение имеют т.н. nomina arcaria, или памятные записи займа; эти записи рождают вещное обязательство, а не письменное, так как обязательство возникает только в силу факта выдачи кому-либо денег; уплата же денег дает основание вещному обязательству, а поэтому мы правильно скажем, что эти памятные записи не рождали обязательства, а только свидетельствовали о том, что обязательство заключено.”
2. Синграфы - запись долга в долговой расписке от третьего лица и при свидетелях; и хирографы - запись долга в долговой расписке от первого лица. Это позднейшие формы письменных договоров греческого происхождения, первоначально использовались лишь в других сделках как доказательство, познее приобрели самостоятельное значение. В эпоху Гая (II в. н.э.) синграфы и хирографы еще не получили официального признания, т.к. он говорит, что “...этот вид обязательств свойственен иностранцам.” (Gai.3. 134).
4). Реальные контракты
Определение: Реальный контракт - это договор, заключавшийся не путем простого соглашения, а непосредственно передачей вещи (в собственность, держание или на хранение).
1. Mutuum - заем, по которому заимодавец передает заещику денежную сумму или опр. количество заменимых вещей в собственность с обязательством вернуть по истечении определенного срока. Главное здесь - передача вещи (res). Отличие от кредита - передача не специальной вещи, но лишь обладавшей родовыми признаками.
Pecunia credita Гай определяет так (Gai.3. 124): “Под credita pecunia мы понимаем не только ту денежную сумму, которую мы даем, чтобы установить долговое отношение, но и всякую, о которой известно, что она при заключении обязательства будет следовать, т.е. сумму, которая делается предметом обязательства без всякого условия. Поэтому и та денежная сумма, которая дается стипуляционным образом в определенный срок, относится сюда же, так как известно, что она будет должною, хотя бы ее потребовали после срока. Термином pecunia обозначаются в этом (Корнелия) все предметы. И если мы стипулируем вино, хлеб или землю, или раба, то следует обратить внимание на этот закон.”
Риск гибели заемной вещи - полностью на заемщике, т.к. вещи определены родовыми признаками
2. Commodatum (ссуда) - состоит в том, что коммодант (ссудодатель) передает коммодатарию (ссудопринимателю) индивидуально определенную вещь для временного безвозмездного пользования с обязательством последнего вернуть вещь в целости и сохранности
Предмет ссуды: по Лабеону - лишь движимые вещи (без земли), по Ульпиану - и земля тоже. Но нельзя давать в ссуду потребляемые вещи
Ответственность ссудополучателя - так как в безвозмездное пользование, то он отвечает за всякую culpa, как levis, так и lata.
Обязательства ссудодотеля - отвечает лишь за culpa lata (например дал гнилые бревна для подпорки стены, в результате стена обвалилась)
Договор ссуды нельзя смешивать с прекарием. Отличие - а) ссуда не могла быть бессрочной, б) прекарист не считался связанным по договору. Отличие от заема - вещи всегда индивидуально определены, даются во временное пользование, риск гибели лежит на собственнике.
3. Depositum (договор хранения или поклажи)
D.16.3.1.8: “Если отданная банщику на сохранение одежда погибла, то различаются два случая: если за сохранение не было вознаграждения, то хранитель несет ответственность по договору из депозита и должен за dolus; если же хранитель получил вознаграждение, он отвечает по договору найма.”
Отличительные признаки:
1) Реальный контракт, так как возникает посредством передачи вещи.
2) Не требуется, чтобы поклажедатель был собственником отдаваемой на хранение вещи, депозит возникает и в отношении чужой вещи (.16.3.1.39 Marc.).
3) Вещь всегда индивидуально определенная
4) цель - хранение поклажепринимателем
5) вещь передается на срок или до востребования
6) Безвозмездный характер.
Итак, депозит - это реальный контракт, по которому лицо, получившее от другого индивидуально определенную вещь, обязуется безвозмездно хранить ее в течении определенного срока или до востребования и вернуть ее в целости и сохранности.
Интересы поклажедателя защищались иском actio depositi directa в случае прямой вины поклажепринимателя, но он не отвечал за culpa levis (за небрежность), но не должен был допускать грубой небрежности.
Поклажеприниматель имел actio depositi contraria, по которому мог взыскать убытки с поклажепринимателя.
Секвестрация - передача на хранение вещи несколькими лицами и возврат ее на определенных условиях. Главный случай секвестрации - передача вещи, о которой ведется судебный спор, если спорящие не доверяют друг другу, и вещь должна оставаться до конца судебного спора (D.16.3.17 pr.)
5). Консенсуальные контракты
1. Купля-продажа (emptio-venditio)
Согласно Павлу, купля-продажа произошла от мены, когда обменивался товар на товар. Но отличие от мены -наличие денежной цены.
Уже в эпоху законов XII таблиц существовала купля-продажа, но тогда она включала в себя самый широкий спектр сделок: сбор налогов, срочная аренда общественной и частной земли и т.д. Но лишь в классическом праве сложился более узкий консенсуальный контракт emptio-venditio.
Определение: Купля-продажа - это договор, посредством которого продавец (venditor) обязуется предоставить покупателю (emptor) вещь, товар (merx), а покупатель - уплатить продавцу цену (pretium).
Этот договор носил консенсуальный, точнее - неформальный характер, так как не требовалось никаких формальностей, кроме соглашения (consensus) о цене. Как отмечает Гай (Gai.3.136), при консенсуальных контрактах обязательство возникает “...в силу соглашения сторон, потому что нет никакой нужды ни в словах, ни в письме, но достаточно, чтобы те, которые заключают юридический акт, пришли к соглашению. Вот почему такие сделки заключаются и между отсутствующими, например, посредством письма, посредника, между тем как словесное обязательство не может вообще совершаться между отсутствующими.”
Юстиниан еще более суживает сферу консенсуальных контрактов, говоря, что они не предполагают даже и передачи вещи, а основаны на одном только соглашении (I.3.22.1).
Цена, согласно Гаю должна быть договорена, и тогда договор считался заключенным, даже если цена еще не уплачена (Gai.3.139). Цена в купле-продаже в отличие от мены должна выражаться в определенной денежной сумме, хотя в некоторых случаях Гай допускает и выражение цены в другой вещи. Она должна быть определенной, но степень определенности могла быть разной.
Моменты принудительного регулирования цен были известны римскому праву уже в архаическую эпоху. Древнейшего спекулянта Гнея Марция Кориолана за попытку превышения цен на государственный хлеб народ приговорил к смертной казни. Контроль за ценами на рынках форума осуществлялся народными трибунами и эдилами. Знаменитый лозунг "хлеба и зрелищ!" имел своей целью если не бесплатную раздачу того и другого, то по крайней мере фиксированно низких цен. За превышение цены продавец рисковал не только возвращением чрезмерно уплаченного по суду, но и клеймом бесчестия. В императорскую эпоху эта тенденция отчасти сохранялась. Так рескриптом Диоклетиана 285 г. н.э. было допущено право расторжения сделки купли-продажи вследствие laesio enormis - чрезмерной убыточности договора для продавца. В 301 г. он ввел и реестр фиксированных цен на целый ряд товаров.
Обязательство продавца:
1) предоставить вещь покупателю,
2) в случае эвикции вещи (то есть при отсуждении ее третьим лицом, как украденной или неправомерно изъятой у него как законного собственника) покупатель имел право требовать с продавца возмещения убытков,
Ответственность продавца:
- за надлежащее качество;
- за умолчание о недостатках вещи (D.21.1.1.1)
Но риск от случайной (то есть, без вины продавца) гибели проданной вещи лежит на покупателе (periculum est emptoris)
Договор купли-продажи мог сопровождаться добавочными соглашениями, то есть носить условный характер (определенный срок уплаты, право обратной покупки, право продать на более выгодных условиях).
2. Договоры найма (locatio-conductio)
Разграничение найма и купли-продажи не всегда просто было сделать и самим римским юристам. Так Гай (Gai.3.145) пишет, что “...купля-продажа и наем находятся, по-видимому, между собою в столь тесной связи, что в некоторых случаях обыкновенно представляется вопрос, заключена ли купля и продажа, или наем?”
Эти договоры обеспечивались исками bonae fidei (actio locati и actio conducti).
Римские юристы выделяли три вида найма:
а). Наем вещей (locatio-conductio rerum)
Определение: Наем вещей (locatio-conductio rerum) - это договор, по которому наймодатель (locator) обязуется представить нанимателю (conductor) одну или несколько определенных вещей для временного пользования, а другая сторона (наниматель) обязуется уплатить за пользование этими вещами определенное вознаграждение (merces, pensio) и по окончании пользования возвратить вещи в сохранности наймодателю.
Предмет договора - вещи движимые и недвижимые, но обязательно непотребляемые. Можно отдать в наем и чужую вещь.
Наемная плата - обычно в денежном выражении; при аренде земли допускалась плата натурой (доля урожая).
Обязанности наймодателя.
а) предоставить пользование вещью (uti frui licere praestare)
б) сделать это своевременно
в) в течении всего срока найма обеспечит возможность спокойного и соответствующего договору пользования вещью
В противном случае наниматель имел против него actio conducti.
- Наймодатель отвечал за всякую вину (omnis culpa)
Обязанности нанимателя
а) платить по истечении определенного времени (по договоренности могла совершаться и плата вперед) Неиспользование вещи без уважительных причин не давало права нанимателю требовать возвращения платы.
Но риск гибели урожая (стихийное бедствие) лежал на наймодателе, в случае же неурожая допускалось remissio mercedis - уменьшение арендной платы, которая, однако, могла быть востребована в следующем урожайном году.
- Все повреждения и ухудшения вещи по вине (даже легкой) нанимателя накладывали на него ответственность по actio locati (D.19.2.19.2).
б) по окончании найма вещь должна быть возвращена без задержки
Поднаем - возможен лишь с согласия наймодателя, но наниматель все равно отвечал от своего имени.
б). Наем услуг (locatio-conductio operarum)
Определение: Наем услуг (locatio-conductio operarum) - это договор, по которому нанявшийся (locator) обязывался исполнить для нанимателя (conductor) определенные услуги, а наниматель обязывался оплатить эти услуги за условленное вознаграждение
Правоотношения сторон: Нанявшийся обязан исполнять в срок и лично
- оплата производится по выполнении услуг, либо по истечении условленной единицы времени.
При готовности нанявшегося к исполнению и неиспользовании нанимателем его услуг первый сохраняет право на вознаграждение (D.19.2.38 pr.).
в). Подряд (locatio-conductio operis)
Определение: Подряд (locatio-conductio operis) - это договор, по которому подрядчик (conductor) обязывается исполнить для заказчика (locator) известную работу, а заказчик обязывается уплатить за нее определенное вознаграждение.
Здесь нанимается opus - законченный результат. Речь идет именно о найме работы. Заказчик (locator) сдает в наем работу, а подрядчик (conductor) исполняет ее.
Риск случайной гибели или порчи вещи до сдачи работы лежит на подрядчике, после сдачи - на заказчике. Но если имел место скрытый дефект, возникший по вине подрядчике, то риск гибели остается на нем и после передачи.
- Наниматель обязан принять исполнение работы при условии надлежащего исполнения;
- и уплатить условленное вознаграждение
3. Договор товарищества (societas)
Гай пишет (Gai.3.148): “Товарищество мы обыкновенно заключаем или с тем, чтобы вступить в общение всем своим имуществом, или ради совершения какой-либо сделки, например, для покупки и продажи рабов.
Итак это это объединение лиц для достижения хозяйственных (обязательно дозволенных) целей.
Вклады могут быть неравными, отдельный товарищ при исключительной ценности его участия вообще может участвовать только в прибылях а не в убытках.
Определение: товарищество (societas) - это договор, по которому двое или несколько лиц объединяются для осуществления общей дозволенной хозяйственной цели, участвуя в общем деле имущественным вкладом или личной деятельностью, либо сочетанием того и другого, с тем чтобы прибыли и убытки от общего дела распределялись между всеми товарищами в предусмотренных договором долях, а при отсутствии в договоре указаний - поровну
Отношения внутри товарищества: 1). Каждый товарищ должен представить вклад; 2) относиться к общему делу заботливо и внимательно; 3). получаемые им суммы не присваивать, а вносить на общий счет.
Прекращение товарищества наступает при выходе одного из товарищей, т.к. нет общего согласия. Однако он не может выйти с целью удержать часть прибыли. Так Гай пишет (Gai.3. 151): “Очевидно, если кто из членов заявит о своем выходе из товарищества с целью, чтобы одному получить какую-либо представляющуюся прибыль - если, например, товарищ всего имущества для того, чтобы одному воспользоваться наследством, то он принуждается сделать эту прибыль общею.”
Известны 2 основных вида товарищества: 1) Societas totorum bonorum - товарищество по объединению всего имущества: 2). Societas unius negotii - товарищество по объединению отдельного капитала ради одного дела.
4. Поручение (mandatum)
Гай дает следующее определение (Gai.3.155): “Поручение имеет место, если мы доверяем совершение известных действий для нас самих или в интересах другого. Стало быть, поручу ли я тебе ведение моих дел или чужих, договор поручения заключается и мы ответствует друг перед другом относительно того, что в доброй вере или я должен предоставить тебе, или ты - мне.” Далее он отмечает, что (Gai.3.157) “... нет обязательства, если кто дает поручение на такую вещь, которая противна добрым нравам, например, когда я поручу тебе обворовать Тиция, или нанести обиду.”
Итак, мандат - это консенсуальный договор, по которому мандант (доверитель) поручает, а мандатарий (поверенный) принимает на себя исполнение безвозмездно каких-либо не противоречащих закону и морали действий. Если нет безвозмездного характера, то нет договора поручения, но имеет место наем услуг.
Обязанности мандатария:
1) Тщательность и заботливость; 2) довести дело до конца; 3) в соответствии с его содержанием (в границах поручения); 4) личное исполнение не всегда обязательно; 5) отвечает за всякую вообще вину; 6) обязан передать манданту не только, скажем, взысканное у должника, но и все случайно поступившее при исполнении поручения; 7) должен отчитаться.
Обязанности манданта:
1) Возместить издержки; 2) возместить убытки, понесенные по его вине; 3) давать поручение в рамках закона.
Прекращение мандата:
1) при одностороннем отказе от договора, но не в ущерб манданту; 2) мандант может отменить поручение в любой момент; 3) смерть одной из сторон.
Лекция 15. БЕЗЫМЯННЫЕ КОНТРАКТЫ. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ИЗ КВАЗИ-ДОГОВОРОВ, ДЕЛИКТОВ И КВАЗИ-ДЕЛИКТОВ
6). Безымянные контракты
Безымянные контракты - это те, которые не подходили ни к одной из четырех форм контрактов. Они в свою очередь делятся на 4 вида по описанию характера отношений сторон:
- do ut des (я даю, чтобы ты дал)
- do ut facias (я даю, чтобы ты сделал)
- facio ut des (я делаю, чтобы ты дал)
- facio ut facias (я делаю, чтобы ты сделал)
Разнообразные случаи безымянных контрактов даются в кодификации Юстиниана (D.19.5.5 pr.). Из них остановимся лишь на важнейшей - мене.
Мена (permutatio)
Источники подчеркивают отличие мены от купли-продажи. В ней главное а) не консенсус, а передача вещи б) нет цены, следовательно нет продавца и покупателя. В источниках сказано об этом следующее: D.19.4.1.2: "...мена порождает обязательство с передачей вещи." D.19.4.1 pr.: "...одно дело - цена, другое - товар; а при мене нельзя различить, кто - покупатель, кто - продавец, и предоставления сильно различаются... А при мене, если каждую передаваемую вещь рассматривать как цену, то нужно, чтобы вещь посупила в собственность каждого из них, а если рассматривать как товар, то ни тому, ни другому."
Права и обязанности сторон
D.21.1.19.5 Ulp.: ...если кто совершает мену, то следует признать, что обе стороны оказываются в положении покупателя и продавца, и потому каждая сторона может предьявить иски на основании эдильского эдикта."
D.19.4.1.1 Ulp.: [при договоре мены]... если та вещь, которую я получил и дал, затем эвинцируется, дается заключение, что следует дать actio in factum."
7). Одетые пакты (Pacta vestita)
Pacta vestita - т.е. неформальные договоры, которым претор обещает давать исковую защиту (D.2.14.7.7): "Неформальные соглашения, в которых не будет dolus malus, которые не будут противоречить законам, постановлениям народного собрания, решениям сената, декретам и эдиктам императоров и не будут направлены в обход какой-либо из этих норм, я буду защищать."
Основные виды одетых пактов:
1) Pacta adiecta - это дополнительные к главному договору соглашения, имеющие целью внести какие-либо видоизменения в юридические последствия главного договора, в частности, возложить на ту или другую сторону в договоре какие-либо дополнительные обязанности.
См. D.2.14.7.5; D.18.1.72 pr.
2) Преторские соглашения (pacta praetoria)
a) Constitutum debiti (признание долга) - это неформальное соглашение, по которому одно лицо обязуется уплатить другому уже существующий долг
- Constitutum debiti proprii - признание своего долга (например для определения точного срока платежа или просрочки)
- Constitutum debiti alieni - принятие на себя чужого долга - это было зачаточной формой поручительства.
б) Receptum - это название объединяет три разных категории:
- Receptum arbitrii - соглашение об исполнении роли третейского судьи;
- Receptum nautarum, cauponum, stabulariorum - соглашение с хозяином корабля, гостиницы, постоялого двора об ограждении безопасности вещей проезжих;
- Receptum argentariorum - соглашение с банкиром об уплате за счет клиента какой-либо ценности.
в) Pactum iurisiurandi - добровольное внесудебное соглашение, в котором истец обещает не взыскивать с должника, если тот присягнет, что он ничего не должен; или наоборот, должник обещает исполнить требование кредитора, если тот присягнет, что оно обосновано и сохраняет силу.
3. Pacta legitima (Императорские пакты)
Pacta legitima - то есть пакты, получившие признание в законодательстве позднейшей империи. Защита прав кредиторов по таким соглашениям производилась посредством condictio ex lege: D.13.2.1: "Если обязательство установлено новым законом и в этом законе не предусмотрено, какого рода иском пользоваться для защиты обязательства, то нужно предъявить иск прямо из закона."
Виды:
a) Compromissum - соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда (D.4.8.11.2) За неисполнение решения арбитра виновная сторона подвергалась штрафу (D.4.8.27.6)
б) Pactum dotis - которым давалось обещание установить приданое (C.5.11.6).
в) Pactum donationis - соглашение о дарении. В классическом праве размеры дарения ограничивались законом Цинция 204 г. до н.э. В начале IV в.н.э. этот закон утратил свое значение, но кодексом Феодосия, например, требовалось заявлять дарственные акты перед судом (insinuatio) с занесением их в реестр (C.Th.3.5.1). Юстиниан ограничил применение insinuatio лишь дарениями на сумму свыше 500 золотых (C.8.53.36.3)
7. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА КАК БЫ ИЗ ДОГОВОРА (QUASI EX CONTRACTU)
Это обязательства, возникающие без какой бы то ни было договоренности сторон, даже при полном неведении одной из сторон, однако имеющие своим последствием их исковую защиту как если бы договор имел место. Приведем лишь один, хотя и важнейший случай такого обязательства.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 2073;