2 страница. Говоря о Риме периода от конца VI до второй половины I в
Говоря о Риме периода от конца VI до второй половины I в. до н.э., необходимо учитывать, что то, что мы понимаем под Римской державой, не являлось целостным централизованным государством, а скорее было некоей конфедерацией, наподобие современного Европейского союза. Рим стремился объединить Средиземноморье не столько с помощью оружия, сколько с помощью права, причем это римское право было настолько популярно, ощутимо полезно, что многие союзные Риму государства добровольно принимали не только некоторые отдельные римские законы, но и целые разделы римского права с тем, чтобы активно воспользоваться теми преимуществами, которые эти народы получали от введения римского права. Право народов - это право не только римское, а право всех средиземноморских народов древности, хотя сами римляне оказали огромное влияние на его развитие. Преторы лишь занимали в процессе достаточно активную позицию, предлагая другим народам римские правовые нормы и в свою очередь заимствуя у них многие законы, полезные римскому народу. Например, морское торговое право римляне целиком заимствовали из законов греческого острова Родос, то есть Родосские морские законы стали римскими законами (D.14.2.9).
Особо следует отметить, что римляне наряду с другими народами Средиземноморья признавали т.н. «суд рекуператоров», который трактуется ими как «иностранный, международный суд». Дело в том, что по определению, которое дает древний энциклопедист Фест (P. 342 L.), рекуператорским судом является тот, который имеет место, когда между римским народом и царями, нациями и иностранными государствами устанавливается закон, в соответствии с которым посредством суда рекуператоров отдается и возвращается собственность различных государств, посредством тех же рекуператоров судебным порядком возвращается и частное имущество. Таким образом, речь идет о международном суде, который решал конфликтные вопросы как между отдельными государствами, так и между отдельными частными лицами, гражданами разных государств. Суд рекуператоров одновременно рассматривал как дела между двумя или несколькими государствами, то есть выполнял функции межгосударственного арбитражного суда, так и судебные споры между отдельными частными лицами, то есть регулировал и область международного частного права. Сам суд по своему названию recuperatio изначально обозначал лиц, которые избирались для возвращения земель и имущества, утраченных в результате военных действий, и когда между воюющими сторонами подписывался мирный договор, то в этом договоре, если речь шла не о капитуляции, а о соглашении равных сторон, где нет победителя и побежденного, стороны, естественно, решали вопросы о возвращении пленных, завоеванных территорий, угнанного скота и прочего имущества. Таким образом, в таких мирных международных договорах устанавливались правила взаимного возвращения имущества и решения споров судебным порядком. Более того, поскольку эти договоры становились основой дальнейших отношений между этими двумя или более государствами, то в них оговаривались и принипы судопроизводства, в частности, характер судопроизводства рекуператорского суда.
2. Система деления на частное и публичное право.
Деление права на публичное и частное: ius publicum и ius privatum, впервые зафиксировано уже в законах Нумы Помпилия и Законах XII Таблиц и признается римскими юристами основополагающим (D.1.1.1.2). Определение Ульпиана позволило ученым выделить три основных составляющих римского публичного классического права: право жертвоприношений, право жрецов и право магистратов, однако Цицерон после права магистратов давал раздел, излагающий ius populi Romani, то есть конкретные как публичные, так и частные права римских граждан.
3. Деление всего права на лица, вещи и иски
Институциональная и пандектная системы римского права. Под институциональной системой обычно имеется в виду система, излагающая институты римского права согласно основному делению, принятому в Институциях Гая и Юстиниана, т.е. делению на лица (субъекты права), вещи (объекты права) и иски (средства защиты прав). Обучение студентов по этой системе уже в древности позволяло легче освоить логику и структуру всего римского права. Именно по этой институциональной системе построен знаменитый Гражданский Кодекс Наполеона. Пандектная систем предполагает следование системе изложения институтов в пандектах, т.е. в Дигестах Юстиниана. Эта система исторически складывалась под влиянием порядка изложения Вечного преторского эдикта, передававшего структуру исков. Хотя и здесь имеет место деление на личные и вещные иски, однако система эта, в научном плане гораздо более глубокая, в учебном плане более сложна и тяжела для восприятия. По этой системе построено, в частности, Германское гражданское уложение (BGB).
4. Право лиц в частном и публичном праве.
Публичное право эпохи Республики и Принципата, согласно Ульпиану (D.1.1.1.2), делится на три части: право жрецов, право жертвоприношений, право магистратов. Сакральное право – это fas, как древнейшая форма естественного права (ius naturale), некая система запретов, религиозных обетов, штрафов и искупительных жертвоприношений. Право жертвоприношений уже в древности делилось на государственные (sacra publica) и частные жертвоприношения (sacra privata), однако оно регулировало отнюдь не только чисто религиозные обряды, так как именно из него впоследствии выработалась система уголовных наказаний и штрафных санкций, а также налоговое право и система исков, например, сакраментальный иск в форме обещания жертвоприношения. Право жрецов и право магистратов: излагало основные права и обязанности римских высших должностных лиц (магистратов) в сфере военной (imperium) и гражданской судебной и исполнительной власти (iurisdictio), а также роль сената и народных собраний (комиций). Теодор Моммзен, создавая свою знаменитую систему римского публичного права (römisches Staatsrecht) исходил из того, что право магистратов – это и есть все публичное право римлян. Однако это лишь часть публичного права, относящаяся к праву лиц.
Право лиц (ius personarum) дословно можно перевести как «право масок», так как в древности слово persona обозначало маску умершего предка римлянина (Polyb. VI. 53-54). Если предки римлянина никогда не занимали почетных должностей, то род его был плебейским, если же среди погребальных масок близких предков римлянина были маски магистратов, то род его считался патрицианским. Сам магистрат представлял весь римский народ или его часть (например, муниципий), поэтому он являлся «публичным лицом», в то время как простые римляне оставались чатсными лицами, отсюда деление лиц на persona privata и persona publica. В то же время вся римская civitas, как объединение всех граждан и как форма муниципий, понималась как persona publica. Любое законное объединение римских граждан (societas) понималось как совокупность лиц, но если это объединение решало государственные задачи (например, сбор налогов публиканами), то считались публичными societates. Более того, если частное лицо в виндикационном иске защищало не свою частную, а государственную собственность, то выступая от имени всего народа, брало на себя функцию persona publica/
5. Вещное публичное и частное право.
Второй раздел римского права – вещи (res), также относился не только к частному, но и к публичному праву. В римскм правовом учении о вещах одним из главных было деление всех вещей на принадлежащие частным лицам (res privatae), вещи, общие для всех (res communes omnium) и вещи, принадлежащие всему римскому народу (res publicae). Само понятие «собственность» (dominium) первоначально возникло как обозначение для всего государственного (общенародного) имущества, а древнейший виндикационный иск возник еще в царский период как средство судебной защиты государственной римской собственности в международных имущественных спорах. Основное деление вещного публичного права – это деление res publicae на имущество, находящееся вне коммерческого оборота (res extra commercium) и введенное в коммерческий оборот (res in commercio). Первая категория вещей находилась в непосредственном пользовании всех римлян (дороги, морские и водные пути, храмы, акведуки, канализация и т.п.), вторая категория, как достояние римского народа, не находящаяся в его непосредственном использовании, могла передаваться частным лицам для извлечения личных доходов приусловии уплаты государственных податей. Такая приватизация государственых земель и ресурсов не лишала народ права верховного собственника, но привлекала частную инициативу для управления такой собственностью. Государственный интерес сохранялся и в частной собственности и регулировался публичными сервитутамы: например, народ мог сохранять или покупать право проезда по частной земле (via publica), провода по ней акведуков (aquaeductus). И наоборот, римский народ активно предоставлял частным лицам долговременное или даже наследственное право застройки на государственной земле (суперфиций) или извлечения из нее доходов (эмфитевсис). Сохраняя право верховного собственника за римским народом (dominium populi Romani), государство нередко передавало публичные земли в частное владение (possessio), откуда и возникло понятие «провинциальная собственность».
Римляне не знали деления на вещное и обязательственное право. Вместе с тем, все вещи делились на телесные и бестелесные. К бестелесным вещам относились и обязательства, которые также делились на частные и публичные. Источником публичных обязательств были закон и преторский эдикт (D.44.7.52) точно так же, как и ныне основным источником для реализации государственных контрактов является принимаемый в парламенте закон о бюджете страны. Частные контракты регулировались т.н. «правом весов», а контракты, где одной из сторон являлось государство и(или) предметом которых было государственное имущество, назывались «правом копья». Государственные контракты римляне также называли «продажами под копьем», так как копье считалось основным символом государственной власти и устанавливалось в суде преторов и иных магистратов, где под их председательством устраивались аукционные конкурсы (auctiones) на заключение государственных подрядов по строительству, эксплуатации и ремонту общественных сооружений (дорог, акведуков, храмов, театров), государственных откупов по сбору налогов, договоров с частными лицами о закупке для государственных нужд, договоров аренды государственного имущества. К управлению государственными имуществами и к участию в государственных контрактах римляне привлекали не только самих римских граждан, но и граждан союзных им государств, что делало возможным участие в прибылях от государственного имущества не только граждан, но и иностранцев. Участвующие в прибылях товарищества откупщиков предоставляли в качестве гарантий все свое имущество и имущество многочисленных поручителей. В случае их несостоятельности имущественная ответственность ложилась на личное имущество того магистрата, который утвердил заключенный с ними государственный контракт.
6. Система исков в частном и публичном праве
Наконец, система исков и судопроизводства с конца VI в. до н.э. делилась на публичный судопроизводство (iudicium publicum) и судопроизводство по частным делам (iudicium privatum). Судопроизводство по частным делам велось римскими магистратами, которые могли присуждать ответчика к штрафу на сумму не выше 520 ассов (5 коров и 2 овцы). Публичное же судопроизводство первоначально осуществлялось только в виде решения римского народного собрания или (несколько позднее) сената, которые выносили судебные решения по уголовным делам (смертная казнь, изгнание, продажа в рабство) или по гражданским делам со штрафом свыше 520 ассов (в сер. V в. до н.э.). Публичное гражданское судопроизводство – это суд народного собрания, или сенаторский суд центумвиров, или международный рекуператорский суд, который рассматривал дела о несостоятельности должников по государственным контрактам, по разделу крупных наследств, по спорам о границах государственной земельной собственности. Соответственно все гражданские правонарушения считались либо публичными (delicta publica), если приносили вред всему римскому народу или ущерб государственному имуществу, либо частными (delicta privata), если приносили вред отдельному частному лицу или его частному имуществу.
Подводя итог краткому обзору, следует еще раз подчеркнуть, что основное деление всего римского права на лица, вещи и иски распространялось не только на частное, но и на публичное право. Вообще римское публичное и частное право развивались параллельно, поэтому, по словам известного итальянского ученого П.Бонфанте, как правило, одни и те же юридические институты обслуживали и публичное, и частное право.
Раздел 3. ПРАВО ЛИЦ (PERSONAE)
Лекция N4. ЛИЦА: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, СТАТУСЫ СВОБОДЫ, ГРАЖДАНСТВА И СЕМЕЙНЫЙ СТАТУС
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Для правильного понимания темы необходимо выделить некоторые соотношения между публичным и частным римским правом (ius publicum et privatum). Первоначально в отношениях между лицами преимущественную роль играло публичное право - государство само регулировало почти все важные сферы жизнедеятельности общества. В этом проявлялась централизация права, принцип власти и подчинения, когда частные лица не могут изменить законы своей волей. Эта функция государства, направленная на сохранение определенной общности людей, ее стабильности и равновесия, на ранних стадиях развития, да и во все последующие эпохи, была особенно важна. В области же частного права государство не регулирует непосредственно жизнедеятельность, но предоставляет инициативу частным лицам. Здесь государство не принуждает, а лишь защищает, таким образом проявляется юридическая децентрализация, позволяющая обществу сохранять и развивать частную инициативу, без которой невозможно его развитие.
Правоспособность - способность иметь права, быть субъектом права, а следовательно получать законную защиту со стороны всех институтов государства.
Дееспособность - участие своей волей в гражданской жизни (контракты, договоры), проявление личного инициативного начала.
Правоспособность индивида учитывалась римскими юристами уже с момента его зачатия в чреве матери, а не с момента его рождения. Так по законам XII таблиц неродившийся ребенок имел права наследования отцу. Юридическая смерть наоборот, наступала уже после физической смерти, лишь после передачи наследства законному наследнику. Так, согласно Дигестам (D.38.16.3.9) невостребованное, лежачее наследство есть продолжение личности умершего. Вообще способность быть субъектом гражданского права римляне называли caput habere (дословно - иметь голову), ее отсутствие - caput nullum habere. Правоспособный субъект назывался persona, его состояние определялось тремя статусами: 1. Status libertatis, 2. Status civitatis, 3. Status familiae. Этому соответсвует и основное деление людей на 3 категории: 1). Свободные и рабы. 2). Граждане и неграждане. 3) Лица своего и чужого права.
2. СТАТУС СВОБОДЫ (STATUS LIBERTATIS)
1). Рабы (servi) Рассмотрим прежде всего положение рабов, которое отличается двойственностью. Так, в соответствии с цивильным правом (ius civile) servi res sunt (т.е. “рабы суть вещи”), но в соответствии с естественным правом (ius naturale) за рабами признавалась человеческая личность.
Соответственно личное положение рабов определялось этими двумя факторами а) По цивильному праву раб был объектом, а не субъектом права, т.е. мог быть предметом купли родажи, узуфрукта, залога, коллективной собственности и т.д. б) Связь раба с женщиной не признавалась браком (matrimonium), а считалось сожительством (contubernium), не влекущим правовых последствий. в) Однако в древнейший период в соответствии с сакральным правом за рабом признавалась личность. Так по законам XII таблиц раб мог выступать в качестве свидетеля, привлекался к уголовной ответственности, по положению был близок к сыну семейства (filius familias). г). Во все времена за ним признавалось также право погребения - его могила также считалась религиозным местом (locus religiosus). г) Наконец, в соответствии с естественным (но не цивильным) правом учитывались и родственные связи рабов (cognationes serviles).
II-I вв. до н.э. - расцвет рабовладельческих отношений, связанный с активной завоевательной политикой Рима. Отсюда и дешевизна рабов. Однако уже Варрон и Цицерон призывали относиться к рабам как к наемным рабочим, выплачивая им должное. К концу I в. до н.э. относятся первые известные меры по регулированию положения рабов.
- Закон Петрония 19 г. н.э. - запретил отдавать рабов в гладиаторы;
- Эдикт императора Клавдия - предоставил свободу всякому старому и больному рабу, брошенному своим господином;
- император Домициан (I в.н.э.) запретил кастрацию рабов;
- император Адриан (II в.н.э.) запретил безнравственную торговлю рабами; сослал матрону из Умбрики на 5 лет за жестокость к рабыням;
- император Антонин Пий (2 пол. II в.н.э.) издал конституцию, согласно которой а) насилие над рабами и незаконное их убийство преследовалось уголовным наказанием (однако уголовному преследованию в архаическом Риме подвергались даже животные); б) если раб искал убежище в храме или у статуи императора - получал защиту и его гоподин мог быть вынужден продать раба другому.
- император Юстиниан (VI в.) признал родственные связи рабов (cognationes serviles).
Имущественное положение рабов
- способность приобретать, т.е. раб обладал юридической дееспособностью, мог действовать от имени господина (ex persona domini)
- формально обязательства рабов не распространялись на господина, но он обязан был возместить причиненный ими ущерб;
- рабу нельзя было предъявить иск, но за ним признавалось натуральное обязательство;
- в соответствии с преторским эдиктом ответственность господина за обязательства своего рабарегулировалась четырьмя исками:
1). Иск о пекулии (actio de peculio) - когда имущественная ответственность господина не превышала размера данного им рабу имущества
2). Иск инститорный (actio institoria) - когда господин отвечал за обязательства раба в объеме данных господином рабу функций приказчика.
3). Иск экзерциторный (actio exercitoria) - ответственность господина в объеме данных господином рабу функций капитана корабля.
4) Actio quod iussu - ответственность господина в объеме данных господином рабу распоряжений.
В реальной жизни раб мог даже иметь состояние, давать взаймы господину и иметь своих рабов (servi vicarii).
Особый статус имели государственные рабы (servi publici), они получали от государства нечто вроде жалования, имели право обзаводиться семьей и оставлять в наследство половину своего имущества.
Способы установления рабства: 1) плен; 2) рождение от рабыни; 3) покупка; 4) наказание.
Способы освобождения от рабства (manumissio):
1) Во время религиозных празднеств (сатурналии, лектистернии и т.д.
2) manumissio testamento - освобождение по завещанию господина.
3) manumissio vindicta - освобождение в присутствии претора в форме виндикации с участием т.н. assertor in libertatem.
4) неформальные манумиссии (появились в конце республики): a) manumissio inter amicos - освобождение в присутствии друзей, б) manumissio per epistolam - освобождение посредством письма, в) manumissio per mensam - освобождение путем обращения с рабом как со свободным.
5) освобождение в соответствии с государственным актом.
6) освобождение в церкви (с IV в.н.э.)
- Закон Юния Норбана (19 г. н.э.) предоставил рабам, освобожденным неформально статус latini Iuniani при подтверждении их освобождения 5 свидетелями.
- Закон Элия Сенция (4 г. н.э.) ввел ограничения манумиссий:
1). Господин, не достигший 20 лет, мог отпустить раба только с согласия особой комиссии.
2). То же условие по отношению к рабам в возрасте до 30 лет.
3). запрещено отпускать рабов в ущерб интересам кредиторов.
4). запрещено отпускать рабов, совершивших тяжкие преступления (клейменых).
- Закон Фуфия Каниния (эпоха Августа) регулировал отпуск рабов по завещанию: господин, имевший 3 рабов, мог отпустить не более 2; имевший 10 рабов - не более половины; имевший до 30 рабов - не более трети; имевший до 100 рабов - не более четверти; имевший до 500 рабов - не более пятой части.
- Юстиниан отменил закон Фуфия Каниния и ограничил закон Элия Сенция - возраст гоподина был снижен с 20 до 17 лет.
2). Вольноотпущенники (liberti).
В древности (VIII-II вв. до н.э.) все вольноотпущенники становились римскими гражданами (cives Romani). Затем после закона Юния Норбана выделились latini iuniani, о которых Гай сказал: “жили как свободные, умирали как рабы”. Получая латинское гражданство, эти отпущенники были лишены политических прав, права заключения брака по римским законам и права завещания. К особой категории относились т.н. peregrini dediticii (клейменые) - свободные, не имевшие гражданства и права пребывать в Риме и его окрестностях. Все эти различия были уничтожены лишь Юстинианом.
Имущественное и социальное положение вольноотпущенников
1) вольноотпущенник не имел избирательных прав (но его сын уже имел их).
2). Согласно праву патроната (ius patronatus) вольноотпущенник cохранял некоторые обязательства по отношению к господину: а) обязан оказывать ему уважение, не имел права возбуждать против него и его детей инфамирующих (т.е. бесчестящих) исков. б) имел материальные обязательства (officium), особенно если давал при освобождении клятвенное обещание (iurata promissio) господину. в). патрон и его дети в случае обеднения имели право требовать от вольноотпущенника средств на пропитание - alimenta. г). Патрон и его дети имели наследственные права на имущество вольноотпущенника, если тот умирал без завещания.
Право патроната прекращается: 1) если патрон не поддержал отпущенника в нужде, 2) если государством было пожаловано отпущеннику право ношения золотого кольца (ius annuli aurei), 3) если император с согласия патрона давал отпущеннику т.н. “восстановление дня рождения” (restitutio natalium).
3). Колоны (coloni).
Колоны как свободные арендаторы чужой земли существовали уже в эпоху республики и принципата. Однако юридическая зависимость колонов появилась позднее и связана с реорганизацией императорами налогообложения земли. В императорских земельных кадастрах учитывалось не только качество земли, но и количество обрабатывавших ее колонов. Положение колонов ухудшается с середины III в. н.э. и имеет свою предисторию:
- Закон Манциана (75 г. н.э.?) ввел регулирование денежной и натуральной подати колонов, установил 6 дней в году обязательной работы колонов на господина.
- Закон Адриана (117-138 гг.) подтвердил и развил предыдущий закон.
- Конституция императора Константина 322 г. предписывала принудительное возвращение колонов на обрабатываемую ими землю.
- Закон 357 г.н.э. запретил продажу земли без колонов. Таким образом, они стали как бы рабами самой земли (servi terrae ipsius).
Основания установления колоната:
1). Рождение от колона. 2). Соглашение о поселении свободного на чужой земле. 3). Проживание на условиях колона на чужой земле в течении 30 лет. 4). Изобличение в занятии нищенством.
Прекращение колоната:
1). При приобретении колоном земли в собственность. 2). При возведении его в сан епископа.
3. ГРАЖДАНСКИЙ СТАТУС (STATUS CIVITATIS)
Приобретение гражданского статуса делало человека субъектом права. Приобретение гражданства осуществлялось путем:
а). рождения - статус по отцу, если ребенок рожден в законном браке и по матери - если вне брака;
б). освобождения из рабства;
в). усыновления чужеземца;
г). предоставления гражданства государственным актом;
д). переселения латина в Рим (в республиканскую эпоху).
Основные гражданские права:
1). Право приобретения собственности (ius commercii).
2). Право вступления в законный брак (ius conubii).
3). Пассивное избирательное право (ius suffragii).
4). Активное избирательное право (ius honorum) - в архаическом Риме имели только патриции.
5). Право быть римским воином (militaria).
6). Право завещания (testamenti factio).
Не всякий свободный был гражданином. Некоторые категории были лишены гражданских прав: 1) Эрарии - лишены избирательного права, 2) Латины - лишены избирательного права, а также права давности владения. 3). Перегрины - лишены гражданских прав (ius civile). Их отношения с римлянами строились в соответствии с правом народов (ius gentium), специально для разбора судебных дел с ними избирался претор перегринов. 4). Дедитиции - лишены всех прав.
Император Каракалла в 212 г. н.э. издал рескрипт, согласно которому всем жителям империи кроме дедитициев было даровано римское гражданство. В VI в. император Юстиниан еще раз подтвердил этот закон.
Сами граждане также делились на сословия (ordines). В раннем Риме особое значение имело деление на патрициев и плебеев, причем первые стремились сконцентрировать в своих руках всю политическую и экономическую власть, вторые успешно боролись за уравнение прав сословий.
На протяжении всей римской истории особое значение имел институт патроната-клиентелы. Существовало три основных типа: 1) Судебный патронат (древнейший) - представлял собой сакральный договор о взаимном обязательстве сторон (зафиксирован в законах XII таблиц) 2) Клиентела вольноотпущенников. 3). Клиентела целых общин и народов, искавших покровительства сильных римлян для защиты своих интресов в Риме.
Утрата гражданства:
1). Плен. 2). Продажа в рабство (до 313 г. до н.э.). 3). Самопродажа (при Юстиниане). 4). Осуждение на изгнание (interdictio aquae et ignis). 5). Лишение гражданства в наказание за уклонение от ценза. 6). Осуждение на каторжные работы или в гладиаторы (ad gladium) в эпоху империи. 7) Переселение в колонию.
Незаконное присвоение гражданства строго каралось. Так закон Паппия (I в. до н.э.) учредил особый суд для разбора дел о гражданстве. В эпоху империи перегрин, выдавший себя за гражданина, подвергался смертной казни, а вольноотпущенник, выдавший себя за свободнорожденного, привлекался к уголовной ответственности.
4. СЕМЕЙНЫЙ СТАТУС (STATUS FAMILIAE)
Семейный статус делил всех римских граждан на две категории: personae sui iuris (лица своего права) и personae alieni iuris(лица чужого права). К первым относились главы семейств или домовладыки (patres familiarum), которым при надлежала вся власть над имуществом семьи и всеми домочадцами. Ко вторым соответственно относились все члены семьи, находившиеся в отеческой власти. Абсолютная власть домовладыки (pater familias) называлась manus. Конкретное ее проявление - власть над сыном - называлась patria potestas. Первоначально единство семьи основывалось на агнатическом родстве, т.е. родстве по отцовской линии. Этот институт имел весьма широкое применение в том смысле, что распространялся не только на кровно-родственные отношения. Во все времена в Риме был весьма распространен институт усыновления двух типов: 1). Arrogatio или quasi adgnatio - для усыновления лиц своего права, и 2). Adoptio - для усыновления лиц чужого права. С течением времени все большее значение стало получать когнатическое родство, т.е. родство по крови, по материнской линии. Общее развитие системы родства шло от абсолютного преобладания агнатического родства (в законах XII таблиц) до полного признания на основе ius gentium (права народов) когнатического родства. В VI в. Юстиниан сделал когнатическое родство преобладающим.
Лекция 5. ЛИЦА: ИЗМЕНЕНИЕ И УМАЛЕНИЕ ПРАВОСПОСОБНОСТИ, ДЕЕСПОСОБНОСТЬ, ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА
5. ИЗМЕНЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПРАВОСПОСОБНОСТИ (CAPITIS DEMINUTIO)
Изменение (или умаление) гражданской правоспособности в соответствии с тремя основными статусами делилось на три вида: величайшее, среднее и минимальное.
1) величайшее (capitis deminutio maxima) - влекло за собой утрату всех трех статусов - свободы, гражданства и семейного статуса. Это происходило в случае плена, продажи в рабство, смертной казни. Подвергшийся capitis deminutio maxima терял все личные и имущественные права, его имущество переходило или к государству, или к кредиторам.
2) среднее (capitis deminutio media) - влекло за собой утрату лишь гражданства и семейного статуса. Это обычно происходило в случае осуждения на изгнание. Осужденный на capitis deminutio media терял все гражданские права, в том числе и права агнатского родства, сохраняя лишь когнатическое родство. Его имущество также конфисковалось государством с учетом интересов кредиторов.
3) минимальное (capitis deminutio minima) - влекло за собой лишь изменение семейного статуса. Различаются три основных случая capitis deminutio minima: а) Лицо чужого права переходит из-под власти одного домовладыки под власть другого. б) Лицо своего права попадает под власть домовладыки (например, свободная от опеки вдова выходит замуж, взрослый свободный усыновляется другим, становясь лицом чужого права (alieni iuris). в). Освобождение сына из под власти отца
6. УМАЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ЧЕСТИ
1). INTESTABILITAS - в законах XII таблиц существовала санкция improbus intestabilisque esto (“пусть будет признан бесчестным и утратит право быть свидетелем”), налагавшаяся за некоторые виды преступление (прежде всего лжесвидетельство). Санкция первоначально имела сакральную окраску и влекла а собой полную юридическую недееспособность: а). Осужденный не мог заключать сделки, сопровождавшиеся клятвой, б) не мог составить завещания, в). не имел гражданских прав.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 2275;