3 страница. 2). INFAMIA - бесчестье, имелось два вида:
2). INFAMIA - бесчестье, имелось два вида:
- infamia immediata - налагалось без судебного решения за некоторые бесчестные виды деятельности (сводничество, ростовщичество).
- infamia mediata - налагалось в силу судебного приговора.
Последствия инфамии: 1). осужденный не допусался к ходатайству и свидетельствованию за других, 2). по закону Юлия Октавиана Августа лишался избирательных прав
3). TURPITUDO - умаление чести за занятие некоторыми профессиями (актер, гладиатор, проститутка), что препятствовало занятию государственных должностей и несколько ограничивало имущественную правоспособность (например, при разделе завещанного имущества).
7. ОГРАНИЧЕНИЕ ДЕЕСПОСОБНОСТИ
1). Ограничения несовершеннолетних.
Несовершеннолетние (impuberes - дословно “безусые”, происходит от слова pubes, обозначавшего пушок на вехней губе, признак половой зрелости) - это дети в возрасте до 12 лет - для девочек и до 14 лет - для мальчиков. Дети в возрасте до 7 лет (infantes) были совершенно недееспособны, их интересы защищались через опекунов. Дети в возрасте от 7 до 14 лет (собственно impuberes) имели ограниченную дееспособность: а) они не могли составлять завещание; б). их сделки имели силу лишь при согласии опекуна
2). Ограничения minores.
Лица в возрасте от 14 до 25 лет (puberes minores XXV annis) имели некоторые ограничения дееспособности, но и некоторые преимущества: а) в случае если их обманули, сделка, заключенная ими, признавалась недействительной. б). по их требованию им мог быть назначен куратор их имущества. в). по достижении 25 лет они могли потребовать пересмотра любого судебного решения по ним.
3). Ограничения сумашедших.
Сумашедшие (furiosi), сохраняя всю правоспособность, были полностью недееспособны, в сделках их представлял куратор. В случае проблеска сознания им возвращалась и дееспособность.
4). Ограничения расточителей.
Расточители (prodigi) приравнивались к сумашедшим и лишались дееспособности.
5). Ограничения женщин.
Женщины считались неспособными заключать разумные сделки, поэтому при отсутствии родителей или мужа они заключали сделки лишь с согласия опекунов. Но вдова, имеющая 3 и более детей, а также жрица весталка обладали полной дееспособностью. При Юстиниане (VI в. н.э.) их дееспособность была приравнена к мужской.
8. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА
Уже в древнейший период существовали объединения, имевшие внешнее сходство с юридическими лицами. По квиритскому праву общее имущество, например ager publicus (общественная земля), относилось к res extra commercium, т.е. к вещам, находившимся вне гражданского оборота, вне частного права. Однако в древнейшем праве чуть ли не все сделки и юридические акты регулировались сакральным правом (ius sacrum). В том же смысле и общее имущество триб, курий и храмов относилось к области божественного права (res divini iuris).
Кроме того уже в эпоху 2 римского царя Нумы Помпилия (VIII в. до н.э.) и законов XII таблиц существовали различные религиозные, политические, провессиональные и коммерческие объединения граждан, называвшиеся sodalitates или collegia. Известно, что товарищества (societates) эпохи республики имели общее имущество и казначея, однако в отношениях с третьими лицами обычно не выступали как юридические лица. Принято считать, что прообразом юридического лица с древнейших времен выступал сам римский народ (populus Romanus), который через своих представителей - магистратов - заключал сделки с частными лицами и имел право наследования. Некоторые ученые считают также первым проявлением юридического лица институт муниципиев, которые действовали в суде через своих представителей, заключали сделки. Однако муниципий не нес имущественной ответственности за деликты (правонарушения) своих представителей.
Как бы то ни было, однако во II в.н.э. Гай говорит о них, что “общины пользуются полодением частных лиц”. Коллегии, которые также могли пониматься как общины, наделяются правоспособностью по образцу муниципий. Так 1) по преторскому эдикту за ними признается право действовать в суде через представителей; 2) по сенатусконсульту императора Марка Аврелия ( 2 пол. II в. н.э.) коллегии стали получать и наследственные права. Согласно Юстиниану, для приобретения наследственных прав коллегии необходимо было получить специальную привилегию.
Вопрос о свободе союзов в разные периоды решался по разному. Так в XII таблицах признавались законными любые объединения граждан, если его устав не противоречит закону. Однако в них же был введен запрет на тайные ночные сборища. В I в. до н.э. был введен ряд ограничений для религиозных сообществ. Так сенатусконсульт 63 г. до н.э. распустил коллегии, вредящие общественному порядку (дело о вакханалиях). Однако в 58 г. до н.э. плебейский трибун Клодий восстанавливает свободу коллегий. В 56 г. особым сенатусконсультом вновь распускаются все политические объединения (sodalitates). Наконец Цезарь уничтожил почти все коллегии, кроме самых древних. Далее законом Юлия о коллегиях (lex Iulia de collegii) Август установил правило регистрации коллегий, согласно которому для этого требовалось разрешение сената. Со II в. н.э. деятельность коллегий откупщиков подпадает под все более жесткий контроль императорского фиска. Наконец, в постклассическом праве появляется новый тип общественных учреждений - церковь. Церковь в целом и отдельные ее приходы получают право приобретать, получать по завещанию, выступать в качестве кредитора, действовать в суде через представителей.
Раздел 4. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
Лекция 5. ЛИЦА: БРАЧНОЕ ПРАВО, ОТЦОВСКАЯ ВЛАСТЬ, ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО
9. БРАЧНОЕ ПРАВО (IUS CONUBII)
Брак формировался в древнейшем Риме в условиях патриархального строя, моногамной семьи. этим определялась неограниченная влсть домовладыки, называвшаяся manus (От латинского слова "рука"). Отсюда власть домовладыки над женой обозначалась термином in manu.
Заключению брака предшествовал обряд обручения (sponsalia), заключавшийся в форме взаимных клятв - обещаний (sponsis) сторон заключить брак. В древнейший период этот акт совершался отцами жениха и невесты в форме двух стипуляций, позднее - самими женихом и невестой, причем последним со времен поздней республики давался иск против родителей в случае безосновательного их отказа против воли жениха и невесты.
1). Формы брака.
1). Confarreatio - религиозная форма брака в присутствии великого понтифика, жреца Юпитера и 10 свидетелей.
Ритуал - произнесение торжественных слов, освящение и вкушение женихом и невестой т.н. panis farreus - ячменного хлеба. Эта форма брака употреблялась в основном для жрецов и патрициев. просуществовала вплоть до введения христианства (IV в. н.э.)
2). Coemptio - брак в форме покупки жены посредством акта манципации, в присутствии 5 свидетелей и весовщика. Акт манципации предварялся вопросами о согласии жениха и невесты.
3). Usus - фактическое сожительства в течении одного года, после чего на основании давности владения, жена юридически подпадала под власть мужа.
Все эти браки римляне относили к категории cum manu ("под рукой"), когда жена попадала в полную власть мужа или домовладыки и находилась на положении дочери (filiae locum). Однако уже законы XII таблиц знали брак sine manu. Это форма простого сожительства (usus), прерываемого так называемым usurpatio trinoctium, то есть ежегодного ухода жены на 3 дня из дома мужа, посредством чего происходил прерыв давности. В эпоху классических юристов (I-III вв. н.э.) эта форма брака стала преобладающей. Заключался этот брак путем обычного брачного соглашения (consensus) и привода жены в дом мужа (deductio in domum).
2). Прекращение брака
Для брака cum manu его расторжение было возможно только по воле мужа. Религиозная конфарреация расторгалась только с помощью особого обряда диффареации.
Брак sine manu расторгался либо по обоюдному согласию, либо по инициативе одной из сторон (как мужа, так и жены), причем для развода закон не требовал указания причин.
Первоначально прочность римского брака была чуть ли не притчей во языцах, однако уже в I в. до н.э. количество разводов резко увеличилось, супружеская неверность стала обычным явлением. В связи с этим закон Юлия Августа 18 г. до н.э. ввел наказание за прелюбодеяние для жены, мужа и отца мужа (в случае его попустительства прелюбодеяниям дочери). Далее известен законы Августа lex Iulia de maritandis ordinibus (18 г. до н.э.) и lex Papia Poppaea (9 г. до н.э.), которые с помощью мер, касающихся брака, стремились укрепить римскую семью. Согласно этим законам мужчина в возрасте от 25 до 60 лет признавался бездетным, если вообще не имел детей, женщина в возрасте от 20 до 50 лет считалась бездетной, если у нее было менее 3 детей. В случае бездетности римлянин мог получить в наследство лишь половину завещанного имущества. Если же римлянин данного возраста вообще был холостым, то лишался всего наследства.
Далее преторами стало преследоваться нарушение обязательства обручения. Согласно преторскому эдикту это требовало возмещения ущерба и влекло за собой бесчестие (infamia). С IV в. н.э. требовалось и возвращение предбрачных подарков.
3). Условия вступления в брак:
1) Достижение брачного возраста - 12 лет для девочек, 14 лет для мальчиков.
2) Согласие на брак (сначала лишь отца семейства, впоследствии также жениха и невесты). Закон Юлия Августа 4 г. н.э. дал жениху и невесте право на иск против pater familias в случае необоснованного отказа в браке.
3) Наличие брачного права (ius conubii)
Здесь следует учитывать, что до закона Корнелия 445 г. до н.э. не допускались браки между патрициями и плебеями. Только закон Юлия Августа 18 г. до н.э. разрешил браки между вольноотпущенниками и свободнорожденными, однако браки вольноотпущенников с сенаторами не допускались.
4) Родственные связи.
4). Имущественные и личные отношения супругов.
1) При браке cum manu: Первоначально - юридически почти не ограниченные права мужа:
а) Право продажи (ius vendendi - было отменено уже полулегендарным царем Ромулом (VIII в. до н.э.)).
б) Право вершить суд над своей супругой, вплоть до ее убийства (ius vitae ac necis). Однако, супруг должен был в ряде случаев учитывать мнение своих домочадцев и родственников - так называемый "домашний суд (iudicium domesticum).
в) Первоначально все имущественные права принадлежали мужу, позднее (с конца республики - II-I вв. до н.э.) приданое жены стало регулироваться нормами о пекулии. В любом случае приданое, хотя и находилось в общей имущественной массе супруга, однако не сливалось с ним полностью.
2) При браке sine manu:
а) Жена сохраняла свой прежний статус, то есть оставалась агнаткой своего отца.
б) Поэтому, не будучи агнаткой мужа, могла вступать с ним в любую имущественную сделку.
в) Соответственно, она самостоятельно распоряжалась своим имуществом.
г) Однако первоначально дарения между супругами запрещалиь. Они были разрешены лишь с III в.н.э.
д) Супруги могли даже судиться между собой, однако были запрещены инфамирующие иски между ними.
Особо в римском классическом праве регулировались права супругов на приданое (dos) жены.
- Первоначально, в период господства брака cum manu, приданое было в полной собственности мужа
- В конце республики, когда резко увеличилось количество разводов, то жене даже при браке cum manu стал при разводе даваться иск на возвращение приданого, в случае, если брачный контракт предварялся стипуляцией (клятвенным обещанием) жениха вернуть приданое в случае развода.
- В классическом праве установилось общее правило, согласно которому: а) в случае смерти жены приданое оставалось мужу; б) в случае смерти мужа приданое возвращалось жене или ее отцу; в) при разводе по вине мужа приданое возвращалось жене; г) при разводе по вине жены приданое оставалось мужу.
Закон Юлия о прелюбодеяниях (18 г. до н.э.) запретил мужу отчуждать приданое жены без ее особого на то согласия. Юстиниан же вообще запретил отчуждать приданое.
Однако с целью пресечь злоупотребления и со стороны жены стали регулироваться и предбрачные дарения жениха невесте donatio propter nuptias). По Юстиниану, эти дарения оставались за женой лишь в случае, если развод совершался по вине мужа, и возвращались мужу, если виновницей развода была жена.
10. ОТЕЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ (PATRIA POTESTAS).
1). Характер отеческой власти.
Как известно, мать даже при браке cum manu не имела никакой власти над своими детьми, не говоря уже о браке sine manu, когда формально мать даже не являлась агнаткой своих собственных детей.
Вся власть над детьми сосредотачивалась в руках отца семейства (pater familias). Называлась она patria potestas и сводилась к следующим основным правам отца:
1) ius exponendi - то есть право выбрасывать новорожденных детей. Это право было отчасти ограничено уже Ромулом (его законом предписывалось выбрасывать лишь слабых, больных и уродливых младенцев). Правило выбрасывать уродов существовало и в законах XII таблиц. Наконец, лишь Юстиниан начинает преследовать за выбрасывание новорожденных как за убийство.
2) ius vendendi - право продажи своих детей. Сыновей отец, согласно XII таблицам, мог продавать трижды, прежде чем они окончательно освобождались из под власти отца; для дочерей и внуков достаточно было единичной продажи. Прлдажа детей в рабство была запрещена в конце IV в. до н.э. (видимо, законом Петелия 313 г. до н.э.), хотя труд детей мог продаваться и впоследствии
3) ius vitae ac necis - право над жизнью и смертью своих детей, было ограничено лишь указом императора Константина (306-337 гг.н.э.), который стал приравнивать убийство сына к уголовному преступлению (parricidium).
4) ius coercendi - дисциплинарная власть отца наказывать своего сына любыми, в том числе и физическими средствами. Впервые было ограничено указом императора Траяна (1-я пол. II в. н.э.), который принуждал отца освобождать сына из-под своей власти в случае серьезных с его стороны злоупотреблений.
5) ius vindicandi - право на иск против всякого третьего лица, удерживающего подвластного ему лицо в своей власти.
2). Имущественные отношения с сыном
Первоначально все имущество, в том числе и приобретенное сыном, находилось во власти отца. Сын мог иметь лишь пекулий, то есть право пользования какой-либо вещью, однако этот пекулий мог быть всегда отнят у него отцом.
- По установлению Августа был введен так называемый peculium castrense, то есть лагерный пекулий - имущество, приобретенное сыном в качестве военной добычи. На этот лагерный пекулий сын имел уже право собственности и завещания.
- В период домината (IV-V вв. н.э.) был узаконен peculium quasi castrense, то есть как бы лагерный пекулий, к которому относилось всякое имущество, приобретенное сыном на государственной службе. На этот пекулий сын также имел право собственности и завещания.
- Указ императора Константина (нач. IV в. н.э.) дал сыну право распоряжаться наследством, полученным при жизни отца от матери.
- Указ имп. Аркадия и Гонория (кон. IV в. н.э.) распространил это правило на всякое наследство, полученное сыном по материнской линии родства.
- Юстиниан (VI в.) все это обобщил: по его нормам отцу теперь принадлежало только то, что сын приобрел ex re patris, то есть, в качестве дохода от отцовского имущества, на остальное же имущество сына отец мог иметь только право пожизненного пользования.
3). Установление patria potestas.
1) Вследствие рождения ребенка в законном браке;
2) Путем узаконения (legitimatio), то есть признания ребенка своим. Это правило действовало со времен имп. Феодосия и Валентиниана (V в. н.э.)
3) Усыновление - было двух видов:
а) arrogatio - происходило в куриатных комициях (народных собраниях по куриям) по запросу понтифика. Запрос по латыни rogatio - отсюда и общее название акта. Это было усыновление в форме специального закона и касалось первоначально только усыновления лиц своего права (personae sui iuris), а со времен имп. Антонина Пия (II в.н.э.) аррогация (правда в более упрощенной форме) распрстранилась и на несовершеннолетних.
б) Adoptio - усыновление для лиц не своего права (non sui iuris), совершалось в форме троекратной манципации и двукратной манумиссии усыновляемого. После последней манципации усыновитель выступал с так называемым vindicatio in patriam potestate, то есть с заявлением своих отцовских прав, фиктивный покупатель и продававший сына отец молчали, и усыновитель вступал в свои отцовские права. Юстиниан упростил этот ритуал до обычного заявления перед судьей.
Прекращение patria potestas
1) Если сын приобретал звание жреца Юпитера, дочь - звание весталки; в империю это распространилось и на звание консула, префекта, военачальника или епископа.
2) В случае, если отец трижды манципировал своего сына. Однако в этом случае сын утрачивал наследственные права на отцовское имущество, однако это впоследствии было отменено.
11. ОПЕКА (TUTELA) И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО (CURA).
Первоначально порядок призвания к опеке совпадал с порядком призвания к наследству.
Естественный опекун - ближайший агнат. На этом принципе сложилась:
1). Tutela legitima, которая давала опекуну manus, potestas над всем familia.
2). Tutela testamentaria также зафиксирована уже законами XII таблиц;
- Lex Atilia (нач. II в. до н.э.) предписал в случае отсутствия законного опекуна назначать опекуна по распоряжению магистрата - претора в присутствии большей части плебейских трибунов;
Отсюда развитие так называемой
3). Tutela dativa
Lex Iulia Titia (конец I в. до н.э.) в провинциях возложил эту обязанность на провинциальных правителей.
Таким образом устанавливается контроль государства над деятельностью опекунов. В связи с чем
а). создаются особые praetores tutelares
б). опека становится не почетным правом, а обременительной повинностью - munus publicum.
Отличие между tutela и cura незначительно: согласие опекуна на сделку опекаемым выражалось в формально-юридическом акте, называвшемся auctoritatis interpositio; то есть на вопрос во время сделки auctor ne fis? он отвечал auctor fio; а согласие попечителя (consensus curatoris) - было неформальным и вне сделки. Кроме того, известно, что попечительство (cura) появилось позднее
Первоначально опекун имел неограниченную власть распоряжения имуществом, но против него мог быть предъявлен иск о растрате имущества, требовавший возмещения вдвойне (in duplum), так как это приравнивалось к fur nec manifestum.
- В конце республики преторский эдикт дал новые иски:
а). Actio tutelae directa (требование от опекуна возмещения убытков)
б). Actio tutelae contraria (опекун может требовать возмещения понесенных им расходов)
в). В случае попечительства (cura): Actio negotiorum gestorum
В эпоху империи были введены еще более строгие ограничения опекунов:
- сенатусконсульт 195 г. н.э. (Oratio divi Severi) запретил отчуждение недвижимости опекаемого без разрешения опекунских властей.
- император Константин запретил отчуждение и других ценных вещей, сделав опекуна простым хранителем имущества, ведущим лишь необходимые текущие дела.
Раздел 5. ВЕЩНОЕ ПРАВО (RES)
Лекция 7. ПОНЯТИЕ ВЕЩИ. ВЛАДЕНИЕ
1. Понятие вещи.
Римский юрист Ульпиан дает следующее определение понятию вещи: Rei appellatione et causae et iura continentur (D.50.16.23 Ulp.) “Названием вещи охватываются как юридические отношения, так и права.”
Соответственно, римляне понимали, что разделение вещей способствует выявлению различных юридических отношений и конкретных прав на вещь. Поэтому необходимо знать основные виды разделения вещей:
1) Res corporales et incorporales (Gai.2.13-14). Гай относит к бестелесным вещам наследство, обязательства и узуфрукт, не упоминая права собственности, так как для римских юристов собственность на вещь сливалась с самой вещью (meum est ex iure Quiritium).
2) Res mobiles et immobiles.
3) Res privatae et publicae (Gai.2.10 sq.)
4) Res in commercio et res extra commercium (воздух, вода, море, храмы, общие дороги и т.д.) (D.18.1.16 pr.).
5) Res divini et humani iuris (Gai.2.2-9)
6) Res mancipi et res nec mancipi (Gai.1.192; 2.15;18-27)
Ulp.Reg.19.1: “Все вещи являются либо mancipi, либо nec mancipi. К res mancipi относятся участки на италийской земле, как сельские, каким считается поместье, так и городские, каков дом; также права сельских участков, например, дорога, тропа, прогон, водопровод; также рабы и четвероногие, которые приручаются к упряжке или ярму, например, быки, мулы, лошади и ослы. Остальные вещи относятся к res nec mancipi”.
Отчуждение res mancipi только посредством манципации или in iure cessio; для res nec mancipi достаточно простой traditio.
7) Вещи делимые (руда, камни, песок, земля, здания (только вертикально), зерно и т.д., т.е. все что не теряет качества, рода и ценности от деления) и неделимые (отдельное вьючное животное, конкретный стол, украшение, статуя, а также общественные выгоны, общественные дороги и храмы и другие предметы общей собственности).
Материально неделимые вещи могли быть разделены на идеальные доли (например, несколько хозяев на одного раба (D.13.6.5.15).
8) Вещи потребляемые (которые с пользованием уничтожались - продовольствие, деньги) и непотребляемые (которые не изнашивались от потребления (драгоценный камень) или изнашивались постепенно res quae usu minuuntur).
9) Вещи, определяемые родовыми признаками, и индивидуальными (genus et species).
Родовые вещи - которые определяются числом мерой, весом.
Родовая вещь может быть заменена другой, видовая - нет.
10) Вещи простые и сложные.
D.41.3.30 pr. Pomp.: Существует же три рода тел: один, который составляет одно целое... как, например, раб, бревно, камень и подобное, другой род, который состоит из составных, т.е. нескольких, между собой связанных тел, что называется составным телом, как например, здание, корабль, шкаф; третий, состоящий из раздельных вещей, как многие не связанные одно с другим, но объединенные одним именем, например, народ, легион, стадо.
11) Вещи главные и побочные
12) Имущество - иногда рассматривалось римскими юристами как особый вид вещи.
В цивильном праве - (familia pecuniaque), а также patrimonium
В преторском праве - (bona paterna avitaque) отцовское и дедовское имущество.
2. ВЛАДЕНИЕ (POSSESSIO)
D.41.2.1 Paul.: Владение было названо, как говорит и Лабеон, от оседаний, будучи как бы поселением, так как оно естественно удерживается тем, кто на нем стоит, что по гречески называется .
D.41.2.1 Paul.: Нерва-сын говорит, что и собственность (dominium) на вещи произошла от естественного владения (ex naturali possessione).
Владение - это реальное господство лица над вещью.
Элементы владения: 1). субъективный - animus possidendi - намерение или воля владеть вещью; 2). объективный - corpus possessionis - реальное господство над предметом владения, "держание" его - manu capere, tenere. С точки наличия элементов владения вор также является владельцем, однако с правовой точки зрения весьма важна causa, то есть основание владения. Вор не имеет законного основания к своему владению (iusta causa), соответственно, он будет незаконным владельцем. Также владелец может быть добросовестным или недобросовестным. Не всякое незаконное владение будет недобросовестным. Например, если приобретен участок земли за справедливую цену, но без соблюдения формального обряда манципации, то новый владелец будет хотя и незаконным, но добросовестным. Претор защищал в суде таких владельцев, предоставляя им до истечения срока давности владения т.н. преторское владение. Т.о. владение всегда есть наглядное проявление права собственности.
1). Виды владения:
1).Possessio civilis. Законы XII таблиц уже знают possessio ad usucapionem (приобоетение по давности). Главный случай цивильного владения - владение pater familias непосредственно и через своих домочадцев.
2).Посредственное владение (naturalis possessio) - то есть через посредников а) по поручению, б) при депозите (сдаче на хранение) или ссуде (сдача в пользование). То есть посредники были простыми держателями, они владели "для других".
3).Преторское владение (possessio ad interdicta) - когда претор позволял владеть до истечения срока давности.
4).Но в некоторых случаях рассматривалось даже прекарное держание в качестве владения.
2). Приобретение владения.
Через установление фактического господства над вещью.
1).Завладение (apprechensio) вещами никому не принадлежащими (например, дикими животными - D.41.1.5.1)
2). Передача владения (traditio)
3). Самовольный захват без ведома прежнего владельца рассматривалось римлянами как тайное владение (possessio clandestina), которое становилось недействительным при оспаривании старым владельцем.
4). Приобретение через третьих лиц (признано лишь в классическом праве). Павел, Сентенции 5.2.1: "Мы приобретаем владение только если имеем сами волю владеть, фактическая же сторона владения может осуществляться или нами самими, или посторонними."
3). Прекращение владения.
Павел, D.41.2.8: Как никакое владение не может быть приобретено иначе как намерением и материально, так никакое владение не теряется иначе, как с утратой намерения и прекращением материальной связи с вещью.
1).Добровольная утрата владения (нет намерения и связи с вещью)
2).Недобровольная утрата владения (нет связи с вещью: потеря, похищение, пренебрежение владением.
Gai.Inst.2.51 Также владение чужим поземельным участком может кто-либо приобрести без насилия, когда имение или вследствие нерадения хозяина остается без владельца, или потому, что хозяин отсутствовал в течение долгого времени. Добросовестный владелец, получив во владение чужое имение, может приобрести и собственность путем давности, и хотя лицо, которое приобрело бесхозяйное владение, узнает, что имение чужое, то все-таки это нисколько не мешает добросовестному владельцу пользоваться давностью, так как отвергнуто мнение юристов, допускавших возможность воровства недвижимости.
3). Смерть владельца.
D.41.2.23. pr.: Когда мы назначены наследниками, к нам после принятия наследства переходят все права. Владение однако не касается нас, если не будет захвачено естественным путем.
4). Прекращение владение, осуществленное через постороннее лицо.
4). Защита владения.
С помощью преторских интердиктов:
1). Интердикты, направленные на удержание существующего владения (interdicta retinendae possessionis), когда воспрещались посягательства других. Из них а) interdictum uti possidetis (D.43.17.1.pr) для защиты недвижимости, б). interdictum utrubi(у кого из двух) (D.43.31.1.pr; Gai.4.160) для защиты движимостей
Эти интердикты Гай называет также prohibitoria, то есть запретительные, так как претор запрещал применять насилие, и двусторонние (duplicia), так как претор обращался к обеим сторонам;
2). Интердикты рекуператорные (interdicta recuperandae possessionis) - о возвращении насильно или тайно утраченного владения. Они были простыми (simplicia - Gai.4.156), так как приказ претора обращался только к нарушителю. В них входили 2 интердикта: a). de vi (о насильственном вытеснении из владения). Этим иском изгнанный мог воспользоваться в течении года, б). de precario - для возврата движимых и недвижимых вещей, данных в прекарное владение.
Лекция 8. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ
(DOMINIUM И PROPRIETAS)
1). Понятие собственности выражалось словами uti, frui, habere, possidere, т.е. подразумевало обладание правом пользования (uti). правом извлечения плодов (frui), правом держания вещи (habere) и правом владения ею (possidere).
Древнейшая собственность на двухюгеровый надел (heredium), на ager publicus было лишь possessio. Лишь lex agraria 111 г. до н.э. передал в частную собственность гражданам все земли на италийской земле.
Первоначально собственник обозначался термином erus, позднее (Катон) - словом dominus, право на вещь обозначалось термином proprietas. Но соотношение терминов dominium и proprietas довольно сложное. Dominium обозначал полное господство над вещью, а proprietas тесно связано с ususfructus.
2). Ограничения права собственности.
Первоначально право собственности было ограничено добросовестностью владения (Штаерман, Валерий Максим о зарезанном пахотном быке), т.е. владелец мог лишиться своей вещи при недолжном обращении с нею.
Ограничения по зак. XII таблиц:
1). Земельные сервитуты (Право прохода, прогона скота, провода воды по чужому земельному участку).
2) Право межи в 2,5 фута (свисающие ветви дерева, нависающая крыша и т.д.)
Общая собственность.
Римские юристы считали невозможным существование 2 прав собственности на одну вещь, но возможно иметь собственность многих на одну вещь в идеальных долях (pars pro indiviso - D.50.16.25 Scaev.).
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 1606;