1 страница. Юристы обычно выделяют следующие периоды развития источников римского права:

ИСТОЧНИКИ ПРАВА

ПЕРИОДИЗАЦИЯ

Юристы обычно выделяют следующие периоды развития источников римского права:

1. Архаическое право (754-367 гг. до н.э.) - эпоха возникновения и развития римского права, его основного источника - законов. Главное достижение этого периода - создание законов XII таблиц (451-450 гг. до н.э.)

2. Предклассическое право (367- 27 гг. до н.э.) - период возникновения и развития преторского права, основанного на собрании эдиктов судебных магистратов - преторов.

3. Классическое право (27 г. до н.э. - 1 треть III в. н.э.) период расцвета римской юриспруденции - наибольшее число наиболее изветсных римских юристов приходится на этот период

4. Постклассическое право (сер III в.н.э. - V в. н.э.) - период резкого снижения активности римских юристов, появления многочисленных компиляций и сборников

5. Кодификация Юстиниана (528 - 534 гг.) - создание корпуса римского права - основы для дальнейшего развития всего европейского права

 

ЭПОХА РЕСПУБЛИКИ

1. ОБЫЧАЙ (MOS И CONSUETUDO).

Обычай (mos) всегда имел в Риме большое значение. Как справедливо отметил великий немецкий романист Т.Моммзен, в Риме всякое право прежде чем стать законом, должно стать фактом, что и регулировалось обычаем, то есть неписанной договоренностью в обществе поступать так, а не иначе. Обычай в республиканскую эпоху часто и успешно спорил с законом, так как последний мог быть отменен обычаем не применять его. Позднее, в эпоху классического (I-III вв.н.э.) и постклассического права (конец III-V вв.н.э.) для обозначения обычая в обиходе был термин consuetudo; обычай теперь применялся лишь там, где отношения не регулировались законом, то есть преимущественно дополнял, а не заменял закон.

 

2. ЗАКОНЫ (LEGES).

Под законом (lex) римляне понимали волю, приказ всего римского народа, выраженную во время общего голосования в народном собрании. Древнейшая форма - куриатный закон, то есть закон, принятый на народном собрании по куриям. Такой закон сопровождался общей сакральной клятвой всего народа хранить верность закону, Нарушение этой клятвы вело к религиозному проклятию (sacer esto) виновника и принесению его в жертву подземным богам. В республиканскую эпоху законы стали принимать в трибутных комициях, такие законы уже не сопровождались сакральными клятвами.

Законопроект предварительно обсуждался в сенате, а затем уже выносился на народное собрание. Обычная структура закона республиканской эпохи следующая: а) Praescriptio - вводная часть, где указывались имена магистратов, при которых принят закон, б) rogatio - собственно, содержание закона, в) sanctio - то есть санкция, наказание за нарушение закона. Различались leges perfectae, то есть законы, имеющие специальную санкцию за их нарушение, и leges imperfectae - то есть законы без санкции.

3. Leges regiae - древнейшие законы царской эпохи носившие преимущественно сакральную форму, были подобны религиозным запретам табу на то или иное действие.

4. а) Leges XII tabularum - законы 12 таблиц. Это древнейший свод законов, принятый в 451-450 гг. до н.э. специальной коллегией децемвиров Эти законы вобрали в себя большую часть местных обычаев и так называемых "царских законов", а также различные нормы и положения из некоторых греческих законодательств, прежде всего из Афинского законодательства Солона.

Сами законы не сохранились, однако они частично восстановлены по многочисленным фрагментам, цитатам у различных античных авторов более позднего времени. Их общее содержание определяется словами римского историка Тита Ливия, который говорит, что это был "источник всего публичного и частного права" (fons omnis publici privatique iuris). В законах регулировалось право жрецов, право жертвоприношений и право римских магистратов, далее следовали нормы судебного процесса, обязательственное, наследственное и семейное право, особое внимание уделялось аграрному и уголовному праву, наконец целая таблица посвящалась погребальному праву и еще одна таблица - римскому гражданскому и религиозному календарю - фастам. Здесь же излагались так называемые легисакционные иски.

б) Последние две части законов - иски и фасты - впоследствии были сокрыты понтификами от народа и лишь курульному эдилу, сыну вольноотпущенника Флавию удалось вновь их опубликовать в конце IV в. до н.э. Его публикация получила название ius Flavianum.

в) Законы XII таблиц, легисакционные иски и комментарии к ним понтификов были вновь опубликованы Секстом Элием и получили название Tripertita - именно эта книга на протяжении многих веков оставалась основным источником так называемого цивильного права, то есть гражданского права, непосредственно исходящего из законов.

г) К цивильному праву относились также и многочисленные республиканские законы, из которых следует упомянуть законы Лициния-Секстия (367 г. до н.э.) об ограничении земельных владений и учреждении должности претора, закон Петелия 313 г. до н.э. об отмене долгового рабства, законы Гая и Тиберия Гракхов о судебных полномочиях всадников и перераспределении общественной земли, аграрный закон 111 г. до н.э., введший частную собственность на всю землю в пределах Италии, многочисленные законы Суллы, среди которых особенно важны нормы об уголовных преступлениях и деятельности XX квесторов и т.д.

д) Особо следует отметить закон диктатора Гортензия 287 г. до н.э., который придал плебисцитам (то есть собраниям плебеев без сенаторов) силу законов. Отличие плебисцитов от обычных законов в том, что они принимались народным собранием без предварительного обсуждения в сенате по инициативе плебейских трибунов.

 

3. IUS HONORARIUM - ПРЕТОСКОЕ ПРАВО

Это право связано с судебной властью магистратов, прежде всего преторов. Предоставление магистратской должности - особая честь (по латыни honor) для римлянина, отсюда и название преторского права - ius honorarium. Преторов начали избирать с 367 г. до н.э. Сначала был один городской претор и один - для суда с перегринами (то есть иностранцвми, затем, с увеличением числа провинций, после завоевания Сардинии, Сицилии и Испании в III в. до н.э., постепенно увеличивалось и число преторов. При Гае Юлии Цезаре в I в. до н.э. было уже 12 преторов и 6 эдилов; при Августе число преторов увеличилось до 16. Наконец, император Клавдий в начале I в.н.э. добавил еще 2 преторов.

Первоначально преторские эдикты, то есть решения как по конкретным судебным делам, так и по общим вопросам толкования права имели силу закона только в период срока полномочий каждого конкретного претора. Однако постепенно эдикты приобрели силу если не закона, то весьма авторитетного мнения юриста, на которые опирались последующие преторы. Таким образом, действие преторского эдикта сродни действию современного прецедентного права. Их судебная деятельность, их эдикты успешно конкурировали с собственно законами, вырабатывая нормы, часто противоположные законодательным. В соответствии с определением римских классических юристов первоначально преторские эдикты лишь восполняли пробелы в законах и давали им более широкое толкование, то есть они действовали "ради вспомоществования и добавления к цивильному праву (iuris civilis adiuvandi et supplendi gratia). Затем преторы стали издавать эдикты и "ради исправления законов" (iuris civilis corrigendi gratia). Закон Корнелия Суллы 67 г. до н.э. впервые официально вынуждал преторов учитывать в своих решениях авторитетные постановления предыдущих преторов.

 

4. SENATUSCONSULTA - РЕШЕНИЯ РИМСКОГО СЕНАТА. Первоначально почти не имели самостоятельного значения, лишь вынося законопроект на народное собрание, которое и придавало ему силу закона. Однако в позднюю республику, когда частые народные собрания были практически невозможны, решения по текущим делам постепенно стали приобретать силу закона и без одобрения народного собрания. Наибольшую силу сенатусконсульты приобрели уже в эпоху принципата.

 

Лекция 2. Источники права (продолжение).

ЭПОХА ПРИНЦИПАТА

Как известно, эпоха принципата практически совпадает с периодом расцвета римского права, однако это и период и серьезных изменений характера источников права.

Прежде всего, закон, как воля народа уходит в прошлое вместе с народными собраниями, поэтому сенатусконсульт приобретает силу закона. Дальнейшее развитие получает преторский эдикт. Император Адриан поручает юристу Сальвию Юлиану установить окончательную редакцию "вечного эдикта" (edictum perpetuum), что и было им сделано между 125 и 128 гг. н.э. Это издание было первой крупной кодификацией после законов XII таблиц.

 

5. Императорские конституции (constitutiones prinipum)

Различались 4 вида императорский рапоряжений:

1) Эдикты (edicta) - общие распоряжения на манер магистратских;

2) Мандаты (mandata) - поручения, инструкции императорским чиновникам.

Эти два вида распоряжений формально теряли свою силу после смерти императора.

3) Декреты (decreta) - судебные решения императора;

4) Рескрипты (rescripta) - ответы императора на юридические запросы частных и должностных лиц.

Последние два вида рассматривались как толкования к действующим законам.

Также следует учитывать так называемые речи императора в сенате (orationes), которые по сути дела были законопроектами, которые после одобрения их сенатом принимали силу закона.

В этот период развития права сохраняется дуализм между цивильным и преторским правом, однако издание вечного эдикта сделало последнее менее мобильным и сблизило его с цивильным. Вместе с тем в этот период цивильное право и право народов (ius gentium) постепенно сливаются, что связано с распространением римского гражданства на всю территорию империи.

 

6. Юриспруденция (iurisprudentia)

Юриспруденция - это деятельность юристов, не обязательно имевших статус магистрата. Их сочинения как частных лиц имели значение в праве благодаря их авторитету как знатоков права. Такие сочинения существовали уже в эпоху республики, однако настоящий расцвет этого источника права приходится именно на эпоху принципата (I-III вв. н.э.). В эпоху принципата таким юристам часто предоставляется право давать ответы на юридические запросы - ius respondendi, что означало возможность для судей официально опираться на мнение юристов при вынесении судебного решения.

Все произведения римских юристов можно разделить на 4 основных типа сочинений:

1) Institutiones - учебники римского права для студентов. Сюда же можно отнести т.н. regulae и definitiones - общие правила и определения римских юридических институтов.

2) Комментарии к законам XII таблиц или к преторскому эдикту. Общий комментарий к обоим источникам права назывался digesta. Сюда же относятся комментарии к сочинениям других юристов.

3) responsa - собрания устных и письменных ответов и решений юристов. Сюда же относились quaestiones и disputationes, а также переписка юристов - epistolae.

4) Монографические произведения, посвященные изучению какого-либо одного института права. (Например, "О понтификальном праве", "Об обязанностях претора", "Об узуфрукте" и т.д.)

В классическом праве были знамениты две юридические школы. Первую школу основал в начале I в.н.э. Марк Антистий Лабеон, автор более чем 400 книг, умер где-то между 10 и 22 г. н.э. В свое время он отказался от предложенной ему Августом политической карьеры, предпочитая находясь в оппозиции, заниматься чистой наукой, известен своим реформаторским подходом к праву. Сторонники уго учения по имени его ученика Прокула стали называться прокулианцами.

Основателем второй школы считается Гней Атей КАПИТОН, юрист, сделавший прекрасную политическую карьеру при Августе (был консулом, понтификом), придерживался консервативных, традиционных взглядов. Его сторонники также по имени его ученика Сабина стали называться сабинианцами.

Из юристов классической эпохи следует назвать наиболее известных:

1) Публий Ювенций ЦЕЛЬС - участник заговора против императора Домициана в 95 г. н.э. При Адриане занимал ряд государственных должностей (претор, консул 129 г.н.э.), являлся членом императорского совета. Автор дигест в 39 книгах. Ему принадлежит знаменитый ответ на глупый вопрос одного чиновника: "Либо я ничего не смыслю в твоем вопросе, либо сам вопрос глуп."

Сальвий ЮЛИАН - родом из северной Африки (г. Гадрамент - совр. Тунис), При Адриане занимал ряд государственных должностей, являлся членом императорского совета. Автор дигест в 90 книгах и Quaestiones. Умер около 169 г.н.э. Ему принадлежит честь издания "вечного эдикта".

3) Секст ПОМПОНИЙ - автор знаменитого очерка истории римского права, количество произведений его огромно. Наиболее важные: а) комментарии к эдикту в 150 книгах; б) комментарии к Сабину; в) Enchyridium -учебник в 1 книге, включавший и знаменитый очерк истории права.

4) ГАЙ - возможно, Гай Кассий Лонгин, сабинианец, родом из Малой Азии, современник имп. Адриана и Антонина Пия (II в.н.э.), автор знаменитого учебника римского права - Институций, найденного в начале XIX в. в библиотеке Веронского собора на манускрипте с письмами Св. Иеронима.

Структура Институций:

1 книга - О лицах. Начинается с общих сведений о праве и его источниках. Далее - о разделении людей на свободных и рабов, на граждан и перегринов, на лиц своего и чужого права. Здесь идет речь о трех видах власти: potestas, manus и mancipium. Соответсвенно, рассматриваются институты брака, отцовской власти, опеки и попечительства.

Вторая и третья книги посвящены вещам (res), их видам и способам их приобретения. Из различных категорий вещей, описываемых Гаем, наиболее известными, бесспорно, являются res mancipi и res nec mancipi. Именно в этих книгах содержатся немногочисленные, но весьма ценные характеристики основных терминов, обозначавших римскую собственность - dominium и proprietas. Во второй книге Гай сообщает важные данные о так называемой "бонитарсной собственности" (in bonis esse) и о duplex dominium. Здесь же сосредоточены основные сведения о других институтах вещного права; это, прежде всего, possessio и сервитуты. Вторая часть книги II и, соответственно, первая часть книги III посвящены наследственному праву. Гай начинает с изложения наследования по завещанию (ex testamento). Последовательно описываются порядок цивильного завещания и преторского bonorum possessio, правила, касающиеся наследников, в частности, подназначения наследника (субституции) и необходимого наследования. Завершается вторая книга подробным рассмотрением завещательных отказов (легатов и фидеикомиссов).

Первая часть книги III продолжает и завершает изложение права наследства: о наследовании без завещания (то есть, о наследовании по закону). Именно здесь окончательно сформировано Гаем представление об агнатическом родстве. Основная часть книги III посвящена обязательствам. Гай именно здесь дает известное деление обязательств (obligationes) по их источникам: обязательства из контрактов и из деликтов. Здесь же и юридическая характеристика контрактов по четырем группам (реальным, вербальным, литтеральным и консенсуальным). Конец третьей книги посвящен обязательствам из деликтов (воровства и, особенно, повреждения и уничтожения вещей по закону Аквилия).

Наконец, последняя, четвертая книга Институций целиком посвящена искам (actiones). Рассматриваются виды исков, подробно описываются юридические средства защиты в гражданском процессе. В этой книге содержатся ценные сведения о древнем легисакционном процессе и, весьма подробно, о процессе per formulam. Помимо всевозможных исков, используемых в процессе, в том числе известных виндикационном и негаторном, Гай рассказывает и о других юридических средствах защиты - об эксцепциях и интердиктах.

5). Эмилий ПАПИНИАН - родом из Сирии, при Септимии Севере был префектом претория, имел огромное влияние и авторитет среди юритсов. Казнен императором Каракалой в 212 г. н.э. за то, что в ответ на требование составить оправдательную речь для императора всявязи с убийством им своего брата Геты, сказал: "Гораздо труднее оправдать убийцу, нежели им стать."

6) Юлий ПАВЕЛ - префект претория при Александре Севере (нач. III в.н.э.). Написал более 300 книг, из которых сохранились так называемые "Сентенции к сыну".

7) Домиций УЛЬПИАН - родом из Тира в Финикии. Автор комментарий к эдикту в 83 книгах и к Сабину в 51 книге. Убит в 228 г. разъяренными солдатами-преторианцами при попытке установления воинской дисциплины.

 

ЭПОХА ДОМИНАТА И КОДИФИКАЦИЯ ЮСТИНИАНА.

1. Изменения в характере источников права.

В эпоху домината (IV-V вв.н.э.) единственной формой законодательства становятся постановления императоров (leges), теперь сенат не утверждает решений императора, а лишь информируется о них. Из императорских постановлений постепенно выходят из употребления инструкции чиновникам mandata. Decreta и rescripta теперь рассматриваются как частные случаи. Нормальной, наиболее употребимой формой императорского указа становится эдикт, а собрания таких указов называется конституцией.

Все прежнее законодательство получает название "старое право" (ius vetus). С середины III в.н.э.

2. Кризис юриспруденции и компиляции IV-V вв.

С середины III в. н.э. - кризис юриспруденции, исчезают самостоятельные, оригинальные труды юристов по римскому праву, известны в основном лишь компиляции. Однако еще существуют юридические школы в Константинополе, Александрии, Цезарее и Берите. Из представителей последней школы известны юристы Кирилл, Домнин, Демосфен и Патрикий.

Сохранились следующие компиляции IV-V вв.:

1) Ватиканские фрагменты - конец IV - нач. V вв. В основе этой компиляции конституции Домициана, отрывки из сочинений Папиниана, Павла и Ульпиана. Манускрипт найден в библиотеке Ватикана кардиналом Анджело Май. Содержание: купля-продажа, узуфрукт, дарение, опека.

2) Сопоставление законов Моисеевых и римских (Collatio legum Mosaicarum et romanarum) - датируется началом V в.н.э., рукопись VIII-XI вв. Написаны либо христианским автором, либо, согласно итальянскому ученому Вольтерра - евреем в пику христианам. Данная компиляция содержит отрывки из Папиниана, Павла (особенно много отрывков из Сентенций), Ульпиана, Модестина и Гая. Посвящено главным образом уголовному праву, депозиту и наследственному праву.

3) "Советы некоего древнего юриста" (Consultatio veteris cuiusdam jurisconsulti) - название этой компиляции дал средневековый ученый Куяций, так как по форме - это советы адвоката. Главным образом состоит из фрагментов из Сентенций Павла, конституций из кодекса Грегориана, Гермогениана и Феодосия. Датируется VI в. н.э., но первая часть - более древняя.

4) Римско-сирийская законная книга (датируется около 476 г.) Это произведение духовного лица для церковных судов (известны сирийская, арабская, армянская и греческая версии манускрипта). Составлена в основном по указам восточных римских императоров, но чувствуется влияние греческого и сирийского права, особенно в вопросах о наследовании. Действовала в Средние века на территории Византии, Грузии, Армении и арабского Востока. Соответственно, сохранились арабский, армянский и грузинский переводы.

 

3. Кодекс Феодосия.

С IVв. появляется стремление упорядочить ius vetus, в связи с чем

1) В 321 г. император Константин принимает закон, согласно которому юристы не должны были в своих решениях принимать во внимание замечания Павла и Ульпиана к Папиниану.

2) В 327 г. он принимает еще один закон, который рекомендует руководствоваться Сентенциями Павла

3) Наконец, закон Феодосия II и Валентиниана III 426 г. придал обязательную юридическую силу сочинениям 5 юристов: Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и Гая. При разногласии их между собой следовало отдавать предпочтение Папиниану.

Кроме того, затруднительно было пользование и императорскими конституциями, отсюда стремление объединить и упорядочить их в 1 книге. Первую такую попытку предпринял некий Папирий Юст, издав при Марке Аврелии собрание императорских конституций в 20 кн. При Диоклетиане (конец III в.) был составлен codex Gregorianus в 14 книгах, вобравший в себя в хронологической последовательности конституции с 196 по 295 гг. Затем в IV в. в дополнение к нему был составлен codex Germogenianus, собравший конституции с 314 по 324 гг.

В 428 г. император Феодосий II приказывает создать комиссию из 8 человек, перед которой ставит 2 задачи: 1) собрать все конституции от Константина до Феодосия II; 2) собрать выдержки из сочинений римских юристов. Все это следовало соединить в едином своде вместе с действующими законами Феодосия II. Однако комиссия не справилась с задачей и в 435 г. Феодосий содает новую комиссию уже из 16 членов во главе с квестором священного дворца (quaestor sacri palatii) Антиохом. Задача же была поставлена более скромная - создать сборник императорских конституций от Диоклетиана до Феодосия II. Ѕерез 3 года, 15 февр. 438 г. вышел кодекс Феодосия II в 16 книгах, который содержал более 3 тыс. конституций с 312 г. н.э.

Структура кодекса такова: 1 книга - источники права; 2-5 книги - частное право; 6-15 книги - публичное право; 16 книга - церковное право. 1-6 и 11 книги почти не сохранились. В западной части римской империи этот кодекс оставался основным источником права до XII в., а в восточной - до Юстиниана.

После падения в V в. западной римской империи римское право сохраняло свое значение, особенно среди латиноязычного населения. Германские вожди проявляли заботу о римском праве, издавая, в частности, краткие компендиумы, извлечения из римских юристов. Известны следующие компендиумы:

1) Lex romana Wisigothorum - это были извлечения из 3 кодексов, институций Гая и Сентенций Павла, изданы в 506 г. Аларихом II.

2) Edictum Theodorici - аналогичная компиляция Теодориха Великого, короля остготов (кон. V в.)

3) Lex romana Burgundiorum - подобный же сборник бургундского короля Гундобада.

 

4. Кодификация Юстиниана (Corpus iuris civilis)

- 13 февр. 528 г. Император Юстиниан создал комиссию из 10 человек с участием Трибониана и уже 7 апр. 529 г. был обнародован кодекс Юстиниана, который вобрал в себя все императорские конституции

- То же самое Юстиниан решил сделать и с ius vetus, и 15 дек. 530 г. издал указ о создании комиссии из 15 человек во главе с Трибонианом. Тот взял себе 2 профессоров из Константинопольской Академии (Теофил и Кратин) и 2 из Беритской Академии (Дорофей и Анатолий), а также в комиссию вошли 11 адвокатов. Задача комиссии - написание Дигест, то есть извлечения из классических римских юристов (не только из "золотой" пятерки) была завершена к 16 декабря 533 г.

- Одновременно Трибониан, Теофил и Дорофей по поручению Юстиниана подготовили Институции - учебник для студенчества.

21 ноября 533 г. императорским указом, обращенным к юношеству, Институции Юстиниана были санкционированы.

- 16 ноября 534 г. вышла новая редакция кодекса - добавлено более 300 новых конституций Юстиниана.

 

Содержание частей корпуса:

1) Институции - состоят из 4 книг, которые в свою очередь делятся на титулы и параграфы. Здесь дано известное определение права: "Юстиция заключается в постоянной и твердой воле воздавать каждому свое. Юриспруденция же есть познание божеских и человеческих дел, понимание справедливого и несправедливого." По структуре и содержанию - это в значительной мере повторение Институций Гая.

2) Дигесты: состоят из 50 книг, каждая из которых делится на титулы и параграфы. Дигесты вобрали в себя цитаты из почти 2000 сочинений 39 юристов. Общий объем Дигест - 150 000 строк.

Структура: 1 кн. - общие вопросы права, краткий очерк истории права и публичное право. Со 2 по 46 кн. - частное право; 47-48 кн. - уголовное право; 49 кн. - апелляции, фискальное и военное право; 50 кн. - административное право, правила и определения.

Внутри каждого титула каждой (кроме 30-32 кн) книги цитаты располагались в следующем порядке: а) цитаты из сочинений, комментирующих цивильное право. В большинстве случаев это были комментарии к Сабину, отсюда эта часть стала называться массой Сабина. б) Далее следовали цитаты из сочинений к преторскому эдикту, отсюда название - масса эдикта. в) Далее шли выдержки из сочинений по типу responsa. Так как чаще всего это были ответы Папиниана, то данная часть получила название масса Папиниана. г) Иногда были и добавочные цитаты. Это называлось Appendix. Видимо работало 3 подкомиссии, каждая со своим типом сочинений - отсюда выявленное деление на 3 основных массы.

Ученые обнаружили в текстах цитат из классических юристов многочисленные интерполяции, то есть замены, сделанные комиссией для сближения положений классических юристов с юстиниановским действующим правом. Например, во всех текстах слово mancip[atio было заменено на traditio.

3) Кодекс - состоит из 12 книг (возможно. в подражание XII таблицам). 1 книга посвящена церковному праву, источникам права и праву магистратов. 2-8 книги - частное право; 9 книга - уголовное право; 10-12 - положения о государственном управлении.

4) Новеллы - то есть последующие указы Юстиниана. Древнейший их сборник относится к 556 г., написан проф. Юлианом из Константинополя, содержит 122 новеллы.

 

 

Раздел 2. СИСТЕМА РИМСКОГО ПРАВА

 

Лекция 3. СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМ IUS NATURALE, IUS GENTIUM, IUS CIVILE. СИСТЕМА ДЕЛЕНИЯ НА ЛИЦА, ВЕЩИ И ИСКИ. ПРАВО ЛИЦ В ЧАСТНОМ И ПУБЛИЧНОМ ПРАВЕ. ВЕЩНОЕ ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО. IUDICIUM PUBLICUM И IUDICIUM PRIVATUM.

 

1. Исторические системы римского права.

Система римского права формировалась на протяжении 14 столетий, начиная с царского Рима времен Ромула и Нумы Помпилия (VIII в. до н.э), а также Законов XII таблиц (V в. до н.э.) и кончая кодификацией Юстиниана (VI в. н.э.). Исторически сложилось соотношение трех правовых систем, используемых римлянами: древнейшей они считали «право природы» ius naturale, из него черпало свои нормы международное право ius gentium, складывавшееся в VII-I вв. до н.э. в рамках отношений Рима со своими союзниками и врагами, и собственное национальное право римских граждан ius civile, также развивавшееся параллельно первым двум системам. Римляне констатировали приоритет «права природы» над «правом народов» и «цивильным правом» (D.4.5.8 (Gai.) Разумные основания гражданского права не могут уничтожать естественные права; D.7.5.2.1 (Gai.): Ведь естественный разум не мог быть изменен властью сената), поскольку «право природы – это то, что создано не мнением людей, но посеяно в природе некоей силой» (De inv. II. 161), а «закон есть заложенный в природе высший разум, который приказывает нам совершать то, что следует и запрещает противоположное» (De leg. I. 18). Таким образом, говоря на современном светском языке, римляне понимали под естественным правом сами законы природы, которые они вполне правомерно распространяли и на людей, и на законы развития и функционирования человеческого общества. В древнейшем Риме естественное право понималось как fas – обожествленное право природы, именно поэтому особое значение в праве играли жрецы, особенно авгуры, которые не только заведовали религиозными ритуалами, но и были первыми естествоиспыталелями, веками наблюдавшими за законами природы. Наконец, римляне различали право природы, общее для всех людей и потому неизменяемое, и местное право природы, зависящее от климатических и географических особенностей той или иной местности. Действительно, например, обычай римлян ходить без штанов едва ли был применим для варваров северной Европы именно в силу климатических особенностей. Удивительно также то, какое римские юристы давали определение этому праву: «Естественное право – это то, которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам». Действительно, не только людям, но и всем животным в той или иной мере свойственно любить и воспитывать своих детей, защищать свой дом и границы обитания, а также некое чувство справедливости. Более того, римляне защищали и права неживой природы, что выражалось в институте земельных сервитутов. Отсутствие современного эгоцентризма правового позитивизма в праве римлян, когда право понимается как исключительная особенность только человека – это одна из причин его долговечности.

Наиболее близко к естественному праву стоит в римской правовой системе т. н. ius gentium – «право народов» или, выражаясь современным языком, международное право. Ульпиан (D.1.1.1.4) определял право народов, как то, «которым пользуются народы человечества; можно легко понять его отличие от естественного права: последнее является общим для всех животных, а первое – лишь для людей в их отношениях между собой». Причем Цицерон (De off. III. 69) отмечал, что право всех народов стоит над правом отдельного государства, как бы подчиняя его себе, так как «то, что является правом народов, должно становиться цивильным». Это правило, озвученное еще Цицероном, является основополагающим принципом современного международного права. В отличие от естественного права, некоторые институты права народов установлены людьми вопреки естественным законам природы, основным из которых является институт рабства. Гермоген (D.1.1.1.5) отмечал, что «этим правом народов введена война, разделение народов, основание царств, разделение имуществ, установление границ полей, построение зданий, торговля, купли и продажи, наймы, обязательства за исключением тех, которые введены в силу цивильного права». Основным источником права народов римляне признавали как нормы естественного права, которые сегодня понимаются как международный правовой обычай, так и международные договоры различных стран Средиземноморья, в частности, Рима и его союзников (Dionys. III. 3.1).








Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 5676;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.031 сек.