КУЛЬТУРА МОНАСТЫРЕЙ
Огромную роль в развитии мировой культуры в целом и религии в частности сыграли монастыри(от греч. monasterion — келья отшельника). Они представляют собой общины монахов (мужской монастырь) или монахинь (женский монастырь), принимающие единые правила жизни (устав) и живущие уединенно вдали от мирской суеты. Монастыри есть в буддизме и христианстве (православии и католицизме), их нет в исламе, иудаизме и протестантизме.
В монастырях говорили на правильной латыни и изысканном греческом, любовно собирали в библиотеках античные и раннехристианские рукописи, за которыми монахи отправлялись в экспедиции на континент, занима-
Свешникова М. Женские монастыри // Страна.Ru. 18.12.01.
Б77
лись философией, риторикой, поэзией; необыкновенно расцвело книжное дело. В скрипториях — мастерских по созданию и переписыванию рукописей — писцы и художники создавали творения, перед которыми и по сей день заворожено застывают зрители: тексты, выписанные элегантным шрифтом, восходящим к греческому письму, украшали необыкновенные орнаменты, сочетавшие как кельтские, так и англосаксонские узоры, изображения фантастических зверей и птиц, замысловатые плетенки.
Распространение христианства в Европе требовало увеличения числа книг, необходимых для каждой церкви. Письмо и изготовление книги снова становятся обычным занятием и являются почти исключительным делом монахов. Многие монастыри сделали правилом для поступления в члены братства, приносить с собой рукописную книгу (особенно это было распространено на раннем этапе возникновения монашества). Между соседними, а иногда далеко отстоящими друг от друга обителями велся активный обмен книгами. Известны случаи, когда рукописи из монастыря в Южной Италии оказывались в монастырях Северной Франции. Крупнейшими монастырскими библиотеками VI^X вв. в Италии были Монтекассино и Боббио. Содержание библиотеки состояло обычно из трех подразделений: а) Библия и ее комментарии; б) писания церковных отцов и последующих теологов; в) мировая литература, куда входили классические поэты и писатели, труды по математике, медицине, астрономии, праву, исторические и философские произведения.
Книги переписывались и иллюстрировались в scriptoria. «Романские своды, опирающиеся на колонны, каменный пол, огромные окна, залитые солнцем, возле которых стоят каменные пюпитры. Над ними в напряжении склонились фигуры в длинных одеяниях. В тишине слышен лишь скрип перьев. К пюпитру подходит другая фигура, останавливается, склонившись, жестом дает какие-то указания и неслышно удаляется»13. Это типичная обстановка мастерской письма в средние века в Западной Европе. Процесс переписывания на самом деле был очень сложным. И это отражено в полной мере в поговорке: «Два пальца держат перо, а работает все тело». После того, как книга была переписана, ее отдавали иллюстратору, который художественно ее оформлял. Ведь книга для людей средневековья была не только источником знаний, предметом поклонения, но и предметом эстетического наслаждения и восхищения.
Монастыри и аббатства, по мнению Л. Мулена, можно сравнить с центрами духовной энергии и социальной активности, с рупорами христианства. Как бы ни оценивалась их деятельность, монастыри все же были мощными факторами рационализации мышления и поведения людей, чудесным средством воспитания в людях самоконтроля и уважения к закону, особенно в средневековом мире, где господствовали суеверия и языческие предрассудки, бушевали неподдельные страсти и царили варварские манеры. Именно монашество обороняло аванпосты христианства, которым постоянно грозила беда (и изнутри тоже); именно монахи явились тем щитом, благодаря которому города были защищены, а враги отброшены. Одним словом, монашество поддерживало жизнь веры, и благодаря ему вера выжила. Монахи проповедовали религию более внутреннюю, более
;> Киселева Л.И. О чем рассказывают средневековые рукописи. Л., 1978. С. 69.
личную, в большей степени соответствующую требованиям нравственности. Их проповедь покаяния, их личные примеры подталкивали падшего человека, ставшего жертвой греха, обратиться к сокрушению о своих грехах, к раскаянию и исповеди. Идеал бедности, утвердившийся на протяжении последующих десятилетий, имел своим источником именно монашескую жизнь14.
В архитектурном плане монастырь представляет собой комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих (или принадлежавших) общине монахов. В Индии и Китае распространены пещерные буддийские монастыри, в Китае, Японии, Юго-Восточной Азии — ансамбли деревянных храмов-павильонов, в Тибете, Монголии — строго регулярные комплексы ламаистских монастырей. Первые христианские монастыри Сев. Африки и Ближнего Востока имели облик крепостей. Четкая регулярная композиция отличает средневековые европейские католические монастыри, более свободная живописная планировка присуща православным монастырям Балканского полуострова, Малой и Передней Азии, Руси, Грузии, а также армянским монастырям.
Православные монастыри, несомненно, способствовали развитию архитектуры и изобразительного искусства. Они сочетали в себе византийские традиции и элементы местной культуры. Был разработан новый тип монастырского храма, который распространился со временем по всей Руси и стал особенно характерен для XII в. Первым его образцом стал Успенский храм Пе-черского монастыря (1097) Он представлял собой крестово-купольное шестистолпное строение, увенчанное одним куполом. Согласно свидетельствам Печерского патерика, Успенский собор строили греческие мастера. По его типу начали возводить монастыри и в других городах. Украшение монастырей представлено мозаикой, фресками, майоликовыми плитами.
Самыми сильными и развитыми среди католических монастырей являются, пожалуй, монастыри бенедиктинцев, которые больше других способствовали распространению влияния Римской церкви в Западной Европе. Среди них наиболее влиятельным монастырем в Западной Европе считался монастырь Клюни. Огромные богатства и престиж, достигнутые благодаря поддержке папы, нашли выражение в величественной церкви при аббатстве. Так называемая Клюни III, посвященная св. Петру, была огромной пяти-
См.: Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы: X-XV вв. М., 2002.
Б7Э
нефной церковью с двумя трансептами и напоминала базилику св. Петра в Риме, но большего размера. Особенности ее архитектуры оказати влияние на дальнейшее церковное строительство. Стрельчатые арки новой церкви увеличивали высоту центрального нефа, а их использование в боковых нефах было значительным конструктивным новшеством.
В России крупнейшие мужские монастыри назывались лаврами. Лавра (греч. lama — улица) — название крупнейших мужских православных монастырей, подчиненных непосредственно патриарху, в 1721 — 1917 гг. — Синоду: Киево-Печерская (с 1598, Киев), Троице-Сергиева (с 1744, Сергиев Посад), Александро-Невская (с 1797, Санкт-Петербург) и Почаевско-Ус-пенская (с 1833, м. Новый Почаев, ныне г. Почаев). В Киево-Печерском монастыре, из стен которого вышло около 50 епископов «на всю землю русскую», образование велось по византийскому образцу. Обучали чтению, письму и счету, добавочные знания считались лишними, однако, по желанию, их извлекали из переводных византийских учебников и энциклопедий. Для продолжения и углубления самообразования служили библиотеки. Они были введены в русские монастыри вместе со студийским монастырским уставом. Монашеская братия занималась переписыванием и переплетением книг. Как и в Византии, книга почиталась кладезем «Божественного откровения» и мудрости. Украшали книгу, ничего не жалея, так, чтобы сама по себе она являлась драгоценностью. Вся орнаментика книги выполнялась художником златописцем, а изготовление переплетов-окладов, окованных серебром и кружевной филигранью, сверкающих драгоценными камнями и золотыми пластинками с изображениями из финифти (эмали), поручалось златокузнецу и эмальеру15.
В XI в. сложилась система храмовой живописи,сохранившаяся в росписи Софийского собора: изображение в центральном куполе Вседержителя, евангельские сцены на сводах, Богоматерь в центральной апсиде, ветхозаветные сцены на хорах. В росписи Софии Киевской мозаики заполняют купол, паруса, апсиду, остальная часть собора расписывалась фресками. Уже в XII в. славился русский мастер Алимпий, которому приписывают большую, поразительной красоты икону «Богоматерь Великая Панагия» (так называемая Ярославская Оранта). Стиль монументального историзма, выражавший дух эпохи «Рюриковичей», был для Киевской Руси «первичным стилем», каким для Западной Европы был романский стиль.
В Киеве монументальная живопись представлена фресками и мозаикой.Мозаики Михайловского златоверхого монастыря, созданные византийскими и русскими мастерами во второй половине XI в., поражают изяществом пропорций фигур, красотой колорита. Самым распространенным и получившим наивысшее развитие живописным жанром в допетровской России являлся религиозный, а именно иконопись. Она зародилась достаточно рано и поначалу копировала византийские образцы. Самостоятельным национальным искусством икона стала в XIV-XV вв., когда творили гениальные Феофан Грек
15 Любимов Л. Искусство Древней Руси. М, 1981. С. 121.
и Андрей Рублев. Вплоть до XVIIIв. икона и мозаика оставались практически единственной формой художественного самовыражения русских.
Наиболее популярным теологическим образом, заимствованным из византийского богословия, была св. София — Божественная премудрость, которой посвящены храмы в Киеве, Новгороде и Полоцке. В русской иконописиважное место занимают образы св. воинов-мучеников, в том числе и русских князей Бориса и Глеба (1015), покровительства которых искали князья и дружинники в то неспокойное время. Эти образы, как и многие
другие, были переняты русскими у византийцев, у которых они были постоянным мотивом. Иконы и фрески обычно писали на золотом фоне, под черкивавшем святость изображенных на них неподвижных, повернутых к зрителю фигур. Линейная перспектива отсутствовала, и это указывало на то, что образ существовал вне суетной, временной реальности.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1648;