КАТОЛИЧЕСКИЕ МОНАСТЫРИ

Первые христианские монастыри возникли как поселения отшельников только в III—IVвв., но не в Европе, а в Северной Африке и на Ближнем Во­стоке и имели облик крепостей. Первые два-три столетия христианство не знало института монастырской жизни. Более того, оно не знало и об­щинной жизни. Поскольку в первые века н.э. христиан преследовали, они могли существовать только в статусе подпольных организаций. Община и воз­никший на этой базе монастырь требуют легального существования, опре­деленной независимости от общества и невмешательства светских властей во внутреннюю жизнь и распорядок. За все это приходилось бороться и все это отстаивать. Лишь в конце пути могло появиться признание прав общин и монастырей на суверенное существование и не преследование законом.

Только в IV в. христианские общины утверждаются в Европе. Одними из первых (в IV в.) крестились готы. Около 400 г. христианство проникло в Британию. Лишь в VI—VIIвв. монастыри на континенте основывали ирлан­дские миссионеры. В VIIIв. их сменили англосаксонские подвижники. К XIIIв. вся Европа стала христианской.

Началом монастырского движения следует, пожалуй, считать евангели­ческую миссию св. Патрика в Ирландию в 430 г.

ПАТРИК(Patricius) (ок. 389 — ок. 461), христианский монах, епископ с 432 г. «Апостол Ирландии», проповедовал Евангелие и основал мно­жество церквей и монастырей. Память в Католической церкви 17 марта.

Исторические данные свидетельствуют, что святитель Патрик, а вслед за ним и все кельтское монашество, сформировалось под непосредственным влиянием подвижников Восточной Церкви. Кельтские монастыри даже внешним видом подражали монастырям православного Востока. А наибо­лее древние кельтские монастыри находятся на побережье, окаймляющем морские пути из Египта и Византии. Восточная черта в кельтских монасты­рях видна везде. Святой Финиан, которого называли «наставником ирланд­ских святых» оставил нам книгу «О покаянии», где описаны епитимьи, на-

кладываемые за особые грехи. Основанная на ирландских и валлийских источниках, эта книга опирается на учение Прп. Иоанна Кассиана Римля­нина, заимствованное последним из поучений египетских монахов. Через жизнь в покаянии и смирении Финиан впитал духовность египетских отцов-основоположников.

Св. Давид Уэльский устроил свой монастырь так, что монахи жили там за счет собственного ручного труда. Они даже плуг тянули сами, поскольку Св. Дэвид отказался от использования в работе быков или другой скотины. Послушание было главным делом. Монахи всегда слушали церковный ко­локол и многие часы проводились в бдении, в положении распростершись ниц и молитве в келье. Пища состояла из хлеба, воды и капусты. Монастырь не принимал ничего от тех, кто приходил, чтобы стать монахом. Так вот, признанным идеалом для Давида Уэльского было подражание египетским отцам, таким, как св. Антоний Великий. Кроме того, валлийские монасты­ри по своим размерам и устройствам были полностью подобны тем, кото­рые и сейчас мы можем видеть на горе Афон. Их устройство варьируется, начиная от больших общежительных монастырей, полуотшельнических скитов, до изолированных пустыней. Интересно, что многие древние кельт­ские монастыри имели не круговую ограду, как поздние римские, а, подоб­но египетским, — прямоугольные стены. Это, например, — Айона, Клон-макнойс и, возможно, монастырь конца V в. — Гластонбери. Как и в восточ­ном православном монашестве, в островном монашестве существовали скиты, т.е. общие места для жизни отшельников18.

И, что главное в монастырском устройстве, — монастырь в Ирландии действительно становился семьей для монахов, точно так же как в Египте и Сирии. Монастыри у британских и ирландских кельтов были связаны с су­ществовавшим тогда клановым строем, и настоятель общины являлся одно­временно главой родового клана (клановая система фактически просуще­ствовала в Ирландии до середины XVII в.). Монастырь становился для че­ловека заменой его клана (рода); монах добровольно отказывался от своих родовых связей, и монастырская община становилась его новым «кланом». Можно без преувеличения сказать, что к концу VI в. ирландская церковь стала церковью монастырей. Но это были миссионерствующие монастыри. У кельтов монастырская покаянная дисциплина впервые стала применять­ся и в отношении мирян, получив выражение в особых уставах — пенитен-циалах.

Основанные св. Патриком католические монастыри вели активную мис­сионерскую деятельность, выступали как центры колонизации новых земель и выполняли функции социального презрения. В VI—VII вв. Ирландия экс­портировала около 115 святых мужей в Германию, 45 — во Францию, 44 — в Англию, 36 — на территорию современной Бельгии, 25 — в Шотландию, 13 — в Италию19. Однако они выполняли не только миссионерскую функ­цию, обращая в христианство массы язычников, но и культурно-просвети­тельскую, поскольку тех же язычников, чтобы они могли читать и понимать Библию, приходилось учить грамоте. Римская церковь заботилась о том, чтобы монастыри служили центрами обращения в христианскую веру. В мо-

18 Петровский И. Монашеская традиция святителя Патрика Ирландского (http://trilistnik.ru).

19 Ле ГоффЖ. Цивилизация средневекового Запада: пер. сфр., М., 1992. С. 114-116.

настырях монахи обучались, занимались перепиской священных текстов, в первую очередь Евангелия. В орнаментальном украшении этих текстов оче­видно влияние кельтских образов. Миссионеры нуждались в таких произ­ведениях искусства, которые делали бы религиозные идеи понятными не­вежественным язычникам. В частности, эту функцию выполняли каменные кресты в ирландских монастырях, богатство декоративных мотивов которых восходило к кельтской традиции. В своих мастерских, пишет Ле Гофф, мо­настырь сохранял прежние ремесла и искусства, в скрипториях и библиоте­ках он поддерживал интеллектуальную культуру, а благодаря своим земель­ным владениям, сельскохозяйственной технике и труду монахов и зависи­мых крестьян он был важным центром производства и образцовым хозяйством, будучи, конечно, в то же время средоточием религиозной жиз­ни и привлекая верующих обычно мощами какого-либо святого20.

Распространение монашества в IV—VIIIвв., а затем развитие городских коммун дало толчок к рождению новой изобразительной и строительной культуры: гигантские монастыри, построенные как города-крепости, были местом обитания тысяч людей. Новые соборы начали возникать повсюду — и в Испании, и во Франции, и в Италии, и в Германии, и в Англии. Массо­вое передвижение монахов, паломников, крестоносцев, ремесленников, зодчих способствовало распространению общих художественных приемов, стилей и символов, в основе которых лежало христианское вероучение. Поощряя паломничество, монастыри строили дороги, мосты, гостиницы, лазареты.

Самыми сильными и развитыми среди католических монастырей явля­ются, пожалуй, монастыри бенедиктинцев, которые больше других способ­ствовали распространению влияния Римской церкви в Западной Европе.

Основателем католического монашеского ордена и монастырей бенедик­тинцев стал св. Бенедикт, названный в 1947 г. папой Пием XII«Отцом Европы».

БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ(Венедикт, Benedictus) (ум. 543), основа­тель монашеского ордена бенедиктинцев. Для основанного им мона­стыря в Монтекассино написал Устав, сформулировавший основные принципы монашеского общежития и во многом определивший строй жизни западного монашества. Память в Католической церкви 11 июля и 21 марта, в Православной — 14 (27) марта.

ОРДЕН(нем. Orden, от лат. ordo — ряд, разряд), католическое централизованное монашеское объединение (с VI в.), действующее согласно уставам, утверждаемым папством (в состав монашеских ор­денов входят и духовно-рыцарские ордены).

БЕНЕДИКТИНЦЫ,члены католического монашеского ордена, осно­ванного ок. 530 Бенедиктом Нурсийским в Италии. Были особенно вли­ятельны в X-XI вв.

Он создал первый в Западной Европе монастырский устав, состоявший из 73 статей и регулировавший жизнь монахов. «Молись и трудись!» — глав­ная заповедь этого устава. Первый крупный централизованный орден на

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр. М., 1992. С. 112.

Западе, Клюнийский (X в.), был основан по бенедиктинскому уставу в духе «Монастырского капитулярия» св. Бенедикта Аньянского. Наряду с клю-нийским движением, отличавшимся менее строгим соблюдением бенедик­тинского устава, появились и такие, как цистерцианцы, камальдолийцы (1015) и валломброзанцы (1036), которые требовали в монастырях наистро­жайшего соблюдения бенедиктинского устава. Монастыри процветали на Западе в VI—Х111 вв. Позднейшие монашеские ордены — паулисты (1215), целестинцы (1259), оливетинцы (1307) — имели уже меньшее распростра­нение или постепенно исчезали (иезуаты — 1367-1618). По данным Л. Му-лена21, в конце XIII в. насчитывалось 694 цистерцианских аббатства, 1 000 организаций ордена Сен-Рюф. Следует добавить, что помимо еремитов, количество которых с трудом поддается исчислению, было также множество братств госпитальеров, мужских и женских, братия которых заботилась о странноприимных домах, госпиталях и лепрозориях (в некоторых из этих братств старшим обязательно бывал прокаженный). Орден госпитальеров,

Врезка








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 2720;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.