Тихий мир монастыря
Благочестивых мужей в одежде цистерцианско-го ордена не встретишь больше ни в одном из 35 монастырских зданий. И все же посетителю, прибывшему в Маульбронн — один из самых значительных монастырей ордена, — кажется, будто он вмиг перенесся назад через века. Маульбронн похож не на музей, а на средневековую обитель, где остановили ход времени. Легенда связывает основание «Муленбруннена» с мулом: эльзасские патеры, оказавшись здесь в поисках пригодного для строительства места, гнали его перед собой. Там, где мул почуял водный источник, монахи решили возвести монастырь по образцу бургундского Сито. Светским учредителем был дворянин Вальтер фон Ломесхайм. Основанный в 1147 г. монастырь Маульбронн был в 1530 г. секуляризирован, а в 1538 г. преобразован в евангелическую духовную семинарию; раскинувшийся рядом с аббатством поселок получил в 1886 г. права города. Монастырь среди лесистых возвышенностей и поросших виноградом холмов выглядит строгим и уединенным. В соответствии с духом цистерцианских реформ он должен был воплощать провозглашенный Бернардом Клервос-ским монашеский идеал: аскеза и труд. Монастырский комплекс в основном выдержан в романском стиле. В центре стояла монастырская церковь — приземистая и продолговатая трехнефная базилика. Собственно, она состояла из двух церквей, разделенных поперечной стеной: для мирян и для монахов. Сегодняшнюю форму храм обрел в 1424 г.: изначальной строгости архитектурного стиля резко противоречат более поздние росписи в интерьере и пышно декорированные контрфорсы.
Во время прогулки стоит заглянуть в разные здания монастыря — в частности, в двухнефную трапезную для мирян (XIII в.), мужскую трапезную, колонный зал и девятиугольный в плане павильон с источником. В фонтане павильона благочестивые мужи брали воду для обрядовых омовений; здесь же им выстригали предписанную уставом тонзуру. В пределах обители монахи должны были хранить обет молчания, но если им все-таки
необходимо было его нарушить, то разрешалось это только в парлатории — помещении для бесед. Цистерцианская дисциплина была столь неумолима, что поколебать ее не удавалось даже шипучему соку «дамских пальчиков» на виноградниках, разбитых самими монахами на окрестных холмах. В последующие столетия тому же строгому уставу подчинялись и ученики духовной семинарии. Там проходили курс наук Кеплер и 1ель-дерлин, но также и участник революции 1848 г. Гервег и писатель Герман Гессе, в чьей повести «Нарцисс и [ольдмунд» прозвучали не самые приятные воспоминания о годах учения в школе при Маульброннском монастыре. Источник: Энциклопедия «Сокровища Мира»
21 См.: МуленЛ. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы: X-XV вв. М., 2002.
Б92
обеспечивавший безопасность паломников, закономерно превращался в ордены монахов-воинов (госпитальеры Мальтийского ордена — 1118, тамплиеры — 1128, Тевтонский орден — 1142, орден Алькантара — 1156 г. и др.). Хотя Бенедикт сначала был отшельником, он считал общежитейные монастыри наиболее доступной для большинства подвижников школой служения Господу. Суровый устав св. Бенедикта предписывал монаху целомудрие, отречение от собственности, верность до самой смерти однажды избранному монастырю. Бенедиктинский устав требовал воздержанности, безоговорочного повиновения аббату, молитв и труда. Смирением, послушанием, молитвой монахи-бенедиктинцы стремились подражать апостолам и стать сопричастными Христу.
Бенедикт определил два основных занятия монахов — помимо физического труда они должны были заниматься просвещением и духовным образованием, строго соблюдая часы молитвы. Устав св. Бенедикта был достаточно суров и вполне отражал условия жизни того времени. Монахи должны были носить самую простую одежду, ограничиваться минимальным количеством еды. На сон отводилось только несколько часов. Часто мыться монахам не позволялось, лишь в Рождество и на Пасху полагалась баня, а в субботу — омовение ног. Монахи должны были брить бороду и выстригать волосы на макушке — тонзура — признак монашеского состояния. Образ жизни в монастырях, основанных частично из протеста против обмирщения церкви и ее стремлений к светской власти, был строго аскетическим. Основой общинной жизни было смирение, которое считалось наилучшим средством воспитания самодисциплины. Поэтому ослушников наказывали весьма сурово. Строгая организация монашеской общины, возглавляемой аббатом, а также монашеское послушание и смирение стали образцом для подражания и в светских государственных учреждениях. Уход от мира мыслился как духовный подвиг. Среди основных заповедей, которым обязан был следовать монах-бенедиктинец, значились: любить Бога, любить ближнего своего, как самого себя, умерщвлять плоть, утешать несчастных, не платить злом за зло, любить врагов своих, не быть гордым, много не разговаривать, все хорошее в себе приписывать Богу, оплакивать прежние свои грехи, слушаться аббата и т.д. День монаха проходил в молитвах, чтении и в ручном труде. Служба осуществлялась строго в соответствующее время, поэтому по монастырю люди сверяли время, ориентируясь по звуку колокола. День начинался между полуночью и двумя часами: утренняя служба, затем службы — в шесть, девять, двенадцать, три часа дня, вечерня в пять часов. Последняя служба между шестью и восемью часами вечера.
Бенедикт первым вводит монашеский обет, который, подобно воинской присяге, должен придать большую ответственность вступающему на путь служения и отречения от мира. Согласно уставу, настоятель монастыря не должен злоупотреблять своею властью. Рядовые монахи могут давать ему советы, и он обязан прислушиваться к ним. Разработанный св. Бенедиктом устав значительно усилил монашество как главную институцию католической церкви.
Подобная ориентация сыграла впоследствии принципиальную роль в превращении бенедиктинских монастырей в главные центры культуры Западной Европы. Монахи, служившие средневековым людям примером для подражания, беспрестанно смиряли свою плоть, культивируя аскетические привычки.
В монастырских уставах указывалось максимальное количество дозволенных ванн и туалетных процедур, поскольку все это считалось роскошью и проявлением изнеженности. Для отшельников грязь была добродетелью. Крещение должно было отмыть христианина раз и навсегда в прямом и переносном смысле. Нагота, как и труд, представлялась наказанием за грех22. Монастырские уставы тщательно регламентировали костюм скорее из уважения к порядку, чем из боязни роскоши. Католические ордены XI—XII вв., вособенности цистерцианцы, для того чтобы подчеркнуть свои особенности, приняли белую, некрашеную одежду. После этого белых монахов стали противопоставлять черным монахам, бенедиктинцам.
Нищенствующие ордены пошли еще дальше и стали одеваться в мешковину, суровую и небеленую. Их стали называть серыми монахами. В XIII в. возникают ордены нищенствующих братьев (доминиканцев, францисканцев и кармелитов), которые соблюдают обеты бедности, целомудрия и послушания, следуют строгому монастырскому уставу. После некоторого спада монашеского движения в XIV—V вв. отмечается рост числа новых монашеских орденов на Западе. При этом увеличение числа женских монашеских орденов опережает количество мужских. Для женских орденов характерна строгая затворническая жизнь, соединение молитвенной деятельности с уходом за больными или преподаванием.
В истории западного монашества XII в. занимает особое место. Это расцвет эпохи Средневековья, появление городов как значительного, если не сказать массового, явления. Закончилась эпоха хаоса и варварства, расцветают искусства и ремесла, формируется и укрепляет свои позиции класс феодалов, за спиной которого набирает силу средний класс. Христианская церковь как никогда сильна, но сильна и социальная поляризация общества. Выступая от имени угнетенных, первая не могла не реагировать на вторую. Первой реакцией на роскошь верхов — хотя роскошь весьма умеренную и не сравнимую с теперешней — стало движение нищенствующих монахов: во имя евангельской нищеты множество людей восставало против самого раннего в Западной Европе «общества потребления», а также против развращающего влияния городов, порождающих, как считалось, глобальный духов-
22 Ле ГоффЖ. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр. М., 1992.
ный кризис. Именно XIII в. породил такие монашеские ордены, которые будут беднее самих бедных: в 1209 г. — францисканцы, объединившиеся вокруг св. Франциска Ассизского (1182—1226); кармелиты с уставом 1226 г., времен св. Симона Стока; доминиканцы, ревностные последователи Доминика де Гусмана (1170—1221). Позднее к ним присоединятся тринитарии, мерседарии, сервиты (орден основан в 1233 г. семью флорентийскими патрициями), августинцы, которые будут признаны нищенствующими лишь в XVI в.; и последний нищенствующий орден — минимы (создан в 1435 г. св. Франческо де Паоло).
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 748;