Большие стихийные группы
Прежде чем перейти к характеристике различных типов стихийных групп, необходимо сказать об одном важном факторе их формирования. Таким фактором является общественное мнение. Оно возникает по поводу отдельных событий, явлений общественной жизни, может быстро изменить оценки этих явлений под воздействием новых, часто кратковременных обстоятельств. Непосредственная форма выражения общественного мнения в определенный момент может послужить стимулом для создания стихийной группы и ее массовых действий.
Это можно проследить более конкретно на примере формирования различных типов стихийных групп.
Стихийные группы – случайно возникшие, достаточно кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но, тем не менее, собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия (толпа, масса, публика).
Толпаобразуется на улице по поводу самых различных событий: дорожно-транспортного происшествия, поимки правонарушителя, недовольства действиями представителя власти или просто проходящего человека. Длительность ее существования определяется значимостью инцидента: толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован. В другом случае, особенно когда это связано с выражением недовольства каким-либо социальным явлением толпа может все более и более возбуждаться и переходить к действиям, например, к движению в сторону какого-либо учреждения. Ее эмоциональный накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников. Лидера у толпы нет, его выбирают, если возникнет такая необходимость, спонтанно. И также легко могут скинуть, того, кого выбрали, если он не будет соответствовать их требованиям.
Толпа раньше всего стремится отыскать не причины тех или иных событий и не конкретные средства решения волнующих ее проблем. Толпа ищет – «кто виноват». И врага быстро находит. Не много нужно, чтобы зарядить толпу эмоциями гнева. Достаточно лишь подкинуть нужную информацию в место наибольшего скопления людей.
Основными признаками толпы можно назвать следующие:
· многочисленность – толпа состоит из большого числа людей;
· высокая контактность – каждый человек в толпе находится в непосредственной близости с другими (часто с нарушением не только персональной зоны общения, но и интимной);
· эмоциональная возбужденность – проявляющаяся в неуравновешенном эмоциональном состоянии людей, составляющих толпу;
· неорганизованность – проявляющаяся в стихийном характере образования толпы;
· неустойчивость цели – цели толпы, при ее наличии могут слабо осознаваться большинством ее членов, или же утачиваться, подменяясь другими целями.
По мнению А.П. Назаретяна, толпу можно подразделить на несколько видов.
Оказициональная толпа (от англ. occasion – «случайность») – скопление людей, собравшихся поглазеть на неожиданное происшествие.
Конвенциональная толпа (от англ. convention – «условность») – собирается по поводу заранее объявленного события: футбольного матча, народного гуляния, открытого рок-концерта, митинга и т.п. Здесь уже преобладает направленный интерес, и люди до определенной поры (пока толпа не начнет «переходить» в другие виды) готовы следовать определенным условностям или правилам.
Экспрессивная толпа (от англ. expression – «выражение») – толпа, ритмически выражающая определенную эмоцию (радость, гнев, энтузиазм, возмущение и т.д.). В рамках экспрессивной толпы можно выделить особый подвид.
· Экстатическая толпа (от англ. ecstasy – «экстаз») – это экстремальная форма экспрессивной толпы, когда люди в экстазе могут совершать совершенно немыслимые действия (самозабвенно истязать себя на религиозных праздниках, танцевать до полного изнеможения на массовых гуляниях и т.п.).
Действующая толпа – политический наиболее значимый и опасный вид стихийного поведения. При этом действующая толпа может быть подразделена на несколько подвидов.
· Агрессивная толпа – толпа, эмоционально преобладающим фоном образования которой является агрессия в виде гнева, ярости, злобы и т.д.
· Паническая толпа – толпа, объятая ужасом, стремлением каждого избежать реальной или воображаемой опасности.
· Стяжательная толпа – люди, вступившие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью. Доминирующей эмоцией здесь обычно становится жадность, жажда обладания, к которой иногда примешивается страх.
· Повстанческая толпа – по ряду признаков похожа на агрессивную (преобладает эмоция гнева), но отличается от нее социально справедливым характером возмущения. Толпа справедливо возмущенных людей даже внешне выглядит иначе, чем «классическая» агрессивная толпа. Т.е. она обладает несколько иными качествами. При наличии активного сознательного звена в нее может быть внесено организованное начало, и тогда повстанческая толпа превращается в сплоченную группу (массу) (в противном случае она может выродиться в примитивную форму толпы).
От трения людей в толпе рождаются ряд феноменов:
· циркулярная реакция – это взаимное заражение, т.е. передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между людьми. В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство, и притом в такой сильной степени, что индивид очень легко жертвует своим личным интересом в пользу интереса общего;
· повышенная внушаемость – в толпе она достигает огромных размеров. Все верят всему, критичность резко падает, сопротивление общей убежденности на нуле. Человек толпы примет на веру самые нелепые измышления, потому что «все так думают». Логика, здравый смысл, предвосхищение последствий, совесть, стыд и страх оказываются подавленными, и поведение полностью подчиняется импульсу «быть как все»;
· потребность в простых решениях – толпа не способна на созидание и милосердие. В ней господствуют лозунги: «не допустить», «заставить», «разбить» и т.д.;
· деиндивидуализация – утрата самосознания и боязни оценки, возникающая в групповых ситуациях, обеспечивающих анонимность и не концентрирующих внимание на отдельном индивиде. В толпе люди склонны отбросить нормативные ограничения, утратив чувство индивидуальной ответственности. В массе людей, захваченной стихийным выражением чувств, личность человека подвергается усреднению наряду с утратой индивидуальности.
Одним из наиболее важных свойств толпы является ее превращаемость, т.е. относительная простота перехода образовавшейся толы из одного вида (или подвида) в другой. При этом превращения могут происходить спонтанно или быть умышлено спровоцированы извне.
Структура (география) толпы.
Толпа, как и любая большая группа не обладает позиционально-ролевой структурой. Но в то же время в ней наблюдается пространственно-эмоциональная неоднородность (рис. 5).
Рис. 5. Пространственно-эмоциональная структура толпы
География толпы определяется различием между более плотным ядром и разреженной периферией. В ядре усилен эффект эмоционального кружения (взаимное заражения участников группы определенной эмоцией) и составляющие ядро люди сильнее испытывают его эффект. Поэтому непосредственно действующими лицами оказывается сравнительно небольшое количество индивидов, составляющих толпу. Другие их активно поддерживают посредством поощрительных выкриков, улюлюкивания и т.п. Еще большее число людей поддерживает участников ядра пассивно. На самой «окраине» толпы оказываются «зеваки» – любопытствующие, мало подверженные заражению основной эмоцией, владеющей толпой.
Методы управления толпой
Исходя из географической структуры толпы, по мнению А.П. Назаретяна, воздействие на нее может быть оказано по двум совершенно различным схемам.
1. Извне с ориентацией на ядро толпы следующими методами:
· провокация – несколько агентов проникают в ядро агрессивной толпы, имитируют испуг и распускают слухи о надвигающейся опасности (используя выкрики: «Они идут!», «У них оружие» и т.п.). Под влиянием таких стимулов вместо массовой агрессии возникает массовая паника, что в некоторых случаях подпадает под принцип «меньшего зла»;
· перенос внимания на нейтральный объект – объект агрессии толпы указывает на нового «врага» и разрушительное действие толпы отклоняется. Или же агрессивное побуждение толпы заменяется материальным (духовным, социальным) интересом, и толпа превращается из агрессивной в стяжательную.
2. Изнутри с ориентаций на периферию при помощи методов:
· привлечение внимания к другому объекту – динамичное эмоционально окрашенное действие (трансляция по громкоговорителю футбольного матча, раздача или дешевая продажа дефицитных товаров, автомобильная авария и т.д.) происходящее в непосредственной близости от толпы отвлекает на себя внимание части людей, составляющих периферию толпы. Тем самым агрессивная толпа превращаются в одну или несколько оказициональных или стяжательных толп, лишая ядро эмоциональной подпитки;
· использование «экологических ниш» – выявление актуальных неудовлетворяющихся потребностей людей (укрытие от дождя, прохладительные напитки и т.п.), составляющих периферию толпы, а затем частичное их удовлетворение;.
· ритмические приемы – действующая толпа аритмична, поэтому использование ритмичной музыки приводит к ее трансформации. При этом для каждого определенного вида толпы соответствует определенный темпоритм воздействующей музыки. Так превращение агрессивной толпы в экспрессивную происходит под быстрый ритм рока, твиста или шейка. На паническую толпу воздействует медленный размеренный ритм марша или гимна;
· деанонимизация – демонстративное фиксирование репортерами участников толпы на видео и фотокамеры действует на последних отрезвляюще. Как ранее говорилось, человек в толпе теряет ощущение индивидуальности, чувствует себя безличным и поэтому свободным от ответственности, накладываемой ролевыми регуляторами. Чувства вседозволенности и ненаказуемости составляют важное условие массового поведения. Если людей в толпе лишить чувства анонимности, то этим можно способствовать ее распаду.
Массаболее стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобно толпе; она может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинги. В этом случае более высока роль организаторов: они обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее как лидеры тех организованных групп, представители которых приняли участие в данном массовом действии. В действиях массы, поэтому более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения.
Массы более политизированы и склонны придерживаться какой-то определенной идеологии, которую внушают ей лидеры.
В массе, как и в толпе, стираются индивидуальные достижения отдельных людей, и исчезает их своеобразие. У массовых индивидов наличествуют качества, которыми они не обладали и причины этого в следующих трех основных моментах, которые порождает масса:
· чувство неодолимой мощи массы – позволяет предаться первичным позывам, которые человек, будучи один, вынужден был обуздывать. Масса создает анонимность и тем самым исчезает чувство ответственности, которое всегда индивида сдерживает;
· заражаемость массы – в массе заразительно каждое действие, каждое чувство, и притом в такой сильной степени, что индивид очень легко жертвует своим личным интересом в пользу интереса общего;
· внушаемость – исчезновение сознательной личности, ориентация мыслей и чувств в одном и том же направлении, тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей.
Масса импульсивна, изменчива и возбудима. Импульсы, которым повинуется масса, могут быть, смотря по обстоятельствам, благородными и жестокими, героическими и трусливыми, но во всех случаях они столь повелительны, что не дают проявляться не только личному инстинкту, но даже инстинкту самосохранения.
Публикакратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем – на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения. В более замкнутых помещениях, например, в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, в частности, в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Но публика все-таки остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы стихийных групп. Достаточно какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой (пожар в театре, страсти болельщиков футбола и т.д.).
Можно выделить две разновидности публики.
· Собранная публика – по Я. Щепаньскому «это скопление некоторого количества людей, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний или интересующихся одним и тем же предметом. Это общая заинтересованность и поляризация установок вокруг одного и того же предмета или события – основа ее обособления. Следующей чертой является готовность к реагированию некоторым сходным образом. Это сходство установок, ориентаций и готовности к действию – основа объединения публики».
· Несобранная публика – это читатели одних и тех же газет, слушатели одних и тех же радиопередач, зрители одних и тех же телепередач. С внешней точки зрения, несобранная публика – это всего лишь «поляризованная масса», т. е. большое число людей, мышление и интересы которых ориентированы идентичными стимулами в одном направлении, и которые ведут себя сходным образом. Это сходство может проявляться не только в бытовых, но и в более социально важных вопросах (в идеологии и политике). В несобранной публике внешне не проявляются феномены, характерные для толпы или собранной публики. Не проявляется в таком объеме заражение, не проявляется склонность к повышенной внушаемости и не развивается в полном объеме процесс деиндивидуализации. Хотя заражение и идет, но это – заражение со стороны радио или телевидения. Разумеется, и электронные, и печатные средства массовой информации активно способствуют повышенной склонности к внушаемости и деиндивидуализации аудитории, однако в такой степени, как в толпе, для них это трудно достижимо. Всякие виды несобранной публики представляют собой базу для выработки сходных взглядов, готовности к некритичному восприятию определенной информации, создания мнения по некоторым вопросам, готовности к реагированию сходным образом на идентичные стимулы. Следовательно, они являются готовой основой для возникновения мнений и настроений – макроформ массового сознания и соответствующего поведения.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 2644;