Психологические особенности социальной установки
Каждый в своей жизни сталкивался с ситуацией, в которой действовал по наитию, интуитивно. В психологии это состояние называется установкой. В своей жизни мы осознаем свои установки и сталкиваемся с чужими. Некоторые из них вызывают у нас негативную реакцию («Ну о чем можно разговаривать с женщиной»), некоторые положительную («Любой человек достоин уважения»). Иногда можно обнаружить связь установки и с возрастом, когда например, отношение родителей к своим детям часто не меняется на протяжении многих лет.
С понятием установки мы сталкиваемся, когда рассматриваем тему направленности личности (направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, которые выступают ориентирами в деятельности личности, т.е. движение в определенном направлении). В направленность входят интересы, убеждения, а также установки. В отечественной психологической науке феномен установки разрабатывался Д.Н. Узнадзе.
Установка – (по Д.Н. Узнадзе) это готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении. Установка раскрывает именно готовность, но не является поведением. Узнадзе рассматривал установку больше с точки зрения приспособления к окружающей физической среде.Д.Н. Узнадзе, исследуя феномен установки, провел ряд экспериментов. Один из его экспериментов состоял в том, что сначала испытуемому давали два шара, равных по весу, но отличавшихся друг от друга по объему, – например, меньший шар в правую, а другой (больший) в левую руку. Через 10 – 15 повторных предъявлений испытуемый получал в руки пару равных по объему шаров. Когда же его просили сравнить эти шары, он был убежден, что они неравны, причем большим ему казался шар в той руке, в которой он прежде держал меньший по объему шар. Подобная ошибка, по мнению исследователей, произошла из-за сформировавшейся у испытуемого установки на восприятие объема шаров определенным образом.
Не менее интересны и установки людей, проявляющиеся в общении друг с другом, к каким-либо событиям, другими словамисоциальныеустановки.Личность сама определенным образом относится к своему социальному окружению (устанавливает определенные отношения к ценностям, нормам, окружающим людям), т.е. имеет свои установки. В зарубежной психологии социальные установки активно исследовались такими учеными, как Фишбейн, Креч, Балачи. Для определения социальной установки в зарубежной психологии используется понятие аттитюда. Впервые в социально-психологическую литературу термин аттитюд был введен в 1918 году американскими исследователями У. Томасом и Ф. Званецким, которые определяли его как психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта.
Аттитюд (attitud – поза, осанка )– состояние психологической готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально значимы.
Выделяют 5 признаков аттитюда, которые повторяются в разных определениях – это состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность к реакции, являющееся организованным; при этом готовность к реакции складывается на основании предыдущего опыта; а само состояние оказывает направляющее и динамическое влияние на поведение человека.
У каждого человека существует не один аттитюд, а несколько. Аттитюды могут быть самостоятельными, а могут быть объединены в группы (созвездия) по одному какому-либо признаку. В созвездии аттитюдов выделяют центральные и находящиеся на периферии (более слабые, поддающиеся изменениям). Центральные установки имеют большой личностный вес, они более устойчивы и определяют стабильность ориентации личности. Аттитюд может характеризоваться валентностью, т.е. какой-либо объект может быть приемлем либо неприемлем. В этом случае мы говорим о положительной установке или об отрицательной – предубеждении.
Аттитюды включаются в Я-концепцию личности – организованную когнитивную структура, извлеченная из собственных переживаний своего Я. Серьезный вклад в разработку этого понятия внес Манфред Кун. Он рассматривает Я-концепцию как основу для организации личности, ее интеграции в процессах социального взаимодействия. Кун выделяет 5 функций данного образования:
· определение собственной идентичности (генерализованная позиция в обществе);
· собственных интересов, симпатий и антипатий;
· своих целей и продвижения к успеху;
· системы соотнесения, в центре которой находится сам индивид в окружении значимых объектов;
· самооценивания.
Реализация этих функций происходит во многом благодаря имеющимся у индивида установкам на то или иное событие, явление, объект. Я-аттитюды (аттитюды, включенные в Я-концепцию) представляют собой своего рода «якоря», прикрепляющие индивида к социальному миру и определяющие отправную точку для суждений о других объектах и событиях. Они включаются в Я-концепцию личности под влиянием принятых в данном обществе норм, имеющимся в нем традиций, а также перенимаются от референтных групп.
Аттитюд имеет свою структуру, в которой выделяют 3 компонента:
· когнитивный (познавательный) – включает суждения оценочного характера, мнения. На основе этих мнений объектам приписываются качества полезности/вредности, желательности/нежелательности. Человек сопоставляет признаки объектов со своими целями;
· эмоциональный – включает чувства относительно социального объекта: удовольствие/неудовольствие, симпатия/антипатия, любовь/ненависть и т.д.;
· поведенческий – представляет собой готовность к действию относительно социальных объектов.
Социальные установки выражают определенное отношение к людям, вещам (явления природы, предметы обихода, символы культуры, нормы), и можно назвать следующие виды отношений:
· субъект-объектное отношение к вещам;
· субъект-объектное отношение к людям;
· субъект-субъектное отношение к вещам;
· субъект-субъектное отношение к людям.
Механизм формирования установки был подробно разработан и описан психологами школы Д.Н. Узнадзе. Установка возникает на основе единства трех факторов: потребности, соответствующей ей ситуации и умений самого человека. Механизм формирования установки можно записать формулой:
Уст= П + С + У
Потребность – переживание нужды в чем-либо. Для их удовлетворения организм прибегает к различным процессам, некоторые из них протекают без осознанного вмешательства индивида (потребность в фосфоре и кальции, порождающая компенсаторный механизм человека). Другие процессы совершаются в виде активной деятельности личности (потребность завершить написание реферата). Потребность подготавливает почву для активности человека, то есть является стимулом к поведению.
Ситуация. Существование потребности не достаточно для того, чтобы индивид обратился к активности. Человека побуждает к действию такая ситуация, которая по своему содержанию связана с его потребностью (в которой заложено удовлетворение потребности). Под ситуацией понимается появление или присутствие необходимого предмета, человека, группы людей. Если ситуация, соответствующая потребности отсутствует, деятельность не осуществляется. На стыке потребности и соответствующей ситуации происходят психологические сдвиги, подготавливающие индивида к определенному поведению.
Умения. В процессе удовлетворения потребности индивид прибегает к ряду операций, позволяющих ему осуществить поведение с учетом требований ситуаций. Умения пополняются на протяжении всей жизни. Одно из необходимых условий осуществления целесообразного поведения – использование системы таких операций, которые обеспечат успешное завершение поведения, удовлетворение потребности.
В отечественной науке В.А. Ядовым была разработана диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности. Она содержит в себе попытку интерпретации социальной установки как целостного образования и стремление показать влияние всей совокупности социальных условий на формирование аттитюда. Основная идея, лежащая в основе этой концепции, заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. Эти диспозиции организованы иерархически. В.А. Ядов выделяет соответственно 4 уровня диспозиций:
1) элементарные установки, формирующиеся на основе витальных потребностей, в условиях семейного окружения, в предметных ситуациях;
2) аттитюды (или социальные установки), формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой группе, и соответственно в тех ситуациях, которые заданы деятельностью в этой группе. Здесь регулятивная роль диспозиций заключается в том, что личность уже вырабатывает определенное отношение к тем социальным объектам, которые включены в деятельность на данном ее уровне;
3) базовые социальные установки фиксируют общую направленность интересов личности. Имеют также трехкомпонентную структуру, но не столько выражают отношение к отдельным социальным объектам, сколько к каким-то более значимым социальным областям (сфера труда, досуга, быта);
4) система ценностных ориентаций личности, которые регулируют ее поведение и деятельность в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности. В системе ценностных ориентаций выражается отношение личности к целям жизнедеятельности, средствам удовлетворения этих целей, т.е. к таким «обстоятельствам» жизни личности, которые могут быть детерминированы только общими социальными условиями, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических принципов.
В последующих работах концепция получила дальнейшее уточнение, и число уровней диспозиционной иерархии было сведено к трем: элементарная установка, аттитюд, ценностные ориентации.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 1287;