СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Больше других на территории нашей страны прославился Соловецкий монастырь, расположенный на островах в Белом море. Ни при одном мо­настыре не сохранилось такого большого количества культовых, промысло­вых, производственных и складских зданий, как при Соловецком. За мно­гие столетия на островах были созданы многочисленные скиты, службы, промыслы, сенокосы, причалы, гавани, дамбы, каналы, поражающие зри­теля своим многообразием и оригинальностью внешнего вида.

Этот край совершенно лишен хлебородной земли. Его поверхность зани­мают скалы, озера, холмы, заросшие лесом. Для выживания монахам при­ходилось создавать многоотраслевое хозяйство и осваивать прилегающие земли. До середины XVI в. Соловецкий монастырь мало чем отличался от других обителей; здесь располагались три скромно обставленные деревян­ные церкви, скотный двор, три соляных варницы, столько же водяных мель­ниц, рыболовные тони да двенадцать судов. К середине XVI в. монастырь стал крупным религиозно-политическим центром Руси, владельцем обшир­ных земель по всему побережью Белого моря. В вотчинах монастыря вари­ли соль, добывали слюду, жемчуг, известь, железо, шла ловля рыбы, добыча морского зверя. Во второй половине XVI в. отмечен строительный бум: один за другим строятся величественные храмы, крупные хозяйственные соору­жения, ведется широкая торговля, в том числе с зарубежными странами. В XIX в. у монастыря было до 40 производств. Не только монахи, но и тыся­чи трудников (так называли тех, кто добровольно приходил на помощь мо­настырю, бесплатно выполнял любую работу по указанию монастырского начальства, получая от монастыря жилище, одежду и пишу) обеспечили эко­номическое процветание Соловецкого монастыря: соловецкое масло на рынке ценилось наравне с чухонским и вологодским, знаменитая соловец­кая сельдь поставлялась к царскому столу, высоко ценились даже на меж­дународных выставках изделия из кож морского зверя. На острова были за­везены лапландские олени, домашний скот, построены садки для разведе­ния рыбы; 52 озера соединены в единую систему, между островами сооружен каменный мост-дамба, а также сухой монастырский док, который за два часа мог полностью осушаться или наполняться водой; около монастыря возво­дится каменная гавань.

В XIX в. при Соловецком монастыре было начальное училище и иконо­писное заведение; заводы салотопенный, свечной, гончарный, кирпичный, лесопильный и кожевенный, мукомольная мельница, мастерские сапожная, портняжная, серебряных дел, малярная, столярная, слесарная, переплетная,

корзинная, санная, колесная, экипажная, обширная кузница, литейное и механическое заведение, смолокурня и др.; действовало прекрасно устроен­ное водоснабжение, созданное еще в XVI в.; существовал огромный монас­тырский огород и молочная ферма. Монастырю принадлежало несколько парусных судов, 4 парохода, 180 лошадей, 80 голов рогатого скота, 150 овец. Управлялся монастырь настоятелем в сане архимандрита и монастырским собором, состоявшим из наместника, казначея, ризничего, благочинного и духовника. При Екатерине II монастырь имел 5 000 душ крестьян. В начале XX в. сооружается судоходная канальная система, соединившая восемь озер. В 1910 г. на Соловках появляется одна из первых гидроэлектростанций в России. Комплекс соловецких гидротехнических инженерных сооружений не знает себе равных. Все эти сооружения сохранились до наших дней. Со­ловки являлись крупнейшим землевладельцем: в его руки посредством вкла­дов и прикупов перешли владения новогородского боярства и часть государ­ственных земель, освоенных свободными колонистами.

План Соловецкого монастыря

Огромные богатства монастыря привлекали внимание западных соседей: монастырские вотчины нередко разорялись шведами, «каянскими немца­ми» (финнами). Московское государство, заинтересованное в укреплении северных рубежей, помогало монастырю различными льготами и пожало­ваниями. За 12 лет была построена неприступная крепость из гигантских валунов — одна из лучших крепостей средневековой Руси, замечательный памятник монастырского ансамбля. С конца XVI в. монастырь превраща­ется в основное оборонительное сооружение России на северных рубежах — мощную крепость, покрывшую себя неувядающей военной славой в борьбе со шведами, англичанами, войсками московских князей. В середине XVII в. монастырь становится одним из центров церковного раскола.

Наиболее яркая страница в военной истории крепости — знаменитое соловецкое восстание (1668—1676), крупнейшее событие в истории русско­го раскола. Соловецкие монахи отказались принять церковные реформы Никона. Никакие увещевания не могли сломить упорство старцев, и, в конце концов, государь Алексей Михайлович потерял терпение и конфисковал все материковые монастырские владения. В ответ на это братия отправила в Москву послание, в котором были такие слова: «Если Ты, Великий Государь, в старой вере быть не благоволишь, то вели прислать на нас меч свой цар­ский и переправить нас от сего мятежного жития на житие вечное и безмя­тежное». По существу монастырь бросил вызов всему государству; царь по­слал на Соловки отряд стрельцов. Восемь лет держал монастырь оборону и был взят только благодаря измене. Многие монахи были убиты, монастырь разграблен. Новый царь, Феодор Алексеевич, расследовав обстоятельства штурма, велел наказать воеводу, разорившего монастырь, и заточить его на Соловках. Во время Крымской войны (1854) к Соловкам подошли два анг­лийских 60-пушечных фрегата, за 9 ч. канонады выпустившие около 2 000 ядер и бомб, но так и не захватившие монастырь. Это событие резко повы­сило авторитет монастыря среди верующих. Значительно увеличивается количество паломников и почетных гостей, в числе которых был и посол Франции в России Талейран.

В ряду монастырей Русской Православной Церкви Соловецкий монас­тырь занимает особое место. Возведенный с XV в., он многие века являлся средоточием духовной жизни и наиболее почитаемым местом паломниче­ства, а в XX в. монастырь обрел мученическую славу. В своем предисловии к книге Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал

Врезка

Русский монастырь

На Руси, где епархий всегда было гораздо мень­ше, чем требовалось, роль духовных центров ча­сто переходила к монастырям. Русский монастырь, игравший роль духовного центра, основанный в провинции, вдали от круп­ных городов, нередко вскоре становился ядром нового города, выполняющим роль соборного и административного центра. Таковы Макарьев-Желтоводский монастырь на Волге, Борисоглеб­ский монастырь под Ростовом, и конечно «вели­кие государевы крепости»:Троице-Сергиева лав­ра, Кирилло-Белоозерский монастырь, Соловки. Пригородные монастыри, расположенные непо­далеку от городов, становились ядрами подмона-стырских слобод, тянувшихся вдоль дороги меж­ду городом и монастырем. Интересно, что приго­родный монастырь всегда был повернут своим главным фасадом, той стеной, где были Святые ворота с надвратной церковью, лицом к городу или к дороге, ведущей в город. Также и дальние монастыри были обращены лицом к транспортной коммуникации, ведущей в другие города: к боль­шой дороге, большой реке, озеру, морю.


Монастыри, как и епископские дворы, были на Руси не только чисто религиозными, но и обще­культурными центрами, где велось летописание, писались иконы и переписывались книги. При мо­настырях были больницы, действовали школы,

иногда даже высшие школы-протоуниверситеты, например Григорьевский затвор в Ростове. Так русская христианская культура создавала город — русское национальной достояние, скла­дывающее и воспроизводящее русский характер, русскую традицию.

Сокращено по источнику: Махнач В.Л., Мароч-кин С.Н. Русский город и русский дом (http:// olmer1.newmail.ru)

Б

Соловки «Голгофой нашей Святой Церкви». Именно здесь, на Соловках, содержалось около 30 тыс. заключенных более 60 национальностей, значи­тельную часть которых составляли бывшие офицеры, дворяне, интеллиген­ция, члены политических партий, пытавшихся создать оппозицию больше­визму — анархисты, меньшевики и эсеры, а также представители духовен­ства. Соловки использовались как место ссылки многих известных политических и религиозных деятелей с середины XVI в. Одним из первых узников был последователь известного публициста и философа Максима Грека, сторонник нестяжательного движения Сильван (умер в монастыре в конце 1520-х). Позже на Соловки были сосланы Авраамий Палицын (в ми­ру — Аверкий), крупный публицист и политический деятель, «птенцы гнезда петрова» — Петр Толстой и Василий Долгоруков, последний кошевой Запо­ рожской Сечи Петр Кальнишевский, дядя А.С. Пушкина — Павел Ганнибал, декабрист Александр Горожанский и многие др. Если за 400 лет существо­вания соловецкой тюрьмы в ней побывало чуть более 300 человек (в 1903 г. она была упразднена), то за 20 лет советской власти (с 1920 по 1939 г.), здесь находилось более 300 тыс. узников: в 1920 на территории монастыря распо­лагался лагерь принудительных работ; в 1923 на Соловках создается новое карательное учреждение — Соловецкие лагеря особого назначения (СЛОН), которые в 1927 г. преобразованы в Соловецкую тюрьму особого назначе­ния (СТОН). Среди знаменитых узников были: выдающийся философ П.А. Флоренский; историки — В.П. Никольский, Н.П. Анциферов, В.В. Бах­тин, М.О. Гордон; этнографы Н.И. Виноградов, А.А. Евневич, П.К. Казари-нов; поэты и писатели — Б.Н. Ширяев, Л.М. Могилянский, В. Камецкой, О.В. Волков; художники — О.Э. Браза, К.Н. Половцев; профессор Москов­ской консерватории Н.Я. Выгодский; крупнейший исследовательдревнерус-ской литературы Д.С. Лихачев и др. Не многие из них пережили соловецкую ссылку. Погибшие погребены в безымянных братских могилах, разбросан­ных по островам. В память о заключенных СЛОНа сегодня воздвигнут вось­миконечный православный поминальный крест. В 1991 г. Соловецкий мо­настырь возвращен Русской православной церкви.

В 1965 г. в Соловецком кремле начались реставрационные работы. Сегод­ня уже многие объекты приняли свой прежний облик, утраченный в начале XX в.; изучается его история, строится поселок у стен древнего монастыря, взяты под охрану государства все многочисленные культовые, хозяйствен­ные, жилые и инженерные сооружения островов, их уникальная природа. В 1967 г. здесь создан музей-заповедник, в состав которого входит около 170 памятников археологии, истории и архитектуры. В 1974 г. он преобра­зуется в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природ­ный музей-заповедник.

Тысячи паломников со всех концов страны ежегодно приезжают на Со­ловки, чтобы собственными глазами увидеть один из самых чтимых монас­тырей, поклониться известным русским святым, познакомиться с одним из древнейших, а в свое время — и богатейших монастырей русского Севера. В 1988—1989 на Соловки приезжали 25—30 тыс. туристов, однако в настоя­щее время их число не превышает 6 тыс.

Так выглядел Соловецкий монастырь до революции

Монашествующих здесь в XVIIв. было от 370 до 450, в XIX в. — 230, в XXIв. — не более 40. Сейчас живут на Соловках и восстанавливают оби­тель 30 иноков во главе с наместником Соловецкого монастыря — архи­мандритом Иосифом (Братищевым). В 1989 г. Соловки включены в пред­варительный список мирового наследия ЮНЕСКО. В 1995 г. Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповед­ник включен в Свод особо ценных объектов культурного наследия наро­дов РФ.








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 963;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.