Колодец пророков. Около 1395—1406 гг. Картезианский монастырь, Дижон.

*Согласно Ветхому завету, Моисей вывел древнееврей­ский народ из египетского плена; ему же Бог на горе Си­най вручил скрижали — ка­менные плиты с «десятью за­поведями» (конец XI в.— около 950 г. до н. э.).

**Давид — царь древнеев­рейского государства, созда­тель религиозных песнопе­ний - псалмов (VII — начало VI в. до н. э.).

***Иеремия — автор книги Ветхого завета, носящей его имя, ему же приписывается создание ветхозаветного «Плача Иеремии».

****Захария, Даниил, Исаия — авторы книг Ветхого завета, носящих их имена.

 

Когда-то «Колодец пророков» был богато и ярко украшен, вполне в духе той эпохи. Статуи были рас­писаны красками нидерландским живописцем Жаном Мануэлем и покрыты позолотой. Подножие для фигур было зелёного цвета, одежды Моисея — алыми, плащ Давида — голубым, в золотых звёздах, Исаия представал в одеянии из золотой парчи, а на носу Иеремии красова­лись медные позолоченные очки. Такая красочность, видимо, соответ­ствовала и замыслу самого Слютера: мастер хотел, чтобы изваянные им персонажи предстали перед зрите­лем «совсем как живые», чтобы поч­ти чувствовалось их дыхание, слы­шалась речь.

Воздействие скульптурной груп­пы Слютера на простых зрителей было так велико, что в 1418 г. папский легат (посланник Папы римского) обещал отпущение гре­хов каждому, кто из благочестивых побуждений придёт взглянуть на эту скульптурную группу.

БРАТЬЯ ЛИМБУРГИ

В одно время с дижонским двором Филиппа Храброго блистал рос­кошью двор его брата Жана Француз­ского, герцога Беррийского, в Бурже. Герцог Жан, после короля старший в своём роду, ещё при дворе Карла V играл важную роль, а во время прав­ления его слабоумного сына Карла VI стал фактическим властителем коро­левства. Герцог покровительствовал художникам, коллекционировал про­изведения искусства, страстно любил книги. Его прекрасная библиотека насчитывала сотни томов. Это были рукописи, ценившиеся в те времена необычайно высоко: хроники, ры­царские романы, сочинения антич­ных авторов, научные труды и, ко­нечно же, богослужебные книги. Богатством и красотой оформления особенно выделялись пятнадцать ча­сословов. При дворе Жана Беррийского работала целая плеяда талант­ливых миниатюристов, среди которых первое место по праву зани­мали братья Лимбурги.

ЧАСОСЛОВ

Часословы (книги часов) — это особая разновидность церковной литерату­ры. Они появились в Западной Европе в XIII в. и стали очень популярны в XIV—XV вв. Их владельцами были, как правило, дворяне или зажиточные го­рожане. Составлялись часословы спе­циально для людей, не искушённых в тонкостях церковного богослужения и нуждающихся в подсказках: в какое время, например, можно читать ту или иную молитву. Кроме выдержек из Евангелий и молитв, приуроченных к определённой церковной службе (или «часу»), часослов обычно содержал ка­лендарь с перечислением церковных праздников и сведениями практическо­го характера по астрономии, астроло­гии, медицине. Часословы, имевшие хождение в аристократической среде, украшались необычайно роскошно, их расписывали лучшие мастера.

Братья Лимбурги.

Март. Миниатюра из «Великолепного часослова герцога Беррийского». 1411—1416 гг. Музей Конде, Шантильи.

Поль, Жан и Эрман Лимбурги родились во второй половине XIV в. в городе Неймегене на северо-вос­токе Нидерландов. Братья рано по­теряли отца, и их воспитание взял на себя живописец Жан Мануэль, до­водившийся им дядей. В 1402 г. они поступили на службу к герцогу Жа­ну Беррийскому и обогатили его коллекцию прекрасными иллюстри­рованными рукописями, из которых наиболее знаменит так называемый «Великолепный часослов герцога Беррийского». Братья украшали ча­сослов с 1411 по 1416 г., вплоть до своей ранней смерти: все трое умер­ли от чумы.

Из ста двадцати девяти миниатюр часослова шестьдесят пять принад­лежат кисти Лимбургов. Это в пер­вую очередь двенадцать миниатюр, украшающих календарь.

Сам по себе обычай изображать месяцы как сцены работ и отдыха, соответствующие тому или иному времени года, известен с XIII в. На книжных миниатюрах февраль представал греющимся у очага чело­веком, май — охотником с соколом, июнь — косцом. Лимбурги неожи­данно для всех пожелали рассказать о месяцах всё, что только возможно.

Например, июнь в календаре «Ве­ликолепного часослова» иллюстри­руется не просто одинокой фигурой косца, а живой сценой: крестьяне дружно убирают сено. И происходит это не где-нибудь, а почти в самом центре Парижа, на маленьком ост­ровке посередине Сены, под яркими лучами летнего солнца, в лёгком ды­хании речного ветерка.

Для Лимбургов нет ничего вто­ростепенного: они с большой точ­ностью передают мельчайшие под­робности быта и костюма. А потому «Великолепный часослов» стал свое­образной энциклопедией повседнев­ной жизни Франции начала XV в. На первой из календарных миниатюр, относящейся к январю, герцог Жан пирует в своём замке. И другие изо­бражения в календаре связаны с личностью и жизнью Жана Беррийского: на них можно увидеть замок, в котором он родился (декабрь);

свадьбу (апрель и май) и загород­ные резиденции герцога; вид из окон его парижского дворца. Может быть, «Великолепный часослов» за­думывался как своего рода альбом воспоминаний — собрание видов тех мест, которые были дороги гер­цогу? В любом случае, на всех пей­зажах в календаре воспроизведены конкретные местности, причём с изумительной точностью.

Братья Лимбурги.

Июнь. Миниатюра из «Великолепного часослова герцога Беррийского». 1411—1416 гг. Музей Конде, Шантильи.

Братья Лимбурги.

Октябрь. Миниатюра из «Великолепного часослова герцога Беррийского». 1411—1416 гг. Музей Конде, Шантильи.

Братья Лимбурги.

Ноябрь. Миниатюра из «Великолепного часослова герцога Беррийского». 1411— 1416 гг. Музей Конде, Шантильи.

Художники подмечают всё: как теснятся в загоне озябшие овцы (февраль), как плещутся в воде купа­ющиеся жнецы (август), как тени от печных труб ложатся на высокую

кровлю здания (июнь). Но при этом за частностями не пропадает глав­ное: жизнь людей на земле в череде забот и праздников, среди меняю­щихся картин природы.

Начало XV столетия совпало с переменами в истории Нидерландов: эти земли впервые объединились в границах одного государства — герцогства Бургундия. В те времена, когда Франция несла, казалось, невосполнимые потери в ходе Столетней войны с Англией, бургундский герцог Филипп III Добрый (1419—1467 гг.) стал фактически независимым и полновластным государем.

Он перенёс свою столицу из Дижона в Бургундии в Брюссель в Брабан­те; туда же перебрался и весь его двор, славившийся великолепием. Так бур­гундская придворно-аристократическая культура встретилась с бюргерской (от нем. Burger — «горожанин») культурой Нидерландов.

В XV в. нидерландские горожане были, как правило, грамотными. И в 1420—1430 гг. во многих городах уже возникли свои школы живописи, обыч­но связанные с местными гильдиями Святого Луки — объединениями жи­вописцев, организованными по принципу ремесленных цехов (как говорит предание, Святой Лука написал портрет Богоматери и потому считался свя­тым покровителем живописцев). Важными центрами развития и распростра­нения изобразительных искусств стали крупные города — торговый Брюг­ге, вольнолюбивый Гент, учёный Лувен и старинный Турне.

РОБЕР КАМПЕН

(около 1378—1444)

Биография Робе'ра Кампе'на типич­на для нидерландского бюргера то­го времени. Получив в 1410 г. права гражданина города Турне на юго-за­паде Нидерландов, он прожил здесь всю жизнь до самой смерти. У Кампена, живописца и владельца про­цветавшей мастерской, было много учеников.

К числу ранних произведений Кампена относится «Рождество Хри­стово», созданное около 1425 г. Все персонажи этой картины — от вели­чавой коленопреклонённой Богома­тери до вола, глядящего сквозь дран­ку обветшалой стены хлева, переданы живо и убедительно, с за­мечательным совершенством. В то же время они не связаны друг с дру­гом, их можно рассматривать лишь по отдельности. Мастер приблизил­ся вплотную к решению задачи, не­изменно встававшей в ту пору перед

живописцами: как «расставить по местам» разнообразные фигуры и предметы, как внести в мир карти­ны порядок?

На этот вопрос Кампен нашёл удивительно простой ответ: он под­чинил композицию картины не за­конам геометрии и оптики (как по­ступали его современники в Италии), а простой логике домашне­го уюта, так хорошо знакомой любо­му нидерландцу. Кампен строит композиции своих картин с той же привычной лёгкостью, с какой наво­дит порядок в доме заботливая и опытная хозяйка.

Примером может служить ал­тарь-триптих, который по имени од­ного из его прежних владельцев стал называться Алтарём Мероде (около 1427—1428 гг.) В центральной час­ти алтаря изображена сцена Благо­вещения (явление архангела Гаври­ила Деве Марии с вестью, что Она родит Сына Божьего, Иисуса), про­исходящая в бюргерской гостиной. На правой створке зритель видит

СТВОРЧАТЫЙ АЛТАРЬ

Створчатый алтарь появился ещё в IX в., но именно в XIV столетии полу­чил широкое распространение во всём западнохристианском мире. Такой алтарь мог состоять из двух (диптих), трёх (триптих) или нескольких (по­липтих) створок со священными изо­бражениями — живописными или в виде скульптурных рельефов.

Выбор сюжетов был произволь­ным, но предпочтение отдавалось сценам из житий святых, Евангелий и Страшного суда. Створки алтаря со­единялись между собой по принципу ширмы. В обычное время алтарь дер­жали закрытым — так, чтобы были видны только тыльные стороны боко­вых створок, также украшенные рос­писью, но более скромно, чем их ли­цевые поверхности и центральная часть. Лишь в определённые моменты праздничных богослужений алтарь распахивался и представал перед мо­лящимися во всём великолепии.

Робер Кампен.








Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 650;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.