ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЗРЕНИЯ

В средние века за стенами монастырей не только сосредоточивалась вся умственная культура. Монастыри выступали единственным учреждением общественного призрения. Там создавались приюты для беспризорных де­тей и нищих, больницы для бедных, богадельни для престарелых и инвали­дов, госпитали для раненых, мастерские и т.д. В свое время Петр I издал так называемое «Объявление», по которому монастыри выполняли две функ­ции: первая — «служить нищим, престарелым и младенцем», вторая — ду­ховная.

Общественное призрение (призревать — значит опекать) заключается в устроении пристанища для старых, бедных, больных, вдов и сирот. Докумен­тально засвидетельствовано, что система общественного призрения стала складываться в XI в., когда на Руси появляются первые православные мо­настыри, которые и стали центрами «благотворения». Киево-Печерский, получивший позднее статус лавры, монастыри Волыни, Владимира, Ростов­ской земли в течение нескольких веков, получая княжеские и боярские по­жертвования, использовали их для общественного призрения.

Попечительством о бедных, больных, бездомных отличались великие рус­ские князья, начиная с княгини Ольги. Ее доброта к немощным и неиму­щим красной нитью проходит через многие летописи. Важное значение имел Устав князя Владимира (996), который определил общественное призрение как одну из основных функций государства. Он стал основанием для устройства благотворительных учреждений в России вплоть до XVIII в. Ус­тав князя Владимира опирался на правила и законы Православной греческой церкви, «Правила поместного Собора» (347): «Епископы должны суть помогать сиротам и вдовицам; вдовицы и нищие, и пришельцы странны и от церкви да питаются, и всякое угодие да приемляют». Князь Владимир открывает, по примеру своей бабушки — княгини Ольги, ряд богаделен и странноприимных домов в Киеве, сооружает церковь во имя Пресвятой Богородицы, ставшую приютом всех страждущих. Из своей казны он пове­лел при этой церкви кормить убогих, странных, сирот и вдовиц.

В период княжения Ярослава Мудрого расцвела древнерусская монастыр­ская медицина, гордость которой являются преподобные Антоний, Доми-ан, Феодосии Печерский.

ФЕОДОСИИ ПЕЧЕРСКИЙ (ок. 1030-1074), древнерусский писатель, игумен Киево-Печерского монастыря с 1062 г.; первым ввел на Руси монастырский (Студитский) устав. Влиятельный политический дея­тель. Автор поучений и посланий.

Преподобный Феодосии для приюта нищих, слепых, хромых и прокажен­ных построил близ своего монастыря (Киево-Печерской лавры) дом с цер­ковью во имя святого Стефана и выделял на его содержание десятую часть всех монастырских доходов. Князь Черниговский Николай Давыдович (XII в.) построил в Киеве больничный монастырь.

В основном благотворительность в широких масштабах была свойственна монастырям, основанным представительницами великокняжеской семьи — Киевскому Покровскому монастырю, основанному Александрой Петров­ной — правнучкой Павла I, знаменитой Марфо-Мариинской Обители ми­лосердия Елизаветы Федоровны и др., а также тем монастырям миссионер­ским, которые поддерживались императором и его семьей. Такими были православные женские монастыри на территории Польши: Леснинский, Вировский. При монастырях организовывались школы и для мальчиков, и для девочек, больница для приходящих больных, приют, различные мастер­ские. Кроме того, сестры занимались огородничеством, пчеловодством, са­доводством. Однако большая часть монастырей просто не имела финансо­вой возможности вести благотворительную деятельность в широких масш­табах. Поэтому, как минимум, в монастыре устраивалась богадельня.

Врезка








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1214;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.