МОНАСТЫРСКАЯ АРТЕЛЬ
Екатерининская пустынь расположена в 30 верстах к югу от Москвы. После Октябрьской революции, когда декретами советской власти церковь была отделена от государства, началось повсеместное упразднение монастырей, в том числе и на территории Московской епархии. 23 декабря 1919 г. съезд представителей сельсоветов Сухановской волости принял решение закрыть и Екатерининскую пустынь, не посчитавшись с ее почти 300-летней древностью и со святынями, находящимися в ней. В освободившихся
помещениях Подольский уездный исполком хотел организовать детский дом. Для участия в ликвидации монастыря создали комиссию из трех чело век. Правда, по закону о социализации земли закрываемым монастырям предоставлялась возможность «самореорганизоваться» в трудовые артели, что и было сделано. В начале 1920 г. в Екатерининской пустыни возникла артель, или, как ее стали еще называть, коммуна33.
Монахини владели многими знаниями и навыками. Среди них были огородницы, портнихи, сапожницы, рукодельницы, а также садовница, пчело-водка и рыбоводка, агроном, зубной врач и даже фотограф. В списке среди 137 членов учреждаемой артели значится всего трое мужчин-чернорабочих. Наличие специалистов разных профилей, дисциплина, деловитость, взаимовыручка, неустанный добросовестный труд принесли свои плоды. Сохранился перечень собранного в конце 1920 г. урожая. Картофеля выращено более 1 300 пудов, 800 пудов было сразу оставлено на семена. Капусты засолено 1 220 пудов, еще 127 пудов свежей капусты оставлено на хранение. Хорошим был также урожай моркови, репы, проса, гречихи.
Женщины работали усердно. Только один пример: под каждый кустик клубники они подкладывали соломку, урожай собирали буквально по ягодке и очень осторожно несли его к месту хранения. Архивные материалы подтверждают: жили в Екатерининской пустыни дружно, все вопросы, даже самые мелкие, решали коллективно. Добрые отношения в артели шли рука об руку с их хозяйственными успехами. Из сохранившихся документов следует: год от года артель богатеет, растет количество принадлежащего ей скота, выше становится урожай сельскохозяйственных культур. В общем, в обители осуществился тот самый социализм, к которому стремились новые власти, только выписанный не из иностранных книжек, а свой, православный.
Однако работящие монахини показались местным властям враждебными и опасными. И чем успешнее сестры работали, чем лучше у них шли дела, тем опаснее они становились. В коммуну зачастили многочисленные проверяющие.
В 1921 г. из уезда пришло распоряжение оставить в Екатерининской пустыни при храме лишь одного из пяти священников и одного из двух дьяконов. Остальных требовали выдворить из монастыря. В 1928 г., в период нового наступления на врагов советской власти, президиум Моссовета осу-
Зименков А., Кудрявцев М. Об одной забытой артели // Подмосковные известия. 2000.03.02.
ществил проверку примонастырских артелей Московской губернии. По результатам проверки 8 июня 1928 г. президиум принял решение: артели при бывших монастырях в Серпуховском, Можайском, Дмитровском и некоторых других уездах закрыть. Оставшиеся могли продолжить свою хозяйственную деятельность только при условии выполнения ряда требований. В частности, монастырские артели обязали пополнить свой состав середняками и бедняками, а также освободиться от всех лиц, специально занятых обслуживанием церкви.
Монастырские артели всегда отличались результативным трудом
Понятно, что в основной своей массе члены монастырских артелей согласиться на подобные требования не захотели. Не стали их выполнять и в Екатерининской пустыни. По идеологическим соображениям была закрыта сельскохозяйственная артель в Екатерининской обители34.
ПРАВОСЛАВНЫЙ СКИТ35
Традиция скитского жительства восходит к первым векам монашества, основатель которого в Египте преподобный Антоний Великий после 20 лет затвора, как сообщает его житие, жил в окружении своих учеников. Хотя это не был скит со своим определенным уставом и правилами жизни, но в нем соблюдался основной принцип скитского жития — иноки всегда могли пользоваться наставлениями своего старца и спасались рядом с ним. Пер-
34 Зименков А., Кудрявцев М. Об одной забытой артели // Подмосковные известия. 2000.03.02.
35 Материал подготовлен при участии К.В. Смоляр и Е.Ю. Власова.
вые египетские монастыри скитского типа основали в IV в. ученики преподобного Антония — святой Аммон и преподобный Макарий Великий. Афонские скиты, более поздние по своему происхождению по отношению к древним скитам Египта и Палестины (наиболее древний Свято-Аннинский скит был основан в конце X в.), повторяли основные принципы скитского жития предшественников36. Устав скитского жития известен на Руси с начала XV в.17 Одновременно с Египтом скитская форма монашеской жизни распространилась и в Палестине.
Скит — скиток, малая пустынь, общая обитель отшельников; кельи отшельников или монахов в отдалении от монастырей; небольшие монастыри.
В историографии не существует единого взгляда на то, что можно считать скитом. В соответствии с поздней традици ей Русской Церкви (XIX—XX вв.) под скитами часто подразумеваются уединенные монашеские кельи, находящиеся на небольшом удалении от основного монастыря. Здесь подвижники живут по более строгому уставу, посещение скита мирскими людьми строго ограничено. Принцип скитского жития, когда двое или трое иноков собирались вокруг опытного старца, представляет собой исходный момент организации любого монастыря. Именно по такому принципу жил, в частности, Кирилло-Белозерский монастырь на ранней стадии своего становления. Первый русский скит — Нило-Сорский — длительное время просуществовал как самостоятельный монастырь со своим определенным уставом и укладом скитской жизни.
В старообрядчестве скитом называется любой монастырь и поселение монастырского типа; общежития беглых старообрядцев в Поволжье, на севере, в Сибири. Раскольничьи скиты состояли из добротно построенных отдельных изб, со множеством комнат, всевозможными выходами, тайниками, чердачками, чуланчиками и жилыми подпольями, нередко связанными между собой подземными переходами.
В православной церкви скит административно подчиняется настоятелю монастыря. Скит обычно закрыт для посещения посторонних. Существует две версии происхождения этого слова: а) от греч. asketes — аскет, подвижник; б) от греч. Sketis — название одного из пустынных мест в Египте, в котором в IV—V вв. были уединенные поселения монахов. Некоторые исследователи считают, что название скифы (буквально «кочевники») связано со славянским корнем скит, ср. русское скитаться™.
Скит — как место отшельничества и форма социальной изоляции — выполнял две очень важные культурные функции: 1) служил своего рода духовной лабораторией для совершенствования своего духа и укрепления своей веры, местом для аскетических упражнений и религиозных прозрений; 2) являлся религиозной школой особого вида, где на первом месте стояло не получение новых знаний, а оттачивание практики послушания. «Скит-
Романенко Е.В. Нил Сорский и традиции русского монашества // Исторический вестник, № 3—4. 1999. Белякова Е.В. Устав пустыни Нила Сорского // Литература Древней Руси. Источниковедение. Л., 1988. С. 105.
Рябчиков СВ., К вопросу о семантике некоторых сарматских и скифских артефактов // Славянские древности, 2000 (http://public.kubsu.ru).
ничество» как форма монастырской жизни есть, по справедливому определению В.О. Ключевского, «умное делание»39.
Преподобный Нил Сорский желал насадить в России особый вид монашеского житья, издавна процветавший на Афоне и известный под именем «жития скитского». Святые отцы разделяли монашеское житие на три вида: 1) когда многие иноки живут и подвизаются вместе; 2) отшельничество, когда подвизается один инок в уединении; 3) скитничество, когда инок живет вместе с двумя или тремя из братии при общей пище и одежде, труде и рукоделии. Скит — это промежуточный тип организации между двумя
первыми.
Необщежительные монастыри, а среди них и скиты, составляли в XV—XVII вв. большинство. По своей малолюдности они назывались монастырьками и пустынька-ми. Там каждый инок сам заботился о самом насущном: о пище для себя, одежде, иногда даже о келье и других вещах, и неизбежно должен был иметь частые сношения с внешним миром, в ущерб своим духовным занятиям. Без сомнения, и в этих монастырях братья обязаны были исполнять общие правила монашеской жизни, завещанные древними Отцами Церкви, и от начала XVI в. сохранился образец «наказной грамоты», какую давали наши святители таким монастырям. Наказные фа-моты, изложенные в общих чертах, оставляли слишком много простора и иноки, не направляемые подробными правилами, могли предаваться своеволию, распущенности и иногда даже совсем забывать о своих обязанностях.
Во главе скита стоял обыкновенный старец, у которого не было официальных званий, должностей и привилегий, но который обладал колоссальным нравственным авторитетом. Собственно, под него и вокруг него строился скит. Скиты (особенно ранние) не имели четко прописанного устава, который бы четко регламентировал внутреннюю жизнь. Все скиты, собственно говоря, назывались по имени своего основателя, например, лавра Харитона-исповедника, монастырь Макария Египетского, пустынь Нило-Сорского. В отличие от этого западноевропейский орден брал имя какого-либо святого, не связанного с ним социальными связями, к примеру, Обла-тов Девы Марии, Капуцинов, Ливонский, Тевтонский.
После смерти родоначальника скит мог переходить к его ученикам или вовсе менять свою функцию, но вначале он был как бы именным. Скиты были одиноко стоящими либо находились при монастырях. У каждого старца в подчинении находилось от одного до двух-трех молодых монахов, которых называли иноками. Каждый проходил определенные испытания и лишь после того был принимаем в послушание. Послушание младших старшим было беспрекословным. Показателен следующий пример: старец Иоанн Колов из Египет-
39 Ключевский ВО. Курс русской истории. М, 1988. Ч. 2. С. 264.
ского скита воткнул перед иноком сухую палку в землю и заставил ее поливать. А родник находился на таком расстоянии от его кельи, что он вечером уходил за водой и возвращался только к утру. Инок поливал ее три года, пока она не зазеленела. Авва сорвал плод, принес его в церковь и пригласил монахов отведать его, говоря: «Возьмите, ешьте плод послушания!».
В отличие от киновии, где монахи распределялись между духовниками, инок скита мог сам выбрать себе старца, а в исключительных случаях отказаться от него. Избрав себе учителя ученики не оставляли своих духовников до самой смерти. Таким образом, старец и его 2—3 ученика составляли социальную ячейку скитской структуры. Пустынный монастырь признавался совершеннейшей формой общежития, основание такого монастыря — высшим подвигом инока. Будущий основатель пустынного монастыря готовился к своему делу продолжительным искусом в таком же пустынном монастыре под руководством опытного старца и проходил разные монастырские службы, начиная с самых черных работ, при строгом посте, «изнуряя плоть свою по вся дни, бодрствуя и молясь по вся нощи». Так воспитывалось первое и основное качество инока — отречение от своей воли, послушание без рассуждения. Инок проходил суровую школу физического труда и нравственного самоотвержения. Вскоре он был готов основать новый скит.
Почти каждый инок после своего пострижения в каком-либо монастыре вскоре уже начинал мечтать, как бы удалиться в пустыню, как бы основать свой особый монастырек или пус-тыньку. При первой возможности он уходил в дремучий лес или другое безлюдное место, ставил себе небольшую келию и часовню. К нему впоследствии присоединялось еще 2-3 инока, строили себе келий, — так появлялась на свет новая пустынька.
Случалось, что иноки заботились об устроении себе отдельных пустынь только для того, чтобы жить на своей воле, не подчиняясь никаким монастырским правилам (например, старец Александр, на которого братия Кирилле-Белозерского монастыря вынуждена была жаловаться царю). Бывало и так, что первые жар и увлечение проходили, и строители монастырей отправлялись скитаться по миру для собирания милостыни на свою обитель, а потом все собранное изживали на свои прихоти, и церкви, ими основанные, оставались пусты.
Старцы даже поощряли своих учеников, в которых замечали духовную силу, по окончании искуса уходить в пустыню, чтобы основывать там новые монастыри. Отшельника манили дебри, где были бы «леса черные, мхи и чащи непроходимые». На выбранном месте ставилась кельица или просто устраивалась землянка. К примеру, Павел Обнорский три года прожил в дупле большой старой липы. Но отшельнику редко приходилось долго ос-
таваться в безмолвии: его открывали окрестные крестьяне и другие пустынники, которых много скрывалось по лесам. Около кельи отшельника строились другие для желавших с ним жить, и составлялось пустынническое братство. Со временем появлялись новые иноки, стремившиеся отселиться — начинался новый цикл в великом скитническом движении.
Правда, отшельник не всегда переходил из воспитавшей его обители прямо в пустыню, где суждено ему было основать свой монастырь. Многие долго странствовали по другим монастырям и пустыням. Ученик Сергия Радонежского Павел, постригшись в 22 года, пятьдесят лет странствовал по разным пустыням, прежде чем основал свою обитель на реке Обноре. Странничество было распространено среди русского монашества тех веков. Странник уходил иногда тайком, чтобы увидеть обычаи разных монастырей и поклониться святым местам Русской земли. Отходному житию посвящали себя люди, стремившиеся жить в полном уединении, посте и молчании. Оно считалось высшей ступенью иночества, доступной лишь тем, кто достигал иноческого совершенства в школе общего жития.
Выходить из скита без благословения настоятеля и не в «уставленное» время запрещалось. В кельях иноки могли собираться вместе или принимать странников только для духовного наставления. В своем «Предании» преподобный Нил Сорский запрещает входить в скит женщинам, принимать отроков, держать скот «женьска рода на послужени». В «Предании» преподобного Саввы Освященного говорится, что если иноки повинны в раздоре до драки и не примирятся, их надо изгнать; если повинны в пьянстве, сварах, нанесении обид, составлении партий, пусть исправятся или удалятся. Понятие «мое» в скиту практически отсутствовало. Одной из высших добродетелей скитского инока было полное нестяжание. Келья тоже не являлась его собственностью. Если монах уходил из скита, то терял все права на нее. Если даже возвращался, то не мог требовать назад ту же келью. Это решалось только по воле настоятеля. Все время, кроме общих служб, скитники находились каждый в своей келье. Каждому полагалось иметь в своей келье иконостас.
Каждое воскресенье полагалось служить «всенощное скитское, молебен и обедню». Скитское всенощное бдение продолжалось всю ночь. Чтение писаний и исповедь продолжались два-три часа. Повседневно полагалось на день и на ночь отпевать по «полпсалтыря», молитв шестьсот или тысячу, поклонов триста или шестьсот; неграмотные вместо Псалтири должны были вычитывать шесть тысяч молитв, и за «полпсалтыря» — три тысячи. Афонские монахи каждый день прочитывали по 600 молитв «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Сверх того им полагалось от 300 до 500 поклонов. Согласно описанию И. Плешкова в «Повести о Нило-Сор-ском ските», инок Иосифо-Волоколамского монастыря должен был задень вычитать 100 молитв Богородице и 1 900 Иисусовых40.
Из среды старцев выбирались пресвитеры, хотя во многих скитах они приглашались со стороны. Пресвитеры (настоятели) церквей, по которым распределялись иноки скита, наблюдали за монастырской дисциплиной — они наставляли, налагали наказания. Высшее руководство скитом принадлежало собранию старцев под председательством пресвитеров, здесь судили важнейшие проступки, выбирали на различные монастырские должности, а также на
40 Романенко Е.В. Нил Сорский и традиции русского монашества// Исторический вестник. 1999. № 3—4.
должность пресвитера. В истории скитских подвижников часто упоминается о таких собраниях, которые проходили обычно в церкви, и чаще в субботу и воскресенье, когда иноки собирались для богослужения.
На основе вышеизложенного мы можем сделать следующий вывод: социальная структура скита основывается на практике старчества, которая стала духовным и социальным стержнем скитской структуры. Эта практика, с одной стороны, не позволила этой структуре развиваться иерархически, послужив препятствием для количественного развития скита. Но с другой стороны, она не допускала распада ее социальной структуры, в какую бы негативную среду не попадала эта практика. В этом смысле скит похож на
традиционные общества, где всем нововведениям препятствуют обычаи и обряды, передаваемые из уст в уста и строго соблюдаемые его членами.
Если киновии, более раскрытые миру по своему характеру, как правило, стоят на открытых возвышенностях с плодородной почвой, в окружении озер и рек, то скиты и лавры, как и кельи отшельников, обычно устраивались в «пустыни». Так могли называться горные ущелья, лесные дебри — главное, это были места необитаемые, пустынные, труднодоступные и малопригодные для жизни41. В таких местах располагались, к примеру, афонские скиты. Ничто, даже красота видимой природы, не должно было отвлекать подвижника от безмолвия, созерцания, изучения Божественных Писаний.
Принципы планировки древних скитов предполагали, что кельи должны стоять на некотором удалении друг от друга и от храма. Этот принцип строго соблюдался, чтобы не нарушать «безмолвие» и созерцание иноков — дабы «не слышно было, как кто к Богу подвизается»42. Некоторые подвижники древнего скита кроме основных келий имели — для еще большего уединения — дальние тайные пещеры. В Нило-Сорском скиту, как сообщает «Повесть» Плешкова, кельи в лесу стояли так, чтобы из окна одной можно было увидеть только другую келью. В кельях, согласно правилу египетских скитов43, жили по одному. Уединение каждого инока сохранялось неукоснительно. Небольшой скит, построенный в конце XV в. в лесной пустыни на Белом озере, затерянный среди лесов и болот, имел богатую библиотеку. Келий скитской братии в знаменитой Оптиной пустыни в XIX в. представляли собой маленькие домики, большей частью штукатуренные и выбеленные, разбросанные между деревьев.
Место поселения скитника было достаточно обособлено в общей структуре монастыря, оно устраивалось так, чтобы монах независимо от монастыря мог иметь все необходимое для жизни. Келья, колодец с питьевой водой, пруд для поливки огорода — этого, по мысли основателя скита, было достаточно иноку для строгой нестяжательной жизни. Постоянная молитва, связанная с простым рукоделием, работа на огороде для дневного пропитания «от труда рук своих» составляли весь день старца. Место поселения
' Романенко Е.В. Нил Сорский и традиции русского монашества// Исторический вестник. 1999. № 3—4. Прохоров Г.М. Повесть о Нило-Сорском ските // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1976. М., 1977. С. 17. Жизнь пустынных отцов. Творение пресвитера Руфина. Свято-Троицкая Сергиева лавра. 1991. С. 92.
и образ жизни скитского инока более всего походили именно на такое «отшельническое пребывание». Средоточием общей монастырской жизни в скиту был храм. В Нило-Сорской пустыни, как и в афонских и египетских скитах, он занимал центральное место в планировке монастыря. Братские кельи находились в лесу, окружавшем храм, на некотором расстоянии от них и от церкви размещались немногочисленные хозяйственные постройки44.
Моленная в старообрядческом скиту матушки Афанасии, Рудный Алтай, верховья реки Уба, 1970 г.
В Серафимо-Знаменском скиту, освященном в сентябре 1912 г., жили 33 монахини. Неподалеку от скита находился хозяйственный двор, где жили послушницы. Они обеспечивали всем необходимым монахинь, главным делом которых была молитва. Вся обитель была обнесена оградой в форме квадрата, каждая из сторон которого — тридцать три сажени в память тридцати трех лет земной жизни Спасителя. В центре был выстроен храм в честь Знамения Божией Матери и преподобного Серафима с престолом внизу в честь равноапостольной Нины. С наружной стороны храма находится двадцать четыре уступа в честь двадцати четырех апокалиптических старцев. Храм увенчан одной главой, знаменующей Господа Иисуса Христа.
Скитской путь подвижничества многие святые отцы именовали «золотым», т.е. наиболее удобным для тех, кто мог избрать любую форму монашеской жизни: отшельничество, скит, киновию. Первый устав скитского жития появился на Руси в начале V в. Как мы уже отмечали, новатором в деле распространения на Руси скитского жития явился преподобный Нил Сорс-кий. Нилов скит — уникальное явление в истории русского монашества XV— XVII вв. В XIX—XX вв. самыми прославленными явились скиты знаменитой Оптиной пустыни, куда на поклонение святым старцам съезжалась вся интеллектуальная элита России.
44 Романенко Е.В. Нил Сорский и традиции русского монашества//Исторический вестник. 1999.№3-4.
РУССКОЕ СТАРЧЕСТВО45
Старчество— тип ученого монашества; особый институт наставников духовной жизни; согласно православной доктрине — институт преемственности духовных даров и служения миру; направление монашеской жизни, в основе которого лежат советы и поучения, преподаваемые опытным духовным наставником-«старцем» (в женском монастыре — «старицей»); в православной монашеской традиции — окормление монахов и мирян опытным духовником, которому духовные чада полностью открывают свои поступки и помыслы. В христианстве старчество как способ духовного руководства основывается на Священном Писании. Послушание и смирение Сына Божия присуще Самому Божественному Три единству.
Характерной фигурой в православном монашестве является фигура старца. Старец — это монах, обладающий особым даром духовной проницательности и мудрости, которого другие монахи и миряне выбирают себе в руководители и духовные наставники. Старец может быть священником, а может и оставаться простым монахом, он не получает особого посвящения в старцы, но приводится к своему служению прямым водительством Святого Духа. Причем к этому виду служения могут быть призваны как мужчины, так и женщины: православие знает как «духовных отцов», так и «духовных матерей». Старец на практике знает, какова воля Божья в отношении каждого из людей, пришедших к нему за советом: в этом особый дар старца, его харизма. Самым ранним и прославленным из монахов-старцев был сам св. Антоний. Первую половину жизни, от восемнадцати до пятидесяти пяти лет, он провел в удалении от мира и одиночестве, а затем, по-прежнему живя в пустыне, отказался от строгого затворничества и начал принимать посетителей46.
Слово «старец», «добрый старец» («калугер» в переводных с греческого житийных текстов — от kalosgeron) означает умудренность и опытность, а не почтенный возраст. Старцем нельзя родиться, старцем нельзя захотеть стать, старец должен быть отмечен особой печатью — его коснулась благодать Святого Духа. Именно поэтому его еще называют духовным отцовством47. В строгом смысле старчество существует только в христианстве, а в других мировых религиях можно обнаружить его аналоги, которые относятся к более широкому явлению — религиозной практике учительства.
Церковное учительство — практика проповеди духовенства в церкви. Возникло в XVII в. Оно проходило в форме живой проповеди — в виде назида-
Материал подготовлен при участии Е.Ю. Власова.
Епископ Калист Диоклийскии (Уэр). Православная Церковь. Библейско-богословский институт ап. Андрея. М., 2001. С. 24-48.
Наиболее полным исследованием о духовном старчестве на христианском Востоке остается: Hausherr /., Direction spirituelle en Orient autrefois // Orientalia Christiana Analecta 144. Rome, 1955. Прекрасный портрет великих русских старцев содержится в: Dunlop J.В., Staretz Amvrosy: Model for Dostoevsky's Staretz Zossima. Belmont, Mass, 1972; cp. de Beausobre I., Macarius, Staretz of Optino: Russian Letters of Direction 1834—1860. London, 1944. О жизни и писаниях русских старцев настоящего столетия см. Archimandrite Sofrony. The Monk of Mount Athos. Staretz Silouan: 1866-1938. London, 1973; Wisdom from Mount Athos. London, 1974.
ний, предшествовавших исповеди. Осуществлялось также и во внецерковной обстановке. Частью церковного учительства выступали учительные книги. К ним относят учительные книги «Пчелы», сборники христианско-назида-тельного характера «Златоструи», «Златоусты», «Златые Чепи», «Измарагды» и др. Учительная литература — это способ общения священнослужителей с паствой в назидательно-поучительном тоне, в целях воспитания. В то же время у учительной литературы постепенно создалась своя аудитория любителей книжного чтения и книжного учения. Это рядовые миряне — ремесленники и крестьяне, — увлекающиеся таким чтением. Элементом учительной литературы выступали проповеди. Учительная литература учила должному и предостерегала от недостойных поступков, но учила, не отрываясь от живой практики. Так, «Измарагд» указывал на необходимость кроме внешнего обрядового еще и на внутреннее, духовное исполнение христианских добродетелей. Учительная литература — связующее звено между низовой культурой и «книжной» культурой интеллектуалов средневекового общества48.
Практика учительства присуща всем мировым религиям — христианству, буддизму, исламу, иудаизму. Имам в исламе и лама в буддизме являются учителями, авторитет которых практически непоколебим. Внешним аналогом русскому старцу выступают в мусульманском мире улама, в буддизме — гуру (санскр. — духовный наставник, учитель), в католичестве — аббат (лат. abbas — отец). Выражение духовный отец («pater spiritualis») мы встречаем впервые в аскетических писаниях общехристианских отцов, т.е. приблизительно в IV столетии.
Митрополит Сурожский Антоний выделяет в православном духовничестве три степени: 1) приходской священник, роль которого — совершать таинства Церкви; он может не быть хорошим проповедником, не давать никаких советов на исповеди, ничем не проявлять себя в пастырском отношении; 2) духовник — более опытный священник, который способен показать другому человеку дорогу, которая ведет к Храму, это проводник до дверей Царства Божия; 3) старец — высшая ступень духовной мудрости, предполагающая, что он побывал в Царстве Божием, но был послан обратно на землю, чтобы вести нас в это Царство.
Старчество зародилось на определенном, достаточно зрелом этапе раннехристианского отшельничества. Уже IV в. в Египте появились первые
48 Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1994. С. 21.
скиты и жилища тех христиан, кто, избегая городской суеты и необходимости участвовать в политической жизни, спасаясь от бытовых неурядиц, жизненных коллизий, искал духовного уединения. Поскольку никаких наставлений, учебников и учителей у первых монахов не было, каждый выбирал собственный путь смирения плоти и гордыни, ошибался, заблуждался, разочаровывался, возвращался к прежней жизни. Испытание жестоким самоистязанием, голодовкой, одиночеством выдерживали далеко не все отшельники (по-гречески анахореты), из которых в недалеком будущем сформируется особая культурная прослойка монашества. Первые пустынножители, взыскующие Бога, жили отдаленно друг от друга, бывало десятками лет
не видели человеческих лиц, между собой никак не общались. Анахореты, жившие вблизи Нила, сообщает глубокий знаток старчества профессор богословия Киевской духовной академии В.И. Экземплярский (1875-1933), плели веревки и корзины из тростника, а свою работу изредка носили продавать в город, где покупали хлеб, семена и все немногое, необходимое для жизни. Никакой преемственности традиций и передачи жизненного опыта не было. У отшельников и аскетов Египта, Палестины и Сирии старцем именовался не священник, а опытный пожилой монах, не всегда имевший священнический статус. Он жил в монастыре самостоятельно, так что даже игумен не вмешивался в его деятельность, и руководил молодыми монахами на пути к их духовному совершенствованию и нередко был избираем самими иноками. Старец мог принимать исповедь, поскольку он очень хорошо знал духовный мир ученика, так что священнику оставалось только дать разрешительную молитву.
Первыми наставниками молодежи, которая уходила от городской суеты к отшельникам, выступили самые мудрые и старые пустынножители, которые поняли, что надо помогать не только самому себе обрести божественную истину, но и помочь другим. Количество отшельников постоянно росло, встречи их становились все более частыми, а потребность вновь прибывающих в духовном учительстве — все более острой. Слава о наиболее выдающихся учителях распространилась по всему Египту и Ближнему Востоку. Великому пустынножителю Арсению в буквальном смысле слова приходилось бегать от народа, пытаясь создать себе условия для уединения и затворничества, но ничего не выходило. Со временем наряду с выполнением главного обета отшельника, послушания, появился второй обет — поучительство, духовное наставничество. Вокруг прославленного наставника появлялась целая школа последователей, селившихся рядом и образовавших нечто вроде коммуны, или монашеского общежития.
Таким образом, старчество как культурная практика, зародившаяся в Египте в IV в., представляло собой аналог светской школы. Распространившись по многим христианским странам, старчество приобрело все атрибуты религиозного института, просуществовавшего на протяжении 1,5 тыс. лет. К основополагающим принципам старчества относятся послушание и учительство, смирение и молитвы. В.И. Экземплярский определял сущность старчества как
полное послушание ученика своему наставнику-старцу, перед которым он ежедневно, даже ежечасно поверяет свои самые сокровенные помыслы. Раннехристианские подвижники, основываясь на своем опыте, утверждали, что послушание и смирение есть основа аскетической борьбы. Кроме того, система «полного послушания» выполняла важную функцию социализации. Молодые иноки, найдя себе учителя в пустыне, строили по соседству от этого отшельника келию, а иногда селились вместе с учителем в одной из них. Старческое руководство осуществлялось в форме духовного окормления. Новоначальный инок в таком случае полностью подчинялся своему учителю, добровольно отказывался от своей воли и связывал себя обещанием полного послушания своему духовному отцу. Послушник, или духовный сын должен был исповедовать старцу ежедневно или даже несколько раз в день все свои помыслы, ни одного шага не делать без его ведома и смотреть на распоряжения последнего как на заповедь Самого Бога.
Внешне полное послушание чем-то напоминает тоталитарные секты, где адепты во всем подчиняются своему руководителю. Однако механизм социализации у них разный. Во-первых, послушание в тоталитарных сектах основывается на том положении, что учитель или хозяин секты признается в качестве пророка, мессии или представителя потустороннего сакрального мира. Во-вторых, послушание поддерживается внешними факторами: угрозами, экономической зависимостью, насилием. В-третьих, в сектах нет свободы выбора учителя, поскольку альтернативы пророку или мессии не существует.
Таким образом, обобщая вышеизложенное, мы можем сказать, что старчество — это социокультурная практика, обладающая следующими чертами: ограниченное количество учеников, добровольный выбор учителя, полное послушание учеников своему учителю, совместное проживание учителя с учениками, которые наиболее полно раскрылись в монастырях скитского типа.
Большой вклад в развитие старчества, которое со временем стали именовать «умной молитвой» или «духовным деланием», внес византийский иси-хазм (от греч. hesychia — покой, безмолвие, отрешенность) — этико-аскети-ческое учение о пути к единению человека с богом через «очищение сердца» слезами и самососредоточение сознания (IV—VII вв.). Византийская практика «умной молитвы», которая формировалась благодаря трудам Иоанна Лествичника (VII в.), Симеона Нового Богослова (X—XI вв.), Григория Синаита и Григория Паламы (XIV в.), оказала глубокое влияние на русское старчество, которое зародилось в нашей стране благодаря паломничеству на Афон «заволжских старцев» (слово «заволжский» применялось по отношению к обителям, расположенным за Волгой, на землях к северу от Москвы). Духовным главой отечественного старчества принято считать Нила Сорского (XV — начало XVI в.), практическим родоначальником — Паисия Величков-ского (XVIII в.), а местом наивысшего расцвета и оплотом старчества — Оп-тину пустынь (XIX в.).
Не меньшее влияние на русское старчество оказала культурная практика Афона. Афон — это православный Ватикан, сохранивший все виды монашества. Здесь можно обнаружить прекрасно организованные общежития, отшельничество, келиотство со старческим устроением, встретить анахоретов и бездомных монахов. Многие отечественные старцы проходили здесь «духовную стажировку». Так, великий русский старец Н. Сорский несколько лет жил на Афоне, там же свои молодые годы провел известный старец П. Величковский.
Таким образом, в деле истории возникновения и последующего развития восточного старчества мы имеем дело с так называемым «культурным треугольником», вершинами которого выступают три наиболее яркие монашеские школы: Египет, Афон, Русь. Эти вершины связаны между собой миграционными каналами, по которым культурная практика старчества передавалась из одной страны в другую. Переносчиками духовных ценностей выступали паломники, путешествовавшие между христианскими святынями. Причем, в первые века существования монашества центром миграционных потоков служил Египет, в последующие столетия Афон, а затем и Русь.
Поскольку старчество обнаружено и среди монашества, и вне его среды, можно различать два типа старчества: внутреннее — монашеское и внешнее — мирское. Внешнее старчество — это старчество, обращенное к миру, и в этом смысле старец ничем не отличается от имама или буддийского ламы. Духовно-опытный старец дает советы всем желающим, всем, кто обратится к нему. Здесь старец являлся той социальной нитью, через которую идет общение скита с внешним миром. Ярким примером такого вида старчества являются старцы Оптиной пустыни. Таким образом, старцы выполняли образовательную и назидательную функции, т.е. функции учителя.
В отличие от внешнего старчества внутреннее старчество направлено внутрь монастыря, где оно приобретает специфические черты, отличающие его от практики учительства и сделавшие старчество практикой, присущей только православному восточному монашеству, поскольку старцев на Западе нет, а те, кто знает, что это такое, нередко пользуются русским словом staretz.
Отличительной чертой являлось полное послушание ученика своему старцу, отречение от своей воли. Если в учительстве каждый индивид в паре «учитель — ученик» достаточно автономен, то в старчестве группа «старец-ученик» является единым целым: нет отдельных субъектов, есть единый субъект. И в этом смысле старчество уникальная социальная практика, не имеющая аналогов. Монахи смотрели на себя глазами старца, слышали себя его ушами.
В западном монашестве практику старчества заменяет практика учительства. Причина кроется в структуре и функциях западных монашеских орденов, где роль учителей выполняют священники, аббаты и сами монахи, которые не уделяли должного внимания духовному совершенствованию своих подчиненных. Для западного монаха главная цель — спасение, оно достигалось с помощью привлечения наибольшего количества адептов под знамена своей общины или ордена. Так, четыре крупных нищенствующих ордена —доминиканцы, францисканцы, августинцы и кармелиты — создавались исключительно как корпорации проповедников. У них было сильно
развито учительство в своей внешней форме. Каждый монах в монашеской конгрегации является своеобразным учителем, задача которого — научить окружающий мир Слову Божьему. Чаще всего монахи скитались по миру, не имея постоянного места жительства, как не было у них постоянного или пожизненного наставника, которому они могли ежедневно исповедовать свои мысли. Поэтому монашеские ордены были подвержены более сильному дроблению, чем скиты, поскольку практика старчества со своей внутренней направленностью цементировала социальную структуру скитской общины, а орден, в основе которого лежали проповедь и миссионерская деятельность, рассеивал по всему миру своих адептов, которые создавали новые ордены.
С развитием монастырей — как в западном, так и в восточном христианстве — поучительство направлялось не только внутрь монастырской жизни, обеспечивая передачу духовных знаний от одного поколения к другому, но и во внешнюю жизнь, за монастырские стены. Особенно ярким примером могут служить оптинские старцы, которые в XIX в. «поучали» не только местное крестьянство и приходящих в неисчислимом количестве богомольцев со всех концов страны, но также государей, высшее и среднее дворянство, выдающихся писателей, философов, ученых, включая Вл. Соловьева, Ф. Достоевского, Н. Гоголя. Выход на орбиту светской жизни чисто религиозного института свидетельствует о том, что в духовном послушании мудрому и авторитетному наставнику нуждались не только иноки, но и зрелые государственные мужи. Оптина пустынь на протяжении целого столетия (с 1821) являлась идейным и организационным стержнем православного монашества, самым крупным центром старчества. Она оказала огромное влияние на развитие русской духовной культуры. Наиболее значительную роль в насаждении старчества в Оптиной пустыни сыграл старец Леонид (Наголкин, 1788—1841), а самым знаменитым «духовным отцом нации» явился старец Амвросий Оптинский (Гренков, 1812—1891), выведенный в романе Достоевского «Братья Карамазовы» под именем старца Зосимы.
В отличие от школьного учителя старец передает молодому поколению не просто научные знания или пытается воспитать его поведение. Старец-наставник принимает покаяние, исповедует душу, а потому выполняет функцию духовника, которого в православии называли по-разному: «духовный отец», «покаянный отец», «исповедный отец», «душевный отец» и т.п. Он не поучает, а дает мудрые советы, способен прозревать будущие события, исповедует, лечит душу. Здесь формируются отношения не только учитель — ученик, но и отец — сын, духовник — исповедующийся. В отличие от монастыря, где отношения строятся по схеме игумен — послушник, для старчества характерен иной тип организации, а именно ученик — учитель. Старческое движение было уничтожено большевиками.
РЕЛИГИОЗНОСТЬ:
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 812;