РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И КВАЗИРЕЛИГИОЗНОСТЬ
Сегодня религиозное мировоззрение большинства россиян представляет собой эклектическое образование, сочетающее логически не связанные между собой элементы: сохраняющуюся веру в науку и прогресс с достаточно неопределенной верой в Бога, конфессиональным предпочтением православия, но большой симпатией и к другим религиям, в том числе к совсем далеким от православия — буддизму и индуизму.
Особенно большая путаница происходит в голове студенческой молодежи, которая успела чему-то набраться в вузе, но не успела разобраться в основах православия, поскольку воспитывалась преимущественно в семьях атеистов или неверующих. Одни отождествляет религию с верой. Для других она представляется неким набором моральных табу. Третьи считают ее своей жизненной опорой, «стержнем», помогающим в жизни. Часто встречаются ответы вроде: «Убеждения других людей, которые надо уважать, но не мои». Попадаются и совсем неожиданные ответы: «Религия для меня хобби, предмет интереса», «Религия — это власть над сердцами и умами людей, которой некоторые умеют беззастенчиво пользоваться», «возможность соприкоснуться с действительностью». Около 30% опрошенных затруднились дать ответ, что свидетельствует, по всей видимости, о незавершенности процесса формирования мировоззрения молодых людей20.
20-23 декабря 2003 г. Аналитическая служба «ВЦИОМ» (ВЦИОМ-А) под руководством Ю. Левады провела опрос 1600 россиян21. Ответы на две груп-
19 Гудим-Левкович Г.Е. Религиозная ситуация в Архангельской области в конце XX века (www.rlinfo.ru).
20 Кравченко А.И. Социология: Общий курс. М., 2002. С. 162.
21 Источник: Религия и СМИ. 20.04.2004.
пы однотипных вопросов этого исследования приводятся в процентах вместе с данными опроса 900 жителей США, проведенного Фокс Ньюс/Опи-нион Дайнамикс Полл среди 900 жителей США в сентябре 2003 г.
Верите ли вы в существование... ? | Верю | Не верю | Затруднились ответить | |||
Россияне | Американцы | Россияне | Американцы | Россияне | Американцы | |
Бога | ||||||
Рая | ||||||
Ангелов | ||||||
Ада | ||||||
Дьявола | ||||||
Ведьм |
Приведенные данные наиболее интересны при сопоставление с ответами россиян на вопрос о собственном вероисповедании. В Бога не верит каждый восемнадцатый назвавшийся православным. Среди же мусульман таковых в 5 раз меньше. В существование рая не верит примерно каждый четвертый православный и каждый третий опрошенный мусульманин. В существование ада не верит примерно четверть православных и почти половина мусульман. В ведьм верит почти половина православных и около трети мусульман.
Верите ли вы в... ? | Верю | Не верю | Затруднились ответить | |||
Россияне | Американцы | Россияне | Американцы | Россияне | Американцы | |
Религиозные чудеса | ||||||
Привидения | ||||||
Астрологию | ||||||
Реинкарнацию (переселение душ) | ||||||
НЛО (неопознанные летающие объекты) |
Вероисповедание определяет выбор ответов на вторую группу вопросов в меньшей степени. Но все же в религиозные чудеса верит чуть больше половины православных и около трети мусульман. В приведения же православные верят в 2 раза чаще, чем опрошенные, назвавшие себя атеистами. В астрологию православные верят несколько больше, чем мусульмане, но в 1,5 раза чаще атеистов. В переселение душ православные верят в 1,5 раза чаще, чем и мусульмане, и атеисты. Но даже и в НЛО вера у причисляющих себя к православными встречается несколько чаще, чем у мусульман и атеистов.
Эмпирические данные показывают, что вера в пара- и квазинаучные явления необыкновенно усилилась. Сегодня она распространена значительно больше, чем вера в Бога. Верующих в Бога — 43%, а в «похищение биоэнергии» — 67%, в астрологию — 56%. Мы уже не говорим о вере в ад и рай или во второе пришествие Христа — эти компоненты христианской веры никакой конкуренции с «похищением биоэнергии» не выдерживают. Из всех элементов христианской веры прочные позиции лишь у веры в чудеса, яв-
ления Богоматери, исцеления — 24% в 1991 г. и 34% в 1992 г. и у веры в дьявола — 21 и 29%. Но если сопоставить удельный вес верящих в чудеса с удельным весом верящих в рай и ад (11 и 12%), то можно заключить, что вера в чудеса и дьявола навеяна не столько учением церкви, сколько фильмами типа «Экзорцист» и «Омен». Иными словами, психологически эта вера находится в одном ряду с «похищением биоэнергии»22.
Вы молитесь или не молитесь богу? Если молитесь богу, то скажите, пожалуйста, какими молитвами вы обычно молитесь — своими молитвами, церковными молитвами или читаете утреннее и вечернее правило?
Источник: Фонд «Общественное мнение»: Религиозность и воцерковленность (http://bd.fom.ru)
Согласно многолетним наблюдениям социологов в северных регионах России, за последнюю четверть века количество «язычников» практически не изменилась. За этот период верили в гадания 34,8% (1972 г.) и 31,4% (1999 г.) респондентов, в приметы — 49,2% (1972 г.) и 45,8% (1999 г.) соответственно. Но количество верящих в судьбу возросло с 34 до 68,6%. Значительным (по данным 1999 г.) стало число верящих в колдовство 51,1%, гороскопы 29,9%, переселение душ 17%23.
Большинство специалистов, изучающих современную религиозную ситуацию, но не затрагивающих историю вопроса, полагают, что падение уровня религиозности населения, причем не только в нашей стране, но и во всем мире, это черта, присущая только XX и XXI в. Вот, мол, в традиционном обществе, скажем, в средние века или в эпоху ранних христиан, религиозная вера была крепка, а люди все как один были преданы христианским идеалам. Таких воззрений, как нам показалось, придерживается, в частности, Б.В. Дубин: «Раннехристианская мысль и последующая богословская
22 Воронцова Л.М., Филатов СБ., Фурман Д.Е. Религия в современном массовом сознании // Со-
цис.1995. № П. С. 81-91.
23 Гудим -Левкович Г.Е. Религиозная ситуация в Архангельской области в конце XX века (www.rlinfo.ru).
традиция связывали с верой в Христа избавление человечества от власти рока и влияния звезд. Нынешние россияне верят в приметы, вещие сны и расположение планет не в пример больше, чем в вечную жизнь, ад и рай»24.
На самом деле, как свидетельствуют компетентные исследования, дело обстояло далеко не так радужно. Уровень религиозности населения западноевропейских стран сильно преувеличен, пишет в своей книге Л. Мулен, причем во все эпохи. Ссылаясь на исторические данные, он указывает на то, что, к примеру, Средневековье во многих отношениях не являлось эпохой полной и подлинной веры:
«Это было время верований, суеверий и ханжества, больших общественных порывов иррационального характера, обязательных подчас паломничеств, крестовых походов с сомнительными целями, социально-мистических кризисов, милленаристских ожиданий, пророчеств разного рода. Туссер говорит об «атмосфере тревожащей и дерзкой наивности». «В сердцах людей присутствовала набожность, — добавляет он, — но она, похоже, не привносила истинности в души... Религиозное усердие было эфемерным, спонтанным и поверхностным». Повседневными же были богохульство и самые грязные ругательства. Во время мессы разговаривали, смеялись, перешептывались, не присутствуя на богослужении в полном смысле слова.
В повествовании о Первом крестовом походе «Деяния Бога через франков» Фульхерий Шартрский сетует на то, что вера иссякает и в духовенстве, и в народе.
Даже паломничества были весьма далеки от того, чтобы действительно способствовать спасению души. Нередко они совершались не ради исполнения обета или искупления греха, а скорее ради удовлетворения «туристического» любопытства или даже ради любовных похождений! В разношерстную толпу паломников нетрудно было затесаться проституткам, ворам, торгашам, авантюристам...
Проведя длительное и детальное исследование, Туссер, похоже, сумел доказать, что в XV в. во Фландрии 10% населения оставались практически язычниками и пренебрегали своими обязанностями перед Богом (и это в обществе, где главенствующим являлся священник); еще 10% глубоко верили и часто причащались; 40% регулярно посещали церковь, но не более, а еще 40% заглядывали в церковь от случая к случаю. В действительности религиозная практика вовсе не являлась такой ревностной, всеобщей и регулярной, как привыкли думать. Конечно же жизнь была наполнена религией, однако, за исключением отдельных проявлений глубокого религиозного чувства и искренней веры, повседневность тонула в безразличии, погруженная, по словам Николая Кламанжского, в «забвение Бога».
Народной вере были присущи глубина, истовость, цельность, воинственность, простодушие, но при этом же полнилась суевериями и нелепостями из-за отсутствия необходимого контроля, имевшего место в среде монашества, которое соблюдало устав и обычаи (не забудем и о настоятелях)»25.
Средневековые христиане, безусловно, верили в колдовство, магию, приметы и многое другое, с чем активно и ежедневно боролась церковь. В ре-
Дубин Б.В. Православие, магия и идеология в сознании россиян (90-е годы) // Куда идет Россия?
Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год. М., 1999. С. 360.
См.: Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы. М., 2002.
альность искушении, чинимых дьяволом, верили не только рядовые прихожане, но и священники. Верили и именно потому боролись сними. Но это — их профессиональный долг, их призвание и работа. С черной магией и сглазом должны бороться не первые, а вторые. «Забота» первых — поддаваться искушениям, забота вторых — лечить их души. И чем больше искушений, тем сильнее лечение. Средневековая инквизиция, сжигавшая тысячами ведьм и колдунов, придумана была не спроста. Ее жестокость говорит о массовости заболевания. Кроме того, существует практика экзорсизма — изгнание демона или демонов из тела одержимого. Разработана даже особая классификация видов дьявольского присутствия: одержимость (бесы контролируют тело, но не душу), угнетение (болезнь и потеря рассудка), навязчивая идея (мысли, ведущие к отчаянию и даже самоубийству), заселение (домов или даже тел животных) и подчинение дьяволу — добровольное. В 2002 г. в Испании издан учебник «Ритуал экзорсизма». Его публикация приобретает особенную актуальность в связи с возросшим числом сект, сатанинских культов и прочих извращений религиозных идей. Другие похожие издания уже появлялись в европейских странах: Ватикан выпустил свой учебник в 1999 г., который стал переизданием книги 1614 г., дополненным и переработанным. Однако экзорсизм применялся не только к одержимым: в Западной (позднее — в Римской католической) церкви экзорсизм был также неотъемлемой частью обряда крещения. Предполагалось, что обряд крещения не просто приобщает неофита церкви Христовой, но и изгоняет из его души дьявола, заменяя его Христом. С III в. и вплоть до 1972 г. экзорсизмы включались в некоторые литургии, служившиеся за несколько недель до Пасхи, с целью изгнать злой дух из тех, кто на Пасху должен был пройти
Врезка
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 638;