КРИТЕРИИ РЕЛИГИОЗНОСТИ

Попытка определить критерии и степень религиозности наталкивается на ряд теоретических и методологических трудностей. Религиозное чувство, или религиозность, далеко не сразу поддается измерению, так как не суще­ствует единого критерия. К примеру, социологи, юристы и психологи по­нимают религиозность — в соответствии с нормами своей науки — совер­шенно по-разному. Юридическая наука понимает религиозность как право граждан исповедовать религию индивидуально или совместно с другими. Психологи сводят ее к состоянию сознания и чувствам, а социологи стремят­ся увидеть за ней массовые общественные явления.

Споры вокруг точного определения религиозности, возникшие много веков назад в кругу средневековых философов и схоластов, не утихают до сих пор. Так, в «Энциклопедическом словаре религии»1 приводятся три значе-

Encyclopedic dictionary of religion. 3 vols. / P. К. Meagher., T.C. O'Brien, M.A. Consuelo (eds.)Washington, DC; Philadelphia, 1979.

ния термина «религиозность»: 1) чрезмерная вовлеченность человека в ре­лигиозную проблематику; 2) возможность для человека вступать во взаимо­отношения с Богом; и 3) стремление индивида выйти за пределы материаль­ной действительности и приобщиться к высшей духовности в сообществе одинаково с ним мыслящих людей. Однако большинство авторов связыва­ют религиозность с проявлением своих верований или веры, совокупности религиозных взглядов и убеждений, наконец, с идентификацией себя с оп­ределенной конфессией.

Под религиозностью Г. Е. Гудим-Левкович2 предлагает понимать опреде­ленное состояние индивидов и социальных групп, отличительной чертой которого является вера в сверхъестественное (священное, сакральное) и поклонение ему, приверженность религии, принятие ее предписаний и по­ложений вероучения, направленность личности на определенную систему ценностей, имеющую сверхъестественную основу. Понятие «религиозность» не совпадает с понятием «церковность», под которым понимается соответ­ствие духовно-нравственных качеств, умонастроения, поведения индивида или группы канонам и предписаниям религиозной организации (церкви), живая связь с церковью через религиозную общину. Таким образом, «рели­гиозность» значительно шире «церковности», поскольку включает в себя и неинституционализированные религиозные верования и практики.

По мнению священника М. Мальцева3, религиозность — это определен­ный тип духовно-нравственного состояния человека, людских сообществ или народа в целом, выражающий особенности, содержание, направлен­ность, глубину и масштаб религиозной веры и всю полноту ее жизненных проявлений. Она включает в себя существенные черты духовно-душевного склада человека или народа, которые образуют и выявляют их неповтори­мое своеобразие или нравственно-религиозный портрет. Ее можно опреде­лить и как свойство личности и народа, выражающее в той или иной мере отношение последних к Богу и Божественному. Это некий духовный центр, влияющий на развитие и направление других онтологических способностей человека: ум, волю, чувства. Религиозность присутствует в каждом челове­ке, в той или иной степени выраженности. Ее нельзя истребить или унич­тожить. Она продолжает свое бытие подчас в самых невероятных формах, выявляя главную и непреодолимую человеческую потребность — верить. Структура религиозности включает в себя: религиозный идеал; религиозные принципы, нормы; религиозную направленность (цель); религиозные цен­ности, этику; религиозный опыт; религиозные традиции; религиозные на­выки, обычаи; религиозный способ общения; религиозную символику; ре­лигиозный язык; религиозную практику; религиозное самосознание; рели­гиозное самочувствие и др.

Религиозность имеет множество сторон, граней и уровней. Совершенно точно, что в ней надо выделять объективный и субъективный модусы суще­ствования, индивидуальный и институциональный уровни, количественные и качественные показатели измерения, критерий демаркации, разграничи­вающий религию и нерелигиозные явления, и многое другое. Так, Дж. Фре­зер заметил, что верующие ждут от сверхъестественных сил и существ бла-

2 Гудим-Левкович Г.Е. Религиозная ситуация в Архангельской области в конце XX века (www.rlinfo.ru).

3 Свящ. Мальцев М. О русской православной религиозности (www.samara.orthodoxy.ru).

годеяний и провозгласил это основным и единственным критерием рели­гии. Исходя из этого, исключил из религии все магические действия, по­скольку в них верующие не ждут от сверхъестественного благодеяния, а при­нуждают сверхъестественное действовать в желаемом для верующих направ­лении. Эмиль Дюркгейм кроме магии исключил из религии остатки умерших религиозных культов, все суеверия, поскольку обязательным критерием религии он считал наличие церковной организации. Известнейший немец­кий исследователь религии Рудольф Отто специфику религии усматривал в чувстве «Святого» (Heilige), еврейский философ и раввин Мартин Бубер — в отношении со сверхъестественным в контакте «Я» с «Ты».

Деятели Русской православной церк­ви считают, что главным в религиозно­сти нашего общества является вопрос о вере в Бога4. «Под религиозным "пра-феноменом", — писал русский право­славный мыслитель И.А. Ильин, — я понимаю концентрированное выраже­ние веры, которое, как живой узел, вби­ рает в себя и испускает из себя все нити веры и религиозной жизни. Иногда этот прафеномен обнаруживает себя в слове, иногда — в душевном состоянии, иногда внешне — в ритуальном обычае. Исследователь должен "ухватить" его, вникнуть, прочувствовать, увидеть сердцем, проследить так, как если бы он находился в этой тончайшей ткани, откуда все основательное в данной религии покажется ему естественным, ясным и понятным, как если бы он сам перенял ее веру. Только тогда он может считать, что "до него дошло"»5. Если мы поставим самый общий вопрос — о чем свидетельствует рели­гиозность отдельного человека или общества в целом?., то получим множе­ство самых разных, порой неожиданных ответов. К примеру, религиозность показывает степень пронизанности общества религиозным духом и религи­озными устремлениями, готовность государства поддерживать высокий уро­вень религиозности в обществе или противостоять ему. Религиозность сви­детельствует об особом состоянии сознания человека, но вместе с тем вы­ражает практику бытования религии в обществе, ее традиции и обряды, ритуалы и миссионерскую деятельность. Так, к элементам повседневной религиозности у российских татар относятся: «джаназа» (похоронный об­ряд), «никах» (венчание), «азан», или «исем кушу» (имянаречение), «суннят» (обрезание), а также «хадж» и «умра» (паломничество и малое паломниче­ство к святым местам).

У православных России к этому комплексу относятся посещение церк­ви, крещение, венчание, отмечание православных праздников, в том числе Пасхи и Родительской субботы. Крещены были, к примеру, в 1994 г. 61% молодежи Новосибирска и собирались креститься еще 12%, а в 1999 г. кре­щеными были 76% москвичей. Среди считающих себя верующими креще­ными были к 1989 г. - 60%, к 1992-му - 70-75%, к 1997-му - 94%. Ходили

Свящ. Вигилянский Вл. Новое исследование по старым рецептам // Новый мир. 2001. № 4.

Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры. Три размышления: Собр. соч.: В Ют. М.,

1996. Т. 6. Кн. II. С. 468.

в церковь раз в месяц и чаще в 1991 г. лишь 5% населения. К 1997 г. это чис­ло увеличилось до 7—9 %. Даже среди верующих такую частоту выдержива­ют лишь 28,6 % (1995). Для сравнения: в Италии этот показатель среди мо­лодежи достигает 42,7% (24% посещают мессу каждую неделю и еще 18,7 — хотя бы раз в месяц (1994). Напротив, никогда не ходили в церковь 65% в 1991-м и 27-в 1997 г.6

Религиозность это свойство личности, выражающее ее отношение к Богу и Божественному

Наряду с обрядами важнейшими торжествами ислама являются религи­озные праздники: Ураза-байрам (по окончании месяца поста — Рамазана) и Курбан-байрам (по окончании хаджа). По данным социологических ис­следований, Курбан-байрам и Рамазан-байрам отмечали в Татарстане 43,5% респондентов в 1980 г. и 51,5% — в 1989 г. В Казани религиозные праздни­ки отмечают 60% опрошенных7. Религиозная церемония, сопровождающая вступление в брак, была отмечена у 81,8% татар по данным опроса 1989 г. Для мусульман обязательным критерием религиозности является соблюде­ние пяти основных принципов: признание символа веры — шахада; ежед­невная пятикратная молитва — намаз; пост ураза в месяц Рамазан; обяза­тельный налог — закят и добровольная милостыня — садака; паломничество в Мекку — хадж (тем, кто имеет такую возможность). Результаты опросов, проведенных в 1989 г. в селах и в 1990 г. в Казани, свидетельствуют о том, что не более 4% верующих в первом случае и 8,3% — во втором посещают мечети, а 29,5% и соответственно 13,9% — молятся дома, 66,7% верующих в

6 Пейкова З.И. Отношение к Церкви в России и других странах // Исторический вестник. 2000. № 9—10.

7 Мусина Р.Н. К вопросу о месте и роли религии в жизни современных татар (по материалам этносо-
циологических исследований в Татарстане) // Современные национальные процессы в Республи­
ке Татарстан. Казань, 1992. Вып. I. С.52, 54.

селах и 77,8% в Казани не посещают культовых учреждений, не совершают другие акты богослужения, но внутренне считают себя мусульманами8. Ре­лигиозность татар проявляется и в так называемом «неофициальном», или «народном» исламе, корни которого лежат в суфизме (мусульманский мис­тицизм).

Более жесткими критериями религиозности надо считать для правосла­вия соблюдение религиозных таинств. Они затрагивают очень незначитель­ную часть населения. К началу 1990-х гг. подавляющее большинство насе­ления России не причащалось ни разу в жизни: в 1990 г. лишь 7% причасти­лись хоть однажды, в 1992-м — 10%. Раз в месяц приступал к таинству

причастия в 1993 г. уже 1% населения, а в 1996-м — 4—5% назвавших себя православными. В 1999 г. соблюдали религиозные таинства 8% военнослу­жащих. Никогда не причащаются 2/3 на­звавших себя православными, 64% — прихожан вообще, 26% тех, кто посе­щает богослужение не реже одного раза в месяц, и 56% тех, кто посещает бого­служение реже одного раза в месяц (1996). Считают религиозные таинства необходимыми для спасения души лишь60% верующих(1999). Поделить­ся с духовником своими самыми со­кровенными мыслями могли бы лишь 3,4% молодежи (1997). Однако среди верующих военнослужащих 40% обра­щаются к священнику за поддержкой в укреплении своей веры (1999)9. Считается, что к категории активно верующих, участвующих в жизни ре­лигиозной общины, принадлежит около 4—5% населения современного ев­ропейского государства. Поданным, полученным в результате проведенного исследования в декабре 2001 г., эта доля на юге Тюменской области равна 6,7%, т.е. за 3 года (с 1998 г.) возросла на 2%10. Число «воцерковленных» пра­вославных остается небольшим. Лишь 3,6% регулярно, т.е. раз в неделю и чаще, посещают храм. Причем среди них абсолютное большинство — пожи­лые женщины. Около 5,8% бывают в церкви раз в месяц, 20,3% — по боль­шим религиозным праздникам и 23,3% — раз в год и реже. Около полови­ны (43,3%) людей, назвавших себя православными, храм не посещает прак­тически никогда".

Религиозность в том числе проявляется в следовании правилам религи­озного этикета, например, поведение человека в мечети или церкви, зна-

Мусина Р.Н. К вопросу о месте и роли религии в жизни современных татар (по материалам этносо-циологических исследований в Татарстане) // Современные национальные процессы в Республи­ке Татарстан. Вып. I. Казань, 1992. С.52, 59.

ПейковаЗ.И. Отношение к Церкви в России и других странах// Исторический вестник. 2000. №9-10. Информация о религиозной ситуации в Тюменской области (http://ta.trtc.ru/area). Рыжов Ю. Социологи не виноваты: Критерии религиозности не разработаны до сих пор // НГ-Религии. 2003. 2 апр.

нии церковных традиций и обычаев. Расширение знаний о родной религии входит составной частью в общий процесс инкулыпурации населения и слу­жит важным показателем роста церковной культуры. Так, одним из первых признаков религиозного возрождения в 1990-е гг. явилось как раз повыше­ние церковной культуры населения. Теперь уже просвещенные православ­ные христиане знают, что посещать кладбища следует не на Пасху, а на Радо-ницу, так называемую Пасху мертвых. По данным ГУВД г. Москвы, число москвичей, посетивших кладбища в Пасхальное воскресенье, в 1998 г. со­ставляло 2 014 500 человек, в 1999 г. оно сократилось в 2,6 раза — 774 300 че­ловек. В то же время возрос интерес к пасхальным службам — во время литургии в храмах присутствовали 77 148, а на прилегающих территориях расположились еще 66 436 человек (в 1998 г. эти цифры составляли 71 095 и 39 538 человек соответственно)12.

Не только рядовые верующие, но и российская элита приобщается к православию прежде всего через его внешнюю, этикетно-ритуальную фор­му. По мнению преподобного Л. Кишковского из экуменического отдела Православной церкви в Америке, президент В.В. Путин демонстрирует «глубокое знание» церковной службы и ритуала в отличие от многих пост­советских лидеров, включая бывшего президента Б. Ельцина, который, находясь в церкви, часто выглядел растерянным. Глядя на фотографии напряженных российских политиков, судорожно вцепившихся в свечки во время службы, россияне называют этих людей «подсвечниками». На рели­гиозных лидеров, встречавшихся с российским президентом, он произвел «впечатление настоящего православного». Это первый открыто верующий глава государства, который помогает определить место религии в постсо­ветском пространстве13.

Общественно-личное измерение религиозности заметно и в других сфе­рах. Путин и его супруга регулярно бывают на церковных службах, сам Пу­тин часто посещает церкви и монастыри во время поездок по стране. Рос­сийская пресса публикует статьи о том, что президентская чета, следуя клас­сической российской традиции, обращается за советом и наставлением к монахам. Советником президента часто называют архимандрита Сретен­ского монастыря в Москве Тихона Шевкунова, а супруга президента поддер­живает давние отношения со своей «духовной матерью» Людмилой из Свя-тогорского монастыря.

Отношение Путина к собственной религиозности оказывается привле­кательным для широких слоев населения, которых можно назвать «верую­щими в Путина»: эти люди считают себя православными, имеют представ­ление об учении и обрядах, но при этом комфортно чувствуют себя в свет­ской России. Их устраивает согласие между Церковью и государством, придание православной церкви значимой роли в социальных преобразова­ниях, но они не хотели бы, чтобы церковь, как это было до революции, вновь стала государственной. Иными словами, они одобряют то, что столовая в Го­сударственной Думе сегодня предлагает постное меню, но не хотят, чтобы оно было обязательным14.

12 Московский Комсомолец. 1999. 13 апр.

13 The Washington Times. 2004.02.27.

14 Источник: Newsru.Com. 2004.02.27.

Закономерность массового религиозного сознания заключается в том, что наступающая религиозность очень быстро, ускоренными темпами, превра­щается в чистую формальность. Социологические данные показывают, что сама религия подавляющим большинством, в том числе и православных верующих, понимается «не религиозно», а социально-утилитарно — как средство поддержания культуры и морали. Большинство новых верующих называют себя верующими не столько потому, что они действительно верят в Бога и в неотделимые от веры в Бога основные положения религиозного мировоззрения, а потому что считают, что религия — полезна для общества, быть верующим — хорошо. Посещение церкви, соблюдение постов и т.д.

практически не растут и остановились на довольно низком уровне. Ради мо­литвы в церковь ходят только 18% ве­рующих, ради проповеди — 9%. Таким образом, у громадного числа лиц, даже идентифицирующих себя как верую­щие, вера практически не наполнена никаким конкретным содержанием15. Наряду с внешним этикетом (риту­ально-церемониальная сторона религи­озности) элементом религиозности надо считать следование этическим принципам вероисповедания, напри­мер таким, как сострадание ближним, не прелюбодеяние, соблюдение запове­ди «Не суди и не судим будешь» и др. Основные черты русской православной религиозности, по мнению священни­ка М. Мальцева16, включают в себя: жертвенность, мученичество, исповед-ничество (стояние в вере), жажда подвига; исповедальность; бесконечное тер­пение (долготерпение); покорность Промыслу Божию; избранничество (мес­сианство); верность, достоинство, сосредоточенность, проникновенность, простодушие, мудрость, смирение, поэтичность, непосредственность, откро­венность, братскость в вере; аскетизм; живое чувство всеединства; всепроще­ние; душевность, сердечность, доверительность, человечность, всепоглоща­ющая любовь, сострадательность; тяга к вечному; готовность к сверхчелове­ческому страданию; желание духовно-нравственного совершенства; дар покаяния; совестливость; свободное повиновение, служение не за страх, а на совесть; чувство непрестанного предстояния пред Богом; подвижничество; готовность умереть за идеал. Высшим выражением русской православной религиозности является феномен святости. Святые лучше и полнее, чем кто-либо выразили многообразие русского православного религиозного опыта. Такие нравственные качества, характеризующие русскую религиозность, формировались на протяжение целого тысячелетия. Их невозможно изме-

Воронцова Л.М., Филатов СБ., Фурман Д.Е. Религия в современном массовом сознании // Со-

цис.1995. № 11. С. 81-91.

Свящ. Мальцев М.. О русской православной религиозности (www.samara.orthodoxy.ru).

рить в одном социологическом исследовании или опросе, направленном на изучение массового сознания. Нравственный аспект религиозности прояв­ляет себя в избранных, а не в массовых ситуациях. За всю историю русского православия найдется немало случаев проявления героизма, святости или подвижничества. Тем не менее они не выступают повседневной практикой и не встречаются на бытовом уровне. Подвижнические черты национального характера — итог многовековой истории страны, которая дала целую гале­рею культурных героев: старцы, праведники, блаженные, милостивцы, дол-гострадальцы, утешители, странники, отшельники, благочестивые пасты­ри и монашествующие.








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1031;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.