Американцы верят в Бога, «летающие тарелки» и ведьм

Американский Бог — мужчина. 42% американцев считают, что Бог — мужчина. Лишь 1 % опрошен­ных агентством Harris Interactive предпочитает считать Всевышнего — женщиной. 38% опрошен­ных склоняются к версии, что Бог не мужчина и не женщина.

9% жителей США убеждены, что у Бога есть руки, ноги, голова и прочие части человеческого тела. 48% думают, что Вседержатель обладает телом, но оно не обязательно имеет человеческую фор­му. 27% придерживаются версии, что у Всевыш­него нет тела.

29% американцев считают, что Бог полностью управляет всеми событиями происходящими на Земле. 50% полагают, что Создатель вниматель­но следит за всем, но не вмешивается в дела земные. Меньшинство — 6% — убеждены, что Всевышний вообще не обращает внимания на Землю. 53% американцев думают, что христиане, мусульмане и иудеи верят в одного и того же Бога, просто по-разному ему молятся. 32% придержи­ваются противоположной точки зрения.


По данным Virginia Commonwealth University, 42% американцев убеждены, что Библия содержит подлинные слова Бога. 37% уверены, что Библия содержит божественное откровение, но оно

не должно восприниматься дословно. 14% опро­шенных заявили, что Книга Книг создана людьми. Примерно 56% жителей США — протестанты. Католики составляют примерно 28% населения, иудеи — 2%, мусульмане — 1%. Примерно 3% на­селения исповедуют индуизм, буддизм, бахаизм и т.д. Примерно каждый десятый житель США — атеист.

www. wash profile, org

обряд крещения. А первым христианским экзорсистом был сам Иисус, из­гнавший однажды из одержимого целый «легион» нечистых духов, которые вошли затем в свиней и бросились в море.

Церковь осуждает не веру в колдовство, в возможность общения с духа­ми, а участие в колдовстве и общении с духами, индивидуальное действие, что означает пособничество дьяволу. Христианство всегда сопровождалось суевериями. Средневековые крестьяне, без сомнения, были суеверны — они, так же как и современные верующие, верили в приметы, помнили и, не за­думываясь, исполняли языческие обряды на Святки, Масленицу, Ивана Купалу. Но при этом оставались христианами, сами считали себя таковыми

(в терминах современной социоло­гии — религиозная самоидентифика­ция). От Церкви за исполнение указан­ ных обрядов их не отлучали. Если бы тогда проводились анкетные опросы, то религиозная ситуация в средневековом обществе скорее всего была бы схожей с нынешней: на словах большинство заявляет о своей приверженно­сти христианской вере, а на практике оно же верит в приметы и магию, про­пускает богослужения, сквернословит, подсмеивается над попами, посто­янно согрешает и занимается блудом.

Конечно, когда россияне, считающие себя православными, видят в хри­стианских таинствах, обрядах и ритуалах магические действия, это говорит об ущербности их веры и представлений о христианстве: в Церкви много мистического, но никакой магии нет. Так, явления чудесного исцеления с помощью святых икон, мощей неоднократно засвидетельствованы в церков­ной истории. Святые также исцеляли, предсказывали будущее, общались на расстоянии — и это зафиксировано во многих житиях. В саму магию верят многие сознательные и вполне образованные христиане, как верят они в существование зла, добра, любви. Да и как же не верить в магию, пишет свящ. Вл. Вигилянский26, если в стране только зарегистрированных (т.е. имею­щих лицензию) чародеев и ведьм сегодня более 300 тыс. (для сравнения: православных священников на территории России — около 15 тыс., или в 20 раз меньше), если объявления об услугах колдунов печатают сотни, в том числе и респектабельных, центральных журналов и газет, если их приглаша­ют выступать на ТВ и радио?

Вера в нечистую силу, амулеты и сглаз существовала во все времена, как только человечество научилось фиксировать происходящие события сначала на папирусе, а потом и на бумаге. Разрушение основ веры, хаос и аномия в обществе, кризис духовности зафиксирован на древнеегипетских папирусах 2 450 лет до н.э. С тех пор угрожающие предупреждения повторялись с пе­риодичностью один раз в каждое поколение на протяжении 4,5 тыс. лет.

И сегодня уровень религиозности, по мнению социологов-эмпириков, скатился до непростительно низкого уровня. Обыденное сознание утриру­ет православное учение, низводит его до простейших истин, примитивизи-рует культ веры, а богослужение низводит до уровня внешней обрядности. Более молодые и образованные россияне, с одной стороны, активней пожи­лых и малообразованных обращаются сейчас в православие, а с другой —

Свящ. Вигилянский Вл. Новое исследование по старым рецептам // Новый мир, 2001. № 4.

сильнее их привержены популярной магии, астрологии, нетрадиционным верованиям. Может быть они хуже понимают слово и дух Священного Пи­сания? Скорее всего нет, поскольку достаточно грамотны для этого. А мо­жет быть их что-то не устраивает в самом христианстве, которое сформиро­валось две тысячи лет тому назад, с тех пор не изменялось и уже не отвечает быстро меняющейся обстановке в обществе? Может быть молодежь тянет к культурному разнообразию и культурному многообразию?

Пытаясь объяснить этот парадокс, Б.В. Дубин правильно утверждает, что молодые россияне, с одной стороны, «вносят в православные верования некоторые рационализирующие и универсализирующие моменты — алле­горизм, моралистичность, а с другой — усиливают в массовом православии элементы магии и оккультизма. Эти элементы и прежде (да, вероятно, всег­да) входили в состав массовых православных верований, но были связаны в них с традиционализмом более пожилых групп православных. Теперь же они (среди прочего, под влиянием средств массовой информации, рекламы по каналам масс-медиа соответствующих услуг и т.п.) включаются в популяр­ное православие как моменты относительно новых, более универсалистских и рационалистических ориентации. Насколько можно судить, похожий кон­гломерат из языческих и христианских верований, символов и пр. — но тоже в разном их функциональном сочетании и смысле — складывался на перво­начальных этапах распространения христианства. Например, в обиходе ре­лигиозно-аморфных масс, с одной стороны, и в более образованных кругах гностиков — с другой»27. Отношение россиян к магии и астрологии приве­дено в табл. 15.

Таблица 75 Отношение россиян к магии и астрологии (в % к числу опрошенных)

 

Верят ли россияне в... 1992 г. 1998 г.
Приметы
Вещие сны
Предсказания астрологов
Вечную жизнь

Источник: Дубин Б.В. Православие, магия и идеология в сознании россиян (90-е годы) // Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год. М., 1999. С. 362—363.

За прошедшие 15 лет, когда россиянам разрешили думать и говорить то, что они считают нужным, верить в то, что им больше всего подходит, уро­вень декларируемой религиозности возрос в несколько раз. Под деклариру­емой религиозностью надо понимать заявленное вслух вероисповедание, т.е. вербальный модус религиозности. Но существует, как мы знаем, и дру­гой модус — поведенческий, который проявляет себя в реальных поступках, например участии в богослужениях. Как выяснили социологи, в том числе исследователи ВЦИОМ, «декларированная принадлежность к православию не влечет для подавляющего большинства респондентов ни регулярного

27 Дубин Б.В. Православие, магия и идеология в сознании россиян (90-е годы) // Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год. М., 1999. С. 361.

соблюдения основных обрядов (молитвы, причастия, исповеди), ни более или менее частого посещения церковных служб, ни практического участия в жизни храмовой общины, ни вообще какой бы то ни было реальной дея­тельности по воплощению христианских идеалов в повседневную жизнь. 83% отнесших себя в 1998 г. к верующим ни разу за последние 12 мес. не со­вершали актов благотворительности (среди неверующих — 86%), свыше 93% не занимались никакой деятельностью в пользу церкви (среди неверую­щих — 99%); тем не менее около 40% верующих выделяют именно благотво­рительную функцию церкви как важнейшую»28.

Смысловую сторону христианства начали искать чуть ли не от времен -Изгнания из Рая- наших первопредков

Расхождение между словами и поступками присуще самым разным об­ластям деятельности человека, а не только религиозной. Тем не менее только здесь оно приобретает несуразную форму двойной морали. Люди заявляют о своей вере и ничего не делают для того, чтобы подтвердить ее в поступках. Религия необходимы нашим современникам не своей внешне-обрядовой, а своей внутренне-смысловой стороной. В православии они ищут ответа на вечные вопросы бытия, в том числе о смысле жизни. Вполне естественно, что, говоря о значении религии лично для себя, верующие, по данным того же ВЦИОМа, прежде всего подчеркивают, что «религия заставляет задумы­ваться о смысле жизни, о душе» (48%), «помогает быть терпимым к людям, к их недостаткам» (45%)29.

Смысловую сторону в православии россияне искали даже в те тяжелые годы, когда нельзя было открыто соблюдать его обрядовую практику. В 1930-е гг. большевистская партия поспешила заявить, что в стране прове-

28 Дубин Б.В. Православие, магия и идеология в сознании россиян (90-е годы) // Куда идет Россия?
Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год. М., 1999. С. 366.

29 Дубин Б.В. Религиозная вера в России 90-х годов// Мониторинг общественного мнения. Эконо­
мические и социальные перемены. М., 1999. № 1 (39). С. 31—39.

дена всеобщая коллективизация крестьянства, индустриализация городов, ликвидированы массовая неграмотность и безработица, а также религиоз­ные пережитки. К тому времени власть расстреляла десятки тысяч верующих и священников, разрушила тысячи храмов и монастырей, а за открытое при­знание религиозности людям грозило как минимум исключение из комсомола или партии. Средствами массовой информации в 1930-е гг. широко пропаган­дировалась версия о сплошном атеизме населения. Будучи уверены в окон­чательном разгроме православия, власти не побоялись включить в лист пере­писи населения 1937 г. вопрос об отношении респондента к религии (вопрос № 5). Все респонденты старше 16 лет должны были сначала определить свое отношение к религии — верующий или неверующий, и только затем у веру­ющих спрашивали, по самоопределению, о вероисповедании.

Об отношении населения к вопросу о религиозных убеждениях говорят сохранившиеся в архивах донесения сверхсекретного порядка в адрес Стали­на и Молотова. Из высказываний респондентов видно, что на их сознание давят и страх перед репрессиями и расстрелами, и память о страшном голоде с его жертвами, о насильственных выселениях в период коллективизации. Люди боялись не только за себя, но и за своих родственников: не выгонят ли их с работы, не лишат ли куска хлеба. Можно предположить, что в условиях беспрецедентного прессинга немногие решились искренне ответить на воп­рос о своей религиозности. Тем не менее результаты переписи оказались нео­жиданными для властей. Ответы на вопрос о религии были получены от 80%

Врезка

И.И. Мочалов








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 565;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.