Считаете ли вы себя верующим человеком, и если да, то к какому вероисповеданию (конфессии) вы себя относите?
Источник: Фонд «Общественное мнение»: Религиозность и воцерковленность (http://bd.fom.ru)
Уровни религиозности можно определять и описывать по привычной пятибалльной шкале: очень высокий; высокий; средний; низкий; очень низкий.
Религиозность населения можно измерять не только по количеству верующих в той или иной конфессии, например на основе социологических опросов, выяснив у респондентов конфессиональную самоидентификацию, но также глубину и устойчивость религиозных верований, иными словами, рассматривая религиозность как феномен массового сознания. Р.А. Лопаткин предлагает измерять рост уровня религиозности по доле верующих в общем составе населения и повышением степени религиозности, т.е. глубиной веры, интенсивностью религиозных переживаний и культовых действий40.
Социально-экономические перемены, произошедшие в России в 1990-е гг., не могли не отразиться на религиозном сознании и его показателе — уровне религиозности населения. Резко возросла религиозность. Согласно исследованиям середины 1980-х гг., к верующим относили себя около 10% взрослых,
38 Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред.
К. Каариайнена, Д. Фурмана. М.; СПб., 2000.
39 Свящ. Вигилянскии Вл. Новое исследование по старым рецептам // Новый мир. 2001. № 4.
40 Лопаткин Р.А. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной
ситуации (www.religare.ru).
в середине 1990-х гг. — уже 40%. При этом православные до перестройки 1985 г., по одним данным, составляли 6—8%, по другим в 1989 г. их было около '/з, в 1990 - 46%, в 1993 - около '/2, в 1994 - 57%, в 1995 - 42%, в 1996 -около 43% от всего населения. В 1997 г. были получены четыре разных результата по доле православных: 45, 49, 50 и 55,6% населения. Более высоких показателей зафиксировано не было: в 1998 г. 51%, в 1999-м — 54% москвичей41. Иными словами, до перестройки каждый 20-й идентифицировал себя с православием, к началу 2000-х гг. — примерно каждый второй42.
Согласно общероссийскому опросу Института социологического анализа, в 1997 г. 49% жителей России старше 18 лет считали себя православными, 37,4% — не считали себя верующими, 8,3% затруднились ответить, 3,2% назвали себя мусульманами, лишь 0,8% — приверженцами протестантских деноминаций, 0,2% —католиками, 0,2% —буддистами, 0,1% — иудаистами, еще 0,8% делят между собой остальные религии43. Согласно этносоциологическим исследованиям в Татарстане (бывшей Татарской АССР) в начале 1970-х гг. среди татар доля религиозности была выше, чем среди русских. Это относится как в целом к татарам и русским, так и ко всем социально-профессиональным, возрастным и половым группам44. Религиозность больше была присуща старшему поколению. Среди опрошенных татар в возрасте 50—59 лет верующими назвали себя 57%, отмечающими религиозные праздники — 58%. Среди 18—22-летних опрошенных верующими назвали себя 6%, отмечающими религиозные праздники — 13%. По социально-профессиональному признаку менее всего религиозными были следующие категории населения (в порядке уменьшения атеистичности): интеллигенция (40,4% атеистов), служащие (19,3%), механизаторы (12,1%), разнорабочие и другие работники ручного физического труда (4,5%)45. Новейшие исследования в этой области дают следующие результаты: верующими называют себя 86% татар — жителей села и 67% горожан46. Уровень религиозности для представителей различных возрастных групп следующий: среди лиц 60 лет и старше — 84% верующих, 30—39 лет — 65%, 18—24 года — 53%)47. Уровень образования больше не оказывает определяющего влияния на уровень религиозности, как это было совсем недавно. Однако входе исследования Е.С. Элбакян и СВ. Медведко48, охватившего все регионы России и все конфессии, обнаружилось явно выраженное чис-
41 Пейкова З.И. Отношение к Церкви в России и других странах//Исторический вестник. 2000. №9—10.
42 Возможно, произошла стабилизация процесса самоидентификации.
Зубов А.Б. Православная вера, национальная психология и политика // Полития. Вести, фонда «Российский общественно—политический центр». М., 1997—1998. № 4 (6). С. 28.
44 Социальное и национальное. Опыт этносоциальных исследований по материалам Татарской АССР.
М., 1973. С. 136-137.
45 Там же. С. 137-138.
Гузенкова Т.С, Коростелев А.Д. Этнокультурная ситуация в республиках Российской Федерации. М., 1994.
Возрождение культурных ценностей Ислама в национальном движении и повседневном поведении татар (www.mtss.ru).
Элбакян Е.С, Медведко СВ. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения россиян.//Социс, 2001, №8.
ленное превосходство верующих над неверующими среди старшего поколения и обратное соотношение среди молодежи и лиц среднего возраста. Вероятно, с возрастом люди больше задумываются над проблемами жизни и смерти, а возможно, что скрывавшие в советское время свои религиозные убеждения пожилые люди сегодня смогли открыто о них заявить. По критерию грамотности неверующие в целом являются более образованными, чем верующие, которые преобладают только в группе людей, не имеющих законченного среднего образования. Имеют ученую степень, высшее, среднее образование и не имеют среднего образования среди верующих, соответственно, 2, 21, 65 и 12%; среди неверующих — 3, 23, 68 и 6%. В соотношении верующих и неверующих среди мужчин и женщин в России существует четкая связь между полом и верой: среди верующих преобладают женщины, составляя примерно 60% общего числа верующих, в то время как среди неверующих женщины составляют примерно 35—40%. Социологи пришли к важному выводу: социально-демографические характеристики контингента верующих и неверующих в России не изменились со времен советской власти: среди верующих в качестве большинства оказываются женщины, пожилые люди и люди с невысоким уровнем образования. Среди неверующих, напротив, преобладают мужчины, относительно молодые, с высоким уровнем образования. Исследования, проводимые в 1960—1980-е гг. в Советском Союзе подтверждают те же тенденции49. Верующие как тогда, так и теперь относятся к малодоходным группам населения, а неверующие — к более обеспеченным (табл. 16).
Таблица 16
Распределение верующих и неверующих на группы в соответствии со среднемесячным доходом на одного члена семьи (в %)
Среднемесячный доход руб./человек | Верующие | Неверующие | Общее |
До 600 | 48,0 | 34,7 | 42,9 |
От 601 до 1200 | 37,1 | 45,6 | 40,3 |
От 1201 до 2400 | 11,2 | 14,9 | 12,6 |
От 2401 до 4 800 | 2,7 | 4,0 | 3,2 |
От4801 и выше | 1,0 | 0,9 | 1,0 |
Итого | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Источник: Элбакян Е.С., Медведко СВ. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения россиян. // Социс. 2001. № 8.
Уровень религиозности варьируется в разных возрастных группах в зависимости от того, в какие годы проходила ее активная социализация. По результатам социологического исследования, проведенного в 2002 г. аналитическим управлением департамента информационной политики Тюмени (2 500 опрошенных) в городах и районах Тюменской области, верующими себя назвали 54,7%50. Во всех возрастных категориях процент людей, считающих себя верующими, выше процента людей, считающих себя неверующими. Возрастная динамика верующих выглядит таким образом: с 61% число верующих в
49 Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979; УгриновичД.М. Введение в религиоведение. М., 1985.
50 Информация о религиозной ситуации в Тюменской области (http://ta.trtc.ru).
первой возрастной группе — 18—26 лет — снижается до 54%, во второй группе — 27--36 лет — и достигает своей нижней отметки (48%), в третьей возрастной группе — 37—45 лет. В следующей, четвертой группе — 46—54 года — количество верующих поднимается на 2%, в пятой — еще на 2% (55—63 лет), в шестой поднимается на 5% (64—73 года), снижается на 6% в седьмой группе (74-82 года) и резко взлетает до 80% в восьмой группе — старше 83 лет.
Падение числа людей, считающих себя верующими, в возрастном промежутке первых трех возрастных категорий с 61% до 48% может быть объяснено особенностями социализации, проходившей в разные исторические эпохи. Так, социализация тех, кому сейчас 18—26 лет (годы рождения 1984-1976), протекала с 1986 по 1991 г. — период горбачевской перестройки; возрастная
группа 27—36 лет (1975—1966) вступила в полосу активной социализации в 1976—1985 гг. — брежневско-горбачевс- кий период. А вот третью группу — 37— 45 лет — составляют «чистые брежнев-цы», которым к 1991 г. было по 30 лет. Начиная с 20 лет, их активная социализация прошла под флагом атеизма.
Некоторые авторы, в частности Г.Е.Гудим-Левкович51, определяет уровень религиозности как количественный показатель наличия и масштабов распространения влияния религии, устанавливаемый через процентное соотношение респондентов, обладающих признаками религиозности, ко всей выборочной совокупности. Оценка этого зависит от степени религиозности— количественно-качественного показателя, фиксирующего интенсивность проявления признаков религиозности на исследуемом объекте. Комплексным показателем религиозности, раскрывающим ее конфессиональные, национальные, региональные и исторические особенности, выступает характер религиозности.Обобщающим понятием, охватывающим все параметры исследуемого объекта, т.е. уровень, степень и характер религиозности, должно быть «состояние религиозности».
Как считает священник М. Мальцев52, характер религиозности определяется ее содержанием, носителем, преобладающим признаком, направленностью и другими факторами. В этой связи можно различать религиозность:
♦ истинную и мнимую (ложную, псевдорелигиозность);
♦ индивидуальную и массовую, личную, семейную, групповую, народную (народа в целом) или общественную;
♦ сокровенную и открытую, тайную и явно манифестационную;
♦ глубокую и поверхностную;
♦ развитую и неразвитую;
♦ конфессионально ориентированную или неконфессиональную (например, политического, литературного характера и т. д.).
Конкретные показатели религиозности, по его мнению, зависят от той сферы православной жизни, которую рассматривает исследователь: подвижничество, почитание святых и святынь, паломничество, русский православный фольклор и песнетворчество, храмоздательство (забота о благосостоянии храмов), благотворительность.
Гудим-Левкович Г.Е. Религиозная ситуация в Архангельской области в конце XX века (www.rlinfo.ru). Свящ. Мальцев М. О русской православной религиозности (www.samara.orthodoxy.ru).
Другим претендентом на роль обобщающего показателя выступает понятие «религиозная ситуация».Основное ее содержание определяется состоянием религиозности, которое рассматривается в двух аспектах, или на двух уровнях: массового сознания и институциональном. В первом случае — это характеристики религиозности населения, во втором — характеристики деятельности религиозных организаций. По мнению Р.А. Лопаткина53, «религиозная ситуация» — это обобщающая характеристика всего комплекса религиозных проявлений на конкретном исследуемом объекте (поселенческая, производственная, административная или территориальная единица) в определенный момент времени, в их взаимосвязи между собой и с социальной целостностью (социумом, другими сферами и сторонами общественной жизни). Религиозная ситуация характеризуется наличием, типом (характером) и интенсивностью религиозных проявлений, динамикой и направленностью их изменений, характером и степенью их воздействия на общество или исследуемый объект.
«Благословение-Развитие религиозной ситуации в России К. Каариайнен и Д. Фурман54 представляют как движение «духовного маятника», который раскачивается между религиозностью и атеизмом на протяжении истории российского общества. По их мнению, общий низкий уровень религиозности сочетается сегодня с высоким уровнем общественно-политического внимания к религии. Дело в том, что именно в религии многие политики и общественные деятели ищут источник «национальной идеи»55. В Эстонии русское и русскоязычное население, используя усиление православия как средство противодействия ассимиляционным тенденциям, демонстрирует гораздо более высокий уровень религиозности, чем население России56.
Уровень религиозности у некоторых народов является элементом этнического самосознания. Правда, в современных условиях он ведет себя достаточно противоречиво. Так, если проанализировать результаты опросов
53 Лопаткин Р.А. Религиозная ситуация (www.religare.ru).
54 Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред.
К. Каариайнена, Д. Фурмана. М; СПб., 2000.
55 Там же. С. 242.
56 Там же. С. 244.
городского и сельского населения Татарстана в 1994 г., то с одной стороны, на вопрос «что роднит Вас с людьми Вашей национальности?», на первом месте у горожан-татар назван язык (76,9%), на втором — культура, обычаи, обряды (66,7%), далее — черты характера, психология (50,8%), исторические судьбы, прошлое (33,5%), общая государственность (21,7%), и лишь на последнем месте — религия (21,4%). С другой стороны, среди условий, необходимых сейчас более всего для возрождения народа, поддержка религии была названа 48,8% сельских жителей и 30,7% горожан57.
Методологические трудности в работе с показателем «уровень религиозности», который кажется на первый взгляд совершенно ясным и точно измеряемым, возникают всякий раз, когда социолог ставит вопрос: а кого считать религиозным человеком? Так, в 1993 г. уровень религиозности (количе ство верующих в Бога и соблюдающих религиозные обряды) составил по России 10%, в Архангельской области 5%. Такие данные вступают в противоречие с общепризнанной статистикой, отмечавшей всплеск религиозности в стране именно в этот период, когда по разным сведениям уровень ее колебался от 40 до 80%. Такая ситуация вполне объяснима, поскольку в первом случае, эти цифры отражали количество верующих в Бога и соблюдающих религиозные обряды, а во втором — количество верующих в Бога. В одном случае люди сами идентифицировали себя с религией, а в другом — за ними наблюдали со стороны и фиксировали, как часто они соблюдают обряды.
Многие социологические исследования основаны на самоидентификации(самооценка, самоопределение, самозачисление) респондента, наличной, субъективной оценке уровня своей религиозности. В связи с этим нужно помнить, что может происходить некоторое искажение объективной реальности в сторону завышения или занижения оценки степени собственной религиозности, причем отчасти такое происходит непроизвольно. Завышение религиозной самооценки случается чаще всего в силу неопытности в религиозной жизни, когда любой уровень религиозного опыта, даже самый небольшой, кажется человеку достаточным или значительным. И субъективно он в этом прав. Занижение уровня религиозности присуще индивидам с максимально большим опытом духовной жизни. Гипертрофированная критичность по отношению к себе происходит в силу особенностей православного самосознания. Трудно судить о степени искажения самооценки в ту или иную сторону, но в любом случае самоинденфикация является показателем значимости религиозных ценностей для человека58. В табл. 17 приведена динамика уровня религиозности населения за 1988—1992 гг.
Весной 2000 г. Российским независимым институтом социальных и национальных проблем проведено социологическое исследование по репрезентативной всероссийской выборке (опрошено 2050 человек)59. Для выде-
7 Возрождение культурных ценностей Ислама в национальном движении и повседневном поведе
нии татар (www.mtss.ru).
8 Журавлева И.В., Пейкова З.И. Религиозность российских и финских подростков // Социс. 1998.
№ 10. С. 138.
Элбакян Е.С., Медведко СВ. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения россиян.//Социс. 2001. № 8.
ления групп верующих выбран критерий самоопределения (самоидентификации). В выборке оказалось 42% верующих и 28% неверующих, 30% колеблющихся. Анализируя проблемы самоидентификации респондентов, ученые обратили внимание на то, что в массовых опросах существует довольно серьезное несовпадение общего числа верующих с общим количеством приверженцев конкретных конфессий (69,5%), т.е. при мировоззренческой самоидентификации часть респондентов не определяет себя как верующих, но в то же время, отвечая на вопрос «Если Вы верующий, то к какой конфессии себя относите?», считают себя приверженцам тех или иных, чаще всего традиционных конфессий. Подобное явление объясняется идентификацией ими «православия» или «ислама» с национальным образом жизни, с той культурой, типом цивилизации, принадлежность к которым для данных респондентов естественна.
Таблица 17 Динамика уровня религиозности населения (по самооценке) (РСФСР, РФ, % от числа опрошенных)
Признали себя | ||||
Нерелигиозными (атеистами) | ||||
Православными | ||||
Верующими других конфессий | ||||
Затруднились ответить или не дали ответ |
Источник: Чеснакова В.Ф. Процесс воцерковления населения в современной России. М., 1994. С. 3.
По результатам исследований ВЦИОМ, если в 1989 г. только 30% опрошенных считали себя православными, то в 2002 г. эта цифра выросла до 57%. При этом всплеск числа верующих наблюдался чаще всего в нестабильные с экономической точки зрения годы — 1993, 1994 и 1999 г. (соответственно 50, 56 и 54%). Пока неясно, чем объяснить рекорд религиозности 2002 г. — самого стабильного, по уверениям экономистов, за последние 10 лет. Как заявляли социологи ВЦИОМа, последнее время наблюдается явная тенденция роста числа верующих в стране60.
Однако в 2003—2005 гг. рост религиозности населения замедлился, он уже не носил взрывного характера, как десять лет назад. Религиозные организации, как правило, уже вобрали в себя определенное количество приверженцев. Нынешняя ситуация характеризуется не столько внутренними религиозными процессами, сколько внешними. Речь идет о влиянии религиозных объединений на общественную жизнь и государственную политику.
Правда, первым сообщил о новой тенденции — замедлении темпа роста религиозности населения — Санкт-Петербург, который, как правило, раньше других улавливает тенденции изменения общественного сознания. В 1995 г. в Санкт-Петербурге был максимум верующих (61,3%), затем шло постепенное уменьшение (60% в 1999 г., 58,6% в 2000 г.). Меньше всего атеистов было тоже в 1995 г. (34,8%), постепенно их число увеличивается (37% в 1999 г., 37,3% в 2000 г.). Если по стране число верующих растет, то в Пе-
50 Известия.Ru. 25.04.2003.
тербурге — обратная тенденция: их количество падает. Это связано и с тем, что некоторые разуверились в церкви, а также с процессами, происходящими внутри самой церкви, и с гедонистическими устремлениями, все прочнее уживающимися в жизни современных россиян61. Если же учесть, что Петербург всегда был городом опережающих тенденций, то можно сказать, что подобные же процессы будут постепенно охватывать и всю страну.
В целом религиозная активность населения и раньше была невелика. К примеру, посещает храм ежедневно 1 % верующих, в неделю не менее трех раз — 2%, один раз — 7%, только по религиозным праздникам — 11%, «изредка, когда есть время» — 39%. Вовсе не бывают на богослужениях — 23%. Что же касается соблюдения религиозной обрядности, то ее можно считать относительно высокой. Регулярно исполняют обряды 10%, частично —47%, не исполняют совсем — 31%. По систематичности отправления религиозных обрядов высшую ступень занимают пенсионеры (31%), вслед за ними идут 16-17-летние (14%)62.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 727;