Как часто вы обычно причащаетесь?
Источник: Фонд «Общественное мнение»: Религиозность и воцерковленность (http://bd.fom.ru)
ОБРЯДОВАЯ СТОРОНА РЕЛИГИОЗНОСТИ
При определении уровня религиозности необходимо обратить внимание и на такие показатели, как знакомство с предметом веры, степень проявления каких-либо форм религиозной деятельности в рамках своей веры и т.д. С этой целью социологи обычно включают такие вопросы, как «читали ли вы Библию?», а вопросы, касающиеся чтения специальной литературы, просмотра телепередач на религиозные темы. Согласно данным обследования студенческой молодежи, полностью прочли Библию лишь 8% опрошен-
69 Перспективы гуманитарного образования в средней школе. М., 1992. С. 4.
ных, большую часть — 26%, читали только некоторые отрывки — 50% и не читали вообще 16%. Если сопоставить эти результаты с ответами на вопрос о том, считает ли человек себя религиозным или нет, обнаруживается очень неожиданная тенденция — лишь 1 % респондентов, относящим себя к религиозным людям, полностью прочли Библию, т.е. объективно являются глубоко верующими. Что касается чтения другой литературы на религиозную тему и просмотра религиозных передач, то опрос показал, что подавляющее большинство респондентов (60%) никогда не обращаются к данным источникам информации и лишь 5% делают это часто. Если к литературе кто-то периодически обращается, то к просмотру передач, вне зависимости от ответов на другие вопросы, практически все отнеслись скептически: «Ни к чему нам слушать болтовню этих попов»70.
Вы читаете или не читаете евангелие и другие тексты, положенные для чтения (апостольские послания, ветхий завет)? если да, то как часто вы читаете евангелие и другие положенные для чтения тексты?
Источник: Фонд «Общественное мнение»: Религиозность и воцерковленность (http://bd.fom.ru)
Знание религиозного учения, желание читать Библию, посещение церкви и приобщение к православным таинствам с научной точки зрения выступают вполне объективными критериями религиозности, которые трудно поставить под сомнение или опровергнуть. Одна сторона вопроса — заявления респондентов о своей вере, не подтвержденное делами, другая сторона — реальные поступки, которые заставляют сомневаться в искренности слова. Расхождение между словом и делом в России велико и составляет 10-кратную величину. Иными словами, по самоидентификации верующих от 60 до 80%, а тех, кто посещает церковь не реже раза в месяц и часто молится — всего 6—7%.
Поданным фонда «Общественное мнение», в 1993 г. среди респондентов, считающих себя православными, 57% никогда не исповедовались и не причащались, 44% — не читали Евангелие. По данным Центра социологии ре-
0 Кравченко А.И. Социология. Общий курс. М., 2002. С. 163.
тональных и национальных отношений ИСПИ РАН, в 1998 г. среди верующих (по самооценке) москвичей только 24% всегда соблюдали религиозные предписания, 34% регулярно посещали богослужения. Более того, конфессиональная самоидентификация человека может обосновываться сугубо этнокультурными мотивами и ничего общего не иметь с религиозным мировоззрением. Так, среди опрошенных москвичей, самоопределившихся как православные, 11% считали себя при этом неверующими71. Особенно несоответствие религиозной самооценки и религиозного поведения характерно для православных респондентов. Например, среди москвичей, назвавших себя православными, 20% респондентов регулярно (не реже 1 раза в месяц) посещали богослужение, а среди опрошенных москвичей-мусульман — 52%. Правда, активность религиозного поведения повышается: в 1996 г. 9% опрошенных москвичей регулярно посещали богослужения, в 1998 г. — 15%72. Но это не меняет главного вывода: религиозность респондентов примерно в двух случаях из трех свидетельствует скорее об их мировоззренческих намерениях, нежели о традиционной вере в соответствии с конфессиональными канонами73.
В табл. 19 рассмотрено посещение религиозных служб в церкви по годам (1991-1999).
Таблица 19 Посещение религиозных служб в церкви (в % к числу опрошенных).
Частота посещений | ||||||||
От одного до нескольких раз в месяц | ||||||||
От одного до нескольких раз в год | ||||||||
Реже одного раза в год | — | — | — | |||||
Не посещали |
Источник: Дубин Б. В. Православие, магия и идеология в сознании россиян (90-е годы) // Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год. М., 1999. С. 363.
Однако разрыв между «вербальной» и «поведенческой» религиозностью, если здесь уместны подобные термины, сами по себе могут не сказать по существу проблемы ровным счетом ничего, если не учитывать другие, на этот раз более масштабные факторы. Важнейший среди них — непрерывность религиозной практики, свобода вероисповедания, непрерывное воцерков-ление людей и преемственность религиозных традиций из поколения в поколение. В западноевропейских, североамериканских, южноазиатских и ближневосточных обществах такие условия существовали. В США или во Франции, в Японии или Иране религию отцов дети и внуки наследовали через живую эстафету поколений. Там не уничтожали тысячи храмов, не убивали миллионы верующих, не запрещали религию и не насаждали вместо нее атеизм. Но Россия пережила в XX в. трагическую судьбу.
В нашей стране были уничтожены даже не тысячи, а десятки тысяч храмов. Так, в 1917 г. в стране насчитывалось 77 тыс. храмов, из них разруше-
71 Традиционные и нетрадиционные религиозные объединения в столице. М., 1998. С. 4
72 Данные Института социально-политических и региональных исследований РАН.
73 Покосов В.В. Динамика уровня религиозности населения // Наука. Политика. Предприниматель
ство. 2001. № 1-2(7-8).
нию подверглись от 50 до 60 тыс. Что касается убитых священников, то их насчитывалось не десятки, а сотни тысяч: по данным председателя Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий А.Н. Яковлева было уничтожено 200 тыс. священнослужителей и еще полмиллиона подверглись репрессиям74.
Советская политическая система считала религию своим злейшим врагом, идеологией, направленной на одурманивание трудящихся и отвлечение их от классовых интересов. Согласно теории марксизма, «религия будет исчезать в той мере, в какой мере будет развиваться социализм»75. Иными словами, отмирание религии считалось одним из показателей развития социализма. Руководители партии даже заявляли, что «Советский Союз стал первый в мире страной массового атеизма». Считалось, что уровень религи озности населения в конце 1970-х гг. не превышает 20% и имеет тенденцию к снижению. По данным А.И. Демьянова, в начале 1980-х гг. в Воронежской области оставалось лишь 9,8% верующих76. Страну почти удалось сделать безрелигиозной.
Естественно, что при таком давлении, длившемся на протяжении нескольких поколений, спасти живую цепочку поколений, передающих религиозные традиции и религиозные знания от отца к сыну, от матери к дочери, вряд ли удается. Ни одна страна мира, попади она в условия атеистического террора, будь она христианской, буддийской или исламской, не смогла бы сохранить высокий уровень религиозности и культурное многообразие религиозной практики. Очень многое за это время потеряла и Россия.
Вот почему не чисто формальные критерии77 — посещение богослужения, чтение Библии или приобщение к таинствам — должны служить показателем религиозности, а какие-то другие, более глубокие, внутренние. Десяткам миллионам россиян прежде надо залечить свои духовные раны, а потом уже с них можно спрашивать широкие познания.
Однако К. Каариайнен и Д. Фурман идут формально-логическим путем, не желающие считаться с историческими особенностями развития церковного сознания. С усердием начетчиков78 они требуют очень жесткие критерии: для определения «настоящих» верующих они сначала отобрали тех, кто заявил о себе как о верующем (самоидентификация дала им 40%). Из их числа ученые отобрали тех, кто посещает церковь не реже раза в месяц, — таких оказалось 9%, затем из них выделили тех, кто причащался не позже чем месяц назад (их набралось 4%). Но и на этом они решили не останавливаться. Если еще ужесточить критерии и добавить, например, соблюдение поста, или прочтение хотя бы раз Нового Завета, или отсутствие веры в астрологию и переселение душ, то группа «настоящих» верующих вообще исчезнет, превратившись в статистически незначимую величину, не превыша-
74 Известия. 1995. 29 нояб.
75 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.45. С. 474.
Демьянов Л.И. Факты против измышлений. Воронеж, 1989. С. 17.
Формальную религиозность именуют отбыванием «ногами» обязательных служб.
Свящ. Вигилянский Вл. Новое исследование по старым рецептам // Новый мир. 2001. № 4.
ющую десятых долей процента. В итоге «религиозного возрождения», о котором пишут СМИ и подтверждают своими исследованиями социологи, в России никогда не существовало79.
Более существенным критерием религиозности надо считать знание не буквы, а духа Священного Писания. По мысли С.Н. Булгакова, основным представляется минимальный опыт веры, встречи Бога с человеком в живом личном опыте: религиозный «опыт каждого отдельного человека не дает ощутить всю полноту религии, однако бывает достаточно живого касания к религиозной реальности, которое дается верою, в одном только месте, и тогда принимается как постулат, как надежда, как путь, и все остальное содержание религии, все ее обетования... Поэтому совершенно нет нужды каждому в своем личном опыте веры иметь все содержание данного религиозного учения, подобно тому, как нет необходимости для того, чтобы постигнуть природу науки, пройти весь научный путь человечества в своем личном опыте, достаточно познать ее на любом частном случае»80.
Врезка
З.И. Пейкова
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 656;