ИСТОРИЯ ОТНОШЕНИЙ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА

В древних обществах распространенной формой правления являлся тео­кратический абсолютизм: правители чтились как сверхъестественные суще­ства, а общественный порядок понимался как составная часть космическо­го и божественного устроения. Правитель являл собой связь между небом и землей. Источники свидетельствуют, что религия в древнем мире была не­обходимым элементом государства, обосновывала и закрепляла его един­ство. Религией санкционировались все политические права и обязанности граждан. Считалось, что боги приносят государству победу, могущество и славу, поэтому политические обязанности являлись религиозными, и наобо­рот, а религия понималась как неотъемлемая часть гражданских добродете­лей. Подобные представления, в частности, лежали в основе государствен­ного строя Римской империи, в которой не было известно о различии ре­лигиозных и политических учреждений.

Костюк К. Русская Православная Церковь в гражданском обществе // Социально-политический журн. 1998. № 2.

История свидетельствует, что религия и власть, попеременно являясь то партнерами, то конкурентами, никогда не сливались в единый духовно-пра­вовой механизм. Развитие христианства за 1 500 лет прошло путь от неприз­нания и гонений до абсолютного господства над всеми сторонами жизни европейского общества. В продолжение первых трех веков церковь суще­ствовала как государство в государстве, гонимая им, она сохраняла свою «автономию» и независимость в устройстве и внутренней жизни. Но и пос­ле IV в., когда христианство было признано, затем стало официальной ре­лигией государства, посягательства светских властей на власть религиозную не прекращались. И всякий раз короли получали отпор от пап, которые до­бились того, что область религиозной мысли и практики исключалась из-под контроля светского правителя.

История взаимоотношений государства и церкви уходит в глубокую древ­ность, а именно в 586 г. до н.э., когда произошло пленение евреев и пересе­ление их в Вавилон. Им позволили исповедовать свою религию, иудаизм, но частным образом, дома и между собой, а в общественных местах они обяза­ны были себя вести и думать как и все другие граждане. Это первый случай двойного стандарта поведения. Уже здесь прослеживается отделение ре­лигиозного исповедания от гражданского деяния. Через 600 лет по двойно­му стандарту пришлось жить и первым общинам христиан, которых в нача­ле новой эры преследовали римские власти. Они считали себя обществом внутри общества. Первое общество было религиозным, основанным на ра-

Врезкс








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 833;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.