ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ
ОТНОШЕНИЯ11
В XX в. отношения между религией и государством строились самым разным способом. В таких странах, как Иран отказываются признать то правительство, которое не узаконено исламом. Именно на этой основе возникла
революция 1979 г. Религиозные лидеры, муллы, контролируют, чтобы деятельность государства соответствовала священному Корану.
Правительства в коммунистических странах, в современном Китае и бывшем СССР, настроены к религии антагонистичны, и при всяком случае стараются подавить ее. Государство только формально отделила от себя церковь и не вмешивается в ее дела. В действительности, доктрина воинствующего атеизма, впервые взятая на вооружение СССР в 1920-е годы, предполагала, что государство является атеистическим, а не светским. Оно не может равнодушно смотреть на религиозную агитацию среди населения. Оно обязано противопоставить ей свою агитацию, сопровождаемую не только словесными, но и физическими действиями, в частности разрушением монастырей и подворий.
Папа Римский Павел II отверг либеральную теологию как способ провести социальные изменения или даже революцию в обществе. Священник должен служить людям, а не призывать их к борьбе с государством. В 1984 г. в Ватикане — центре мирового католичества, был даже принят специальный документ, осуждающий либеральную теологию, насквозь пропитанную духом марксизма.
В большинстве государств мира церковь и государство всегда были тесно связаны между собой. Например, на протяжении веков Великобритания считала Англиканскую Церковь — официальной церковью. Какие-либо изменения в политике церкви всегда должны быть одобрены Палатой Лордов. А правительство Германии собирает религиозный налог и переводит эти
" При подготовке материала использовались источники: Модели церковно-государственных отношений стран Западной Европы и США. Киев, 1996; Христианство: словарь: под общ. ред.Л.Н. Митрохина и др. М., 1994; Общая и прикладная политология: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М., 1997. С. 132-148; Пейкова З.И. Отношение к Церкви в России и других странах // Исторический вестн. 2000. № 9-10; Национальная информационная служба «Страна.Яи», 2000 (www.strana.ru); Washington ProFile. 28 окт. 2002; Washington ProFile 24 дек. 2001 г. №15(123); Алешина Т. Какой быть церкви сегодня // Независимая Газета. 20.08.2003; Bernard J., Thompson L.F. Sociology. Nurses and their patients in a modern society. Saint Louis, 1970; Религия в США (www.infohouse.us).
деньги основным церквам — протестантской и католической. Более того, правительство субсидирует эти церкви из государственного бюджета.
В международных делах призывы Папы Римского оказывали огромное влияние на международную общественность. В военных конфликтах участвуют главы разных церквей, которые на совместных заседаниях обращаются к воюющим армиям с призывом о мире. Высшее духовенство в католицизме и православии, буддизме и исламе обсуждает и делает заявления о таких важных социальных проблемах, как детский труд, роль женщины дома и на работе, нищета и бедность, преступность и наркомания, правовые реформы, классовые и национальные конфликты, медицинское страхование,
пособия и льготы малоимущим, подростковая и юношеская преступность, расовые проблемы.
В Западной Европе наряду со свободой вероисповедания для всех религий во многих странах государство поддерживает наиболее авторитетные церкви: англиканскую — в Великобритании, католическую — в Италии и Испании, православную — в Греции, лютеранскую — в Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии.
Ныне церковь является влиятельной государственной силой во многих странах. В Англии, Дании, Швеции глава королевского дома является и официальным главой государственной церкви. В Швеции высшим административным органом церкви является правительство. Здесь церковным налогом облагаются все граждане, а сама церковь получает средства из государственного бюджета и является, кроме этого, крупным лесо- и землевладельцем. В Норвегии граждане, исповедующие евангелическую лютеранскую религию, должны воспитывать своих детей как ее последователей. Здесь также взимается церковный налог, а главой церкви является король. В Финляндии расходы церкви покрываются за счет государственного бюджета и церковного налога.
В Дании евангелическая лютеранская церковь является государственной церковью и в качестве таковой поддерживается государством; главой церкви является король и взимаются специальные налоги, а священники являются государственными служащими. В Исландии главой церкви является президент, а государство отвечает за экономическое состояние церкви. Пресвитерианская церковь является государственной в Шотландии. В Испании католицизм до 1978 г. был государственной религией, при этом расходы церкви полностью покрывались государством. В Германии католицизм пользуется значительным влиянием, в его пользу взимается до 10% подоходного налога. В Италии конституцией 1947 г. провозглашена свобода совести, но при этом сохранен государственный характер католицизма. В Ирландии конституция гарантирует католической церкви особый статус, позволяющий ей контролировать системы здравоохранения и образования. Здесь запрещены разводы, аборты и продажа контрацептивных средств.
В европейских странах сложились четыре основные системы финансовой поддержки религиозных организаций со стороны населения и государства.
Б
1. Во Франции, Нидерландах и некоторых других странах религиозные организации существуют за счет «системы сборов», т.е. добровольных пожертвований верующих.
2. В Германии, Австрии, Швейцарии, Швеции действует система церковных налогов, поступающих в распоряжение руководства религиозных организаций, которые тратят их на церковные нужды по своему усмотрению при минимальном контроле со стороны государства.
3. В Италии, Испании члены церкви платят на церковные нужды определенный процент подоходного налога (в Италии — 0,8%). При этом сам налогоплательщик решает, какой именно церковной общине пойдут эти деньги.
4. В Бельгии, Люксембурге, Норвегии существуют прямое финансирование государством религиозных организаций и государственный контроль расходования средств религиозными организациями.
Митрополит Кирилл является наиболее вероятным преемником Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
Международная практика направлена на строгое ограничение возможности государственного вмешательства во внутреннюю жизнь религиозных объединений. Например, Швеция приняла решение отделить церковь от государства после многих веков слияния. Причем инициатором отделения явилась церковь.
Конституция Армении гарантирует гражданам свободу вероисповедания, однако законодательством предусмотрены некоторые ограничения на свободу вероисповедания религиозных меньшинств. Армянская Апостольская церковь, за которой юридически закреплен статус общенациональной церкви, имеет ряд привилегий, которых нет у сторонников других религий.
Конституция Беларуси гарантирует свободу вероисповедания, однако глава государства проводит политику благоволения к Русской православной церкви, приверженцами которой являются большинство граждан страны. Конституция Грузии гарантирует свободу вероисповедания, и правительство обеспечивает это право граждан на практике, правда, местные власти в ряде случаев ограничивали права членов нетрадиционных религиозных меньшинств. В Конституции Узбекистана провозглашаются свобода вероисповедания и принцип отделения церкви от государства. В стране разрешена деятельность основных религий, в том числе утвержденных властями мусульманских и еврейских объединений, Русской православной церкви и
других конфессий, таких как католицизм, лютеранство, баптизм.
Конституция России гарантирует гражданам свободу вероисповедания, и правительство обеспечивает это право на практике. Конституция также провозглашает равенство религий перед законом и отделение церкви от государства. Для большинства граждан вопросы религии не являются источником социальной вражды или неприязни. Сегодня в России, несмотря на множество открывающихся церквей, почти нет приходов, в которых пожертвования прихожан могли бы стать материальной опорой. Можно по пальцам пересчитать храмы, в которых силами прихожан поддерживается и сам храм, и осуществляется помощь детским домам, больницам, бедным. Ведь в подавляющее большинство храмов люди просто заходят и выходят. Так и становятся не прихожанами, а «захожанами».
Во многих странах, где нет официальной государственной религии, различные церкви конкурируют за прихожан, а граждане имеют полную свободу выбора той религии, которая больше всего соответствует их духовным запросам. Особое положение с религией в США. Основатели государства, боясь повторения религиозных войн, в результате которых погибли миллионы людей, с самого начала решили основать новое американское государство, используя принцип разделения религии и власти. Американцы отказались от господствовавшей во многих странах Европы и являющейся причиной их отчуждения друг от друга концепции государственной религии или религии, получающей приоритетную поддержку государства. Отделение церкви от государства было законодательно закреплено Первой поправкой к Конституции США, которой предусматривалось, что «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии или запрещающего свободное исповедание оной...»
В 2001 г. исследовательская группа Pew Forum on Religion and Public Life провела опрос среди американцев, целью которого было выяснить представления американцев о разделении церкви и государства. 70% американцев считали, что церковь не должна заниматься политической деятельностью, участие религиозных групп в политические кампании одобрили 22% жителей США. 68% американцев волновал тот факт, что религиозные программы
могут привести к тому, что государство станет более клерикальным, 60% волнует то, что религиозные группы, финансируемые из федеральных фондов, смогут обратить в свою веру получателей социальной помощи, как это позволяют, например, основанные на религиозных началах программы. Однако большинство американцев положительно относятся к финансированию государством социальных программ, организованных религиозными группами.
Молитва — универсальная религиозная практика
В силу традиционного невмешательства государства в религиозную практику, США стали весьма удобным приютом для небольших иностранных сект. В 1969 г. в США насчитывалось 250 деноминаций с 360 тыс. священниками и 126 млн прихожан. Ведущими среди них являются католицизм, баптизм и методизм. Сегодня в стране более 300 тыс. местных приходов, а численность духовенства превышает 530 тыс. человек. При этом численность протестантов — 94 млн человек, католиков — около 60 млн. В Америке живет по разным оценкам, от 3,8 до 5,8 млн мусульман; ислам является самой быстрорастущей религией12. В США даже самая малочисленная религиозная община имеет такие же права, как и крупные конфессии. Религиозная предубежденность нехарактерна для Америки, а межконфессиональные собрания и межконфессиональное сотрудничество — обычное явление. Иностранные и американские религиозные организации равны перед законом. До тех пор пока некоторые группы открыто демонстрируют свои религиозные убеждения, для большинства американцев религия остается делом совести, которое не принято обсуждать в ежедневных разговорах. Подавляющее большинство отправляют веру в той форме, которую они избрали по собственной воле, — это относится как к поклонникам традиционных религий, так и к членам трудно поддающихся определению общин, а также к индивидуалам, не принадлежащим ни к какой группе.
Молитва считается проявлением свободы слова и позволена в более чем 350 тыс. образовательных учреждений США. Студенты могут молиться в школьных автобусах, во время поднятия флага, в кафетериях и т.д. Если в школе отсутствует какая-либо религиозная организация, то студенты име-
Характерно, что 60% из более чем 1 200 американских мечетей были построены за последние полгода (2002 г.). Среди мусульман США подавляющее большинство (90%) — выходцы из Азии, аф-роамериканцы и арабы.
ют право ее создать. Однако Конституция США запрещает заставлять кого-то произносить молитвы в классе, запрещает носить религиозные символы и одежду. Учителям не позволяется хранить Библию на видном месте или на своем письменном столе в классе, так как это может подразумевать, что государство поддерживает какую-либо одну религию в ущерб другим. В стране нет специального государственного органа, курирующего деятельность религиозных организаций. Решение об освобождении организаций от налогов принимает Федеральная налоговая служба, которая тщательно проверяет, не преследуютли эти организации коммерческих целей. Спорные вопросы решаются судами. Слишком тесное «переплетение» церкви и государства, по мнению Верховного суда, является нарушением Первой поправки, запрещающей установление религии.
Религиозность в США считается одним из необходимых компонентов для совершения политической карьеры. Согласно опросам, проведенным в 2000 г. перед президентскими выборами, 70% опрошенных заявили, что кандидат в президенты обязан быть строго религиозным человеком. Но при этом, половина опрошенных считает неправильным, если политик публично заявляет о своей принадлежности к той или иной конфессии. Многие церкви помогают политикам в проведении выборной кампании: они рекрутируют агитаторов и пропагандистов, а духовные пастыри подспудно формируют нужное общественное мнение.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 744;