СОЦИАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ЦЕРКВИ

Концептуальные основы современной внутрицерковной политики РПЦ сформулированы в особом документе — «Социальной доктрине Церкви».

Социальная доктрина Церкви «основной документ, официально закреп­ляющий взаимоотношения церкви и государства в социальной сфере. Со­циальное учение Церкви не является вероучением в прямом смысле слова, как не является оно изложением политической идеологии Церкви, взглядов на моральные проблемы современности (это задача нравственного богосло­вия) или на задачи социального служения Церкви (это задачи пастырского богословия). В своем точном смысле социальное учение есть представление Церкви об общественном идеале и суждение о современном ей обществе. Социальное учение Церкви является в значительной мере нормативным, т.е. социально-этическим, преобразовывающим истину веры в норму жиз­ни общества»55. Социальная доктрина есть у католицизма и ныне появилась у православия.

Особенностью христианского социального учения является то, что оно — плод коллективного творчества. У него много авторов. Например, в запад­ной церкви кроме пап, авторов социальных энциклик, наиболее видными представителями социальной доктрины являются Е.В. Бокенферде, А. Брун-нер, Р. Гвардини, Г. Гундлах, еп. Кеттелер, И. Месснер, Н. Монцель, X. Май-ер, Э. Нейрот, О. фон Нель-Бройнинг, X. Пеш, Й. Пипер, А. Раушер, Б. Су-тор, Э. Трельч, А. Утц, Г. фон Хертлинг, Ф. Хитце, М. Шеллер и др.56 Оно принципиально не отражает интересов каких-либо определенных соци­альных групп, не ставит практических политических целей, не предлагает путей их достижения и не похоже на программу политической партии.

Социальная доктрина католицизма уходит своими корнями в далекое прошлое. Основы социального учения заложены Фомой Аквинским и Фран­циском Ассизским (XIII в.). Важный этап в истории взаимоотношений меж­ду католической церковью и светским обществом ознаменован энцикликой «Кванта Кура» (1864), где Папа Пий IX (1846—1878) осудил либеральную и демократическую мысль как ошибку эпохи и призвал общество к христиан­скому обновлению. Осуждались демократия, рыночное хозяйство и весь набор политических свобод, включая свободу совести. Церковь указывала, что возведенный в абсолют принцип «кто не работает, тот не ест» исключа­ет убогих, больных, старых, детей. Начиная с этой энциклики католическая церковь всегда будет выступать против преувеличения роли государства. Именно этот путь осуждения преувеличенной роли государства позволил ей стать силой, противостоящей диктаторским режимам в XX в. Уже в 1864 г. Католическая церковь утверждала, что усиление роли государства опасно для самого человека.

Программой обновления социально-политической деятельности католи­цизма стала энциклика папы Льва XIII«Rerum novarum» (1891), которая оп­ределяла позицию церкви по отношению к рабочему вопросу. Следующие

55 Костюк Н. Возникновение социальной доктрины Русской православной церкви (www.rubricon.ru).

56 Костюк К. История становления и теоретические основания христианского учения об обществе //
Социально-политический журн. 1997. № 4.

значимые энциклики «Quadragesimo anno» (1931), «Mater et magistra» (1961), «Pacem in terris» (1963), «Populorum progressio» (1967), «Redemptor hominis» (1979), «Laborem exercens» (1981), «Solliciudo rei socialis» (1987), «Centesimus annus» (1991) определяли точку зрения церкви по проблемам прав и досто­инства человека, значения человеческого труда, общественного устройства, отношения к социализму и либерализму, к демократии".

Огромный вклад в развитие энциклики внес папа Иоанн Павел II. Прин­ципиально новым словом стала подводящая итог столетнему развитию соци­альной доктрины папства его энциклика «Сотый год» («Centesimus annus»). В ней дана оценка развитию человеческой цивилизации за прошедшие с мо­мента опубликования «Rerum novarum» 100 лет и намечены ориентиры на бу­дущее. Они определяются предложенным Иоанном Павлом II видением христианской социальной антропологии, опирающимся на характеристи­ку человека-творца — инициативного, ответственного и стремящегося к со­зданию в политической, экономичес­кой и культурной сферах жизни обще­ства, уважающих его достоинство институтов. В ней говорится, что де­мократические институты «в наилуч­ шей степени защищают человеческие права». Папа Иоанн Павел II одобри­тельно отзывается о рыночной экономике, указывая не только на ее эффек­тивность, но и на то, что она базируется на свободе личности, стимулирует человеческое творчество и способность к сотрудничеству. Впервые в исто­рии католицизма в вероучительном документе содержится позитивное из­ложение представлений о демократии58.

На сегодняшний день именно католицизм располагает наиболее разра­ботанной социальной доктриной. Русская православная церковь обсудила свою социальную доктрину только осенью 2000 г.

Кратко суть католической социальной доктрины сводится к следующе­му. Прежде всего она подчеркивает право каждого человека на подлинно человеческую жизнь, достаточное обеспечение питанием, одеждой, жили­щем, охраной здоровья, возможностью свободного выбора образа жизни и основания семьи, получения воспитания и образования, а также работы, права на доброе имя, уважение и получение информации. Особое внимание уделяется труду, рассматриваемому не как средство производства, а как ме­рило человеческого существования, свидетельство солидарности всех людей. Один из самых важных аспектов социальной доктрины католицизма — за­бота о бедных, угнетенных, обездоленных. О предпочтительном выборе в пользу бедных и любви к ним свидетельствуют осуждение церковью всех форм эксплуатации, дискриминации и расизма, провозглашение конкрет­ной солидарности и братства без границ, постоянное евангельское и еван-гелизаторское служение обездоленным. В качестве новых форм бедности и рабства отмечаются: моральная деградация, коррупция, одиночество город­ского населения, молодежные насилие и преступность. В постсинодальном апостольском увещевании папы «Вита консекрата» (1996) уточняется, что

57 100 лет социального христианского учения. М, 1991.

58 Иоанн Павел II, папа. Сотый год // Иоанн Павел II. Мысли о земном. М., 1992. С. 102-179.

бедные — это угнетенные, маргиналы, престарелые, больные. Выделяются «новые бедные» — наркоманы, больные СПИДом, безработные, особенно из молодежи, матери-одиночки, дети и подростки из неполных семей, бе­женцы и перемещенные лица, бездомные, одинокие жители городов.

Сегодня католическая доктрина отмечает, что бедные бедны потому, что вытеснены из свободного рынка труда и капитала, из общественной и про­изводственной жизни еще до лишения их материальных средств. Иоанн Павел II подчеркивал, «что милосердию следует иметь новое лицо», не ог­раниченное помощью. Люди должны решать свои проблемы самостоятель­но, хотя и при поддержке бескорыстных друзей. У каждого человека соб­ственное место в обществе, каждый должен участвовать в построении общего дома. Все население составляет первичный общественный капитал: семья, престарелые, дети, инвалиды, в том числе и умственно отсталые, все они вносят свой вклад в благосостояние общества, поэтому к ним следует отно­ситься как к братьям и сестрам, не унижая их достоинства. Энциклика «Цен-тезимус аннус» (1991) утверждает, что бедняки-маргиналы — потенциальные союзники в деле построения более справедливого мирового порядка, они способны не только улучшить свою жизнь, но и внести вклад в достижение всеобщего процветания. Включение бедных в общественные, производ­ственные и рыночные отношения обогатило бы и богатых. Долг государ­ства — помочь благотворительным организациям, которые призваны выра­жать требования населения, особенно самых слабых и «раненных жизнью», а также сотрудничать со всеми правительственными и неправительственны­ми организациями в реализации принятых решений.

Церковь способна частично помочь в организации обеспечения наибо­лее остро нуждающихся питанием, одеждой, жилищем, лекарствами, сис­темой обучения. Многие монахи, монахини, миряне стали профессиональ­ными социальными работниками различных католических благотворитель­ных организаций, иногда действующих совместно с аналогичными организациями других христианских церквей и с неправительственными организациями. Они посещают больных и заключенных, участвуют в реа­билитации молодых преступников, встречаются с инвалидами и престаре­лыми, безработной молодежью, помогают беженцам и эмигрантам адапти­роваться в стране пребывания, выступают за их права. Широко распростра­нены католические ночлежки, приюты, столовые, больницы, диспансеры, школы всех уровней, включая университеты и множество курсов начальной профессиональной подготовки, а также спортивные площадки.

Сегодня католическая церковь считает особенно важной работу среди бедных и безработных, потому что именно там находит питательную почву преступность: наркомания, проституция, торговля оружием — там все боль­ше нуждающихся в помощи жертв преступников.

Таким образом, современная социальная доктрина католической церкви в теоретическом и практическом плане ориентирована на личность челове­ка и обеспечение ему достойной земной жизни.

Основные принципы социальной доктрины Русской православной церк­ви, опубликованные в качестве официального документа в печати и поиме­нованной социальной концепцией, сводятся к следующиму:

1. Основные богословские положения. Вэтом разделе документа дается бо­гословское обоснование самой возможности деятельности Церкви в мире.

«Церковь есть Богочеловеческий организм, — напоминают составители тек­ста. — Будучи Телом Христовым, она соединяет в себе два естества — Боже­ское и человеческое — с присущими им действованиями и велениями. Церковь связана с миром по своей человеческой, тварной природе. Однако она взаи­модействует с ним не как сугубо земной организм, но во всей своей таинствен­ной полноте. Именно Богочеловеческая природа Церкви делает возможным благодатное преображение и очищение мира, совершающееся в истории в творческом соработничестве, «синергии» членов и Главы церковного тела». Сострадание к бедам мира оказывается неотъемлемым качеством каждо­го христианина, который милосерд не только к «своим по вере», но и к любо­му страждущему: «Не ставя прямой за­дачи обращения всех в Православие в качестве условия сотрудничества, Цер­ковь уповает, что совместное благотво­ рение приведет ее соработников и окру­жающих людей к познанию истины».

2. Церковь и нация.Собор напоминает о двойственном отношении Церкви
к нации. С одной стороны, «в Церкви «нет различия между Иудеем и Еллином»
(Рим. 10. 12)... Церковь не делит людей ни по национальному, ни по классово­
му признаку: в ней «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания,
варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3. 11)».

Будучи по природе Вселенской, Церковь одновременно является единым организмом, телом, новым народом Божиим: «Единство этого нового народа обеспечивается не национальной, культурной или языковой общностью, но верой во Христа и крещением. Новый народ Божий «не имеет здесь посто­янного града, но ищет будущего» (Евр. 13. 14). Духовная родина всех хрис­тиан — не земной, но «вышний» Иерусалим (Гал. 4. 26). Евангелие Христо­во проповедуется не на священном языке, доступном одному народу, но на всех языках (Деян. 2. 3—11). Евангелие проповедуется не затем, чтобы один избранный народ сохранил истинную веру, дабы «пред именем Иисуса пре­клонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2. 10—11)».

С другой стороны, Церковь учитывает национальные особенности веру­ющих во Христа. Каждый народ вносит в сокровищницу церковную богатство своего национального опыта, традиций и культуры: «Культурные отличия отдельных народов находят свое выражение в литургическом и ином церков­ном творчестве, в особенностях христианского жизнеустроения. Все это со­здает национальную христианскую культуру», — подчеркивается в докумен­те. В то же время документ подчеркивает отрицательное отношение к тем, кто низводит веру до одного из аспектов национального самосознания.

3. Церковь и государство.Документ напоминает, что Церковь предписы­
вает своим чадам не только повиновение государственной власти, но и мо­
литву за нее (1 Тим. 2,2). С другой стороны, «христиане должны уклоняться
от абсолютизации власти, от непризнания границ ее чисто земной, времен­
ной и преходящей ценности, обусловленной наличием в мире греха и необ­
ходимостью его сдерживания. По учению Церкви, сама власть также не впра­
ве абсолютизировать себя, расширяя свои границы до полной автономии от
Бога и установленного Им порядка вещей, что может привести к злоупот­
реблениям властью и даже к обожествлению властителей».

В документе предпринимается экскурс в историю церковно-государ-ственных отношений и делается вывод об уместности в современных усло­виях соблюдения принципа невмешательства в дела друг друга.

Важным является напоминание о том, что, «если власть принуждает пра­вославных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к гре­ховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении».

В документе перечисляются возможные области сотрудничества Церкви и государства. Это: а) миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами; б) забота о сохранении нрав­ственности в обществе; в) духовное, культурное, нравственное и патриоти­ческое образование и воспитание; г) дела милосердия и благотворительно­сти, развитие совместных социальных программ; д) охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охра­не памятников истории и культуры; е) диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и обще­ства, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзакон­ных актов, распоряжений и решений; ж) попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание; з) труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящих­ся в местах лишения свободы; и) наука, включая гуманитарные исследова­ния; к) здравоохранение; л) культура и творческая деятельность; м) работа церковных и светских средств массовой информации; н) деятельность по сохранению окружающей среды; о) экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества; п) поддержка института семьи, материн­ства и детства; р) противодействие деятельности псевдорелигиозных струк­тур, представляющих опасность для личности и общества.

В то же время существуют области, в которых Церковь не может оказы­вать помощь государству. Это, в частности, политическая борьба, граждан­ская война. Церковь не принимает также участия в деятельности, в том числе разведывательной, связанной в соответствии с законом о сохранении тай­ны даже на исповеди и при докладе церковному Священноначалию.

Внутрицерковные споры не должны выноситься на светский суд, в то же время конфликты с раскольниками могут разбираться с участием Церкви в суде.

4. Христианская этика и светское право.Разбирая соотношение государ­ственного закона и Закона Божиего, Церковь указывает, что человеческий закон никогда не содержит полноту Закона Божественного, но, чтобы ос­таваться законом, он обязан соответствовать Богоустановленным принци­пам, а не разрушать их. Церковь чтит свободу личности как образа и подо­бия Божия, однако указывает, что в современных условиях охрана свободы личности часто трансформируется в защиту своеволия. Призывая своих чад быть законопослушными гражданами, церковь указывает границу этого за-конопослушания: «Когда исполнение требования закона угрожает вечному спасению, предполагает акт вероотступничества или совершение иного не­сомненного греха в отношении Бога и ближнего, христианин призывается к подвигу исповедничества ради правды Божией и спасения своей души для вечной жизни. Он должен открыто выступать законным образом против безусловного нарушения обществом или государством установлений и за-

поведей Божиих, а если такое законное выступление невозможно или неэф­фективно, занимать позицию гражданского неповиновения».

5. Церковь и политика.Напоминая, что участие священнослужителей в по­литической деятельности по-прежнему остается под запретом, Церковь не ви­дит препятствий к участию православных мирян в политических и государ­ственных организациях. Но при этом миряне не должны выступать от лица цер­кви, отождествляя свою позицию с позицией церковной полноты. Высшая церковная власть не преподает специального благословения на политическую деятельность мирян: «Во взаимоотношениях Церковной Полноты с христиан­скими (православными) политическими организациями, в деятельности кото­рых участвуют православные миряне, а также с отдельными православными по­литиками и государственными деятелями могут возникать ситуации, когда за­явления или действия этих организаций и лиц существенно расходятся с общецерковной позицией по общественным вопросам либо мешают реализа­ции такой позиции. В подобных случаях Священноначалие устанавливает факт расхождения позиций и публично объявляет об этом во избежание смущения и недоразумений среди верующих и широких слоев общества. Констатация такого расхождения должна побудить православного мирянина, участвующе­го в политической деятельности, задуматься о целесообразности его дальней­шего членства в соответствующей политической организации».

Председатель Правительства России М. Фрадков на церемонии заупокойной мессы и обряда погребения Иоанна Павла II

6. Труд и его плоды.Церковь напоминает, что «совершенствование ору­дий и методов труда, его профессиональное разделение и переход от простых его форм к более сложным способствуют улучшению материальных условий жизни человека. Однако обольщение достижениями цивилизации удаляет людей от Творца, ведет к мнимому торжеству рассудка, стремящегося обу­строить земную жизнь без Бога. Реализация подобных устремлений в исто­рии человечества всегда заканчивалась трагически».

7. Собственность.Священное Писание признает право человека на соб­ственность и осуждает посягательство на нее, но в то же время Церковь при­зывает христианина воспринимать собственность как дар Божий, данный

для использования во благо себе и ближним. Церковь не отдает приоритет ни одной из форм собственности и признает их многообразие.

8. Война и мир.Признавая войну злом, Церковь не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстанов­лении попранной справедливости. Признавая, что в современных условиях бывает трудно отличить агрессивную войну от оборонительной, Церковь счи­тает, что вопрос о поддержке или осуждении военных действий нуждается каж­дый раз в отдельном рассмотрении: «Русская Православная Церковь стремит­ся осуществлять миротворческое служение как в национальном, так и в меж­дународном масштабе, стараясь разрешить различные противоречия и привести к согласию народы, этнические группы, правительства, политические силы. Для этого она обращает свое слово к власть имущим и другим влиятельным слоям общества, а также прилагает усилия для организации переговоров враждующих сторон и для оказания помощи страждущим. Церковь также противостоит про­паганде войны и насилия, равно как и различным проявлениям ненависти, спо­собной спровоцировать братоубийственные столкновения».

9. Преступность, наказание, исправление.Церковь подчеркивает, что она понимает наказание не как месть, а как средство внутреннего очищения со­грешившего. Она принимает участие в исправлении осужденных, совершая богослужения и Таинства в местах лишения свободы.

При этом особое место в документе уделяется Таинству исповеди и раз­бираются различные случаи, когда пастырская совесть вступает в противо­речие с принципом тайны исповеди. Если пастырю становится известно о сокрытом от следствия преступлении, он не должен его открывать. Если он узнает о готовящемся злодеянии, которое может повлечь массовое челове­коубийство, сохраняя тайну имени, он может предупредить потенциальную жертву, а в трудных случаях обратиться к правящему архиерею.

Церковь приветствует шаги, направленные на отмену смертной казни, но признает, что указания на ее отмену нет в Священном Писании, поэтому этот вопрос должен решаться обществом свободно.

10. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности.В первую
очередь в этом разделе рассматриваются вопросы брака, важнейшим усло­
вием для которого является общность веры супругов. В то же время в соот­
ветствии с каноническими предписаниями Церковь допускает брак между
католиками и лютеранами, членами древних Восточных Церквей при усло­
вии воспитания детей в православии.

Христианский брак свят. Собор подтвердил решения Поместного Собо­ра 1917—1918 гг., который определил как причины расторжения брачного союза, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга от Православия, противоестественные пороки, не­способность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самоувечья, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, связанному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье де­тей или супруги, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непо­требств супруга, неизлечимую тяжкую психическую болезнь и злонамерен­ное оставление одного супруга другим.

Собор считает, что в настоящее время этот перечень дополняется таки­ми причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствован-

ные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа. Церковь выступает против пропаганды порока, осуж­дает порнографию и блуд. Она не может поддерживать школьных программ «полового просвещения», которые признают нормой добрачные связи и различные извращения.

11. Здоровье личности и народа.Попечение о человеческом здоровье —
душевном и телесном — искони является заботой Церкви. Церковь с уваже­
нием относится к врачебной деятельности, но констатирует: когда челове­
ческие средства исчерпаны, христианину надлежит вспомнить, что сила

Божия совершается в человеческой немощи и что в самых глубинах страда­ний он способен встретиться со Хрис­том, взявшим на Себя наши немощи и болезни (Ис. 53. 4).

Церковь считает, что медицинское обслуживание должно быть доступно всем, несмотря на степень материаль­ного достатка, хотя модели организа­ции медпомощи могут быть разными. Церковь строго осуждает пьянство и наркоманию, полагая, что распростра­нение этих пороков является расплатой за идеологию потребительства и без­духовности.

12. Проблемы биоэтики.В этом разделе разбираются проблемы самого разного рода, связанные с развитием современной технологии, начиная от прерывания беременности, контрацепции, транссексуализма, кончая искус­ственным оплодотворением, эвтаназией, генной терапией и суррогатным материнством. По каждой из этих тем Церковь дает ответ, понимая немощь современного человека, но занимая твердую библейскую и святоотеческую позицию.

13. Церковь и проблемы экологии.Церковь подчеркивает, что полное пре­одоление экологического кризиса в условиях духовного кризиса невозмож­но, но отнюдь не призывает свернуть природоохранную деятельность, а, напротив, всячески ее поддерживает.

14. Светская наука, культура, образование.Церковь констатирует, что «для обеспечения нормальной человеческой жизни как никогда необходимо воз­вращение к утраченной связи научного знания с религиозными, духовны­ми и нравственными ценностями».

Церковь освящает различные стороны культуры и многое дает для ее раз­вития. Церковь позволяет по-новому увидеть человека, его внутренний мир, смысл его бытия. В результате человеческое творчество, воцерковляясь, воз­вращается к своим изначальным религиозным корням. Церковь помогает культуре переступить границы чисто земного дела: предлагая путь очищения сердца и сочетания с Творцом, она делает ее открытой для соработничества Богу. В документе подчеркивается, что светская культура способна быть но­сительницей благовестия.

Христианская традиция неизменно уважает светское образование. С пра-вословной точки зрения желательно, чтобы вся система образования была построена на религиозных началах и основана на христианских ценностях.

Тем не менее Церковь, следуя многовековой традиции, уважает светскую школу и готова строить свои взаимоотношения с ней, исходя из признания человеческой свободы.

15. Церковь и светские средства массовой информации.Со средствами
массовой информации необходимо сотрудничать, учитывая их роль в жиз­
ни современного общества. При этом необходимо проявлять осмотритель­
ность, имея в виду позицию конкретного СМИ по отношению к вере и цер­
кви. Православные миряне могут непосредственно работать в светских
СМИ, и в своей деятельности они призваны быть проповедниками и осу­
ществителями христианских нравственных идеалов.

В случае хуления имени Божия, иных проявлений кощунства, система­тического сознательного искажения информации о церковной жизни, заве­домой клеветы на церковь и ее служителей высшая церковная власть может по соответствующем предупреждении и после как минимум одной попыт­ки вступить в переговоры, предпринять следующие действия: прекратить взаимоотношения с соответствующим СМИ или журналистом; призвать ве­рующих бойкотировать данное СМИ: обратиться к органам государствен­ной власти для разрешения конфликта.

16. Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма.
Христианский идеал поведения народа и правительства в сфере междуна­
родных отношений заключается в «золотом правиле»: «Во всем, как хотите,
чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7. 12).
Помня о том, что единство есть благо, а разобщенность — зло, церковь при­
ветствует тенденции к объединению стран и народов, особенно имеющих
историческую и культурную общность, при условии, что эти объединения
не направлены против третьей стороны. Церковь ставит вопрос о всесторон­
нем контроле за транснациональными корпорациями и за процессами, про­
исходящими в финансовом секторе экономики.

Заключение.Основы социальной концепции Русской Православной Цер­кви призваны служить руководством для Синодальных учреждений, епар­хий, монастырей, приходов и других канонических церковных учреждений в их взаимоотношениях с государственной властью, различными светски­ми объединениями и организациями, внецерковными средствами массовой информации. На базе настоящего документа церковным Священноначали­ем принимаются определения по различным вопросам, актуальность кото­рых ограничена рамками отдельных государств или узкого временного пе­риода, а также достаточно частным предметом рассмотрения. Документ включается в учебный процесс в духовных школах Московского Патриар­хата. По мере изменения государственной и общественной жизни, появле­ния в этой области новых значимых для Церкви проблем, основы ее соци­альной концепции могут развиваться и совершенствоваться. Итоги данного процесса утверждаются Священным Синодом, Поместным или Архиерей­ским Соборами59.

Принятие документа, озаглавленного «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», можно считать не только одним из важней­ших деяний юбилейного Архиерейского собора РПЦ, но и чрезвычайно значительным событием и в церковной, и в общественной жизни России.

59 Источник: Православная Москва. 2000. № 17 (227). С. 6.

Тем не менее у социальной доктрины немало критиков. Они заявляют, к примеру, что в ней нет того, что сегодня является исходным пунктом всяко­го слова Церкви, обращенного к общественным проблемам и, значит, к са­мому обществу, — нет анализа феномена секуляризации, исторического процесса разделения — вплоть до отделения и полной автономии — сферы религиозного и сферы социального. Другое упущение — отсутствие какой-либо самокритики со стороны Церкви, даже малейшего намека на покаяние в «исторических грехах» (что недавно демонстративно сделала католическая Церковь). До сих пор Православная церковь не дала развернутого ответа на

вопросы, связанные с тремя принци­пиально важными темами: (1) коммуни­стическая идеология и практика; (2) фе­ номен тоталитаризма; (3) драма рус­ской истории в уходящем столетии. Кроме того, нет квалифицированного анализа новых религиозных феноме­нов, которые в документе отрицательно оцениваются в терминах «деструк­тивной деятельности сект» и религиозных посягательств на «каноническую территорию» РПЦ. Называя войну злом и выражением «недуга братоубий­ственной ненависти», Церковь признает ее «нежелательным, но вынужден­ным средством», если речь идет о защите ближних и — весьма расплывча­то—о восстановлении попранной справедливости. В целом отношение к войне в документе характеризуется как весьма лояльное.

Обращает на себя внимание недостаточная богословско-философская база документа, в котором, за исключением понятия о Церкви (во введении), православное учение о мире и человеке разъясняется лишь фрагментарно. К примеру, не находят отражения даже такие фундаментальные философ-ско-богословские понятия, как «соборность» или древнерусский идеал «правды». В социальной концепции не удается встретить определения та­ких исходных понятий, как общество, социально-экономическое развитие, рыночная экономика и т.д. Между общими богословскими определениями и частными этическими нормами, между ветхозаветными представлениями и вполне современными оценками часто не оказывается надлежащего свя­зующего звена. Какие-то вопросы изъясняются весьма подробно, какие-то социально-этические проблемы, составляющие сегодня предмет горячих дискуссий, полностью упущены, например, проблемы производства и про­дажи оружия, использования атомной энергии, коррупции. Не отражены и некоторые очень важные аспекты социальной позиции Церкви, в частно­сти ее отношение к профсоюзам. Несмотря на уверения определенной час­ти «православной» общественности о поддержке Церковью смертной каз­ни, в социальной доктрине присутствует обратная позиция: «Христианское нравственное влияние воспитало в сознании людей отрицательное отноше­ние к смертной казни». Церковь приветствует решение государства о непри­менении смертной казни. Документ отражает противоречия «внутренней церковной политики». И в этом отношении он в высшем смысле прагмати­чен, удобен для всех. Из него можно в равной степени вывести необходи­мость смертной казни и ее отмены, борьбу за мир и гонку вооружений, втор­жение в Косово и антитеррористическую операцию в Чечне60.

Костюк И. Возникновение социальной доктрины Русской православной церкви (www.rubricon.ru).

Отдельные замечания, по мнению К. Костюка, не должны заслонять неоспоримую гармоничность и цельность концепции. Точность в дефини­циях, осторожность в суждениях, компактность, системность, ясность, ком­петентность — все это делает православную «социальную доктрину» даже по западно-христианским масштабам уникальным историческим документом. Впервые в истории российской Церкви ясно и четко обозначены такие вза­имоотношения между государством и Церковью, которые в наибольшей степени соответствуют святоотеческому и каноническому учению о симфо­нии светской и духовной властей. Уже одно это придает документу выдаю­щееся историческое значение61.








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 3369;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.027 сек.