СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Секуляризация — одно из центральных понятий социологии религии, обозначающее процесс освобождения общества, различных его сфер и групп от религиозной опеки, контроля, мотивации. Он включает политические, социальные, культурные проявления. В ходе истории Нового времени про­исходит передача некоторых функций (административных, судебных, бла­готворительных и др.) из ведения церковных властей в ведение светских, отделение церкви от государства, возникает светская система ценностей, перестает быть обязательная в прошлом религиозная обусловленность сим­волов, из которых строится культура. Современное общество и культура — результат процесса секуляризации, секулярный мир. Секуляризация вызвала к жизни множество сопутствующих общественных движений и течений мысли. Одно из них — антиклерикализм. Основными его лозунгами явля­ются свобода совести, отделение церкви от государства и ограничение ее влияния на общественно-политическую жизнь.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от позднелат. saeculahs — мирской, светский) — обращение государством церковной собственности (преимуществен­но земли) в светскую. Одно из центральных понятий социологии, ре­лигии и культурологии, обозначающее процесс освобождения обще­ства, всех его сфер и групп от религиозной опеки, контроля, мотива­ции. Включает политические, социальные и культурные проявления.

Секуляризация культуры означает освобождение европейской культуры от диктата церковной ортодоксии, обмирщение культуры. Она разворачи­валась в Новое время через ряд культурных революций и имела несколько составляющих. Первая —художественный Ренессанс, начавшийся в Италии и захвативший все европейские страны. Рафаэль, Микеланжело, Боттичел­ли в чисто религиозных сценах изображали уже совершенно земных людей, повседневные чувства и переживания. Изменение сюжетной линии и изоб­ретение линейной перспективы завершили революцию в области живопи­си. Секуляризация в этой области привела к расцвету светского искусства, освобождению человеческих чувств от аскетической целомудренности хри-

61 Костюк Н. Возникновение социальной доктрины Русской православной церкви (www.rubricon.ru).

стианской морали, возникновению плюрализма эстетических оценок и за­рождению многообразия жанров, которое было возможно только в рамках светского искусства.

Сандро Боттичелли. Св. Августин. XV в. Фреска

С конца XIX в. секуляризация обозначает всякую форму эмансипации от религии и церковных институтов. Секуляризация широко проводилась во время Реформации. Реформация не означала полного низвержения церкви как морального руководителя духовной жизни мирян. Скорее пересматри­валось право служителей церкви диктовать светскому государству правила и распорядок мирской, внецерковной жизни, стремление церкви подмять под себя социальные, экономические, культурные и политические процес­сы, не только курировать, но и выступать в роли цензора. Иными словами, развитие христианства за 1 500 лет прошло путь от непризнания и гонений до абсолютного господства над всеми сторонами жизни европейского обще­ства. С этим не могли мириться прогрессивные общественные деятели.

В Новое время происходит передача некоторых функций (администра­тивных, судебных, благотворительных и др.) из ведения церковных властей в ведение светских, отделение церкви от государства, возникает светская система ценностей, перестает существовать обязательная в прошлом рели­гиозная обусловленность символов, из которых строится культура.

Составной частью общего процесса секуляризации являлось разграниче­ние властей: за церковью закреплено руководство только морально-нрав­ственной стороной жизни людей, а за государством — правовой и социаль­но-экономической. Разграничение властей долгое время дебатировалось философами, юристами, политиками. В XVIII—XIX вв. благодаря произве-

дениям Гоббса, Бэкона, Вольтера и других философов из разрозненных идей формируется стройная теория разделения властей, ставшая позже основой идеологии либерализма, ценности которого составляют фундамент европей­ской культуры.

Второй революцией явилось открытие научно-экспериментального ме­тода в естествознании, перестройка науки на опытно-эмпирическом фун­даменте. Ее совершили Ф. Бэкон, Ньютон, Кеплер, Галилей, Декарт. Секу­ляризация в этой области привела к быстрому развитию научных исследо­ваний и технического изобретательства, серии Великих географических открытий и распространению европейской культуры на все континенты.

Одним из следствий секуляризации культуры явилось возникновение особого феномена — частной жизни. Она существовала давным-давно — в период расцвета греческой демократии, когда молодое гражданское обще­ство освобождалось от абсолютной власти языческой религии. Но потом оно исчезло и вновь появилось, когда началось повторное освобождение чело­вечества от гипертрофированной власти христианства. Вдруг обнаружилось, что физиологическая жизнь, проявление естественных надобностей людей, домашний быт, физический труд, которые в Средние века не замечались либо награждались презрительной насмешкой, имеют право на существо­вание ничуть не меньшее, чем самые возвышенные стороны жизни людей.

Именно с раскрепощения, выражаясь языком М. Бахтина, телесно-низ­менной тематики, снятия с нее церковных запретов начинается культиви­рование гармонически развитого тела, гигиена и уход за телом, косметика и культуризм, массовые занятия физкультурой и спортом, увлечения модной одеждой, ухаживание за своей кожей, лицом, походкой, манерами. Соб­ственно говоря, начинается культура или, точнее, культура открывает для себя новые просторы — просторы человеческого тела. Обнаженного тела перестали стесняться, оно перестало быть стыдным. Оно, особенно женское тело, превратилось в предмет поклонения. Оно стало объектом искусства. Это — важнейшее следствие секуляризации культуры.

Революция происходит и в недрах самого христианства. В XVI—XVII вв. на историческую сцену выходит протестантизм, резко изменивший эконо­мический облик Европы. Это третья и не менее мощная революция.

Венцом революционных преобразований старой европейской культуры служат две великие революции Нового времени — Великая индустриальная революция, преобразовавшая способ производства, и Великая французская революция, давшая миру новую конституцию, права человека, демократи­ческий режим правления.

XIX в. в Европе — это достаточно спокойный период, когда большинство стран использовало открывшиеся во всех областях культуры и обществен­ной жизни новые возможности. Из крупномасштабных событий в это вре­мя по Европе прокатилась волна небольших политических революций (1848— 1849), которые конечно же уступали по своей значимости ранним ре­волюциям. Грохот раздался лишь потому, что буржуазия в этот период окон­чательно добивала дворянство, устанавливая политическое господство, ко­торого ей не хватало в пару к господству экономическому, давно ею приоб­ретенному. Но эти революции уже выходят за рамки череды великих революций, являвшихся составными частями не менее великого процесса секуляризации культуры.

Христианство вышло из этих потрясений ничуть не пострадавшим. От­дав значительную часть своей вотчины гражданскому обществу, оно скон­центрировалось на оставшейся, доведя ее до совершенства. Церковь, каза­лось бы, давно ждала, когда с нее снимут непомерный груз. Она успешно разделила бремя ответственности с государством, получив определенную прибыль. Сегодня роль христианства в жизни европейского общества даже еще более велика, чем в раннем Средневековье — эпохе церковного абсолю­тизма. Но теперь к его помощи и наставничеству люди прибегают совершен­но добровольно.

Таким образом, в результате великого раздела выиграли все — появилось гражданское общество и установилась демократия, углубилось и усовершен­ствовалось христианство, развилась экспериментальная наука, получило расцвет светское искусство, дальней­ший толчок получила вся человеческая культура. А вот там, где господствует ислам, влияние церкви на светские дела очень велико. Но проиграла ли культура в мусульманских странах, не сбросив религиозное ярмо?

В конце XX в. культурологи заявили, что последствия многовекового процесса секуляризации не так однозначны, как казалось прежде. Позитив­ные результаты заключались в том, что появилось гражданское общество и установилась демократия, развилась экспериментальная наука, достигло расцвета светское искусство, дальнейший толчок получила вся человечес­кая культура. К негативным последствиям относят отчуждение от духовной культуры и релятивизм моральных ценностей. Две мировые войны, десят­ки миллионов погибших, страшный экологический кризис, всеобщее паде­ние нравов и морали, угроза атомного уничтожения, абсурд тоталитарных коммунистических режимов — все это стали списывать на счет секуляриза­ции в том числе.

Сегодня в Западной и Восточной Европе, в исламском мире нарастает движение за возрождение религии на основе внутренней свободы и веротер­пимости. Вновь предлагается ввести религиозный диктат над всеми сфера­ми общественной жизни. Особенно радикально настроен арабский фунда­ментализм — течение, исповедующее принципы нераздельной власти ша­риата над светской жизнью.

Ныне роль христианства в жизни европейского общества еще более ве­лика, чем в раннем Средневековье — эпохе церковного абсолютизма. Пока еще трудно прогнозировать, каким путем пойдет дальнейшее развитие ре­лигии и какие взаимоотношения сложатся между религией и культурой. Но уже сейчас очевидно, что дальнейшее развитие пойдет по линии самоуглуб­ления, культуры и религии, которые найдут новые перспективы для совме­стного диалога.

Показателем секуляризации может выступать соотношение между свет­ским и религиозным мировоззрением в сознании современных людей. Если преобладает первое, то секуляризация, как можно думать, преобладает над обожением общества и культуры. Если все же мировоззрение людей в боль­шинстве своем носит религиозный характер, то успехи секуляризации мож­но считать незначительными. При сопоставлении ислама и христианства в

части уровня религиозности побеждает первый. Иными словами, секуляри­зация добилась на Западе значительно больших успехов, нежели на Востоке.

Секуляризация подразумевает, что светские ценности и символы вытес­няют в массовом сознании людей религиозные идеалы. Это называется па­дением влияния религии на сознание человека и общества. Данные эмпи­рических исследований тому доказательство. Опрос 7 000 человек в 2004 г. в шести странах показал, что символику компаний «Шелл», «Мерседес» и олимпийские кольца узнает большее количество людей, чем христианский крест. 88% опрошенных распознали эмблему компании «Макдональдс» и ярко-желтую раковину «Шелл», тогда как христианский крест узнали всего лишь 54% опрошенных. В Европе, в частности, церковных прихожан мало, и имеет место мощная тенденция к светскому мировоззрению. Хотя каждый третий из опрошенных британцев заявил, что верит в Бога, только 18% зая­вили, что являются активными адептами какой-либо религии. Только один из 13 французов еженедельно посещает церковную службу. Проект консти­туции Европейского Союза вообще не упоминает о христианстве или даже Боге. В Соединенных Штатах ситуация совершенно иная: 92% американцев верит в Бога, а каждый третий посещает храм по крайней мере раз в неделю. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что в развивающихся странах хри­стианство переживает мощный подъем. В наше время более 60% христиан проживают за пределами Европы и США62.

Секуляризация предполагает обращение государством церковной соб­ственности, особенно земли, в светскую. При Екатерине II в 1764 г. упразд­нено 500 монастырей, казне перешло более 1 млн душ крестьян, которые были переведены с барщины на оброк. В 1650—1725 гг. действовал Монастырский приказ — центральное государственное учреждение, ведавшее администра­тивно-финансовыми и судебными вопросами (церковного управления). До секуляризации 1764 г. монастыри владели до 900 тыс. душ крестьян. В XIX в. в России было 440 мужских и 250 женских монастырей, 110 тыс. священни­ков и 58 тыс. монахов. В середине XVI в. широкомасштабная секуляризация церковных земель происходила также в Англии. В результате было ликвиди­ровано 650 монастырей, и тысячи монахов пополнили армию бродяг63.

По мнению Ю.Ю. Синелиной64, секуляризация проходила в России в три этапа: на первом этапе — в дворянстве и части интеллигенции, на втором — в средних слоях общества, среди разночинцев, а третий этап затронул рабо­чих и крестьян. Дворянство было первым общественным слоем России, всту­пившим на путь секуляризации на европейский манер. Вслед за дворянством в этот процесс втягивались новые слои образованного общества, нарожда­ющаяся русская интеллигенция. По мере того как в России государство бра­ло вверх над церковью, активно разворачивался социальный процесс секу­ляризации: церковные нормы и принципы постепенно вытеснялись в образе жизни людей светскими. Подвижки в этом направлении стали особенно за­метными в XVIII в., когда после реформ Петра I в стране начинается интен­сивная европеизация национальной культуры. Вначале отвыкание от тра-

62 Религия и СМИ. 2004.05.05.

63 Конотопов М.В., Сметанин СИ. История экономики: Учеб. для вузов. М., 1999. С. 76.

64 Синелина Ю.Ю. О религиозности образованной части российского общества (начало XVIII в.
1917г.)//Социс. 2003. №10.

диционного типа религиозности и замена ее внешними культурными при­вычками — правилами «житейского обхождения» — происходило в высших слоях общества, а позже оно затронуло и другие слои65.

Церковь и вера ушли на второй план, на смену религиозным ценностям пришли ценности утилитарные, менялся образ жизни, привычные формы поведения. Втянувшись во всеобщий процесс европеизации, слой за слоем российского общество менял свои приоритеты — от веры в царствие небес­ное к земному материальному благополучию. Человек как бы растворялся в государстве. Забота о душе казалась незначимой перед лицом государствен­ной жизни. Поколение «птенцов гнезда Петрова» было воспитано на нача­лах служилого утилитаризма. Они обучались за границей или направлялись туда с определенной миссией, получили там прочные знания и чувствовали себя европейцами. Свое существование они осмысливали только в катего­риях государственной пользы и общего блага. «Табель о рангах» заменяет «им и символ веры, и самое мировоззрение... Нравственная восприимчивость притупилась. Религиозная потребность заглохла»66.

Екатерининская комиссия 1767 г. отражение процессов постепенной еропеизации прежде всего дворянства

Европеизируясь, дворянство перенимало французский язык, моду, мане­ры, литературу — труды Вольтера и деятелей Просвещения. Скептицизм, ирония, критика общественного строя, осмеяние суеверий, насмешки над религией, преклонение перед разумом, отрицание чудес — главные культур­ные маркеры русской молодежи XVIII—XIX вв. Проводников идей Просве­щения на русской почве выступала Екатерина II, в которой напускная на-

Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана / История. Культура. Язык. М.,1993. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. С. 114.

божность сочеталась с демонстративной симпатией французским атеистам. Увлечение французскими просветителями, начавшись на самом верху обще­ства, постепенно спускалось вниз по социальной пирамиде. Как известно, высшее общество в России воспитывалось французскими учителями и гу­вернерами. Многие с трудом изъяснялись по-русски, не понимали язык богослужения. Молодые дворяне ввели в моду увлечение вольтерианством, некоторое богохульство и безверие, полагая, что именно эти черты отлича­ют их «подлого народа», погрязшего в религиозном невежестве.

Новая мировоззренческая мода служила индикатором утонченного об­разования в высших кругах светского общества, незримо оно приобщало знать к мировым культурным центрам. В светском салоне или в кругу гос­тей можно было поделиться свежими парижскими новостями. Говорить на французский манер о том, что попы и монахи — просто шарлатаны, было куда приятнее и занимательнее, чем обсуждать правила православной литур­гии, о которых петербургские сплетники и сплетницы знали гораздо мень­ше, чем о заграничных новинках.

В еще в большей мере вольтерианский нигилизм пришелся по вкусу по­колению университетского студенчества, из среды которого выходили раз­ночинцы. Закончился этап секуляризации высшего дворянского общества столицы и начался второй этап распространения безрелигиозности среди провинциальной интеллигенции. Отходу от православия способствовало и широкое распространение масонства, в котором русская интеллигенция увидела новый тип религии — религии разума и просвещения. Импониро­вали ей и главные социальные принципы масонов — свобода, равенство и братство. Под духовным влиянием масонства сформировались личности лю­дей, участвовавших в создании демократических государств и справедливых законов. В сравнении с ним патриархальная вера отцов казалась историче­ским пережитком. Русская молодежь стремилась к очищенному, одухотво­ренному пониманию веры. Масонство было для нее своего рода духовным христианством. В числе масонов значились выдающиеся российские деяте­ли: Елагин, Новиков, Радищев, Сперанский, А.С. Пушкин и В.Л. Пушкин, Суворов, Кутузов, Пестель, Ковалевский, а по некоторым данным и россий­ские цари — Петр I, Павел I и Александр I.

Свою роль в общем процессе секуляризации сыграли два идейных тече­ния — «славянофилы» и «западники», разделение между которыми про­изошло в середине 1840-х гг. Для одних открылся путь в церковь, для дру­гих — окно в Европу. Со «славянофильства» и Гоголя начинается духовное возвращение в церковное православие верхнего культурного слоя страны, приходит новый опыт — опыт церковности67. Одна из главных идей славя­нофильства — построение цельного мировоззрения на основе православно­го церковного сознания. Идеология «западничества» основана скорее на вне-церковном христианстве, на философском пантеизме, вере в гегелевский Абсолют и социальный прогресс. Именно оно послужило кузницей русско­го атеизма, социализма, а отчасти и анархизма.

Падение крепостного права в 1861 г. ускорило движение страны по капи­талистическому пути, расширило сферу культурного общения с Западом,

67 Синелина Ю.Ю. О религиозности образованной части российского общества (начало XVIII в. — 1917г.)//Социс. 2003. № 10.

способствовало зарождению среднего класса и развитию потребительских ориентации населения. Начинается вытеснение старого дворянства новой прослойкой гуманитарной и технической интеллигенции, выходившей из самых разных слоев общества. Вторая половина XIX в. — эпоха первых ше­стидесятников и разночинцев. Философ С. Франк назвал это движение, характерное для русской интеллигенции с 1870-х гг. до революции 1905 г., нигилистическим утилитаризмом, поскольку он «отрицает все абсолютные ценности и единственную нравственную цель усматривает в служении субъективным, материальным интересам "большинства" (народа), мора­лизм, требующий от личности строго­го самопожертвования, безусловного подчинения собственных интересов делу общественного служения, и про- тивокультурную тенденцию»68.

В идеологии шестидесятников уди­вительным образом перемешались нигилизм (отрицание старой морали и старой культуры), прагматизм и утилитаризм (ориентация на материальный успех и выгоду), позитивизм и сциентизм (вера в торжество науки), воинству­ющий атеизм (либо пантеизм) с чувством гражданского долга и борьбой за народное счастье. Идеологами нового движения были Чернышевский, Писа­рев, Добролюбов. Всепобеждающая поступь секуляризации в сознании рус­ской интеллигенции станет еще более очевидной, если учесть, что к атеизму клонились не только те, кто никогда ни в кого не верил, но и потомственные православные. Так, например, идейные лидеры разночинцев и западников, Чернышевский и Добролюбов, были детьми священников. К 1875 г. среди студентов университетов страны 46% составили бывшие семинаристы69.

В начале XX в. среди образованного общества наблюдается увлечение восточными религиями, теософскими идеями, оккультизмом. Получила распространение антропософия, теософия Блаватской, система Гурджиева, идеи марксизма и социализма, а у творческой интеллигенции — заметный сдвиг в сторону символизма и декадентства. Подготовлена почва для третьего и высшего этапа секуляризации русского сознания — большевистской ре­волюции. Октябрьская революция 1917 г. уничтожила старую сословную систему, место буржуазии и дворянства заняли рабочие и крестьяне. В те­чение 70 лет страна не знала религиозной социализации, погрузившись в ате­истическое просвещение и богостроительство. В период 1920—1930-х гг. во­инствующий атеизм стал обязательной частью государственной идеологии марксизма-ленинизма. В соответствии с ее лозунгами разрушались храмы, осквернялись православные и национальные святыни, подвергалась гоне­ниям церковь. Однако за десятилетия своего существования марксистский атеизм, несмотря на все старания, не смог достичь тотального господства, религиозность не удалось полностью ликвидировать. И только начиная с 1991 г. слово «верующий» становится нормальным, респектабельным, при­личным, а слово «атеист» — неприличным.

Развитие религиозной ситуации в РФ в конце 1980-х —1990-е гг. свидетель­ствует о внутренних противоречиях процесса секуляризации российского об-

68 Франк С. Этика нигилизма//«Вехи»: сб. ст. М., 1989. С. 161-162.

69 Русское православие: вехи истории. М., 1989. С. 357.

щества. На уровне массового сознания реальностью стали проявления про­тивоположного секуляризации процесса сакрализации (т.е. «вовлечения в сфе­ру религиозного санкционирования иных форм общественного сознания»70). На институциональном уровне, секуляризация как «преодоление религии пу­тем атеизации всех структур социалистического общества»71 сменилась тен­денцией к клерикализации общественных отношений и институтов.

По мнению ряда исследователей, процесс роста религиозности полно­стью вписывается в общую картину эволюции массового сознания в России, которую можно описать при помощи модели «маятника», движущегося от одного мировоззренческого положения к противоположному и затем обрат­но—к положению, с которого началось исходное движение. Особенностью этого процесса является то, что движение в сторону роста религиозности (как в свое время к атеизму) начинается из столичных городов, распространяясь затем на провинцию72. Специфика духовного развития российского обще­ства в XX в. связывается также с дихотомией двух «исторических идеологий России» — православия и коммунистической идеологии (российского вари­анта марксистского атеизма).

Особенностью секуляризации в российском обществе, по мнению К. Ко-стюка, выступает функционализация и маргинализация РПЦ. Церкви, вы­тесняемой из всех социальных областей обществом, остается лишь ее соб­ственный сектор «религиозных потребностей». Церковь, по сути, утрачивает свое социальное значение и начинает обсуживать свою функцию по всем законам функционирования социальных институтов современного обще­ства: специализируясь на «профессиональных» задачах, бюрократизируя свою организационную структуру как «карьерную» лесенку, встраивая свою деятельность в анонимные товарно-денежные отношения рынка, лоббируя свои интересы в органах власти и т.д. Примером, нетипичным для многих Церквей в других странах является превращение исполнения треб в больших городах России в обычный товар с «рыночно» устанавливаемыми ценами. Такое социализирование Церкви еще более обостряет конфликт с обще­ством и ведет к новым притеснениям. Потеря позиций Церковью в обще­стве наступает в процессе секуляризации, и она неизбежна, однако в запад­ных обществах она происходит без маргинализации Церкви73.








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1149;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.015 сек.