РЕСТИТУЦИЯ ЦЕРКОВНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Отчуждение церковной собственности — полное или частичное — является неприемлемой чертой отношений между церковью и государством. Временами такое встречалось в самых разных странах, в том числе и наиболее
70 Яблоков И.Н. Методологические проблемы социологии религии. М., 1972. С. 92.
71 Крженек Ф. О марксистском понимании процесса секуляризации // Вопр. науч. атеизма. Вып. 26.
М., 1980. С. 273.
72 Воронцова Л.М., Филатов СБ., Фурман Д.Е. Религия в современном массовом сознании // Социс.
1995. № И. С. 81-91.
73 Костюк К. Православная Церковь и социально-экономическое развитие России (http://
civitasdei.boom.ru).
просвещенных. Так, в середине XVI в. широкомасштабная секуляризация церковных земель происходила в Англии, где было ликвидировано 650 монастырей, и тысячи монахов пополнили армию бродяг. В XVII—XVIII вв. в России была практически завершена крупнейшая секуляризация церковной собственности, начатая реформами Петра I. В 1650—1725 гг. действовал Монастырский приказ — центральное государственное учреждение, ведавшее административно-финансовыми и судебными вопросами церковного управления. До секуляризации 1 764 монастыря владели до 900 тыс. душ крестьян. При Екатерине II было упразднено 500 монастырей, казне перешло более 1 млн крестьян, которые переведены с барщины на оброк. В XIX в. в России было 440 мужских и 250 женских монастырей, 110 тыс. священников и 58 тыс. монахов74.
В последнее время пресса активно обсуждает возвращение Русской Православной Церкви ее земельных угодий и недвижимости, отнятых в 1917— 1918 гг. большевистским правительством. Принадлежавшая Церкви до революции 1917 г. собственность передается ей не в порядке реституции, а лишь на правах аренды. И передано ее меньше, чем в любой из бывших социалистических стран.
РЕСТИТУЦИЯ (от лат. restitutio — восстановление) — 1) в праве — возвращение имущества, неправомерно захваченного и вывезенного воюющим государством с территории противника; 2) в культуре — возвращение перемещенных (трофейных) художественных ценностей.
Дело в том, что, согласно принятому в 2001 г. Земельному кодексу, необходимо было до начала 2004 г. либо выкупить либо взять в аренду землю, прежде находившуюся в постоянном бессрочном пользовании (в том числе участки, занимаемые храмами). Однако ни выкуп, ни аренда находящихся под храмами земель церкви не под силу. К тому же права, которые дает безвозмездное пользование имуществом, значительно меньше прав собственника. Во-первых, все сделки в отношении этого имущества должны быть согласованы с государством как с собственником. Во-вторых, религиозное объединение обязано использовать имущество в соответствии с указаниями собственника, т.е. государства. В-третьих, безвозмездное пользование (даже бессрочное) позволяет государству в любой момент изъять это имущество75.
В 2001 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II предложил вернуть РПЦ часть тех земель, которыми она владела до революции (по некоторым данным, это 3 млн га). Он пояснил, что не ставит «вопрос о возвращении всех монастырских земель», «но земли, которые монастырь может обрабатывать и которые необходимы для его жизнедеятельности, надо возвращать».
Говоря о реституции церковной собственности как возможном способе решения материальных проблем РПЦ, митрополит Кирилл в 2001 г. заявил, что Московский патриархат не настаивает на полной реституции земель и зданий, принадлежавших церкви до 1917, хотя подобная мера и предусмотрена обязательствами России перед Советом Европы. За последние 80 лет
Конотопов М.В., Сметанин СИ. История экономики: Учеб. для вузов. М., 1999. С. 76. Ордынский А. Придется ли храмам арендовать свою землю? // Нескучный сад. Православный журнал о делах милосердия. 2002. № 4.
на бывших монастырских землях построены поселки, заводы, частные дома, и мы понимаем, что нереально все вернуть обратно. Руководство РПЦ отдает себе отчет в том, что изъятие всей бывшей церковной собственности из сложившегося экономического, хозяйственного оборота приведет к определенным социальным потрясениям. РПЦ готова отказаться от требования немедленного возврата той части церковных зданий, в которых находятся больницы или детские сады.
Бывший Смольный монастырь — пример того, что проблемы реституции церковной собственности чрезвычайно сложны
Вместе с тем, подчеркнул митрополит Кирилл, уже находящиеся в пользовании РПЦ церковные здания должны быть переданы ей в полную собственность. По мнению официальных властей, вопрос о религиозной и социальной реституции должен быть снят с повестки дня. Никакого возвращения к дореволюционному положению в сфере собственности не может быть: масштаб социальных и экономических изменений, произошедших в России после 1917 г., слишком глубок; невозможно вычеркнуть XX в. из истории страны и начать все с чистого листа.
В странах Балтии и Восточной Европы ситуация иная: советская власть установлена здесь только в 1940-е гг., сохранились живые собственники конфискованных поместий и культурных ценностей. В 1990-е гг. здесь происходило активное возвращение отобранной собственности. В Чехии, Венгрии, Польше бывшим владельцам передавали некогда принадлежавшие им городские здания, замки, поместья, фабрики, картины и др. В 1990-1991 гг. Литва приняла программу и законы по восстановлению прав собственности на землю тех граждан (семей), кто потерял их в 1940-1945 гг.: сельскохозяйственная земля, городские площади и недвижимость, которые были национализированы в тот период,
В
стали возвращаться бывшим владельцам (и их наследникам) в максимально возможном размере, с учетом изменившихся обстоятельств.
За минувшие 15 лет было издано два правовых акта, призванных решить вопрос о церковной собственности. Распоряжение президента Б.Ельцина от 23 апреля 1993 г. предписывало исполнительным органам «осуществить поэтапную передачу в собственность или пользование религиозным организациям культовых зданий, строений и прилегающих к ним территорий...»; а 14 марта 1995 г. вышло Постановление Правительства РФ «О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения». Однако подавляющая часть церковной недвижимости передавалась именно в пользование. Сегодня за редким исключением в России нет храмов, которые были бы возвращены в собственность Церкви.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 891;