Религиозность иллюзорная и подлинная
Иллюзорная религиозность — отнюдь не синоним чего-то недействительного или тем более ложного. Она реальна в той же мере, в какой реальны и неизбежны миражи, галлюцинации, ошибки и заблуждения.
Иллюзорная религиозность может быть уподоблена сну и сопровождающим его, более или менее ярким видениям. Ее основное свойство — опосредо-ванность и вторичность. Человеку кажется, что он имеет дело с самим Богом, у него создается иллюзия непосредственного общения с Ним. На деле же он общается с созданными им же самим знаками, символами Божества. Верующий прибегает к посредникам (ангелы, пророки, апостолы, мессия, богочеловек), которых он помещает между собой и Богом. Наконец, и сам юсподь наделяется чисто человеческими, земными чертами. Иллюзорная религиозность глубоко демократична, она есть по преимуществу религиозность народных масс. В повседневной жизни это проявляется в различных скоплениях верующих — молитвенных собраниях, шествиях, процессиях, паломничествах. В коллективной спаянности — сила иллюзорной религиозности. Иллюзорная религиозность — явление прежде всего общественное. Разумеется, личностные
мотивы здесь также играют существенную роль, но все же эта роль является подчиненной. Как явление общественное, иллюзорная религиозность нуждается в своей социальной организации. Только в Москве насчитывается около 2 000 различных религиозных общин и сект. Отсюда
проистекают: ревниво-агрессивное отношение к «территории», занятой «своими», единоверцами; нетерпимость к инаковерию и инакомыслию; синдром планетарного лидерства («мы — первые», «мы — лучше и выше всех», «мы — единственные, владеющие божественной истиной»). Обыватель — стержень и главная опора иллюзорной религиозности; она позволяет ему хотя бы временами уходить в иной мир от повседневных житейских забот и обязанностей, вносит в его жизнь разнообразие.
Человек, религиозный в подлинном смысле, мыслит и чувствует себя не вне Бога, а внутри Него, как Его органическую часть. Поэтому подлинная
взрослого населения, и, по итогам переписи 1937 г., оказалось, что 57% ответивших, т.е. большинство населения, назвали себя верующими. Атеизм имел распространение в основном среди мужчин молодого возраста (до 30 лет), грамотных и проживавших в городах. У мусульман, католиков и лютеран процент верующих среди молодежи был особенно высок. И это при том, что истинные оценки религиозности респондентам приходилось скрывать30. Но из истории известно, что в моменты кризисного состояния общества растет влияние религии на общественную и личную жизнь людей, при этом расширяется спектр их религиозных и нерелигиозных верований31.
В 2001 г. исследовательская фирма «Ромир» опросила 2 тыс. человек по всей России и установила, что верующими себя считают 79,6% респондентов, а атеистами — только 18%. В октябре 2001 г. ученые НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ (рук. проф. В.Е. Семенов) провели исследование общественного мнения петербуржцев (телефонный опрос, 842 человека). На этот раз цифры получились иные: 50,7 и 43,4% соответственно32. Но сравним другие цифры: 57% верующих среди неграмотных и полуграмотных россиян в переписи населения 1937 г. и 50,7% верующих среди высокообразованной городской интеллигенции Санкт-Петербурга 2001 г.
Не лучше обстоят дела и в европейских странах. К примеру, в Чехии существование оккультных явлений допускают 42,6% респондентов. К христианству однозначно отнесли себя 10,8%респондентов, а к оккультизму — 9,5%33. Специалисты Социологического института Чешской академии наук
религиозность — и в этом состоит ее самое фундаментальное отличие от религиозности иллюзорной — не нуждается ни в каких «посредниках» между человеком и Богом. Человек непосредственно — всей своей жизнью от рождения до смерти — познает Бога внутри себя и открывает его вокруг себя. Если человеку на этом пути сопутствует удача — значит, он обрел счастье, даже если он бедствует и живет в нищете. Если этого не происходит — он несчастлив, хотя может жить в довольстве и роскоши. Из сказанного понятно, почему подлинная религиозность по природе своей принципиально вне-конфессиональна. Ей неведомы и чужды «конфессионально ориентированные» религии и религиозные течения, общины, секты с их культами, обрядами, символикой, традициями. Религиозность — существеннейшее и необходимейшее свойство личности. Человек, ставший личностью, не может быть безрелигиозным, хотя своей религиозности он может субъективно и не осознавать. Человек может стоять вне конфессий и
вообще быть равнодушным к «религиозной жизни» как таковой, но «убежать» от собственной религиозности он не в силах. Подлинная религиозность стремится к уединению, она чуждается «народности» — собраний, празднеств, коллективных молебствий. По-своему она эгоистична и эгоцентрична.
Как правило, в лоно иллюзорной религиозности человек не приходит сам — его туда приводят. Происходит это или в раннем детстве или в более позднем возрасте, но тогда, когда человек по большей части еще не успел стать личностью. Искусство — важнейшая сфера единства и взаимного проникновения религиозности иллюзорной и подлинной, та область, где грань между ними стирается полностью либо становится несущественной. При этом питающее подлинную религиозность светское искусство также оказывает влияние на искусство религиозное. Сокращено по источнику: Мочалов И.И. Размышления о религиозности иллюзорной и подлинной (http://atheismru.narod.ru)
0 Жиромская В. Религиозность российского населения в период демографических катастроф 1930-х
годов (www.demoscope.ru).
1 Кулаков П.А. Учащаяся молодежь и религия // Социс. 1995. № 11. С. 91—99.
Голубев Е. Ценности, авторитеты, общественное настроение // СПбУ, 2001 № 31 (3585). 3 Гамплова Д. Программа социальных исследований — 1999 // Соц. ис, 2002. № 7. С. 80-81.
в рамках сравнительного проекта Международной программы социальных исследований «International Social Survey Programm (ISSP)» доказали, что чешские респонденты скорее отрицали традиционные религиозные системы и организованные религии, нежели сверхъестественное вообще. Двоеверие — вера в людей, символы христианства и языческие культы (включая магию, оккультизм, гностицизм, волшебство, каббалу, алхимию и неоплатонизм) — черта не только «славянской души», как пытаются убедить нас некоторые исследователи, но и западной цивилизации в целом. Христианство в чешском исследовании проявило себя скорее как духовная ориентация меньшинства. Как считает Д. Гамплова, смешение христианства и оккультизма неудивительно, так как в массовом, так называемом народном христианстве, оба типа религиозности всегда традиционно были достаточно прочно связаны34. В истинность положений традиционного христианского вероучения верили, согласно исследованию, лишь две пятых католиков, четверть респондентов склонялись как к христианству, так и к оккультизму. Интерес к оккультизму проявляли чаще молодые респонденты, а к христианству склонялись, скорее, люди постарше. В существование Бога как личности, по данным того же исследования, верили только 27% респондентов католического вероисповедания.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 506;