Вы соблюдаете или не соблюдаете церковные посты? если да, то какие именно посты вы стараетесь соблюдать?
Источник: Фонд «Общественное мнение»: Религиозность и воцерковленность (http://bd.fom.ru)
Как выяснили ученые, ныне сохраняются две тенденции: 1) с ростом образовательного уровня снижается степень религиозности; 2) нетрадиционная ее форма увлекает по преимуществу людей достаточно образованных. В группе с начальным образованием верующих в Бога 89%, в группе с 7— 8-классным образованием — 66%, в группах с общим средним и специальным средним образованием — соответственно — 47 и 38%, в группах с незаконченным высшим и высшим образованием — 29%. Нетрадиционные верования исповедуют 10% респондентов— прежде всего молодежь и интеллигенция. Неверующими назвались 11%, атеистами — немногим более 3%. Атеистов больше всего среди военнослужащих (21%), учителей (11%) и работников культуры (9%). Их нет среди колхозников, служащих, бизнесменов и молодежи17.
Если подходить к религиозности комплексно и со строгих социологических позиций, то ее придется представлять не как одну единственную переменную, которую легко операционализировать, преобразовать в один или несколько анкетных вопросов и получить информацию у респондентов либо
17 Мчедлов М.П. и др. Рост религиозности в России // Социс.1995. № 5. С. 8-13.
обратиться к официальной статистике, которая измеряет ее количественными показателями, например, число верующих в той или иной конфессии.
Религиозность — многомерное и сложно структурированное образование, включающее как минимум три модуса существования: 1) вербальный, т.е. то, что говорит респондент о своей религиозности; 2) эмоциональный, включающий религиозный опыт, религиозные переживания, отношение к Богу и др.; 3) поведенческий, выявляемый по участию индивида в деятельности религиозных организаций, движений, общин, коллективных мероприятиях, агитационных или протестных действиях и т.п.
Религиозные чувства — это прежде всего эмоциональное отношение верующих к признаваемому объекту (Богу), ко всему, что связано с ним: местам, действиям, связям, друг к другу и к миру в целом. Религиозные чувства взаимосвязаны с религиозными представлениями, мифами, взгляда ми, идеалом, верой, поэтому они имеют определенную направленность, смысл и значение. У верующего человека религиозные чувства являются объектом духовной потребности и стремления к их переживанию, они эмоционально насыщены и могут быть легко ранимы.
Религиозность как компонент религиозного сознания (а не только действия или чувства) выступает в виде представлений, иллюзий, настроений, привычек, традиций. Концептуальный уровень религиозного сознания — это систематизируемая совокупность понятий, принципов, суждений, аргументов, в которую включено учение о Боге, природе, обществе, человеке. Религиозным можно считать человека, который верит в Бога в силу традиции, воспитания в семье или общине, в подражание другим, а также и того, кто сознательно формулирует свои религиозные убеждения, обладает целостной системой взглядов и способен их аргументировано защищать.
Религиозная вера составляет основу религиозного мировоззрения, тенденции изменения которого у современных россиян изучаются в ходе социологических исследований. По мнению З.И. Пейковой18, основным социологическим критерием религиозности выступает вера в Бога. По этому признаку религиозность населения возросла с 7—12% в 1970—1980-е гг. до 49—50% в 1997 г. При нынешней глобальной тенденции к секуляризации Россия является едва ли не единственной страной, где число религиозных людей растет. Однако не все, кто верит в Бога, называют себя верующими. В конце 1980-х гг. так называли себя лишь 10% россиян, в 1990-м — уже 27— 29, в 1992-м - 40, в 1995-м - 50,5, в 1997-м - 55,4, в 1998-м - 58%. Значительно опередила все население молодежь — еще в 1994 г. показатель религиозности составлял 64%.
Другие показателем религиозности можно считать мировоззренческий, а именно оценку опрашиваемым места и роли религии, которое она занимает в его жизни или должна занимать в обществе. И здесь прослеживаются сходные тенденции. Так, в 1993 г. 32% молодых россиян и 39% москвичей (16—25 лет) ответили, что роль религии в их жизни значительна. К 1997 г. этот уровень вырос до 46,4%.
Пейкова З.И. Отношение к Церкви в России и других странах// Исторический вестник. 2000. № 9-10.
В отечественной литературе была предложена система общих признаков религиозности, включающая два основных ряда:
1. Признаки религиозного сознания (показатели — содержание и интенсивность религиозной веры, степень религиозной информированности).
2. Признаки религиозного поведения (показатели — содержание и интенсивность культового и внекультового поведения).
В качестве дополнительных признаков выделяются:
4 конфессиональная принадлежность (получает выражение как в религиозном сознании, так и в религиозном поведении);
« уровень религиозной мотивации поведения (отражает внутренние связи между религиозным сознанием и религиозным (и внерелигиозным) поведением);
« состояние и характер общественного мнения по отношению к религии (фиксирует оценочные суждения о религии и ее социальной роли)19.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 536;