Честность и справедливость. вы не доверяете природе и другим людям, вы не можете доверять себе, а если вы не доверяете себе, то не можете доверять даже своему недоверию
вы не доверяете природе и другим людям, вы не можете доверять себе, а если вы не доверяете себе, то не можете доверять даже своему недоверию. Но тогда вы просто парализованы и не можете никак действовать и никак поступать. Доверие к миру — основа любого человеческого поступка и любого осмысленного суждения. Хорошо было бы и нам, людям, выросшим на просторах Евразии, принять эту древнюю восточную истину и следовать ей как в нашем мировосприятии, так и в нравственном поведении.
5. Справедливость: история и виды
Понятие справедливости — одно из самых сложных и туманных в этической мысли прежде всего потому, что оно не ограничивается чисто нравственными аспектами и всегда прочитывается как социально-экономическое и идеологическое. Нравственное, экономическое и социальное так тесно переплетены здесь, что создают в некотором смысле амальгаму, из которой лишь путем специального анализа можно извлечь собственно моральное содержание.
Справедливость — мерная характеристика человеческих отношений. Она означает такой должный порядок человеческой жизни, при котором существует соответствие между деянием и воздаянием, достоинством и вознаграждением. Сразу видно, что справедливость имеет как бы два лица: одно — карающее, выносящее суровый приговор, определяющее наказание за преступления и проступки, а другое — одобряющее, выдающее в той или иной форме награду за добрые дела и образцовые труды. Это распределение поощрений и наказаний, раздача поглаживаний и пинков производится при справедливом подходе сообразно заслугам и промахам людей, — не взирая на лица!
Справедливость по главной своей интенции объективна. Если мы раздаем поощрения и наказания по личной симпатии, по знакомству, за взятки, то о справедливос-
______________________________________ Лекция 4
ти нет и речи. В том-то и дело, что справедливость (если представить ее в виде некоей высшей инстанции или силы) действует сообразно характеру поступка и без всякой личной склонности. Недаром богиню правосудия Фемиду изображают в виде женщины, у которой глаза завязаны, а в руках весы. Богиня взвешивает добро и зло вслепую, так же вслепую уравнивает она на своих весах преступление и наказание, подвиг и награду. Фемида руководствуется найденным равновесием, стремясь, чтобы никакая страсть и никакое корыстное желание не покачнули чашу весов. Обманы, подлоги, подкупы, пылкие увещевания, богатство или социальный статус — ничто для поистине справедливого суда. Перед ним равны монархи и нищие, рабочие и президенты, знаменитости и люди совсем обыкновенные. Каждый получает по заслугам. Таков идеал справедливости, такова мечта о ней и таков ее пугающий образ для тех, кто хотел бы остаться безнаказанным.
В древних доклассовых обществах первичная экономическая справедливость существовала прежде всего как уравнительная справедливость. Это значит, что все члены рода или племени получали равную долю совместно добытого на охоте или собранного в лесу. Уравнительная справедливость позволяла первобытному человеку выжить в условиях дефицита средств к существованию. Если бы средства делились иначе, племя просто бы вымерло. Впрочем, надо думать, что моменты воздаяния тоже имели место в жизни наших далеких предков. Скажем, нарушение того или иного табу (сурового запрета), несомненно, каралось смертью или изгнанием, а выдающееся деяние, приносящее пользу племени, поощрялось — ритуальное восхваление или что-то в этом духе.
С появлением земледелия и скотоводства, с образованием прибавочного продукта и социально-классовых групп уравнительная справедливость, до конца не исчезая, по-тесняется в экономической жизни распределительной спра-
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 670;