Честность и справедливость. называет их трансакциями), в результате которых участники получают психологические выигрыши
называет их трансакциями), в результате которых участники получают психологические выигрыши. Однако эти выигрыши (чувство превосходства, эмоциональные «поглаживания» и т. д.) всегда бывают получены за счет унижения и подавления другого участника бессознательной игры. Берн показывает, что в общении с близкими мы частенько стремимся утвердить себя за их счет. Один из ярких примеров таков: мальчик и девочка играют в песочнице. Девочка просит мальчика: «Слепи мне песочный пирожок». Мальчик искренне хочет услужить подружке, он старательно лепит пирожок и радостно подносит ей свой подарок. Девочка смотрит с презрением и говорит ему: «Фи, какие у тебя грязные руки!» Девочка получила свой «выигрыш» — и пирожок, и возможность утвердить свое превосходство. Конечно, она делает это засчет мальчика, который остался без благодарности, да еще и оказался неизвестно почему облит презрением. Будет ли он радостно и доверительно бросаться «лепить пирожок» для другой подружки? Не станет ли он подозревать в совсем другой девочке тот же тайный умысел — проявить свое высокомерие именно тогда, когда другой открыт и беспомощен?
Привычка к психологически корыстным играм, удары, полученные от значащих других, вызывают порой тотальное недоверие и неспособность к искренним и открытым отношениям, которые можно назвать истинной близостью. Настоящая человеческая близость — это отношения без игр и эксплуатации, она возможна лишь при полном взаимном доверии. При таком доверии человек совершенно уверен, что его никогда не станут использовать как средство и не перешагнут через него равнодушно. Поэтому он спокоен, весел, и ему нет нужды опасаться, тревожиться и ударять первым, чтобы упредить чужой удар. К сожалению, истинная близость — не такая, как хотелось бы, частая вещь в нашей жизни. В массе люди не вполне доверяют своим близким.
________________________ ____________ Лекция 4
Еще более печальная ситуация возникает тогда, когда индивид не доверяет и себе и другому. Тот, кто подозрительно относится к собственной личности, считает себя недостойным любви и уважения, начинает подозревать в обмане как раз тех, кто искренне его любит. Логика здесь такова: «Как можно меня любить, если я на самом деле так несовершенен и плох? А поскольку я недостоин любви, то, стало быть, тот, кто говорит, что любит меня, обманывает. Наверное, у него есть какие-то корыстные цели и эгоистические планы на мой счет! А ну-ка, где здесь таится корысть?» Самое печальное, что при этом подвергаются сомнению и недоверию самые настоящие, идущие от сердца чувства.
Протестантский теолог Пауль Тиллих в своей книге «Мужество быть» говорит о таком виде мужества, как способность принять приятие. Речь идет о человеке и Боге. Грешный человек не может поверить, что Бог принимает и любит его таким как он есть, со всеми его скверными мыслями и нелепыми поступками, он не в силах принять приятие. Для того чтобы принять приятие, необходимо мужество. Фактически речь идет о мужестве доверия, доверия полного и абсолютного, способности перешагнуть через собственные сомнения и страхи и предаться высшей и бесконечно благой любви. Конечно, другой человек — не Бог, но межличностные отношения аналогичны тем, о которых говорит Тиллих. Чтобы испытать истинную любовь и высочайшую радость, необходимо глубокое доверие к силе чужого чувства и к самому себе как существу достойному всего самого хорошего, что может дать жизнь.
В основе китайской философии, как даосской, так и конфуцианской, лежит глубокая идея доверия к миру. В ней нет христианского представления о неистинности и скверности земного мира, так же как нет индуистской идеи об эмпирической реальности как майе (иллюзии). Китайская мысль всегда исходила из убеждения, что если
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 425;