Честность и справедливость
добродетельного обмана, является совершенно реальным инструментом нравственного и психологического совершенствования как человека, так и общества в целом.
Проблема доверия
Если человек с детства получает опыт злостного обмана, его уделом может стать недоверие — одно из самых тяжелых эмоционально-нравственных состояний. Известный западный психотерапевт Э. Эриксон говорит о том, что в раннем возрасте формируются структуры либо базисного доверия — когда мать удовлетворяет нужды ребенка и объясняет смысл своих действий, либо базисного недоверия — в случае пренебрежения нуждами ребенка и отсутствия объяснений.
Люди с базисным доверием, несмотря на столкновение в более старшем возрасте с коварством, ложью и обманом, все же сохраняют позитивное мировосприятие и способность радоваться жизни. Они умеют отличать то, чему можно доверять, от того, что доверия недостойно, отделять твердь от хляби, а зерна от плевел. Те же, кто волею судеб приобрели с младенчества базисное недоверие, постоянно испытывают депрессию, тревогу, страх и чувство враждебности к окружающим. Они не доверяют всему: друзьям и недругам, далеким и близким, даже самому себе.
Люди, доверительно относящиеся к миру, разумеется, не должны быть уравнены с простаками и тюфяками, которых легко вокруг пальца обвести и которым можно лапшу на уши вешать. Старая истина «доверяй, но проверяй» действует здесь в полной мере. Однако сначала все же доверяй! Базисное доверие предполагает определенный риск, возможность быть обманутым. Другое дело, что человека доверия это не убивает, не подрывает его веру в лучшее, а лишь заставляет в очередной раз проявить великодушие по отношению к несовершенному миру. Тот, кто в целом доверяет действительности, со-
Лекция 4
храняет оптимистичное и радостное мировосприятие, несмотря на мелкие разочарования.
Человек недоверия по мере своего взросления становится все недоверчивей и подозрительней, а подозрительность исключает радость. Да и какая уж тут радость, если все, что есть вокруг хорошего, само добро, истина или красота представляются ему лишь масками, скрывающими зло, ложь и уродство. Белые одежды — всегда одеяния дьявола, невинность — лишь занавес для греха. Нет, нельзя доверять, надо разоблачать, срывать маски, изобличать лжецов и обороняться, обороняться, обороняться! Подозрительность не отличает черное от белого, верх от низа, лживость от искренности. Поэтому подозрительный, недоверчивый человек всегда дистанцирован от других, он потенциально агрессивен, ибо готов отвергать, изолировать и даже разрушать. Недоверие к другим людям — лейтмотив поведения и мышления подозрительных и готовых к самозащите индивидов, нередко предпочитающих бить первыми.
Конечно, странно было бы требовать, чтобы открытость и доверие проявлялись к заведомым врагам, недругам, противникам и конкурентам. В отношениях конфронтации и борьбы всегда есть объективные основания для большой доли недоверия. Но и здесь, если борьба зашла в тупик и противостоящим сторонам нужно найти общий язык, они должны хотя бы отчасти довериться друг другу, иначе никакого согласия не получится, и проблемы не смогут быть решены. Дело, однако, в том, что обманность, ставшая для личности наваждением, вызывает подозрительность не только по отношению к соперникам и противникам, но и к людям близким и доброжелательным, к значащим другим, как говорят психологи.
Чем может подкрепляться недоверчивость и подозрительность в отношениях с близкими? Американский психолог Э. Берн, автор книги «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», описывает в своих работах множество стереотипных взаимодействий (он
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 622;