Честность и справедливость. собственное призвание. Однако каждый не выполнивший проект и обманувший самого себя расплачивается за этот обман
собственное призвание. Однако каждый не выполнивший проект и обманувший самого себя расплачивается за этот обман. Расплатой становится постоянное дурное расположение духа, депрессия, чувство бессмысленности и «невыполненности» своей жизни. Тот же, кто проявил честность и последовал своему призванию, во всем богатстве переживает радость бытия, несмотря на трудности, которые встречаются ему на жизненном пути, и удары судьбы.
Еще один вид самообмана, ставший темой обсуждения в наши дни, это самообман относительно собственной индивидуальности. Иначе говоря, речь идет о подлинности нашего «я», о его самостоятельности и уникальности. Эта проблема обсуждается у многих авторов, в том числе у таких крупных философов как М. Хайдег-гер и Э. Фромм. Большинство людей полагают себя самостоятельными личностями, в то время как они таковыми вовсе не являются. М. Хайдеггер говорит о современном мире как о мире Man (от немецкой безличной формы Man sagt — говорят, Man baut — строят). В этих языковых формах отсутствует субъект — самосознающее ответственное «я». Люди, погруженные в повседневность, мыслят как другие и действуют по типу других, но не осознают этого, пока не столкнутся с переживанием собственной грядущей смерти. По Хайдеггеру, именно бытийный ужас перед смертью пробуждает индивидов от душевного сна и заставляет их взглянуть в глаза правде — своей конечности и уникальности, которая побуждает их выйти из слепого самообманного прозябания.
Э. Фромм подчеркивает, что люди, живущие вполне обезличенно, нередко искренне уверены: их взгляды, мысли, мнения — это их собственное достояние. Однако на самом деле совокупность присущих им представлений почерпнута ими извне: из мнений родителей и родственников, друзей и знакомых, из телепередач, радио и газет. Люди тешат себя иллюзией самостоятельности, в то вре-
Лекция 4
мя как живут не собственными, а заемными чувствами и мыслями. Чтобы честно разобраться в себе, полагает Фромм, необходимо анализировать свои взгляды, внимательно проверять, откуда к нам пришла та или иная идея: была она взята у других в готовом виде или явилась результатом собственной душевной работы, своего опыта мышления и переживания.
Как на огромную современную проблему Фромм указывает на засилье в массах рыночной ориентации сознания, при которой человек вообще утрачивает свою подлинность, аутентичность. Грань между честностью и нечестностью в отношении себя самого стирается. Это происходит потому, что изменяющаяся рыночная конъюнктура все время требует от человека продавать свои способности. Но способности всякий раз требуются разные. Индивид стремится выгодно себя продать, иметь спрос, и он старательно подстраивается к запросам других, становится безликим началом, которое способно надеть любую маску, но само не имеет лица. Можно ли говорить о честности и самообмане с тем, кто не имеет устойчивого «я» и оказывается текучим, как вода, все время бегущая по новому руслу?
Быть подлинным — это значит обладать достаточно устойчивым индивидуально-личностным ядром, признавать все стороны своего многосложного «я» и выражать себя вовне свободно и спонтанно, не следуя рабски диктату людей и обстоятельств. Подлинный и честный с самим собой человек — не твердолобый догматик, затвердивший когда-то несколько истин, но и не хамелеон, постоянно меняющий свой цвет. Тот, кто честен с собой, в полноте осознает свое «я» и активно развивает лучшие свои способности, склонности и тенденции.
Последний, но очень важный и распространенный вид самообмана, о котором мне хотелось бы сказать здесь, это самообман по поводу наших достоинств и отношения к нам окружающих людей. Через розовые очки можно
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 443;