Честность и справедливость. В нашу эпоху по общему признанию, люди утратили ясность внутреннего мира и самотождественность, свойственную прошлым периодам истории
В нашу эпоху по общему признанию, люди утратили ясность внутреннего мира и самотождественность, свойственную прошлым периодам истории. Социальная жизнь похожа на венецианский карнавал, на парад масок, где люди нередко не различают, где временно надетая личина, а где их подлинное лицо. Постмодернизм (влиятельное течение духовной жизни конца века) официально утверждает, что, вообще-то говоря, никакого субъекта — личности, сознательного источника активности — и вовсе нет, есть лишь текучие и плывущие тексты, без имени и без лица, сплошь состоящие из заемных мыслей, штампов и цитат. Наша жизнь рассматривается как вакханалия обманов и самообманов, как игра без правил, как тотальная фальшь, давно потерявшая оригинал, которому она подражает. Мы выступаем как игрушки бессознательного, без зазрения совести симулируем чувства и размышления, мы лишены всего настоящего, аутентичного, и потому между ложью и правдой нет никакого различия.
Безрадостный взгляд на человека, не правда ли? Однако наш век породил и множество попыток направить людей на путь честности по отношению к самим себе, отделить в себе истинное от ложного, отмести самообманы. Этот поиск подлинности индивидов, их настоящей самости происходит в рамках психоанализа и психотерапии, эзотерической философии, во всех направлениях гуманистической мысли.
Что же значит быть честным с самим собой? Что значит быть подлинным?
Проблема честного самоосознания была поставлена в XX в. Зигмундом Фрейдом и получила продолжение в работах психологов ряда направлений, включающих современную трансперсональную психологию. Исследования Фрейда показали, что человек вытесняет в бессознательное множество собственных переживаний, которые не устраивают его сознательное морализованное «эго».
______________________________________ Лекция 4
Однако скрытые от сознания запретные и осуждаемые желания никуда не исчезают. Человек несет в себе негативную сторону, но обманывает самого себя, «не зная» о наличии в своей душе целого сонма страхов и страстей. Самообман оборачивается плачевно — неврозами и неконтролируемыми реакциями. Лучшее, что можно сделать в этой ситуации — научиться быть честным, посмотреть правде в глаза, вывести из тьмы бессознательного вытесненные содержания.
Соратник и оппонент Фрейда Юнг считал, что негативное в нас, то, чего мы стыдимся и не хотим за собой признавать, составляет особый пласт внутреннего мира, который он назвал Тенью. Тень бессмысленно изгонять или подавлять, делать вид, что ее не существует и мы чисты как ангелы. Развитие личности требует честности: Тень должна быть осознана, принята как факт и интегрирована в единство со всеми другими частями личности. Тот, кто лжет себе, что он свят, просто проецирует вовне собственные скверные черты, начинает приписывать их другим людям и ненавидеть их. На самом же деле он бунтует против скрытой скверны в себе самом. Честное осознание помогает инидивиду понять себя как целое со всеми реальными сторонами собственной натуры. Это дает возможность лучше ориентироваться в действительности и строить свои отношения с окружающими более справедливо и гуманно.
Человек может не только скрывать от себя свою Тень, но и в упор не видеть своих позитивных склонностей и способностей, того проекта, который как бы заложен в нем от рождения и взывает к реализации в ходе жизни. Сюжет невыполнения жизненного проекта рассматривал в XX в. испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет. Он показывает в своих работах, что многие люди всю жизнь только и делают, что бегают от собственной судьбы. Они не честны с собой и предпочитают идти по легкому и накатанному пути, они скрывают от себя и подавляют
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 497;