XVI–XVII вв. в мировой истории
В XVI–XVII вв.в Европе происходят качественные изменения, связанные с переходом к новому типу цивилизационного развития, который получил название «западного». Начинает разрушаться средневековая система ценностей, хотя феодальная система проявляла достаточно большую жизнестойкость. Человечество впервые осознает, что оно обречено жить в одном географическом пространстве. Эту эпоху историки называют или этапом перехода к Новому времени, или ранним Новым временем, ибо уже тогда закладывались основы современной западноевропейской цивилизации. Ученые выделяют основные характерные черты данного процесса.
Во-первых, великие географические открытия (рождение океанической цивилизации). Непосредственными их причинами были потребности торговли в драгоценных металлах, и как результат – поиски европейцами новых морских путей в манящие несметными богатствами Китай и Индию (так как прямая дорога после падения Византии была перекрыта турками). Научившись строить каравеллы португальцы, а затем и испанцы становились пионерами в освоении новых территорий. В 1492 г. итальянец из Генуи Христофор Колумб, используя деньги испанского двора, в поисках пути в Индию пересек Атлантический океан и высадился у Багамских берегов, открыв тем самым новый континент (Новый Свет), названный затем Америкой по имени Америго Веспуччи, участвовавшего в экспедициях в Южную Америку в 1499–1504 гг. Колумб открытые земли называл «Индией», а их население – «индейцами». Ег имя носит одна из стран Латинской Америки – Колумбия.
Открытия следовали одно за другим. Морской путь в реальную Индию впервые проложила экспедиция португальцев под предводительством Васко да Гамы в 1498 г. Первое кругосветное путешествие было совершено в 1519–1521 гг., возглавил его португалец Фернандо Магеллан (подтвердил догадку о том, что земля имеет форму шара). Из 256 человек его команды в живых остались только 18, а сам Магеллан погиб в схватке с туземцами. Многие экспедиции того времени заканчивались столь печально.
В результате Великих географических открытий начинают складываться колониальные империи, и из вновь открытых земель в Европу – Старый Свет – стекаются сокровища, золото и серебро. Следствием этого явилось повышение цен, прежде всего на сельскохозяйственную продукцию. Этот процесс, в той или иной степени имевший место во всех странах Западной Европы, получил в исторической литературе название революции цен. Она способствовала росту денежного богатства у купцов, предпринимателей, спекулянтов и послужила одним из источников первоначального накопления капитала (среди других источников – внутренняя и внешняя торговля; ограбление колоний и ростовщичество; эксплуатация крестьянства, мелких городских и сельских ремесленников).
Еще одним важнейшим следствием Великих географических открытий было перемещение мировых торговых путей: монополия венецианских купцов на караванную торговлю с Востоком в Южной Европе была нарушена; португальцы стали продавать индийские товары в несколько раз дешевле, чем венецианские купцы. Усилились позиции стран, занимавшихся посреднической торговлей (Англия, Нидерланды), способствовавшей образованию крупных частных капиталов. Получает развитие кредит, преобразуется денежная система (возникает торговля ценными бумагами), создаются товарные и фондовые биржи.
Важным источником накопления средств становится расширение масштабов подневольного труда. Так, рост спроса на шерсть в Англии сопровождался притеснением крестьянства, разорением их и ремесленников, пополнявших растущие ряды английского рабочего класса. В наиболее тяжелом положении оказалось население в колониях.
Несколько иначе сложились в эту эпоху отношения Запада с древними высокоразвитыми цивилизациями Китая, Японии и Индии. Первые две страны просто «закрыли» свои границы, практически полностью запретив въезд иностранцам. Гораздо большего успеха европейские купцы добились в политически раздробленной Индии, где приходила в упадок некогда сильная держава Моголов. Их компании прочно утвердились там к середине XVII в., постепенно добившись и политического влияния.
Значительным было и воздействие открытий на быт европейцев. Культурные растения, привезенные с других континентов (особенно из Америки) со временем произвели революцию в питании европейцев, сделав его более разнообразным и значительно уменьшив угрозу голода. В меню появились соль, картофель, кукуруза, томаты, фасоль, чай, кофе, шоколад.
Во-вторых, продолжение эпохи Возрождения (Ренессанса), ставшей переходной от Средневековья к Новому времени. Освоение опыта, накопленного античной цивилизацией, возросшая деловая активность порождали веру в безграничные возможности человека, его воли, разума. Стал формироваться идеал гармоничной, свободной, всесторонне развитой творческой личности. Выдающимися гуманистами раннего Нового времени были Эразм Роттердамский, ученый, филолог, богослов (создал новую систему богословия, где главное внимание сосредоточивается на нравственных обязанностях человека в его отношении к Богу); французский писатель Франсуа Рабле, автор книги «Гаргантюа и Пантагрюэль» (отразил путь развития гуманистической мысли); испанский писатель Мигель Сервантес (в его «Дон Кихоте» делается безуспешная попытка воскресить золотой век рыцарства). Английский ученый Джон Локк заложил основу идеи разделения гражданского общества и государства.
Одновременно с этим бремя индивидуальной свободы постепенно стало порождать трагическое отношение к жизни, которое особенно ярко проявилось в XVI в. – в эпоху позднего Возрождения. Не случайно в пьесах великого английского драматурга Уильяма Шекспира человек часто изображен и героически, и трагически. Таков Гамлет, в котором титанизм ума совмещается со слабостью, с ощущением своих ограниченных возможностей перед лицом злобного и страстного окружающего мира. Появился в его произведениях и другой тип индивидуалиста – эгоиста, рвущегося к власти и встающего над моралью (Макбет).
В-третьих, Реформация (с латинского – преобразование) и контрреформация в европейском обществе. Под Реформацией следует понимать широкое общественное движение, характеризующееся отходом от католических ценностей значительной части населения Европы. В условиях происходивших перемен католическая церковь, как опора феодализма, продолжала учить, что созданный божественный мир нельзя менять. Распространение гуманистических идей подрывало учение церкви об исконной греховности человека (лишь церковь через свои таинства – крещение, причащение и прочие – может его спасти). Людей возмущала роскошь, разврат духовенства, его жадность, бессовестная торговля индульгенциями – документами, которые за деньги отпускали любые грехи. Богатства и земли церкви мечтали получить короли, купцы, предприниматели, дворяне.
Родиной Реформации стала Германия, раздробленная на множество мелких княжеств, в дела которых Папа римский вмешивался особенно бесцеремонно. Началом Реформации считают события 1517 г., когда доктор богословия Мартин Лютер выступил со своими 95 тезисами против раздачи индульгенций. Его длительный поединок с католической церковью способствовал быстрому распространению реформационных идей в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. К тому же, в Германии Реформация сопровождалась беспрецедентной Крестьянской войной Томаса Мюнцера (1524–1525 гг.). Последний главные задачи Реформации видел в осуществлении социально-политического освобождения народа от эксплуатации и удовлетворении его повседневных нужд. Своих новых теоретиков Реформация обрела в Швейцарии, где возник второй крупнейший ее центр во главе с «женевским папой» – Жаном Кальвином.
Реформация разрушала представления о незыблемой духовной власти церкви, о ее роли посредницы между Богом и людьми. Не таинства церкви приобщают человека к благодати в достижении спасения души, а личная вера. Единственным авторитетным источником для христианства, считали протестанты, является Священное Писание, а не декреты пап. В стремлении реформировать церковь Лютер доказывал, что нужно секуляризовать церковное имущество, в монастырях разместить школы и больницы. Тем самым Реформация через лозунг «дешевой церкви», идею индивидуального общения человека с Богом без церковного посредничества возвышала значение мирской жизни и деятельности. Кальвин учил, что знак Божественного благоволения к человеку раскрывается в его практической деятельности, умении в земной жизни достичь богатства. Теперь купец и банкир могли стремиться к обогащению, не опасаясь за это Божьей кары. Так трудовая этика Реформации стала освящать стремление к предпринимательскому делу.
В Европе, быстро охваченной идеями Реформации, стали образовываться реформированные церкви, положившие начало новым направлениям в христианстве, общее название которых – протестантизм. В их числе лютеранство (Германия, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия и др.), кальвинизм (Швейцария, Нидерланды), англиканская церковь с отсутствием единой организации, отменой церковной иерархии, икон, монашества. Еще более радикально освобождался от религиозной догматики и атрибутики баптизм, выделившийся из протестантизма позднее.
В борьбе с протестантами католическая церковь неоднократно переходила в наступление. Эта политика стала называться «контрреформацией». Ее орудием становится Орден иезуитов (с 1540 г.). Последние, в отличие от монахов других орденов, жили в миру, являясь политиками, дипломатами, придворными, воспитателями и учителями, врачами (выслеживали и выдавали инквизиции «заблудшие массы»). В протестантских и православных государствах, куда их не пускали, они действовали тайно. Помимо этого, папство укрепляло богословские факультеты университетов и церковные школы. В Риме было создано главное учреждение по борьбе с ересями – инквизиционный трибунал.
В XVI в. в Германии и Франции вспыхнули гражданские войны между сторонниками и противниками Реформации. К примеру, во Франции 2 августа 1572 г., в ночь накануне дня Святого Варфоломея, по приказу короля Карла IX католики уничтожили две тысячи кальвинистов (гугенотов; за две недели было перебито 30 тыс. протестантов). В ходе Тридцатилетней войны (1618–1648) была опустошена Германия (население сократилось с 21 до 13 млн. человек). По Вестфальскому миру, раздробившему эту страну на 300 отдельных земель, протестанты получили свободу вероисповедания. Тем самым контрреформация сохранила крепкие позиции католицизма в значительной части европейских государств. Но в странах, где вызревала новая протестантская цивилизация, стали активно развиваться капиталистические отношения, церковь была поставлена на службу промышленной и торговой буржуазии.
В-четвертых, становление абсолютизма в европейских странах, который пришел на смену сословно-представительной монархии (при ней правитель, принимая решения, учитывал мнения сословий, знати). Дворянство видело в абсолютизме источник доходов, предпринимательские круги – гаранта стабильности и процветания. Сильная королевская власть выступала гарантией стремления населения к миру. В первой половине XVI в. в Европе господствовала империя Карла V, представителя австрийской династии Габсбургов, короля Испании и императора Священной Римской империи. Он стремился по примеру Александра Македонского и римских цезарей к созданию универсальной монархии (его идеал – единство католического мира под его властью). Самый тяжелый удар по могуществу Испании был нанесен в результате победы первой европейской буржуазно-демократической революции в Нидерландах, ставшей результатом широкого национально-освободительного движения (1566–1609 гг.). В эпоху первых французских министров кардиналов Ришелье и Мазарини (первая половина XVII в.) принимались решительные меры к подчинению непокорной аристократической знати (фронды), возрастали налоги, укреплялся центральный государственный аппарат, вышла первая французская газета. Появившиеся во Франции в началеXVI в. первые элементы монархического абсолютизма в дальнейшем достигли своего расцвета в эпоху правления Людовика XIV (1643–1715). Этот король суть абсолютизма выразил предельно простой формулой «Государство – это я!». Становление английского абсолютизма связано с династией Тюдоров (правила с 1485 по 1603 г.).
В-пятых, возникновение централизованных, в том числе многонациональных государств империя Габсбургов, Россия), складывание в их границах современных наций. Если одно из могущественных государств усиливалось, остальные заключали друг с другом союзы, чтобы ослабить грозного соперника. В эту систему «политического равновесия» вовлекались и малые страны. Интересы Франции и Испании сталкивались постоянно. Богатая, но раздробленная Италия стала легкой добычей завоевателей (в первую очередь – испанцев). На владения австрийских Габсбургов наступала Османская империя.
Совершенствование техники и возникновение мануфактур. В XVI–XVII вв. произошел качественный скачок в научном знании. Дальние морские путешествия поощряли развитие астрономии. Опытный путь доказывал, что Земля имеет форму шара. Использование компаса (европейцы заимствовали его в Китае) привело к изучению магнетизма. Изобретение линз для очков побудило обратить внимание на законы преломления света. Появились ртутный барометр, печатный станок, телескоп и микроскоп. Гелиоцентрическая теория польского ученого Николая Коперника дала новое видение Вселенной и новое понимание места в ней Земли и человека. Его идеи были развиты в трудах немецкого астронома Иоганна Кеплера и итальянского ученого Галилео Галилея (с помощью сконструированной подзорной трубы открыл горы на Луне, фазы Венеры, спутники Юпитера). Национальные достижения быстро становились достоянием всей европейской научной мысли. К концу позднего Средневековья в Европе заметно меняется организация науки и научных исследований. Создаются кружки ученых, на их базе образуются национальные академии наук (первые из них – в Англии и Франции).
Совершенствовались технологии в металлургии (появление доменной печи), сукноделии (изобретение самопрялки), горном производстве. Важным явлением стало появление крупных мануфактур, во многом отличавшихся от средневековых ремесленных мастерских. При господстве ручного труда мануфактуры имели явные преимущества: здесь уже трудились сотни наемных рабочих, основные операции были разделены между работниками разных специальностей. Каждый занимался каким-то одним видом работы, достигая в нем совершенства. Развитие централизованных (все производство сосредоточено в одном месте) и рассеянных (такой способ организации производства, когда мануфактурист-владелец капиталов, предприниматель раздавали сырье для последовательной переработки мелким деревенским ремесленникам, ремесленникам-надомникам) мануфактур способствовало формированию капиталистических отношений.
Технический прогресс, углубление общественного разделения труда, эволюция частнособственнического права способствовали развитию товарно-денежных отношений, рыночной системы хозяйствования. В свою очередь, глубокие экономические сдвиги повлекли за собой изменения в социальной организации общества. На месте рушившихся сословий традиционного, феодального общества начинает формироваться новая социальная структура. С одной стороны, это буржуазные слои (вырастали из богатых горожан-купцов, ростовщиков, отчасти цеховых мастеров), дворяне (землевладельцы, переходившие к использованию наемного труда в сельском хозяйстве, занимавшиеся торговлей и предпринимательской деятельностью). С другой стороны, – наемные рабочие (сформировались из разорившихся ремесленников и потерявших землю крестьян). Появились и люмпены, лишенные каких-либо средств к существованию (городские бедняки, крестьяне, лишившиеся земли, жертвы войн и природных катаклизмов). Углублявшаяся дифференциация в обществе неизбежно обостряла отношения между социальными группами, классами.
После смерти Кромвеля неустойчивость политического режима, подъем народных волнений вынудили буржуазию и дворянство реставрировать в 1660 г. монархию. В то же время, по итогам так называемой «Славной революции» (1688 г., ознаменовала собой завершение вековой борьбы между королем и парламентом) в «Билле о правах» (1689) была ограничена компетенция короля в законодательной, финансовой, военной и судебной сферах в пользу парламента. Монарх не мог приостанавливать действие законов, взимать налоги без разрешения парламента и держать в мирное время постоянную армию. Так закладывались юридические основы буржуазной конституционной монархии, при которой правительство ответственно перед парламентом, а не перед королем. Революция имела решающее значение для развития капитализма в Англии. Через парламент был проведен ряд законов, способствовавших развитию нового, индустриального уклада. Было сокрушено могущество старой знати, уничтожен абсолютизм. В стране стало складываться гражданское общество.
В-восьмых, постепенная эволюция восточных деспотий в сторону абсолютизма. Ярким примером этому служит Османская империя – многонациональное государство под управлением султанов (в Европе ее называли Портой). В период расцвета в XVI–XVII вв. в Османскую империю входили Малая Азия (Анатолия), Ближний Восток, Северная Африка, Балканский полуостров и часть прилегающих к нему с севера европейских земель. В правление Сулеймана II Законодателя (европейцы дали ему прозвище Великолепный за многочисленные победы и роскошь двора, государственные заслуги, 1520–1566 гг.) империя простиралась от Вены до Персидского залива, от Крыма до Марокко. Турецкие войска совершали набеги на южные окраины России и Украины, а Черное море превратилось во внутреннее «озеро» Османской империи.
Вся организация жизни турецкого общества была подчинена осуществлению агрессивной внешней политики и сохранению своего господства на занятых территориях. Султан раздавал земли в наследственное владение на условии несения военной службы. Костяк армии, состоявшей из трех частей, составляла пехота из янычар (комплектовалась из юношей в основном христианского происхождения, которых в раннем возрасте отбирали от родителей, а затем воспитывали в турецких семьях и военных училищах в духе слепой преданности султану). Феодальное ополчение формировалось наместниками провинций, князьями, правителями отдельных территорий. Солидную по численности и важную по роли часть войска составляли кочевники. Исключительную роль в жизни турецкого общества играли муфтии (законоведы), кадии (судьи) и имамы (духовные руководители).
К концу XVII в. усилилось сопротивление европейских стран османской угрозе. В 1684 г. была создана Священная лига – антиосманская коалиция, в которую вошли Австрия, Польша, Венгрия, Венеция и позже Россия. Действия союзников привело к очистке части Балкан от турецких войск.
В-девятых, колониальная экспансия европейцев в странах Востока. Ее главными объектами в начале Нового времени были Америка и Индия. Основная часть Центральной и Южной Америки принадлежала Испании. Первые английские колонии в Северной Америке появились в начале XVII в. (с основания в 1607 г. поселения, названного в честь «королевы-девственницы» Елизаветы Тюдор – Виргинии). Они основывались преимущественно людьми из числа радикальных протестантов – пуритан. К середине века в североамериканских колониях стало складываться своеобразное общество со своей социальной структурой. На территории Новой Англии (север Атлантического побережья) преимущественное распространение получило мелкое фермерское хозяйство (за счет эксплуатации и сгона индейцев с земель, захвата лесов и пр.). Шло быстрое классообразование (буржуазии и наемных рабочих). В южных колониях сложился иной тип хозяйства. Здесь землевладельцы основывали обширные плантации хлопка, табака и риса. Английский король лично назначал губернаторов колоний. Существовали двухпалатные колониальные ассамблеи, имущественный ценз для избирателей был высок.
В свою очередь, в Индии не существовало единого государства. Ее северные области в XIII – первых десятилетиях XVI в. формально были объединены под властью правителей Делийского султаната. В 20-е гг. XVI в. бывший правитель Ферганы, а затем Афганистана Бабур начал завоевание Индии. Разгромив войска Делийского султаната (1526 г.), он стал правителем Индии. Новую династию европейцы называли Великими Моголами, так как Бабур по отцовской линии происходил от Тимура, а по материнской – от Чингисхана. В последующем появившихся на индийской территории португальцев и голландцев сменили англичане и французы. Соперничество последних между собой сопровождалось использованием индийских наемников (сипаев).
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 35313;