Русь между Европой и Востоком в условиях ордынского

Владычества

Тринадцатое столетие стало переломным в отечественной истории. В это время коренным образом меняется геополитическая ситуация, массив древнерусских земель распадается на части и история каждой из этих частей пойдет своим путем.

В XIII в. Руси пришлось испытать завоевания и с востока, и с запада. Их характер зависел от уровня развития народов-завоевателей. Если европейские захватчики, достигшие высокого уровня социального и политического развития, старались плотно осесть на покоренных территориях, заселить их выходцами из коренных земель, то у монголов была другая цель: максимально использовать пространства Восточной Европы в качестве пастбищ, пополнить за счет Руси контингент рабов и выкачать как можно больше средств в виде различных повинностей (дани). Третий вариант являет собой расширительная политика литовских князей, в ходе которой внутреннее устройство древнерусских земель оставалось практически без изменений.

Трагедия на Калке. В процессе роста Монгольского государства Чингисхан передал своему старшему сыну Джучи в качестве улуса земли в бассейне Иртыша и далее на запад, «куда ступит нога монгольского коня», наметив, таким образом, план завоевательных походов в сторону Европы. До начала 30-х гг. XIII в. монголы, занятые войнами в Китае и Средней Азии, проводили активную стратегическую разведку будущего театра военных действий, собирали сведения о политическом положении, экономическом и военном потенциале европейских стран.

Весной 1223 г. 30-тыс. отряд под предводительством молодого талантливого полководца Джэбэ и умудренного опытом старого Субэдэя в ходе разведывательного похода вторгся через Закавказье в половецкие степи. Собранное русско-половецкое войско, перебив ранее монгольских послов, потерпело страшное поражение в решающей битве с туменами (от слова «тьма») 31 мая 1223 г. на р. Калка неподалеку от побережья Азовского моря. Восхищение монгольских полководцев вызвали действия галицкого князя Мстислава Удалого, владимиро-волынского – Даниила Романовича, дравшихся в самой гуще дружинников. Это было последнее накануне нашествия Батыя военное предприятие, в котором приняло участие большинство русских князей. Но из-за феодальных распрей в походе не участвовал сильнейший тогда на Руси князь Юрий Всеволодович Владимирский. Поражению способствовало отсутствие единого командования, несогласованность действий и распри между князьями даже во время боя. Схваченных и раненых князей бросили на землю, на них положили доски, на которые уселись во время победного пира монгольские военачальники. С берегов Калки на Русь вернулась лишь десятая часть русской рати. Произошедшее поражение не привело к сплочению русских земель перед новой более страшной опасностью, а было воспринято как печальный эпизод, случайный набег неведомого народа, исчезнувшего так же быстро и неожиданно, как и появившегося.

После проведенного в 1235 г. в Каракоруме курултая под руководством сына Джучи хана Бату (назывался в русских летописях Батыем) начался общемонгольский поход на запад для завоевания европейских стран. Вал нашествия разгромил булгар, подчинил половецкие орды. Русские князья, зная о готовившемся нападении, но занятые своими усобицами, ничего не сделали для объединения сил перед лицом общего врага.

Нашествие Батыя. Зимой 1237 г. после нескольких дней осады пала Рязань, обращенная после разграбления в пепелище. В сказании о Евпатии Коловрате сохранена легенда о подвиге «рязанского вельможи». После возвращения из Чернигова уже после монгольского погрома родных очагов, он с отрядом в 1700 чел. нагнал врагов и начал их «немилосердно истреблять». Все храбрецы погибли, но перебили немало ордынцев.

Следом настала очередь Владимиро-Суздальского княжества. Его князь Юрий Всеволодович попытался встретить противника у приграничной Коломны. Здесь в «сече великой» погибла почти вся владимирская рать, что фактически предопределило судьбу самой Северо-Восточной Руси. Только на пятый день штурма в январе 1238 г. захватчики овладели Москвой (ее обороняли сын великого князя Владимир Юрьевич и воевода Филипп Нянка) и полностью ее уничтожили. В феврале монголы ворвались через проломы в крепостной стене во Владимир. Его последние защитники погибли в огне подожженного захватчиками Успенского собора. Битве за Владимир, героизму народа и русских воинов было посвящено «Слово о погибели Русской земли», написанное в 1239–1245 гг. За один только февраль 1238 г. монголы взяли 14 городов. В марте в кровопролитной битве на р. Сити вместе в великим князем Юрием Всеволодовичем погибли последние владимирские полки, спешно собранные из жителей северных городов и остатков разбитых ранее дружин.

В намерениях Батыя был поход на богатый Новгород. После падения Торжка завоеватели устремились к городу. Но наступившая распутица сделала дороги непроходимыми (конное войско монголов не могло передвигаться по лесисто-болотистой местности). Возникли трудности с кормом для лошадей. По преданию, у Игнач-камня, не дойдя сто верст до Новгорода, Батый приказал повернуть назад. Существуют и другие объяснения поворота врага от Новгорода: Бату-хан не смог разгромить соединенные силы Северо-Восточной Руси в одном-двух сражениях и был обескровлен, несмотря на численное и тактическое превосходство. Существует также версия, по которой новгородцы просто откупились.

Необъятные леса Северо-Восточной Руси казались монголам враждебными. Поэтому войска Батыя, обремененные богатой добычей, бесчисленными обозами, пленными, направились в поволжские степи, уничтожая уцелевшие города. Вместе с тем, их попытка захватить Смоленск была сорвана смоленскими полками, отбросившими захватчиков от стен города. Здесь, по преданию, отличился некий юноша Меркурий («прехрабро скакал по полкам, как орел летает по воздуху»).

Беспримерный подвиг совершили жители небольшого городка Козельска, семь недель отбивавшие штурмы подошедших под его стены полчищ Батыя. Монголы овладели городом ценой невиданных для них потерь и только тогда, когда в рукопашных схватках погибли почти все его защитники. «Злой город» был по приказу Батыя стерт с лица земли, вплоть до уничтожения младенцев.

Осенью 1240 г. Батый начал нашествие на Юго-Западную Русь и Восточную Европу, в ходе которого пали Черниговское, Переяславское, Киевское княжества. Оборону Киева в декабре возглавил присланный князем Даниилом Романовичем с небольшой дружиной воевода Дмитр, но вся тяжесть борьбы легла на плечи простого киевского люда. Последние защитники отступили под защиту стен Десятинной церкви. Ее старые своды не выдержали и обрушились, похоронив под собой людей. Навсегда исчезли и многие рукописные книги. Среди них, очевидно, имелись ценнейшие летописи и другие памятники, подобные, возможно, «Слову о полку Игореве».

Захват Галицко-Волынской земли почти без паузы перерос в наступление монголов в Центральную и Южную Европу. Несмотря на мужественное сопротивление народов, были опустошены Польша, Венгрия, Чехия, страны Балканского полуострова и к лету 1242 г. монголы вышли к границам Северной Италии и Германии. Здесь они столкнулись с другим типом материальной культуры и вооружения. Им пришлось иметь дело с хорошо укрепленными каменными замками и тяжеловооруженной рыцарской конницей.

В самый решающий момент, когда Европа застыла в ужасном ожидании (казалось, возвращались худшие времена Великого переселения народов) Батый повернул коней в южнорусские степи. Это свидетельствовало о том, что монголы выдохлись окончательно – большие потери, особенно в русских землях, сильно их ослабили. Бату-хан заплатил за свои победы немалую цену.

В степях Нижнего Поволжья к 1243 г. была основана ставка Сарай-Бату, столица огромного государства – Золотой Орды (близ современной Астрахани). Земли ее тянулись от Иртыша до Дуная, от Северного океана до Кавказа. Из Сарая на Русь и были отправлены к князьям посланцы Батыя с требованием признания верховной власти хана и изъявления покорности. Князья не нашли и не имели сил для сопротивления. Русские княжества лишились своего суверенитета и оказались под контролем Монгольской империи. Сами результаты нашествия были исключительно тяжелыми. Прежде всего резко сократилось население русских земель. Многие города оказались уничтоженными, запустел Киев, в котором осталось не более 200 домов. Из 74 городов на Руси около 50 были разорены захватчиками, в 14 из них жизнь в последующем не возобновилась, а 15 превратились в небольшие села.

Русь своей трагической судьбой и подвигом спасла Западную Европу от погрома, подобного тому, что потерпела сама.

Оценка. А.С. Пушкин: «России определено было высокое предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились в степи своего Востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россий».

Трагедийное величие совершенного Русью подвига несомненно для европейской цивилизации. Она же отплатила ей тем, что послала завоевателей к ее рубежам.

Таким образом новая политическая обстановка в XIII в., крестовый поход европейских рыцарей на Русь, нашествие монголов поставили под вопрос дальнейшее существование русского народа и его культуры, заставляли сделать определенный цивилизационный выбор: куда повернуться лицом – на Восток или в Европу. От этого выбора зависела судьба страны на многие столетия. Русь оказалась как бы между жерновами Востока и Запада, приняла оба их вызова.

Борьба Руси против военно-политической и религиозной экспансии Запада.Ослабление Руси нашествием Батыя привело к оживлению агрессивных замыслов европейских соседей.

Запад в лице католической церкви стремился обратить Русь в католическую веру или добиться унии (союза) православной и католической церквей, в отличие от монголов, которые не вмешивались в дела православия. К тому же западное нашествие угрожало власти русских князей.

Среди причин, побудивших германских рыцарей к экспансии, были прежде всего стремление к захвату территорий и богатств Прибалтики и северо-западной Руси, установлению контроля над торговыми путями в Византию и Арабский халифат, получение от этого огромных прибылей. Именно в эту пору появился призыв-лозунг германцев «Drang nach Оsten» (натиск на Восток). В 1202 г. специально для ведения боевых действий на территории северо-западной Руси была создана военно-религиозная организация «Орден меченосцев».

По согласованию с орденом движение на Новгород предприняли и шведы. Координатором этой двойной агрессии стал сам Папа Римский.

В ожесточенной и кровавой войне с захватчиками активно участвовали князь Ярослав Всеволодович и его сыновья – Александр и Андрей. Именно им пришлось делать поистине исторический выбор: или вступить в союз с католической Европой, чтобы совместно бороться против монгольских завоевателей; или, не надеясь на западную помощь, подчиниться Орде и рассчитывать на то, что, как говорили русские люди, «Даст Бог, Орда переменится».

Враждебные шведские корабли появились на Неве в одно время со стягиванием Батыевых сил под Киевом. В июле 1240 г. в битве на р. Неве княживший в Новгороде Александр разбил шведское войско герцога Биргера (зятя короля), потеряв в бою лишь 20 человек. За эту победу Александр получил почетное звание «Невский» и был позже причислен к лику святых Русской Православной церковью.

Разгром шведов имел большое значение для судеб как русских, так и прибалтийских земель. Прежде всего, были пресечены совместные планы немцев и шведов по захвату северо-западной Руси. Шведские хроники сообщали, что король дал письменную клятву не ходить больше на Русь. Названная победа еще раз авторитетно подтвердила права русских на выход к Балтийскому морю (что позволяло нам торговать с европейскими странами).

Попытки шведских завоевателей продолжили немецкий рыцари. Они еще за четыре десятилетия до этих событий захватили земли ливов, латышей и эстов. В 1237 г., когда началось нашествие Бату-хана на Русь, рыцари объединили свои силы. Слились две их военно-религиозные организации: Орден меченосцев и Тевтонский, образовав Ливонский орден. К нему на помощь шли крестоносцы из разных европейских стран. Их поддержала и благословила папская курия, называя православных «сатанистами».

5 апреля 1242 г. произошло решающее сражение между русской ратью и немецкими рыцарями на льду Чудского озера («Ледовое побоище»). Новая победа Александра Невского позволила в этом же году заключить мир с ливонцами и приостановить экспансию ордена на Русь в один из самых трагических моментов ее истории. В настоящее время день «Ледового побоища» отмечается как День воинской славы. Пленники-крестоносцы, привязанные к конским хвостам, увидели так желанный им Новгород, но не в качестве победителей. После этого был заключен мир, по которому Орден отказался от всех захваченных ранее новгородских земель.

Помимо вышеназванных противников, галицко-волынские земли терзали поляки и венгры. Более того, в годы, последовавшие за монгольским вторжением, резко усилились литовские набеги на русские земли. Об этом свидетельствовал путешественник Плано Карпини, ехавший в 1245 г. из Волыни в Киев: «Мы ехали постоянно в смертельной опасности из-за литовцев, которые часто делали набеги на земли Русии, и так как большая часть людей Русии была перебита татарами и отведена в плен, то они поэтому отнюдь не могли оказать им сильного сопротивления». В середине XIII в., когда литовские племена объединились в одно государство во главе с Миндовгом, начался переход от набегов для захвата добычи и пленных к занятию русских городов литовскими дружинниками.

В результате создавшейся тяжелейшей геополитической ситуации окончательный выбор северо-восточной Руси сделала православная вера наших соотечественников. Она оказалась в пользу Востока, в тот период – монголов, которые являлись мощной военной силой. Именно Александр Невский выработал спасительную стратегию выживания русского народа в самый ответственный исторический момент. Союз с монголами означал прочный тыл для борьбы с западной экспансией. Александр Невский четыре раза ездил в Золотую Орду и получил там ярлык на великое Владимирское княжение (великий князь в 1252–1263 гг.), проводил единственно спасительную для русских людей политику: «Меч на Западе, мир на Востоке». В сражениях с западными врагами Александр Невский не потерпел ни одного поражения. Он стремился закончить военный конфликт мирным договором и одним из первых в Европе выдвинул принцип нерушимости границ.

Улус Джучи. Система ордынского господства.Признание русскими князьями власти хана Батыя означало установление ордынского ига – системы политического и экономического господства над русскими землями правителей Золотоордынского государства. В политическом отношении русские княжества сохраняли государственность, автономию (в отличие от завоеванных монголами стран Средней Азии, Прикаспия и Северного Причерноморья с их благоприятными природными условиями для экстенсивного кочевого скотоводства; на русских территориях не действовал правовой кодекс монголов – «Яса»). Князья, как и прежде, управляли подвластным населением. Однако прежней полноты власти уже не было. Деятельность князей находилась под контролем представителей хана, которого на Руси называли царем. Прежний порядок наследования сохранялся, однако хан Золотой Орды мог лишить неугодного князя престола, сместить или даже убить его. Каждый из князей подтверждал свои права получением ярлыка – ханской грамоты. Для этого надо было совершать поездки в столицу Орды.

Несмотря на распад Великого княжества Владимирского, князь, получивший ярлык на правление здесь, продолжал считаться главой Северо-Восточной Руси (его, в качестве «старейшего» признала и Орда; Владимир как бы замещал Киев в качестве номинальной столицы) и имел право представлять русские земли в Орде. Не случайно поэтому, что за данный ярлык развернулась жестокая борьба между русскими князьями.

Опираясь на опыт Китая и Средней Азии, монголы создали разветвленную и эффективную систему экономической эксплуатации порабощенных народов. С населения взимались харадж (поплужное – подать с плуга), тамга (торговая пошлина) и пр. Приходилось кормить ордынских послов, чиновников, баскаков (командиров воинских отрядов), поставлять воинов и подводы для ханских войск. Русские вместе с другими подневольными народами вынуждены были участвовать в походах Орды. Очередная просьба Александра Невского в Орде не брать с Руси новую партию ратников закончилась его отравлением (как и его отца во всемонгольской ставке). Умер он по дороге домой, в Городце на Волге. Его привезли во Владимир и здесь похоронили. Оплакивала Александра Невского вся Русь. Орде была выгодна смерть Александра и политика сталкивания претендентов на великокняжеский престол после его смерти продолжалась. Наследники Александра начали между собой многолетнюю борьбу за власть. Война следовала за войной, и князья не стеснялись приводить с собой на Русь ордынские отряды. Владимиро-Суздальская Русь постепенно рассыпалась на мелкие уделы.

Собираемая ежегодно на Руси и отправляемая хану дань получила название ордынского выхода. Вначале она собиралась натурой, но затем была переведена на деньги («серебро»), что привело к утечке монет в Орду и почти полному прекращению денежного обращения внутри русских земель. Единицей обложения служило каждое городское и сельское хозяйство. Сбор дани был отдан ханами на откуп мусульманским купцам (бесерменам), которые облагали население дополнительными произвольными поборами, кабалили крестьян и продавали несостоятельных должников в рабство на восточных невольничьих рынках. Помимо выхода населению приходилось идти на разного рода чрезвычайные сборы и подношения (так называемые «запросы», «поминки»). Но особенно обременительны были княжеские поездки в Сарай, куда нельзя было показываться без богатых даров-почестей хану и его многочисленному окружению.

В основе системы ордынского владычества на Руси лежало насилие. Для этого в русские земли посылались военные отряды, возглавляемые баскаками, выполнявшими двоякую роль: они следили за князьями и сбором выхода, подавляли всякий намек на сопротивление жителей городов и деревень.

Первым признал Батыеву власть Ярослав Всеволодович, брат убиенного князя Юрия. Отец Невского унаследовал великокняжескую власть в Северной Руси и через несколько лет стал жертвой интриг и противоречий в монгольской верхушке (был вызван в Каракорум и здесь отравлен; в свою очередь Бату-хан утвердил «старейшим» над всеми русскими князьями Александра Ярославича Невского, приехавшего к нему на поклон). Дело в том, что огромная Монгольская держава (от Тихого океана до Дуная, от Северного океана и сибирской тайги до монгольских степей и закавказских гор) довольно быстро распалась на улусы: великого хана на востоке, со ставкой в Каракоруме, в собственно Монголии; Чагатайский (Средняя Азия и соседние земли), Хулагу (к югу от Каспия, Закавказье), улус Джучи, старшего из сыновей Чингисхана (иначе – Золотая Орда).

Верховным правителем выступал хан, сидевший в Каракоруме, остальные ему подчинялись. Но вскоре начались распри, усобицы, и правители улусов все более обособлялись от главной ставки, превращались в самостоятельных распорядителей своих обширных владений.

Первого золотоордынского правителя сменил хан Берке, а сам улус разделился на 14 уделов. При Берке началась исламизация правящей верхушки. А монголы, смешавшиеся с половцами и другими тюркоязычными народами и племенами, усвоили их язык, обычаи, культуру. Жителей Золотой Орды уже устойчиво именовали татарами – по имени одного из забайкальских племен, в свое время враждебного Чингисхану и покоренного им. Воинов-татар его полководцы ставили во время сражений в передние ряды атакующих, и побежденные народы быстро стали считать все разношерстные тумены победителей татарскими.

Берке, порвавший связи с Каракорумом, провел перепись покоренных земель, продолжавшуюся несколько лет (1257–1259). Монгольские писцы – «численники» («число» – перепись) «клали в число» жителей по десяткам, сотням, тысячам и десяткам тысяч, с них брали налоги по этим спискам. Освободили только лиц духовного звания (с помощью русских священников, по расчетам татарских правителей, легче будет управлять их христианской паствой).

Начало освободительной борьбы. Батыев погром не сломил волю русского народа к сопротивлению завоевателям. Золотоордынским ханам потребовалось еще более десяти лет, чтобы закрепить свое господство над Русью. Отказывались признать зависимость от Орды западные и северо-западные земли, которых почти не затронуло нашествие. Быстро оправлялась от погрома Юго-Западная Русь. Даниил Галицкий демонстративно отказался явиться в Орду за ярлыком и готовился к продолжению борьбы с ней. В начале 50-х гг. владимирский великий князь Андрей Ярославич (1249–1252) попытался объединить все враждебные Орде силы, заключив антиордынский союз с Даниилом Галицким и тверским князем Ярославом Ярославичем. Никоновская летопись приводит гордые слова главы владимирцев о том, что лучше бежать в чужие земли, чем служить ордынцам. Но под Переяславлем ордынская рать «царевича» Неврюя разбила наспех собранные полки Андрея Ярославича и Твери. Даниилу Галицкому удалось отразить карательный удар другого «царевича» Куремсы, но после 1259 г. в связи с новым нашествием Даниил был вынужден признать свою зависимость от хана.

После бегства князя Андрея Ярославича за рубеж князем владимирским стал Александр Ярославич Невский (1252–1263), который в отношениях с ханами стремился исходить из реального соотношения сил Руси и Орды в тот период. Основной задачей Руси Александр Невский считал борьбу против агрессии крестоносцев с запада. Одновременно он стремился поддерживать с ханами мирные отношения, не давать поводов для новых вторжений и набегов и, восстанавливая подорванные производительные силы и хозяйство страны, исподволь копить силы для будущей освободительной борьбы. Этот курс Невского в отношениях с Ордой надолго стал определяющим для владимирских, а затем московских князей. К соглашению с Ордой призывала и церковь, получившая от ханов охранные грамоты на церковное имущество (тарханы) и освобождение от дани. Золотоордынская политика веротерпимости была вызвана не столько религиозным равнодушием первых ханов-язычников, сколько рациональными соображениями управления. Более того, в Сарае, где находилось немало русских пленников, с согласия правителей Золотой Орды была образована особая православная епархия.

В условиях княжеской политики строгого исполнения обязательств перед Ордой менялся на многие десятилетия сам характер освободительной борьбы русского народа, который не покорялся завоевателям даже в самых сложных условиях. Эта борьба приняла во второй половине XIII в. характер стихийных народных восстаний против ордынских переписчиков, сборщиков дани, произвола и бесчинств приезжавших из Орды баскаков, ханских послов. Так, активное сопротивление переписи оказали новгородцы в 1257 и 1259 гг., что привело к определенным уступкам ханов. В результате в великом северном городе в дальнейшем никогда не было ни представителей хана – баскаков, ни откупщиков ордынской дани – бесерменов, и Новгород самостоятельно собирал «ордынский выход». В 1262 г. во всех крупных городах русской земли (в Ростове, Суздале, Ярославле, Устюге Великом, во Владимире) пронеслись народные восстания, многие сборщики дани были убиты. В дальнейшем городские восстания конца XIII – первой четверти XIV в. активно способствовали ликвидации баскачества на Руси. В то же время эпизодические выступления князей, народных масс городов против ордынских ратей и отдельные частные успехи не могли серьезно ослабить Орду. Для свержения ига была необходима общерусская борьба с завоевателями. Но на Руси еще не было центра, вокруг которого могли бы сплотиться для решительного боя с Ордой русские силы.

Итоги и последствия нашествия и ига. Установленный на Руси «оккупационный режим» определяющим образом повлиял на течение отечественной истории. Фактически «иго», по меткому замечанию Карла Маркса, «не только давило, оно оскорбило и иссушало самую душу народа».

Возникло новое психологическое состояние народа, которое можно было бы назвать «национальной депрессией». Великая скорбь от разрушений и убийств сопровождалось чувством горькой обиды и унижения. Недаром писатель-современник свой рассказ о монгольском нашествии назвал «Словом о погибели Русской земли». Все происходившее способствовало изменению представления русских людей об окружающем внешнем мире, он стал восприниматься по преимуществу как чуждая, враждебная сила, от которой постоянно исходит опасность. Отсюда – стремление отгородиться от этого мира, ограничить свои контакты с ним. Антагонизм Древней Руси с кочевым миром к XIII в. был традиционным, но бедствия монгольского нашествия способствовали его дальнейшему обострению. Именно в это время борьба богатырей за освобождение Руси от ордынского ига стала одной из главных тем русского героического эпоса. Новым стал острый антагонизм с западным, «латинским» миром, не характерный для более ранних столетий, который для древнерусского общества был естественной реакцией на враждебные действия со стороны западных соседей. С этого времени разнообразные связи со странами Западной Европы резко сокращаются, ограничиваясь по преимуществу сферой торговых отношений. Церковь осталась единственным общенациональным общественным институтом. Появилась идея богоизбранности русского народа.

Начался длительный упадок в социально-политическом и культурном развитии русских земель. Резко сократилось население русских земель. Многие города оказались уничтоженными, запустел Киев. Одновременно прекратилось каменное строительство, уничтожены вече. И это в то время, когда города Европы богатели и освобождались из-под власти феодалов. Замедлилось развитие сельского хозяйства. В ущерб земледелию повышалась роль охоты, как показатель неуверенности в завтрашнем дне, возрастал спрос на меха. Произошла консервация холопства, исчезавшего в Европе.

Ослабели, а то и разорвались связи между отдельными русскими землями, в том числе – северо-восточных и юго-западных территорий, захваченных впоследствии поляками и литовцами. Более того, на территориях Северо-Восточной и Северо-Западной Руси стала складываться великорусская народность; на землях, вошедших в состав Великого княжества Литвы и Польши – украинская и белорусская.

Усиливалась характерная для Востока и делалась традиционной для Руси государственная власть-собственность, ограничивающая развитие частной собственности.

В Орде русские князья усваивали новые неизвестные на Руси формы политического общения («бить челом», то есть лбом). Понятие абсолютной, деспотической власти вошло в политическую культуру Руси на примере власти ордынского хана. Этому способствовало и то, что подавляющее число княжеских дружинников – советников и помощников полегло на поле брани. Вместе со старой и погибшей знатью уходили и традиции сюзеренно-вассальных отношений. Теперь по мере формирования нового слоя элиты утверждались отношения восточного типа – подданства. Сами русские князья, низведенные до положения бесправных слуг хана, постепенно переносили тираническую модель взаимоотношений на своих подданных. Самодержавная власть, утвердившаяся позднее в едином Русском государстве, унаследует, таким образом, многие золотоордынские восточные черты.

Под влиянием азиатских правовых норм и способов наказаний у русских карающей силой становится не общество, а государство в лице палача. Именно в это время Русь узнала «китайские казни» – кнут, обрезание частей тела (носа, ушей), пытки на дознании и следствии. Это было совершенно новое отношение к человеку по сравнению со временами Владимира Святого и Ярослава Мудрого.

В условиях ига происходило ограничение прав женщин, характерное для восточного патриархального общества. Если на Западе процветал средневековый культ женщины, рыцарский обычай поклоняться Прекрасной даме, то на Руси девушек стали запирать в высокие терема, оберегая от общения с мужчинами. Замужние женщины должны были определенным образом одеваться (обязательно носить платок), были ограничены в имущественных правах, в быту.

Участились браки русских князей с татарскими «царевнами». Появилось стремление подражать обычаям ханского двора. Все это порождало заимствование восточных обычаев, распространившихся от верхов общества до его низов.

Влияние кочевых традиций на русских землях наиболее ярко проявилось в военной сфере. Князья начинают вооружать свои дружины по татарскому образцу. Русские воины сели на быстрых степных коней и научились стрелять из тяжелого монгольского лука («саадака»). Они носили татарские стеганые доспехи («тигиляи») и рубились кривыми татарскими саблями. Возможно, что именно у татар русские военачальники-бояре переняли «местничество» – обычай «рядиться» из-за служебных назначений. В русский язык незаметно вошли такие тюркские слова, как «атаман», «караул», «есаул», «нагайка». Если А.С. Пушкин писал, что в русский язык перешло едва ли полсотни татарских слов, то сегодня их насчитывают около 250. Заимствования коснулись не только военной области, но и сфер торговли, ремесел и быта: базар, магазин, товар, таможня, амбар, кирпич, телега, ковер, диван, утюг, карандаш, колбаса и другие. Заимствованы были названия тканей, одежды (восточные «кафтаны», «халаты», «шубы», «тулупы», «сарафаны»).

Постепенно русские земли не только в политическом, но до определенной степени и в культурном отношении становились периферией Великой Степи. По крайней мере, у европейцев, вновь познакомившихся с бытом Руси в XV–XVII вв., было много оснований именовать эту землю «Татарией». А.И. Герцен полагал, что «именно в это злосчастное время, длившееся около двух столетий, Россия и дала обогнать себя Европе». Все это имело судьбоносное последствие для нашей страны.

Но, несмотря на все сказанное, сохранялось главное у наших соотечественников – они продолжали жить в едином социокультурном пространстве, основополагающими скрепами которого были русский язык, православная вера. Именно эти составляющие стали спасительными факторами для нашего Отечества.

Дискуссия о роли ига в становлении Русского государства.Почти 250 лет (1240–1480 гг.) просуществовало ордынское иго на Руси. Такое масштабное событие не могло не отразиться на национальном самосознании русских, их исторической позиции о характере воздействия ордынского ига на последующую российскую эволюцию. Еще Н.М. Карамзин писал о положительном влиянии власти хана на политическое развитие Руси, поскольку междоусобные войны пошли на спад и верховная власть сосредоточилась в одних руках. Вместе с тем, карамзинскую интерпретацию ордынского влияния продолжили лишь немногие отечественные ученые. А по версии А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского, монгольского ига вообще не было. С их точки зрения, взаимодействие русских княжеств с Золотой Ордой больше напоминало союзнические отношения: Русь платила дань (причем ее размер был не столь велик), а Орда взамен обеспечивала безопасность границ ослабленных и разрозненных русских княжеств. В свою очередь, Л.Н. Гумилев подменял иго военными рейдами монголов на русские территории.

Большинство же историков считало и считает, что нашествие и установившееся затем ордынское иго стали национальным бедствием, изменившим весь ход русской истории. В их числе С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, советская историческая школа (Б.А. Рыбаков и др.). По их мнению, одновременно с хозяйственным упадком происходили процессы дальнейшего политического дробления, огрубления нравственных устоев. Продолжался распад великого Владимиро-Суздальского княжества на ряд удельных княжеств. Политическую раздробленность Руси поддерживали монголы, натравливая князей друг на друга, проводя политику террора в ходе карательных экспедиций, физически устраняя авторитетных, а потому и опасных князей. Лишь в последней четверти XIII в. ордынцы не менее 15 раз совершали крупные военные вторжения на Русь.

Самым опустошительным нашествием, которое русские летописцы сравнивали с Батыевым, была «Дюденева рать» в Северо-Восточную Русь в 1293 г., когда монголы вновь «всю землю пусту сотворили». Мнение большинства подтверждают слова великого А.С. Пушкина, считавшего, что монголы мало чем обогатили Русь: «Татары не походили на мавров. Они, завоевав Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля». Тем самым, ордынское иго не просто затормозило русское развитие, но и отбросило его назад. В темпах развития русские земли стали все более отставать от западноевропейских стран. Стал постепенно формироваться фактор, надолго определивший ход отечественной истории, – стремление любой ценой, в короткие сроки преодолеть отставание и сравняться с передовыми европейскими государствами.

В конечном итоге, монгольское нашествие как бы разделило древнерусскую историю надвое. В домонгольский период социально-экономическое и духовное развитие Руси было сходно с другими европейскими странами. В целом по общеевропейской схеме развивались и феодальные отношения: от преобладания государственных форм земельной собственности к усилению вотчинных (хотя и медленнее, чем в Западной Европе). После нашествия этот процесс стал затухать, происходила консервация государственных форм. Во многом это было связано с необходимостью выплаты в Одру огромной дани. Данные структурные деформации привели в конечном итоге к изменению типа феодального развития страны.

Вопросы и задания

1. Укажите общее и особенное в генезисе феодализма в Европе и на Руси.

2. Какие современные страны входили (целиком или частично) в империю Чингисидов в XIII в.?

3. Почему дружина Александра Невского сумела разбить шведов и крестоносцев, но всех сил Руси не хватило для отражения нашествия монголов?

4. Почему Даниил Галицкий занял иную позицию по отношению к Орде, чем Ярослав Суздальский? Почему Даниил не поплатился жизнью или изгнанием за свою политику (как Михаил Черниговский или Андрей Владимирский)?

5. В чем своеобразие повседневной жизни русского человека в этот период?








Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 2065;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.02 сек.