Этнокультурные и социально-политические процессы становления и развития Древнерусского государства
Проблемы этногенеза и ранней истории славян в исторической науке. Восточные славяне в VI–VIII вв. Первые страницы истории славян традиционно являются самыми сложными. Историки XIX в. назвали их «славянскими древностями». Древнейшая история славян, их происхождение и прародина до сих пор не до конца выяснены. Сложность проблемы заключается в отсутствии достоверных исторических сведений. К тому же под своим именем («словене») славяне появляются лишь в источниках, датируемых VI в.
Поиск «славянских древностей» уводит нас в I тыс. до н. э., когда с судьбами славян переплетаются пути этногенеза многочисленных народов. Тогда, наряду с другими племенами (германскими, кельтскими, финно-угорскими), на исторической арене появились и славяне со своим языком и этническими особенностями. Отделившись от балто-славянской общности, они составили единый этнос, говорящий на языке, который условно назван «праславянским» и считается основой современных славянских языков.
Сам термин «славяне» до сих пор не имеет научного объяснения. Многие историки и лингвисты считают, что он имеет общий корень со «словом» – это те, кто владеет словом, способен постичь смысл, суть вещей. Другие ученые данное название выводят из корня «слава» – народы «славные», известные, знаменитые своими делами, достижениями.
В дальнейшем формирование славянского мира совпало с цивилизационным разломом европейской истории, когда на смену античности шла варварская культура молодых народов Европы, и ее прежняя геополитическая структура уходила в прошлое. К тому же славянские этносы были вовлечены в процесс великого переселения народов, рассечены мощными миграционными потоками кочевых племен.
Осваивая новые территории, славяне подошли к границам Восточной Римской империи, постоянно нарушая ее оборонительные рубежи. Древнейшие наименования западных славян – венеды, южных – склавинов, восточных – антов – встречаются впервые в произведениях римских историков Плиния Старшего и Тацита.
К началу VI в. славяне появились на Дунае, затем двинулись на Балканы, в Чехию и Польшу. Продвигаясь в южном, западном и восточном направлениях, славяне сталкивались с местным населением: на юге с иллирийскими и фракийскими племенами, на западе – с кельтами и германцами, с финно-уграми и балтами – на востоке.
В VII в. славянами были заселены обширные пространства Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы. Завершающий этап их перемещений по территории Европы (VII в.) характеризовался распадом праславянского единства и формированием восточной, западной и южной этнических групп (их принято называть восточными, западными и южными славянами). К западным славянам относятся поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане; к южным – болгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы; к восточным – русские, украинцы, белорусы.
Справка. В настоящее время славяне расселены на обширной территории Южной и Восточной Европы и далее на восток, вплоть до Дальнего Востока России. Славянское меньшинство имеется также в государствах Западной Европы, Америки, Закавказья и Средней Азии. Общая численность славян – 300–350 млн чел., из них в России проживает примерно 116 млн чел.
Территория расселения восточно-славянских племенпо летописным и археологическим источникам выглядит следующим образом. На берегах Днепра в этой южной колыбели будущего древнерусского государства, сложился мощный племенной союз полян с центром в Киеве («в поляе» – поля, степи). Их северо-восточными соседями были северяне, обитавшие в бассейне рек Десны, Сулы и Сейма. Центром северской земли стал Чернигов.
Далее, к северу, находились радимичи, занимавшие верхние притоки Днепра. Верховья Днепра и Западной Двины, а также отчасти и Волги, заселяли кривичи, одно из самых крупных племенных объединений восточного славянства. Их главный город – Смоленск. Ответвление кривичей, полочане жили по реке Полоте, по Западной Двине. Их главным городом стал Полоцк.
Область Ильменского озера и бассейн рек Волхова, Ловати, Мсты была занята ильменскими словенами, самой северной группой восточных славян. Их древнейшим племенным центром было городище Старая Ладога на Волхове.
В верхнем течении Оки и ее притоков – Москвы и Угры – находилась территория вятичей, – восточного славянского племени, название которого летописец производит от их легендарного родоначальника Вятко. В Полесье, на берегу Днепра, севернее полян, расселились древляне (от «дерева» – лес). Главным городом древлян был Искоростень на реке Уж.
Между Припятью и Двиной, в Полесье, простирались владения дреговичей («дряга» – болото, трясина). Дреговичи имели свое «княжение» с центром в Турове. По верхнему течению Припяти и Западного Буга обитали дулебы, или волыняне.
По среднему и нижнему течению Днестра до самого морского побережья жили уличи и тиверцы, граничившие с землями Болгарии. Северо-восточные отроги Карпат населяли белые хорваты.
Названия славянских племен большей частью связано не с единством происхождения, а с районом расселения, что свидетельствует о том, что у славян территориальные связи преобладали над родовыми. В перечисленных восточнославянских племенах можно видеть этнических предков русских, белорусов и украинцев. При этом, например, по мнению ученых, северяне явились предками как русских, так и украинцев, а кривичи и радимичи – русских и белорусов.
Миграция восточнославянских племен была направлена по крупным рекам и речным системам. Когда славяне овладели истоками Днепра, Волги и Западной Двины, подошли к реке Волхову и озеру Ильмень, в их руках оказались исключительно важные пути сооб-щения, которые соединяли Балтийское море с Черным и Каспийским.
Важнейший из них – «великий путь из варяг в греки». Он начинался от Финского залива и шел по Неве в Ладожское озеро, в реки Волхов и Ловать. Из Ловати он вел в Западную Двину, а оттуда – в верховья Днепра. Через Днепр славяне выходили в Черное море, к «грекам», т. е. в Византию.
Другой важный путь проходил по Волге. Из Днепра славяне шли на Дон, достигали Азовского и Каспийского морей. Этими же путями и иноземцы ездили в славянские земли. Торговые связи с Византийской империей и странами Востока, несомненно, способствовали экономическому прогрессу восточных славян и их этнической консолидации. На этих водных торговых путях и жили два наиболее развитых среди славянских племен – поляне и словене.
В хозяйственном отношении наиболее быстро развивались земли полян. Этому способствовали плодородные черноземы, благоприятный климат и постоянные контакты с южными соседями – греческими городами Причерноморья и Византией.
Словене в своем лесном, речном и озерном крае не знали такого развития земледелия, как поляне. Зато расположение их земель на крупнейших торговых путях способствовало развитию мореходства, торговли и ремесел.
Поэтому именно в землях полян и словен к IX в. произошло складывание двух древнерусских протогосударственных центров – Киева и Новгорода.
Документ. Из византийского исторического произведения «Стратегикон»: «Племена славян любят свободу и не выносят рабства. Они особенно храбры и мужественны и способны ко всяким трудам и лишениям. Они превосходные воины, потому что военное дело становится у них суровой наукой во всех мелочах. Высшее счастье в их глазах – погибнуть в битве…»
Таким образом, древнерусская народность, русский народ является автохтонным, то есть коренным, издревле живущим населением огромных территорий Восточно-Европейской равнины. Приемы хозяйствования, мировоззрение, язык и культура, свойственные восточным славянам, заложили основы российской цивилизации.
Необходимо особо подчеркнуть преимущественно мирный характер взаимоотношений с соседними народами, торгово-экономических, культурных, брачно-семейных и других связей.
Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII–IX вв. Причины появления княжеской власти и ее функции. Роль вече. К VIII в. у славян в основном завершился процесс разложения родоплеменного слоя. Распадалась родовая община, ей на смену пришла семья, которая благодаря прогрессу хозяйства могла обеспечить себя сама. В общине стали жить не кровные родичи, а соседи. Родовая собственность (общая пахотная земля) разделялась на отдельные семейные владения. Зарождалось право частного владения, частной собственности. Наряду с частными владениями продолжали существовать общие – озера, лесные угодья, выгоны для скота и др.
Для отдельных сильных семей появилась возможность освоить большие участки земли, получить больше продуктов, создать определенные излишки и часть их обменять на нужные предметы или продать. Так в восточнославянском обществе возникал господствующий слой в лице князей, дружинников, племенных старейших, который, накапливая богатства, торгуя, захватывая лучшие угодья и рабов, превращался в силу, стоящую над обществом и подчиняющую себе общину.
Таким образом, в VI–VIII вв. у славян шел интенсивный процесс разложения родоплеменного строя и образования крупных племенных союзов. Зарождались феодальные отношения, создавались экономические и социально-политические предпосылки образования государственности, появлялась княжеская власть. Для ведения оборонительных и наступательных войн крупные славянские племена объединялись в военно-политические союзы.
Каковы же были предпосылки образования Древнерусского государства?
Во-первых, это экономические предпосылки:
– возросший уровень развития производительных сил;
– хозяйственная консолидация на основе обслуживания Днепровского и Волжского торговых путей;
– развитие ремесел, отделение ремесла от земледелия; сосредоточение ремесла в городах (погостах);
– преобладание свободного труда над рабским.
Во-вторых, предпосылки политические:
– формирование славянских племенных союзов;
– потребности родоплеменной знати в аппарате защиты своих привилегий и захвата новых земель;
– угроза нападения внешних врагов.
В-третьих, предпосылки социальные:
– смена родовой общины соседской;
– возникновение социального неравенства людей;
– складывание древнерусской народности.
В-четвертых, духовные предпосылки:
– общая языческая религия; схожие обычаи, обряды, язык;
– общинная психология.
К началу IX в. у восточных славян вышеперечисленные предпосылки государственной организации в основном сложились. В результате этих процессов образовалось государство, появилась княжеская власть и сложилась довольно четкая иерархия (многоступенчатость) восточнославянского общества.
На его вершине находился князь – как правило, самый удачливый, храбрый и мужественный воин, управлявший племенем или союзом племен, возглавлявший дружину и общеплеменное ополчение.
К основным функциям княжеской власти целесообразно отнести следующие. В первую очередь князь собирал, организовывал и возглавлял войско (дружину), ведал внешней политикой племенного союза, отправлял религиозные обряды (являлся инициатором и организатором жертвоприношений). В дальнейшем в круг обязан-ностей князя вошло подчинение соседних племен и поддержание военно-политического господства над ними, управление подвластной территорией, обеспечение ее безопасности, сбор дани.
Важно отметить, что дань означала конец первобытно-общинных отношений, являлась одним из признаков государства. Этот ежегодный налог в пользу князя подтверждал его право владеть землей, управлять, судить подданных. Одновременно дань означала, что князь берет на себя обязанность защищать своих подданных и подвластные ему земли.
Князья из числа приближенной к ним верхушки дружины назначал наместников в городах (посадников), военачальников (тысяцких, воевод), сборщиков торговых податей (данников), судейских чиновников (вирников, емцов), сборщиков податей (мытников), управителей княжеского хозяйства (тиунов) и других должностных лиц.
Постепенно оформлялась судебная функция князей – «княжой суд», формировалась законодательная функция княжеской власти. Власть князя постепенно приобретала единоличный характер. Таким образом, князь постепенно сосредоточивал в своих руках военную, судебную, законодательную и исполнительную власти.
Князь в исполнении своих властных функций, опирался, в первую очередь, на преданных ему воинов-дружинников. Эти люди уже не были связаны ни с земледелием, ни со скотоводством. Их профессия – война. В случае удачных походов их добыча намного превышала результаты труда хлебопашцев, охотников и ремесленников. Но за добычу нередко приходилось платить увечьем, а то и жизнью. Дружинники стали привилегированной частью общества. В известном смысле княжеская дружина уже была государственным аппаратом управления.
Обособилась и племенная знать – главы родов, больших и сильных патриархальных семей, сосредоточившие в своих руках значительные богатства. Они становились помощниками и советниками князя, выполняли его поручения. Из их числа формировались будущие бояре.
Верхушка дружины, а также местная знать входили в главный политический орган – совет при князе, однопалатное сословное учреждение, имеющее совещательный характер. Постоянного состава не было; в Совет входили вассалы князя – бояре; в мирное время – духовная знать, а в военное – руководители союзников. Члены княжеского совета назывались «думцами» (с ними князь думал о делах), поэтому он имел и другое название – Боярская дума. Совет собирался по мере надобности. Компетенции совета подлежали вопросы законодательства, управления государством, отношений с церковью, внешней политики.
Совет был главным, но не единственным политическим органом. Демократическим, коллективным органом управления выступало вече – народное собрание, обладавшее широкими полномочиями. В его состав входили «вечные люди» – бояре, духовенство, купцы, горожане или жители сельской местности. Вече решало вопросы войны и мира, законодательства, распоряжалось финансовыми и земельными ресурсами, санкционировало денежные сборы. Нередко вече призывало князей, заключая с ними договор («ряд») и изгоняло их, если условия «ряда» не выполнялись. Уходящее своими корнями в племенной строй, вече являлось проявлением политической активности древнерусского народа.
Основные этапы становления и развития русской государственности. Процесс формирования и развития Древнерусского государства охватывает период со второй половины IX до начала XII в. Именно в этот период Киевская Русь стала одним из крупнейших государств европейского Средневековья.
В рамках первого этапа, с середины IX в. до конца Х в., происходило становление восточнославянской государственности.
Сохранилась легенда о том, как князь славянского племени полян Кий и его братья Щек и Хорив построили город на высоком берегу Днепра. В честь старшего брата они назвали его Киевом. Затем Кий побывал в Константинополе и там был принят императором с большой честью. Потомки Кия и стали первыми князьями Киевского государства, заложив тем самым традиции древнерусской государственности. Затем правителями стали варяжские дружинники Аскольд и Дир.
«Повесть временных лет» – древнерусский летописный свод начала XII в., содержит рассказ о войне между различными славянскими родами на севере страны. Старейшины племен ильменских славян, кривичей, а также соседних финно-угорских племен чуди и веси в 862 г. решили междоусобицу прекратить традиционным способом – пригласить на княжение в Новгород варяжского князя Рюрика. Этот год – начальная точка отсчета русской государственности.
Рюрик объединил под своим началом весь север и северо-запад восточнославянских и финно-угорских земель. Образовался сильный государственный центр, собравший окрестные земли под единой княжеской властью.
После смерти Рюрика в 879 г. власть перешла к его сородичу Олегу. Ему выпала важная историческая задача – объединить два древнерусских государственных центра – Новгород и Киев. Киев привлек Олега прежде всего тем что был расположен на знаменитом пути «из варяг в греки», который стал как бы стержнем Древнерусского государства, его главной улицей.
Олег собрал большое войско (вместе с варяжской дружиной шли отряды, представлявшие все северо-западные земли) и в 882 г., расправившись с Аскольдом и Диром, силой захватил Киев. Олег утвердился в Киеве и сделал его своей столицей. Согласно летописи он заявил: «Да будет Киев матерью городов русских». Так зародилась династия Рюриковичей.
Справка. Последними правителями правящей династии Рюриковичей на Руси были цари Федор I Иоаннович (1584–1598) и Василий Шуйский (1606–1610). Рюриковичей сменила династия Романовых (1613–1917).
При князе Олеге (882–912) были решены следующие важные государственные задачи: присоединены земли ряда восточно-славянских племен, введена выплата дани «полюдья», которая составила одну из экономических основ государства. Именно за счет дани и военной добычи содержались органы государственного управления, дружина, ближайшее окружение князя и его двор. Ко времени смерти Олега в 912 г. под его властью находилась огромная держава, вошедшая в историю как Киевская Русь, по своим масштабам не уступавшая Франкской империи Карла Великого или Византии.
Преемнику Олега – князю Игорю (912–945) пришлось многие годы подавлять сепаратистские устремления ряда племенных союзов. В то время власть великого князя над союзами племен была еще крайне слабой. Не существовало ни писаных законов, ни установленных налогов. Великий князь лично собирал дань с подвластных племен, которые его дружина оберегала от внешних врагов. В 941 г. Игорь ходил походом на Византию за данью, но удача отвернулась от русского войска. Теперь богатство и власть князя зависели от дани внутренней. Игорь беспощадно обирал подвластные племена, за что и поплатился жизнью в результате восстания древлян в 945 г.
Княгиня Ольга (945–964), жестоко отомстив за смерть мужа, стремилась укрепить великокняжескую власть с помощью социально-экономических нововведений. Она упорядочила размеры взимаемой дани (уроки), определила места ее сбора (погосты), которые стали центрами государственной власти на местах. Она по существу заменила дань регулярно собираемым государственным налогом.
При сыне Ольги великом князе Святославе (964–972) укрепились государственные основы, повысилась обороноспособность страны, совершенствовалась система управления. Именно в этот период западноевропейские хроники стали называть Русь Гардарикой (страной городов), которых по европейским меркам было более ста.
Славу Руси в это период принесли военные победы Святослава в борьбе с Византией, разгром Хазарского каганата. Все побережье Черного моря от Дуная до Керченского пролива, за исключением Крыма (владений Византии), стало принадлежать Руси. Во внешней политике Святослав достиг таких поразительных результатов, что, по мнению ряда историков, его по праву можно назвать Александром Македонским Восточной Европы.
На втором этапе (конец X – первая половина XI вв.) Русь достигла расцвета в своем развитии. За 35 лет правления Владимира (980—1015) продолжался процесс территориального расширения. В состав государства были включены земли вятичей, хорватов, ятвягов, Тьмутаракань, Червенские города. Владимир заменил племенных князей своими сыновьями, укрепив власть на местах.
Так, русская земля стала общей родовой собственностью всех Рюриковичей – от старейшего в семье до самого младшего княжича. При этом она состояла из неравных по значимости уделов. Важнейшим после Киева был Новгород, куда на княжение великий киевский князь отправлял, как правило, своего старшего сына, далее следовали Чернигов, Переяславль, Смоленск, Волынь и другие центры княжений.
Справка. В Древнерусском государстве титул «великий князь» относился только к киевскому князю, которому подчинялись все русские князья. Следующую ступень занимали крупные земельные собственники – бояре и местные князья. Они платили дань великому князю и имели право на сбор дани с подчиненных и принадлежащих им земель. Такое же место занимало и высшее духовенство.
При великом князе Ярославе Мудром (1015–1054) значительно усилилась экономическая мощь страны, особенно упрочилось международное положение государства, оно превратилось в великую державу. С политикой Руси считались все соседи. Ярослав завершил многолетние усилия Руси по борьбе с печенегами, нанеся им в 1036 г. сокрушительное поражение под стенами Киева. После этого набеги печенегов на русские земли прекратились. На востоке, вплоть до низовьев Волги у нее теперь не было соперников. Протяженность границ Руси составляла около 7 тыс. км, они простирались от Карпатских гор до реки Камы, от Балтийского моря – до Черного. К середине XI в. на Руси жило, по оценкам современных историков, около 4 млн чел.
Ярослав Мудрый ввел в действие первый на Руси писаный свод законов – «Русскую правду». «Русская Правда» регулировала правовые отношения, охраняя жизнь и имущество различных слоев древнерусского общества. Она отменяла местные, родоплеменные обычаи (например, кровную месть), вводя единые нормы наказаний за преступления. Их соблюдение возлагалось на государство.
«Русская правда» устанавливала порядок наследования земли и имущества. Тем самым закреплялось существование собственности на землю. Правда законодательно зафиксировала разделение общества на свободных и зависимых людей. В целом Свод законов закрепил утверждающиеся феодальные отношения на Руси. Кроме того, «Русская Правда» – важнейший источник по социально-экономической и политической истории Киевской Руси XI–XII вв.
Ярослав умер в 1054 г. на 76-м году жизни, в ореоле славы, почитаемый русским обществом, любимый многочисленными детьми. Он завещал, чтобы впредь великим князем на Руси был старший в роду. Наследование по прямой линии от отца к сыну, которое было принято в Европе, отступило перед патриархальным обычаем. В дальнейшем это явилось одной из причин распрей в роду Рюриковичей.
В целом сформировавшаяся система государственной власти и общественный строй Древнерусского государства – Киевской Руси выглядели следующим образом.
Возглавлял эту систему великий князь. Он являлся крупнейшим собственником земли, осуществлял сбор дани с подвластных князей и других земельных собственников. Он же жаловал за службу поместья в условное владение (на время службы). Ежегодно осенью великий князь со своей дружиной ехал в земли подвластных ему земель – «по людям» – где собирал дань (полюдье), вершил судебные дела и решал другие вопросы. Однако носителем верховной власти являлся не конкретный князь, а княжеский род. Князь был лишь временным владельцем власти, которая передавалась старшему в роде.
В отдельных местностях великий князь передавал дружинникам право сбора дани. На доход, полученный с этих земель, дружинник (представитель княжеской администрации) содержал дом, семью, слуг, приобретал вооружение и лошадей. Право сбора дани с населения не переходило по наследству, а было лишь пожалованием князя за несение военной службы. Подобная схема была схожа с той, которая практиковалась и в Западной Европе.
Во второй половине XI – первой половине XII в. на месте прежних пожалований образуется вотчина – наследственное земельное владение. Однако, в отличие от Западной Европы, где были сильны традиции частной собственности, закрепленные римскими правовыми нормами, вотчинная собственность на Руси была, прежде всего, государственной – княжеской. Владельцы вотчин – бояре, монастыри, церковные иерархи – являлись всего лишь наследственными держателями земли.
В период образования Киевской Руси большинство населения состояло из свободных крестьян–общинников. Свободные крестьяне жили на свободных землях, платили дань феодалам и отрабатывали повинности. Однако, по мере установления частной собственности на землю, возрастала и зависимость от феодалов крестьян, разорившихся в результате неурожая, войн, стихийных бедствий, по другим причинам, и вынуждала добровольно идти в кабалу к феодалу. Таким образом, осуществлялось экономическое принуждение крестьян.
Зависимое население облагалось феодальной рентой, которая существовала на Руси в двух формах – барщины и натурального оброка. Барщина – это даровой принудительный труд крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве феодала. Нату-ральный оброк – ежегодный сбор продуктов и денег с зависимых крестьян.
В древнерусском государстве существовали следующие основные группы зависимых крестьян:
– закуп – крестьянин, взявший у феодала купу (долг денежный или натуральный);
– рядович – крестьянин, который в силу различных причин не мог самостоятельно вести хозяйство и заключал с феодалом ряд (договор). Он добровольно признавал свою зависимость и получал взамен участок земли, орудия труда, зерно для посевов и т.д.;
– изгой – крестьянин, потерявший связь с общиной и нанима-ющийся к феодалу;
– холоп – человек, который находился главным образом среди дворовых людей и был фактически на положении раба.
В отличие от других стран как восточных, так и западных, процесс формирования российской государственности имел свои специфические черты. Одна из них – пространственная и геополитическая ситуация – российское государство занимало среднее положение между Европой и Азией и не имело ярко выраженных, естественных географических границ в пределах огромного равнинного пространства.
В ходе становления Русь приобрела особенности как восточных, так и западных государственных образований. Кроме того, потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка и пр., создавать сильную государственную власть и иметь значительное народное ополчение.
Главная тенденция третьего этапа развития древнерусской государственности – вторая половина XI в. – начало XII в. – это попытка предотвращения надвигающегося распада, а также стремление стабилизировать положение внутри государства, ликвидировать сепаратистские тенденции.
Эти попытки были осуществлены великим князем Владимиром Мономахом (1113–1125). При нем был создан новый юридический свод – так называемая Пространная редакция Русской Правды. В этом памятнике отразились социальные перемены, происходившие на Руси во второй половине XI – начале XII вв. Пространная Правда зафиксировала существование вотчинной (боярской) собственности, внесла изменения в ряд существовавших ранее законов. Однако со второй половины XII в. процесс дробления и развала единого государства усилился.
Древнерусское государство – Киевская Русь просуществовала более трех столетий. Она сыграла важную роль в истории Европы, преградив путь на Запад многочисленным ордам кочевников. Восточные славяне, объединенные в единое сильное государство, сумели отбить их натиск и сохранить свою независимость. Киевская Русь стала колыбелью древнерусской народности, из которой затем сформировались русский, украинский и белорусский народы.
Города в политической и социально-экономической структуре Древней Руси. Пути возникновения городов в Древней Руси. Сельские общины имели в своем составе не только неукрепленные села, но и городища – «грады». Это были общинные убежища, своеобразные замки-крепости, где за валами и стенами могло укрыться местное население во время нападений врагов.
Верхушка племенных союзов и дружинники жили обычно в отдельных поселках, вокруг которых селились ремесленники, которые производили для дружины все необходимое: оружие, доспехи, одежду, обувь. Княжеское поселение окружалось глубоким рвом с водой, высоким земляным валом с бревенчатой стеной. Каждый город был военным центром, с укрепленными стенами и башнями. Таким путем возникали поселения и города. Некоторые города вырастали из укрепленных мест, форпостов в приграничных зонах, в стратегически важных точках.
Заселение ремесленниками городов-убежищ было началом возникновения городов как ремесленно-торговых центров. Археологические данные позволяют утверждать, что многие города восточных славян возникли уже в VII–VIII вв. К ним относят Киев, Изборск, Старую Ладогу, Новгород, Полоцк, Псков, Смоленск, Ростов, Чернигов и некоторые другие. Города постепенно становились экономическими, административными и культурными центрами княжеств. Этот процесс продолжался и в дальнейшем. Например, при Ярославе Мудром в XI в. на Волге был заложен Ярославль, а в отвоеванной земле чуди (эстов) – Юрьев (нынешний эстонский Тарту). Город был назван так в честь Юрия – святого покровителя Ярослава.
Город, как правило, строили на холме, на месте слияния рек (водных путей сообщения и торговли), обеспечивающим в том числе и оборону от врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг которой воздвигалась крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. Там находились дворцы князей, дворы бояр, церкви, а позднее и монастыри. За рвом, под защитой крепостных стен располагался торг (рынок). К кремлю примыкала ремесленная часть города – посад. Отдельные районы, населенные, как правило, ремесленниками определенной специальности, назывались слободами.
Развитие городов как центров ремесла свидетельствовало об экономическом прогрессе восточного славянства. Русское ремесло того времени по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу Западной Европы. По технике и качеству изготовления эмали и тончайшего литья русские ремесленники заметно опережали своих зарубежных коллег.
Выделение и рост ремесла естественно приводили к развитию обмена, так в славянском обществе появляются купцы. В городах составлялись торговые караваны и направлялись по торговым путям, в т. ч. по главному – «из варяг в греки». Торговали мехами и полотном, скотом и медом, рабами-пленниками. Охрана товаров на путях следования караванов требовала военной силы, поэтому в торговых городах складывались военные дружины. Во главе таких дружин стояли князья.
Города были средоточием культуры. Здесь жили и трудились переписчики книг, монахи, архитекторы, художники, иконописцы. Здесь находилось и большинство грамотных людей. В основном в городах велось каменное строительство, в основном храмовое. Строительное искусство достигло в городах высокого уровня и наиболее квалифицированные строители также жили в городах. На землях, прилегавших к городам, вводилось трехполье, распространялись новые сельскохозяйственные культуры, породы скота.
В Древней Руси в городах повсеместно действовало городское самоуправление. В городах формировалась администрация – старейшины городских общин или «старцы градские», о которых упоминают древнерусские письменные источники. Перед монгольским нашествием в Древней Руси насчитывалось до 300 городов. Они являлись основой силы, мощи и престижа Древней Руси.
Новейшие археологические открытия в Новгороде и их влияние на представления о происхождении Древнерусского государства. Необходимо отметить, что с археологической точки зрения Новгород уникален. Благодаря особенностям почвы здесь, как нигде, хорошо сохраняются деревянные, костяные, кожаные предметы, а также ткани и зерно. Металлические предметы покрываются тонким слоем коррозии, предохраняющей их от дальнейшего разрушения.
Такие благоприятные условия позволили, например, установить, что на территории современного Новгорода человек жил с древнейших времен, поселился не позднее 5 тыс. лет тому назад. Были обнаружены остатки неолитической стоянки (II–III тыс. до н. э.) и поселение раннего железного века (I тыс. до н. э.). Следовательно, Новгород имеет многовековую историю своего развития.
Главным строительным материалом на Руси было дерево. По остаткам нижних ярусов бревенчатых домов и уличных мостовых исследователи могут вычислить даты их рубки с точностью до одного года. Проведение такого дендрохронологического анализа позволило установить, что формирование центра города началось с крепости (кремля) VIII–IX вв., построенной ильменскими словенами.
Следовательно, к моменту призвания варяжского князя Рюрика в Новгород конфедерация племен Северо-Запада уже существовала длительное время и располагала общим центром – кремлем. Здесь находились вечевые органы власти и общеплеменной культовый центр. Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственность на Руси сформировалась задолго до призвания Рюрика и сохранялась в Новгороде на протяжении нескольких веков.
При археологических исследованиях слоев IX–XI вв. было обна-ружено значительное количество находок военного снаряжения и одежды, множество княжеских печатей, арабские, византийские и европейские монеты, предметы быта скандинавского и балтийского происхождения. Это свидетельствует о широких международных и внешнеэкономических связях Новгородской республики.
Новгород являлся крупнейшим центром ремесленного производства на северо-востоке Европы. Археологи обнаружили около 150 ремесленных мастерских XI в. Ни в одном другом средневековом городе Руси не было найдено ничего подобного. В их числе – мастерские кожевников, ювелиров, литейщиков, токарей, косторезов, бондарей, сапожников, пивоваров, ткачей, красильщиков, хлебников, пряничников и т. д. Среди продукции этих мастерских – железные, деревянные и стеклянные изделия, ткани, перстни, гребни, бритвы, весы, шахматные фигурки, мячи для игры в лапту и др. В Новгороде археологами была собрана самая большая коллекция средневековых музыкальных инструментов: гусли, гудки, свирели.
Всего же за время археологических исследований в Новгороде было собрано более 125 тыс. находок (в это число не входят обломки керамических сосудов, исчисляющиеся сотнями тысяч). Именно раскопки открыли новый, совершенно неизвестный дотоле исторический источник. Речь идет о знаменитых берестяных грамотах, содержащих множество бесценных сведений о письменности, языке, быте, хозяйстве новгородцев.
В прежние времена существовало мнение, что в Древней Руси грамотными были лишь князья и священники, да и то не все. Однако открытие писем на бересте в 1951 г. показало, что грамотность в средневековом Новгороде распространялась на все слои населения – вплоть до холопов, причем писать и читать умели как мужчины, так и женщины. Это говорит о высоком для того времени образовательном и культурном уровне граждан Новгородской республики.
Сегодня таких документов известно более шести сотен. Однако новгородская земля таит в себе еще огромное количество реликвий, поскольку, несмотря на более чем полувековые исследования, пока изучено всего лишь чуть более 1 % территории древнего города.
Военная организация и военная сила Древнерусского государства. Со времен Древнерусского государства начинается военная история России. От княжеских дружин, несших ратную службу в мирное и военное время, от городов-крепостей и воинов – горожан и селян, воздвигавших и оборонявших эти твердыни и свою землю, ведет свое начало отечественная ратная слава.
Хорошо отлаженная военная организация была необходима Руси для формирования сильной центральной светской и духовной власти, отражения ударов извне и совершения собственных военных походов, создания эффективной системы управления в регионах – княжествах, осуществления военно-политической поддержки соседей и заключения с ними союзных договоров. В пограничных регионах древней Руси шло строительство и совершенствование на наиболее опасных направлениях оборонительных рубежей, основой которых являлись города-крепости и крепости-монастыри. Военная деятельность по защите государства распространялась на обеспечение безопасности торговых путей и перемещения населения на малозаселенные земли окраин русского государства.
У Руси IX–XIII вв. было немало сильных противников. Приграничные европейские страны и беспокойные южные и восточные соседи всячески стремились завладеть частью русских территорий, извлечь иные военно-политические или экономические выгоды.
Южные и юго-западные рубежи русского государства оберегались от возможных посягательств Хазарского каганата, орд печенегов и половцев, Византии, Венгрии, Чехии и Польши вооруженными формированиями Киевского, Владимиро-Волынского и Галицкого княжеств.
Западные границы Полоцкой, Туровской и Владимиро-Волынской земель соприкасались с Польшей, различными прибалтийскими племенами, а с XIII в. – с Тевтонским орденом. На северо-западном и северном направлениях вся ответственность по охране русского порубежья лежала на старейшем в Руси Новгородском княжестве. Здесь периодически проявлялись захватнические интересы скандинавов, с конца XII в. – шведских рыцарей-крестоносцев, а с 1237 г. немцев – рыцарей Ливонского ордена.
Восточные рубежи Руси оберегались Ростовской и Владимиро-Суздальской землями. Их противниками выступали Волжская Булгария и ее вассалы – племена мери, мещеры, черемисов и др.
Военная организация Древней Руси включала в себя:
– княжеские (боярские) постоянные вооруженные отряды – дружины;
– народное ополчение – вооруженные формирования княжеств, городов и монастырей. Часто ополчения нескольких земель (городов) сводились князьями в единое войско и действовали сообща;
– наемные иноземные войска варягов, половцев, поляков, венгров и др., которые периодически использовались русскими князьями.
Дружины русских князей подразделялись на старшую, состоявшую из княжих мужей – бояр, и младшую – вооруженный дружинный отряд, постоянно находившийся при князе. В более широком смысле термин «дружина» употреблялся на Руси и при названии всего дружинного войска. Дружинами иногда назывались и русские ополчения.
Старшая дружина князя фактически являлась аппаратом военного управления княжеством. Князь советовался со старшей дружиной – дружинниками-боярами о войне, мире, об охране пограничных рубежей княжества, торговых путей, мостов и караванов, организации военных походов. Первый воевода старшей дружины был старшим среди воевод. Как правило, на поле брани первый воевода являлся командиром Большого полка, права же главнокомандующего оставались за князем.
Большая роль в военном деле принадлежала наместникам и посадникам. Они занимались организацией обороны уделов и городов, фортификационными сооружениями, имели свои дружины, являлись начальниками гарнизонов и служили князю воеводами. Наместники и посадники знали театр военных действий, умели формировать и водить полки, готовили их для боя и управляли ими, то есть обладали знаниями военного искусства. В значительной степени от них зависело и создание народных ополчений.
В XI в. у киевского князя имелось до 500–800 дружинников. Они были вооружены мечами, копьями, саблями. Щиты и кольчуги защищали их тела, а шишаки (остроконечные шлемы) – головы.
Другой частью русского войска был полк, состоявший из воев – смердов и ремесленников. Они делились в полку на десятки и сотни во главе с десятскими и сотскими. Полком командовал тысяцкий. Вои были вооружены луками и стрелами, копьями, тяжелыми боевыми топорами и ножами. В левой руке у каждого был деревянный щит, обтянутый металлическими пластинами и толстой кожей.
Выступавшее в поход войско возглавлял князь, за ним двигались конная дружина и полк. Следом тянулся обоз с тяжелым вооружением воинов и съестными припасами. Когда сторожа (разведка) доносила, что враг близок, воины разбирали оружие, надевали брони и кольчуги и готовились к бою. Сражение нередко начиналось с поединка богатырей.
Во время боя чело (центр) русского войска составляли пешие вои. Их задача состояла в том, чтобы отразить удар вражеской конницы. На правом и левом крыльях (флангах) располагались конные дружины князей. Они наносили фланговые удары и окружали противника.
При штурмах вражеских крепостей использовались приспособления для пролома стен и ворот: тараны – огромные бревна, обитые железом и подвешенные на цепях или поставленные на колеса, а также приступные лестницы, вежи (передвижные башни), которые защищали от стрел.
Таким образом, создание и совершенствование военной организации государства, русского войска определялось национальными интересами, политическими целями и военно-стратегическими задачами Руси.
Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия. Особенности социально-политического развития и социального строя Древнерусского государства. Одним из крупнейших государств европейского Средневековья стала в IX–XII вв. Киевская Русь. В литературе последних десятилетий нередко бытует мнение, что Киевская Русь развивалась аналогично западноевропейской модели.
Действительно, древнерусское общество представляло собой часть современной ему Европы и демонстрировало тенденции, характерные для становления всей европейской цивилизации. Киевское государство строилось на основе западного института вассалитета. Главой государства был великий князь, происходивший из рода Рюриковичей. Высший слой общества составляли его вассалы, обязанные военной службой. Одновременно они выступали сюзеренами на «своей» территории: имели менее знатных вассалов, обладали правом отъезда к другому сюзерену.
Вместе с тем большое влияние на возникновение и формирование государственности Руси оказали суровые географические и климатические условия Северной Евразии. Скудные почвы, большие лесные пространства, которые приходилось очищать для пашни, делали труд тяжелым и малопроизводительным. Человек на востоке Европы за тот же труд, что и на западе, получал меньше продуктов, и качество их было хуже. Это привело к разрыву в уровне развития Руси и стран Западной и Центральной Европы.
Варварские государства Западной Европы входили в зону влияния античной цивилизации, в своем становлении унаследовали многие государственно-правовые традиции античности, для них был характерен социально-экономический синтез античности и варварства.
Древняя Русь на такие традиции опереться не могла по причине их отсутствия и в становлении своей государственности шла во многом самобытным путем. Поэтому здесь мы видим сравнительно медленные темпы вызревания государственных институтов, их архаичность и своеобразие.
В отличие от стран Западной Европы, в славянских странах переход к феодализму совершался на основе крушения родоплеменных отношений, а потому замедленно. Более длительным был и процесс соответствующего структурирования общества. И конечно, огромное негативное влияние на всю жизнь Руси оказали постоянные иноземные вторжения и изнурительная, многовековая борьба с кочевниками.
Коренное отличие Древней Руси от стран Западной Европы заключалось и в том, что в нем господствовала коллективистская модель социально-экономической структуры общества. Основной ячейкой общественного устройства была община. Она состояла из территориальной общины свободных крестьян, основанной на коллективной форме собственности. Община опиралась на принципы коллективизма и уравнительности, являлась коллективным собственником земли и угодий. Свою внутреннюю жизнь община организовывала на принципах прямой демократии (выборности, коллективного принятия решений). Сельские общины объединялись в волости, представлявшие низшую административно-территориальную единицу Древнерусского государства.
Кроме сельской общины, в городах существовали общины ремесленников: кожевенников, кузнецов, плотников и др. Церковная община объединяла всех верующих: и знать, и простых земледельцев. Таким образом, коллективистская общинная ментальность играла большую роль во всех сферах жизни древнерусского общества. Если человек оказывался за пределами общины, то он утрачивал социальную защиту и превращался по сути в изгоя. Таким образом, община, основанная на круговой поруке, представляла собой замкнутую, многофункциональную социальную систему, которая организовывала все виды деятельности человека: трудовую, семейную, культовую.
Важным фактором, обусловившим своеобразие экономического развития Древней Руси, было наличие, в отличие от Западной Европы, большого количества свободных земель. Столетиями для крестьян Древней Руси сохранялась возможность сняться с прежнего места и обосноваться достаточно быстро на новом. Таким образом, процесс ограничения экономической самостоятельности сельских и городских тружеников проходил медленно.
В целом Древняя Русь обнаруживала как западные (развитие экономики по пути феодализма, институт вассалитета) так и восточные черты в своем развитии (общинный, корпоративный характер социальных связей, наличие свободных земель и т.д.).
Древнерусское государство в оценках современных историков. Дискуссия о характере общественно-экономической строя Руси в отечественной науке. Концепции «государственного феодализма» и «общинного строя». На Западе до сих пор утверждают, что древнерусское государство было создано варягами (викингами, норманнами), пришедшими из Скандинавии. Впервые эту теорию сформулировали в XVIII в. немецкие ученые Г.-Ф. Миллер и Г.-З. Байер, приглашенные на работу в Россию.
Первым антинорманистом был М.В. Ломоносов. Он и другие его сторонники обоснованно доказывали, что уже в VI–VIII вв. славянские племенные княжения объединялись в крупные суперсоюзы с чертами ранней государственности. В качестве таких протогосударств с опорой на различные источники они называли
«Державу волынян» Куябу (вокруг Киева), Славию (вокруг Новгорода), Артанию (район Рязани, Чернигова) и др.
Отечественные ученые и в дальнейшем опровергали норманнскую теорию. Они доказывали, что Древнерусское государство возникло в результате длительного самостоятельного развития восточнославянских племен задолго до прихода на Русь варягов (норманнов). К тому же славяне-земледельцы стояли на более высокой ступени развития, чем воины-скандинавы.
Древнерусское государство сложилось на основе перехода от первобытности к цивилизации восточнославянских и соседних финно-угорских и балтских племен. При этом действительно определенную роль сыграли варяжские дружины, пришедшие в Восточную Европу по торговому пути «из варяг в греки». Вместе с тем шел процесс ассимиляции варягов и коренного населения, в результате чего зависимость Руси от наемных варяжских дружин постоянно снижалась.
Так, по летописным сведениям установлено, что великих киевских князей – потомков Рюрика со второй половины X в. окружали уже не столько варяги, сколько местные жители – славяне. Потомки варягов женились на славянках, принимали славянский язык и имена. Игорь (Ингвар) и Ольга (Хельга) – имена еще скандинавские, а их сын Святослав носил уже славянское имя – «святая слава». Летопись упоминает достаточно много людей в окружении Святослава с варяжскими именами, например, – воевода Свенельд. У сына же Святослава – Владимира (славянское имя – «владеющий миром») главным боярином был славянин Добрыня.
В вопросе об экономическом и социально-политическом строе Древней Руси среди отечественных историков нет единого мнения. Так, известный советский историк Л.В. Черепнин (1905–1977) и его сторонники выдвинули концепцию «государственного феодализма». Они доказывали, что к Х–XII вв. в Киевской Руси в основном сложилось крупное частное землевладение и ее основной формой стала феодальная вотчина. Историки этого направления считают, что проживающие в ней крестьяне не только выплачивали дань государству, но становились зависимыми от феодала (боярина), выплачивая ему за пользование землей натуральную феодальную ренту или отрабатывая барщину.
Таким образом, по мнению Л.В. Черепнина и его последователей новый уровень развития производительных сил, переход к пашенному и оседлому земледелию при складывании отношений личной, экономической и земельной зависимости, захвате общинных земель сильными людьми – ее «обояривании» – придал производственным отношениям в Древней Руси завершенный феодальный характер.
Иную точку зрения имеет ряд отечественных историков – сторонников теории «общинного строя». Основоположником этой теории стал И.Я. Фроянов (род. 1936). Опираясь на ту же теоретическую и источниковую базу, что и его оппоненты, он показал, что в Древней Руси крупное частное землевладение было развито слабо. Поэтому вотчина не могла быть основой для развития феодального способа производства в его западноевропейском варианте.
Согласно концепции И.Я. Фроянова, подавляющая часть населения Киевской Руси была свободной. К тому же Русь, по его мнению, до конца X в., оставалась еще не государством, а племенным союзом (протогосударством), то есть переходной к государственной организации формой, соответствующей этапу военной демократии. Дань И.Я. Фроянов рассмотрел не как вид феодальной ренты, а как военную контрибуцию, не соотнося ее с классовой эксплуатацией трудового населения. Таким образом, И.Я. Фроянов выдвинул концепцию дофеодального характера древнерусского общества и государства. Следует отметить, что эта дискуссия продолжается в научном мире и до сих пор.
Вопросы и задания
1. Каковы были основные предпосылки формирования Древнерусского государства?
2. Выделите и охарактеризуйте основные социальные группы Древнерусского государства. В чем заключалось различие в правах свободного и зависимого населения?
3. Какова роль городов в политической и социально-экономической структуре Древней Руси?
4. Какие проблемы истории Древнерусского государства являются дискуссионными?
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 9066;