Исторические процессы образования государств в свете современных научных данных. Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья
Столетие за столетием строилось российское государство, расширялась его территория, различные народы вовлекались в круговорот российской истории. Процесс был долгим, трудным, сложным и противоречивым, порой – болезненным и драматичным. Народы вступали во взаимоотношения друг с другом – сотрудничали, обменивались хозяйственным опытом, оборонялись от общих врагов, а иной раз и воевали друг с другом, и лишь впоследствии входили в состав единого государства.
С самых первых шагов история России развертывалась на огромных пространствах Европы и Азии. А это значит, что в истории нашего Отечества, в традициях и обычаях наших народов постоянно отражались влияние, взаимодействие и противостояние Запада и Востока. Две великие цивилизации Земли – западная, ведущая свою родословную от великих цивилизаций античного мира, и восточная, воплотившая в себе опыт великих государств древности, проложили свои борозды на исторической ниве России.
В мировой истории наше Отечество является единственной страной, которая испытала подобное мощное влияние Запада и Востока, что во многом определило ее уникальный исторический путь. Таковой Россия остается и по сей день. Недаром в российском гербе двуглавый орел смотрит и на запад, и на восток.
Пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных. Разные типы общностей в догосударственный период. Политогенез – понятие, обозначающее процесс образования (генезиса) и развития государства, его политической системы. В результате политогенеза возникает государство, а управление обществом начинает строиться на применении административных, силовых и правовых механизмов.
В эволюционном плане в историческом развитии общностей-этносов можно выделить следующие этапы:
1. Догосударственный.
2. Раннегосударственный или протогосударственный.
3. Государственный – этап полностью сформировавшегося государства.
Древнейшие представители рода Homo sapiens (Человека разумного) объединялись для совместной охоты и защиты своей территории. Так возникло первобытное человеческое стадо.
В дальнейшем происходило формирование семейной общины, в основе которой лежали родственные отношения, объединявшие несколько поколений. Семейные общины могли объединяться, опять же на родственной основе, в более крупные союзы для защиты от нападения, организации боевых походов, коллективной охоты, религиозных ритуалов. Так возникли рода.
Род представлял собой союз родственников, ведущих свое происхождение от общего предка, отличающихся особым родовым именем и связанных узами крови. Род состоял из прародителя и его детей, а также их потомков. Отношения внутри рода характеризовались коллективным трудом и потреблением, общеродовой собственностью на основные средства производства, равноправием сородичей в общественных делах. Человек еще не был обособленной личностью, он был только частицей своей общественной группы, слит с ней во всех проявлениях жизни и деятельности.
Особым авторитетом обладали зрелые, умудренные опытом люди – старшее поколение. Именно эта среда выдвигала руководителей повседневной жизнью родовой общины. Все важнейшие дела рода решались на общих собраниях. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты.
В дальнейшем к объединению родов в племена толкали как хозяйственные потребности, так и необходимость обороняться от внешнего врага. К тому же в силу закона экзогамии – запрета браков между близкими кровными родственниками – рода не могли существовать изолированно, они объединялись в племена.
Племя – совокупность нескольких родов, занимающих одну и ту же территорию, объединенных общим языком и культурой, а в результате заключения браков между членами различных родов – родственными связями. Поселенческая ячейка такого общества – это, как правило, одна деревня, занимающаяся земледелием, или локальная группа, продолжающая вести бродячий образ жизни охотников и собирателей.
У племени имелось два органа управления – собрание, или совет племени (в котором принимали участие все члены племени), и совет вождей (старейшин родов). Избирался также военный предводитель, игравший особенно значительную роль в военное время.
Род давал территорию семье, свободно ею используемую в ее пределах; племя давало родам племенную территорию, в пределах которой роды могли также свободно передвигаться и использовать землю для земледелия, скотоводства, охоты и других занятий.
Некоторые родовые и племенные объединения сохраняются и сегодня – в особенности у кочевых и горских народов – кочевников-арабов, курдов, афганцев и др. Как правило, у них существует развитая иерархия родов, с господством одних родов над другими.
В дальнейшем отдельные племена разрастались, образуя союзы племен. Племенной союз (конфедерация племен) представлял собой совокупность племен, объединенных в племенное целое родственными и хозяйственными узами, территорией, управленческо-административной структурой (межплеменным советом), оборонительными функциями, диалектом одного основного языка, обычаями и традициями, культом предков, отправлением религиозных ритуалов и др.
Союз племен создавался, в первую очередь, для отражения угрозы нападения врага, поэтому наряду с обычным выборным вождем возрастала роль военачальников, избираемых советом племен. Поэтому эти союзы можно считать предтечей государства, а их военных предводителей – прообразом княжеской власти.
В дальнейшем с развитием хозяйственной деятельности основной экономической и социальной ячейкой общества становилась большая патриархальная семья.
Живущие рядом патриархальные семьи разных родов образуют соседскую общину. Происходит переход к эпохе сосуществования кровнородственных и территориальных связей, остатков первобытного коллективизма, возникающей социальной дифференциации и частного присвоения, родоплеменному или первобытно-общинному строю – организации жизни и власти в догосударственном обществе.
Родоплеменная организация является самым продолжительным общественным строем, который знало человечество. Она возникла много тысяч лет назад и сохранилась и по сей день на пространствах Африки, Азии, Латинской Америки, Австралии.
Постепенно по мере прогресса человечества, в процессе политогенеза происходил распад родоплеменных отношений. Это связано со следующими обстоятельствами.
Рост производительности труда привел к появлению излишков продуктов, ремесленных изделий, скота и др. Накопление богатств происходило, прежде всего, в семьях вождей, поскольку вожди обладали большими возможностями, участвуя в распределении продуктов. Вожди постепенно захватывали власть в свои руки, в то время как значение народных собраний падало. Общество постепенно расслаивалось – из среды общинников выделялась верхушка. Сильный, богатый и авторитетный вождь подчинял себе более слабых соперников, распространяя свое влияние на соседние общины. Возникли надплеменные структуры, в рамках которых происходило отделение органов власти от родоплеменной организации. Таким образом, появились первые протогосударственные образования.
Появление подобных образований сопровождалось ожесточенной борьбой между ними. Война постепенно становилась одним из важнейших промыслов. В связи с широким распространением войн развивались военное дело и военная организация. Большую роль приобретали вожди – военные предводители. Вокруг них формировалась дружина, в состав которой входили воины, наилучшим образом зарекомендовавшие себя в боях. В ходе походов захватывалась добыча, которая распределялась между всеми дружинниками.
Так формировалось протогосударство – политическая структура общества с социальным и имущественным неравенством, возглавляемая военным вождем, обладавшим, как правило, пожизненной и наследственной властью.
К протогосударству уже можно отнести, например, большой и устойчивый союз (конфедерацию) племен. Здесь имелся слой профессиональных управленцев (князья, старейшины, дружинники, жрецы), органы принуждения (княжеские дружины, которые выполняли, помимо военной, административные судебные и иные функции), разветвленную систему сбора дани (дань с покоренного населения за пределами племенного союза; дань в пользу главного племени с остальных племен, входящих в союз; обложение для жертвоприношений богам, содержания знати и покрытия чрезвычайных общественных нужд), социально-психологическую отчужденность представителей верхушки племен от остальных членов союза.
Первый и второй этапы в развитии человечества – догосударственный и протогосударственный занимают огромный период времени с момента выделения человека из животного царства (около 3–5 млн лет назад) до образования первых государств в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н.э.).
Проблемы этногенеза и роль миграций в становлении народов. Этнос – группа людей, объединенных общими признаками. В эти признаки включают, как правило, их происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и другие.
Таким образом, этносами называются устойчивые общности людей, осознающих свое отличие от других, обозначающих его в самоназвании и, как правило, обладающих единством языка, социально-территориальной организации, материальной и духовной культуры.
В русском языке синонимом термина «этнос» долгое время было понятие «народ». В научный оборот понятие «этнос» одним из первых было введено в 1923 г. русским ученым-эмигрантом С.М. Широкогоровым.
Изучением как ныне существующих, так и исчезнувших народов занимается этническая история. Нередко этническая история прибегает к достижениям смежных дисциплин, в частности, лингвистики (при изучении, например, местных диалектов), климатологии (для реконструкции миграций и изменений в материальной культуре народов), генетики, антропологии и других наук.
Этногенез – процесс формирования этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов. Этногенез представляет собой начальный этап этнической истории. По его завершении может происходить включение в сложившийся этнос других ассимилируемых им групп, дробление и выделение новых.
Важную роль в становлении этносов сыграли миграционные процессы. Миграция (лат. migro – перехожу, переселяюсь) представляет собой процесс перемещения людей, связанных, как правило, со сменой места жительства. Исследуя древнейшие миграции, сторонники моноцентризма полагают, что Homo sapiens сформировался в одном месте земного шара – на северо-востоке Африки, а затем расселился по всему земному шару. Сторонники полицентризма считают, что предки человека жили 2–3 млн лет назад в Африке, Азии и Европе, а Америка, Австралия и Океания были заселены людьми примерно 100 тыс. лет назад.
В результате перехода человека к земледелию и скотоводству, охоте и рыболовству произошел резкий рост населения. Это заставило племена мигрировать в поисках новых земель. Те, кто ушел из Западной Азии на юг в Северную Африку, образовали афроазийскую семью, ее наследники – арабы, евреи, эфиопы и др.).
Те, кто сдвинулся к северу – индоевропейскую семью. Индоевропейцы – древнее население огромных территорий Европы и Азии. Они дали начало многим современным европейским и азиатским народам, в том числе и проживающим на территории современной России. Большинство ученых считает, что прародиной индоевропейцев стали районы Юго-Восточной и Центральной Европы, в частности Балканский полуостров и Карпаты, и, вероятно, юг России и Украины. Индоевропейцы говорили на одном языке. Так, следы общего происхождения сохранились во многих языках народов Европы и Азии. Например, во всех этих языках есть слово «береза», обозначающее дерево или именно березу.
Занятия земледелием и скотоводством улучшили условия жизни индоевропейских племен, способствовали росту их населения. А приручение лошади, освоение бронзовых орудий труда и оружия сделали индоевропейцев в III тыс. до н.э. более легкими на подъем в поисках и освоении новых земель.
С юго-востока Европы началось расселение индоевропейцев по просторам Евразии. Двигаясь на запад, они достигли берегов Атлантики. Другая их часть заселила север Европы и Скандинавский полуостров. На востоке индоевропейские поселения достигли Уральских гор, соседствуя с финно-угорскими народами.
На юге, в лесостепной и степной полосе, индоевропейцы продвинулись в Малую Азию и на Северный Кавказ, вышли к Иранскому нагорью и расселились в Индии. Поэтому их и назвали индоевропейцами.
В IV–III тыс. до н.э. единая общность индоевропейцев стала распадаться. В процессе длительного развития на огромных просторах Евразии сложились народы, говорящие на индоевропейских языках.
Восточную группу индоевропейских языков составляют языки народов Индии, Ирана, Армении, Греции, Осетии и Таджикистана.
На языках западной группы говорят итальянцы, французы, испанцы, португальцы, румыны и др. (романские языки), а также немцы, шведы, датчане, норвежцы, англичане и голландцы (германские языки).
Центральную и Восточную Европы заселили народы, говорящие на балтских (литовцы, латыши) и славянских языках.
В Иран и Индию проникли племена эламо-дравидской семьи (наследники – современные народы Южной Индии).
Данные современной науки позволяют представить процесс образования этносов на территории современной России следующим образом.
Примерно двенадцать тысяч лет назад территорию нашей страны покрывал ледник многокилометровой толщины. Когда он начал таять, на север за ним потянулись крупные приледниковые животные. Следом двинулись охотившиеся в тундростепи немногочисленные родовые общины приледниковой зоны. Часть из них, названная этносами палеоазиатских языков, стали предками современных чукчей, каряков, ительменов, других народов тундровой зоны Северо-Восточной Азии.
Потепление также освободило от ледников горы и долины Кавказа и Западной Азии. Здесь начали складываться племена, давшие начало кавказской языковой семье (предки адыгейцев, кабардинцев, карачаевцев, ингушей, чеченцев, лезгинов, дагестанцев и др.). Большая их часть переселилась на Северный Кавказ, став одними из первых земледельцев-скотоводов на территории России. Северокавказцы освоили колесные повозки, плавку металла (он в изобилии имелся на Кавказе) и выделку металлических орудий и оружия.
К северу от Кавказа с уходом ледника образовались новые природные зоны – лесостепей и степей, широколиственных и таежных лесов. В VIII–VI тыс. до н.э. сюда с юга через Среднюю Азию пришли новые поселенцы, которые, расселяясь по территории России, образовали две совокупности племен – уральские и алтайские языковые семьи.
Наиболее известная ветвь «уральцев» – финно-угорские племена (предки современных финнов, эстонцев, карелов, мордвы, марийцев, коми, ненцев, удмуртов, венгров, хантов и манси и др.) – расселились в лесах по обе стороны от Уральских гор: от Балтийского моря до Западной Сибири.
«Алтайские» племена заселили лес, горы и степи Восточной Си-бири и Дальнего Востока. Позднее они разделились на языковые ветви: тюркскую (предки татар, башкир, чувашей, якутов и других народов), монгольскую (предки бурят, монголов, калмыков и др.) и тунгусо-манчжурскую (предки эвенков, нанайцев и др.).
Племена «уральцев» и «алтайцев» первыми освоили огромные лесные пространства. Об этом говорят, например, следующие названия: Ока, Кама, Нева, возможно Волга – финно-угорские названия; Енисей, Лена, Амур – тунгусо-маньчжурские; Байкал и Алтай – тюркско-монгольские.
В III–II тыс. до н.э. на территории Европы и нашей страны продолжали активно расселяться земледельческо-скотоводческие племена индоевропейской языковой семьи.
Одна из ветвей индоевропейцев (предки кельтов, италийцев, германцев, балтов и славян расселились от Рейна до Волги.
Другая ветвь индоевропейцев – индоиранцы – занимались пастушеским скотоводством и постепенно расселялись по степям от Черного моря до Сибири. Приручив лошадь, они создали новый тип хозяйства – кочевое скотоводство. Ираноязычные кочевники (предки древних скифов и сарматов, потомками которых являются современные осетины и таты) на своих колесницах осваивали степь, дали название рекам – Днепр, Дон, Обь.
Справка. На языках наиболее крупной, индоевропейской семьи говорят около 45 % населения мира. Она включает языки славянской, балтийской, германской, кельтской, романской, албанской, греческой, армянской, иранской, нуристанской, индоарийской языковых групп.
В последующем миграции также сыграли большую роль в человеческой истории. И в настоящее время миграционные процессы в мире продолжаются и также оказывают на него большое влияние.
Древнейшие культуры Северной Евразии (неолит и бронзовый век). Традиционные формы социальной организации европейских народов в догосударственный период. В соответствии с периодизацией, основанной на различиях в материале и технике изготовления орудий труда, в древнейшей эпохе выделяются три периода:
– каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н.э.);
– бронзовый век (с IV до начала I тыс. до н.э.);
– железный век (с I тыс. до н.э.).
В свою очередь каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), среднекаменный век (мезолит) и новый каменный век (неолит).
К неолиту относят период VII–V тыс. до н.э. Культура неолита проникла в Европу из Малой Азии. Все животные и растения, которых разводили европейцы неолита, были одомашнены на западе Азии. За 2500 лет (с VII тыс. до IV тыс. до н. э.) носители новой культуры заселили практически всю Европу, за исключением горных кряжей, берегов Балтики и Среднедунайской низменности. На побережье Атлантики они долгое время соседствовали с более ранними носителями мезолитических культур.
Расселившееся в разных ландшафтных зонах человечество пошло разными путями и разными темпами. На Юге Евразии эволюция была более быстрой, там и возникли первые государства Древнего Востока и античности. Народы, оказавшиеся на Севере Евразии, в достаточно суровых условиях, развивались более медленно.
Так, греческому неолиту с развитым сельским хозяйством по времени соответствовал мезолит на севере Европы, а раннему бронзовому веку в Греции – неолит на севере. На юго-востоке Европы неолит продолжался примерно до III тыс. до н. э., а на северо-западе европейского континента первые предметы из бронзы появились на двенадцать столетий позже.
Поэтому неолитический период в истории Северной Евразии был более длительным – он продолжался примерно с VII тыс. до н. э. до II тыс. до н. э. Судя по данным археологии, европейцы эпохи неолита на севере Евразии жили в небольших селениях или вели полукочевой образ жизни, обусловленный выпасом скота, а население деревень, вероятно, исчислялось считанными десятками. Основной ячейкой общества была семья. Имущественное и социальное расслоение было невелико либо отсутствовало. Основой рациона служили одомашненные животные и растения. Собирательство грибов, ягод и охота в лесах его дополняли.
У народов Европы эпохи неолита не было письменности. Гончарного круга европейцы того времени не знали. Искусство неолита представлено петроглифами (рисунками на камнях), раскрывающими во всех подробностях охоту лыжников на лося, охоту в больших ладьях на кита и т.д.
С эпохой неолита связан один из важнейших социальных и технических переворотов в истории Северной Евразии – неолитическая революция – переход от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему хозяйству (земледелию и скотоводству). В эпоху неолита произошло и первое общественное разделение труда на земледельческий и скотоводческий, что способствовало прогрессу в развитии производительных сил. Второе общественное разделение труда – выделение ремесла из сельского хозяйства – способствовало индивидуализации труда. Неолитическая революция резко снизила опасность голода и вымирания для коллективов земледельцев и скотоводов. Их производящее хозяйство стало активно преобразовывать и подчинять природу. Все это сопровождалось расширением и накоплением хозяйственного и культурного опыта, появлением социального расслоения.
На севере Германии, а также на территории современных Дании, Швеции и Норвегии люди бронзового века создали множество характерных, производящих впечатление своим качеством артефактов. По мнению ряда лингвистов, именно в бронзовом веке протогерманский язык распространился по Скандинавии около 2000 г. до н. э. и дал начало современным германским языкам.
На территории Британских островов бронзовый век существовал в период 2100–700 г. до н. э. В это время на остров пришли новые поселенцы. Недавние исследования показывают, что часть мигрантов происходила из региона современной Швейцарии.
На территории нашего Отечества первобытный человек появился в период раннего палеолита (примерно 700 тыс. лет назад). Заселение шло с юга, о чем свидетельствуют археологические находки. Стоянки людей среднего палеолита (100–35 тыс. лет до н.э.) обнаружены на Средней и Нижней Волге и в других местах. Поселения эти были сравнительно малочисленны и располагались на значительном расстоянии друг от друга.
В период позднего палеолита (35–10 тыс. лет до н.э.) на смену человеку умелому (Нomo habilis) приходит человек разумный (Нomo sapiens), первобытное стадо заменяется более высокой формой организации общества – родовой общиной.
Уникальным памятником эпохи позднего палеолита является Сунгирьская (близ Владимира) культура. Археологические находки рассказывают о внешнем облике, одежде, материальной культуре и ритуальных обрядах того времени.
Примером эпохи бронзового века, высокоразвитой для своего времени культуры служат остатки древнего поселка в Поднепровье у села Триполье. Трипольцы выработали на плодородных черноземных почвах тот тип комплексного хозяйства, который просуществовал в деревне вплоть до эпохи капитализма: земледелие (пшеница, ячмень, лен), скотоводство (корова, свинья, овца, коза), рыболовство и охота. В этот период первобытное земледельческое общество достигло своего наивысшего расцвета.
Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности. С конца IV тыс. до н.э. в истории человечества начался новый этап – появились первые государства и цивилизации, коренным образом отличающиеся от первобытных обществ.
Государство главным образом отличается от протогосударства территориальным, а не родоплеменным объединением населения и характеризуется следующими основными признаками: функционированием верховной власти и слоя профессиональных управленцев, не занимающихся непосредственно производительным трудом; наличием различных органов принуждения (армии, чиновничества, суда и др.); системой регулярных налогов с населения (сборов, дани); имущественным и социально-психологическим барьером между носителями власти и остальным населением и др.
Основные закономерности возникновения государства:
– это длительный исторический процесс, носящий объективный характер;
– возникновение государства неразрывно связано с необходимостью развития этносов в условиях их имущественного расслоения и зарождения частной собственности;
– государство, возникнув на определенном этапе развития общества, становится одним из важнейших его политических и социальных институтов.
С появлением государства, письменности, культуры возникают первые цивилизации. Системообразующим признаком цивилизации, по мнению ученых, является изобретение письменности. Государству требовалось упорядочить экономическую деятельность, записать законы, ритуалы, деяния правителей и многое другое. Письменность служила в качестве основного средства накопления и передачи знаний.
В целом к характерным чертам цивилизации можно отнести следующие: высокий для своего времени уровень развития производящего хозяйства, наличие политических структур, развитие культуры, широкое использование письменности и др. Для цивилизации характерен также феномен урбанизации, включающий в себя увеличение количества городского населения, монументальное, ирригационное, дорожное строительство, сооружение храмов и др.
В IV–II тыс. до н.э. на обширной территории от Средиземного моря до Тихого океана возникли первые цивилизации-государства.
Главным фактором, предопределившим возникновение древнейших цивилизаций, были благоприятные природно-климатические условия. Евро-афро-азиатская древняя цивилизация формировалась в бассейне рек Нил, Тигр и Евфрат. Ареалом для Восточно-азиатской цивилизации стал бассейн реки Хуанхе, для Южно-азиатской – бассейн реки Инд.
Эти водные артерии зачастую называют «великими историческими реками», так как на их берегах и возникли древнейшие цивилизации. Здесь стало возможным создать оросительные (ирригационные) системы – основу поливного земледелия. В долинах этих рек люди гораздо меньше, чем в других местах, зависели от природных условий, получали стабильные урожаи. Такая хозяйственная деятельность требовала совместной работы большого числа людей, ее четкой организации органами государственной власти.
В истории древних государств выделяются два основных варианта развития – древневосточный и античный (Греция, Рим), каждый из которых имеет свою специфику.
К цивилизациям Древнего Востока относятся:
– Древний Египет (ок. 3500–525 гг. до н.э.);
– Древний Вавилон (ок. 3000–538 гг. до н.э.);
– Ассирийское государство (ок. 3000–605 гг. до н.э.);
– Финикийское государство (конец III тыс.–332 г. до н.э.);
– Китайская империя (1765 г. до н.э.–220 г. н.э.);
– империи Древней Индии (XVIII в. до н.э.– 415 г. н.э.);
– Израильское и Иудейское царства (1400–586 в. до н.э.).
Государства Древнего Востока внесли значительный вклад в историю человечества: здесь научились обрабатывать железо и получать стекло. Были изданы первые законы, изобретены почти все виды письменности, компас, бумага, порох, гончарный круг, монета, шахматы, колесо и многое другое. Наследием древневосточных обществ является двенадцатиричная система счета (60 минут, 180 градусов, 24 часа). В странах Древнего Востока появились величайшие архитектурные сооружения (пирамиды, зиккураты), выдающиеся литературные памятники.
Достижения древневосточных государств стали основой дальнейшего развития стран Востока, оказали сильное влияние на колыбель европейской цивилизации – античные Древнюю Грецию (ок. 2000 г. до н.э. – 30 г. до н.э.) и Древний Рим (753 г. до н.э. – 476 г. н.э.).
Античные государства также сыграли выдающуюся роль в мировой истории: здесь впервые сложились и развились такие отношения, были сформулированы такие концепции, понятия и идеи, которые составили основу европейской цивилизации и которым была уготована долгая жизнь в мировой истории и культуре.
Сравним цивилизации Древнего Востока и античности.
В экономической сфере для цивилизаций Древнего Востока характерным являлось преобладание государственной, царской, а также коллективной, (общинной) собственности на землю, на другие материальные ценности над частной собственностью. Доминировало натуральное хозяйство, препятствующее развитию рынка.
Для государств античного мира, наоборот, преобладающим было возникновение и укрепление частной собственности на землю, на другие орудия и средства производства. Происходило развитие товарно-денежных, рыночных отношений между людьми, регулируемые, главным образом, нормами права.
В политической сфере в государствах Древнего Востока верховная власть имела деспотический, единовластный, наследственный характер. Государственное управление осуществлялось с помощью мощного многоступенчатого бюрократического аппарата чиновничества. Верховный правитель, обеспечивая единство государства, как правило, многонационального, опирался на многочисленные вооруженные силы, личную гвардию, другие силовые структуры. Войны доминировали в международных отношениях государств Древнего Востока. Судебная система основывалась на обычае или на утвержденных правителем законах.
В политическую систему Древней Греции и Древнего Рима впервые в истории человечества были заложены основы республиканской формы правления, принципы организации демократической власти. Значительная часть должностных лиц, имеющих властные функции, выбиралась населением, гражданами (за исключением периодов власти, когда она осуществлялась в форме монархии, олигархии, личной диктатуры). Закладывались также основы правового государства, разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, создания судебной системы с привлечением граждан (суд присяжных). В основу военной организации античных государств был положен принцип всеобщей воинской обязанности.
В духовно-культурной сфере высшие правители государств Древнего Востока обожествлялись, существовавшие религии освящали государственно-политическое устройство. Культура обслуживала интересы высшей власти и духовенства. Общественное сознание отличалось консерватизмом, патриархальностью, покорностью судьбе.
Античное же миропонимание, мифология, религия отражали представление людей о высших силах (многочисленных богах), уверенность в том, что с ними можно договориться и даже бороться. Великая культура античности была обращена к человеку, показывала его физическое и духовное совершенство, огромные возможности. Для общественного сознания были характерны дух соревнования, творчества, стремление изменить жизнь к лучшему, бросить вызов судьбе.
После завоевания многих государств Востока Александром Македонским в IV в. до н.э. города эллинистического Востока превращались в центры греческой культуры. Местное восточное население постепенно заимствовало язык, обычаи и культуру греков. Греки же, оказавшись на Востоке, перенимали его достижения. Возник синтез культур и цивилизаций Древнего Востока и Древней Греции.
Многие характерные черты и различия государств Востока и Запада сохранялись в течение последующих столетий. Имеют место они и сейчас. До сих пор в нашей стране продолжаются споры о том, тяготеет ли Россия более к Западу, который считает себя наследниками античного мира Древней Греции и Древнего Рима, или к многоликому Востоку.
Страна ариев. Древние империи Центральной Азии. Страна ариев в III–II тыс. до н.э. включала южную часть Средней Азии, северные районы Индии, часть территории современного Афганистана и Ирана. Арийский язык явился предшественником индоевропейской семьи языков. От арийцев ведут свою родословную современные нации – таджики, иранцы, индусы, пуштуны, курды, белуджи, осетины, таты и др.
Ариана (от имени племени Айирья) – древняя страна арийцев, во II тыс. до нашей эры находилась на территории Средней Азии, Восточного Ирана и Афганистана.
Туран (от имени племени Туйирья) – также являлась древней страной арийцев, она во II тыс. до нашей эры располагалась на территориях степных районов Южного Урала, Казахстана, Китайского Туркестана до Алтайских гор на севере и до Амударьи-Вахша на юге.
Науке известны и другие государственные образования ариев – Митании (около 1600 г. до н.э.), Гандхара-Пенджаб (1700–1500 лет до н.э.), Мидийское и Персидское царства (около IX в до н.э.).
В I тыс. до н. э. на территории Центральной Азии существовали древние рабовладельческие государства – Бактрия, Согд, Урарту, Великий Хорезм, Маргиана. Основные классы общества составляли рабовладельцы, свободные граждане (ремесленники и крестьяне) и рабы (чужестранцы, попавшие в плен). Все эти народы относились к индоиранской языковой семье и разговаривали на восточно-иранском языке.
После распада империи Александра Македонского в Центральной Азии образовалось Селевкидское царство (312 г. до н. э.), затем Бактрийское (256 г. до н.э.). Парфянское государство было создано местными ираноязычными племенами около 250 г. до н.э. на современной территории Туркмении, Восточного и Центрального Ирана, Ирака.
С Кушанским государством (I–III вв. н. э.) связано появление «Великого шелкового пути» – караванной дороги из Китая через Среднюю Азию в Римскую империю. Время ее расцвета было периодом наибольшего для Центральной Азии развития рабовла-дельческих отношений. Кушанское царство испытало большое влияние эллинистической культуры. В частности, письменность была основана на греческом алфавите. Кушанские правители довольно часто обменивались послами с римлянами. Это способствовало торговому обмену между народами, а также созданию государства киммерийцев и скифов (с VII в. до н.э.).
Киммерийцы и скифы. Греческие колонии в Северном Причерноморье. Киммерийцы – кочевые индоиранские племена Северного Причерноморья, жившие там в VII в. до н.э. В археологии причерноморско-балканских стран имя киммерийцев нередко связывают с культурой переходной эпохи от бронзы к железу. Киммерийцы образовали древнейшее протогосударство на территории современной России.
Начало истории скифов отмечено их войной с киммерийцами, которые были вытеснены скифами из Северного Причерноморья в VII в. до н.э., и походами скифов в страны Древнего Востока. Затем скифы, преследуя киммерийцев, вторглись в Малую Азию, завоевали Сирию, Палестину и господствовали там 28 лет, но в начале VI в. до н. э. были изгнаны индийцами.
Впоследствии скифы разделялись на несколько крупных племен. По сообщению Геродота, господствующими были скифы царские, жившие в степях между Днепром и Доном. По правобережью нижнего Днепра и в степном Крыму обитали скифы-кочевники. Между Ингулом и Днепром вперемежку с кочевниками жили скифы-земледельцы. Скифы установили тесные отношения с городами Северного Причерноморья, вели с ними интенсивную торговлю скотом, хлебом, мехами, рабами.
Скифский союз племен постепенно перерождался в государство рабовладельческого типа во главе с царями. Политическому сплочению скифов способствовала их война с персидским царем Дарием I в 514–513 гг. до н. э.
На рубеже V–IV вв. до н. э. царь Атей устранил других скифских царей и узурпировал всю власть. К 40 гг. IV в. до н. э. он закончил объединение Скифии от Азовского моря до Дуная. В 339 г. до н. э. Атей погиб в войне с македонским царем Филиппом II (отцом Александра Македонского). В 331 г. до н. э. Зопирион, наместник Александра Македонского во Фракии, вторгся во владения скифов, но скифы уничтожили его войско. К концу III в. до н. э. территория скифов значительно сократилась под натиском сарматов, пришедших из-за Дона.
В Крыму наивысшего расцвета Скифское царство достигло во II в. до н. э., оно просуществовало до второй половины III в. н. э. и было уничтожено готами. В результате скифы потеряли свою самостоятельность и этническое своеобразие, растворившись среди племен Великого переселения народов.
Скифы оставили неизгладимый отпечаток в древней истории России. Их успехи в развитии экономики (ремесел, земледелия) и военного дела, богатая культура и искусство оказали значительное влияние на историю и культуру народов Юга России.
На северных берегах Черного моря в VII–VI вв. до н. э. стали появляться многочисленные греческие колонии – города-государства (полисы). Вынужденная эмиграция свободных горожан из Греции была вызвана возникающим там относительным перенаселением и острой социальной борьбой.
Как правило, новый город основывался выходцами из одного полиса Греции и сохранял тесные связи со своей «метрополией», хотя и был независимым. Первое греческое поселение возникло на острове Березань вблизи Днепро-Бугского лимана во второй половине VII в. до н.э.
В VI в. до н.э. выходцы из греческого города Милета основали город Ольвию (недалеко от Николаева). Это был классический греческий полис с демократическим устройством. В Северном Причерноморье были основаны греческие города Херсонес (современный Севастополь), Пантикапей (Керчь), Питиус (Пицунда), Горгиппия (Анапа), Диоскурада (Сухуми), Фасис (Поти), Керкинитида (Евпатория), Танаис (около Ростова-на-Дону) и другие.
Античное рабство в этих городах в отличие от рабства в восточных деспотиях и патриархального рабства народов, находившихся на стадии догосударственного строя, основывалось на высоком уровне развития товарного производства. Активная морская торговля стимулировала специализацию производства. Сложились крупные земельные латифундии, производившие зерно, вино, масло. Половина потреблявшегося в Афинах зерна шла именно отсюда. Значительное развитие получило ремесло.
В V–IV в. до н.э. вокруг Пантикапея образовалось Боспорское государство, объединившее некоторые греческие города (Танаис, Фанагорию и др.), а также местные племена скифов.
Дальнейшие судьбы рабовладельческих полисов Причерноморья неразрывно связаны с историей коренного населения причерноморских степей. Скифские цари стремились подчинить себе греческие полисы Причерноморья. Наступление скифов побуждало греческие колонии к объединению. Так, Херсонес заключил союз с Боспорским царством.
В самом же Боспорском царстве в 107 г. до н. э. вспыхнуло восстание, главным образом скифов, во главе с дворцовым рабом Савмаком – первое известное нам восстание бедноты против верховной власти на территории России. Савмаку удалось даже захватить на короткий срок царский престол. Восстание подавил Митридат VI Евпатор – царь Понтийского греко-персидского государства в Малой Азии (на южном берегу Черного моря), присоединив заодно Боспор к своему царству. Удалось ему подчинить себе Херсонес и Неаполь Скифский. В результате все Северное Причерноморье вошло в состав Понтийского царства. Однако Митридат вскоре погиб в борьбе с Римом, а его сын и наследник Фарнак II признал свою зависимость от Рима. Впрочем, он снова вступил в войну с Римом, но был разбит Юлием Цезарем и погиб.
В III в. н. э. Боспору удалось освободиться от власти Рима, но в конце IV в. царство пало под ударами кочевников гуннов. Гибель Боспора была лишь одним из моментов общего процесса упадка античных рабовладельческих государств в Причерноморье. Этому способствовали не только внешние причины, но и кризис рабовладельческой системы хозяйства, вошедшей в противоречие с развитием производительных сил.
Таким образом, современное российское Приазовье, черноморское побережье Кавказа от Новороссийска до Сочи, районы Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев являются территориями, на которых существовали древнейшие государственно-политические образования – киммерийцев и скифов, а также античные города-государства с высокоразвитой культурой. На этой обширной территории происходили важные процесса полито и этногенеза, происходило возникновение, расцвет, упадок и ассимиляция различных этнических общностей, развивались земледелие, скотоводство, ремесло, устанавливались различные отношения со странами Европы и Азии. В ту далекую эпоху территории, ныне входящие в Российскую Федерацию, населяли самые разные народы, оседлые и кочевые, оставившие глубокий след в европейской и мировой истории.
Великое переселение народов в III–VI вв. Падение Римской империи. III–VI вв. известны в истории как Великое переселение народов. К тому времени страны мира прошли большой путь развития: возникали и разрушались государства, шли активные миграционные процессы.
В это время на территории Восточной Европы обосновались германские племена готов. Ранее они жили в Скандинавии, позднее расселились в Южной Прибалтике. Оттуда их потеснили западные славяне и во II–IV вв. через земли балтов и восточных славян готы пришли в степи современной Украины. От готов в славянском языке остались слова «хлеб», «плуг», «меч», «шлем» и др.
На необозримых степных пространствах, раскинувшихся от северного побережья Черного моря до Забайкалья, развивалась культура воинственных кочевников Великой степи. Время от времени они разоряли поселения народов Китая, Средней Азии, Восточной и даже Западной Европы.
Нашествием гуннов (с 70-х гг. IV в.) открылся ряд последовательных азиатских вторжений в Европу. Гунны попытались сокрушить Китай, но китайцы упорно оборонялись. Именно против гуннов в III в. они выстроили знаменитую Великую китайскую стену. Потерпев неудачу на этом направлении, воинственные гунны двинулись на запад.
Гунны прошли через южно-сибирские степи и через «великие ворота народов» между Уральским хребтом и Каспийским морем в Восточную Европу. С появлением гуннов началось господство тюркско-монгольских племен на степных просторах Евразии. В своем движении гунны увлекали всех, кто попадался им на пути. Снялись со своих мест алтайские племена, угро-финны. Вся эта огромная орда обрушилась на аланов, отбросила часть их на Кавказ, а остальных втянула в свое шествие. Тяжелая, вооруженная мечами и копьями аланская конница влилась в армию гуннов.
Возглавив мощный союз племен, гунны предпринимали опустошительные походы во многие страны. Гунны разбили готов, а их старый вождь Германарих покончил с собой. Готы откатились на запад, и в конце концов часть их осела на территории современной Испании. Огнем и мечом гунны прошли по южнославянским землям. Спасаясь от гибели, славяне бросали свои плодородные черноземы и бежали под укрытие лесов.
Центром своей державы гунны сделали земли по Дунаю, где находились хорошие пастбища. Отсюда они наводили ужас на всю Европу. С тех пор имя гуннов стало нарицательным. Оно обозначало грубых и беспощадных варваров, разрушителей цивилизации.
Наибольшего могущества гунны достигли, когда их в 440 г. возглавил Аттила. Однако попытка Аттилы завоевать всю Западную Европу закончилась в 451 г. грандиозным сражением в Северной Франции. Римская армия, куда входили отряды многих народов Европы, разгромила наголову столь же многонациональную армию Аттилы. После смерти Аттилы в 453 г. между гуннскими вождями начались распри, и держава гуннов распалась.
Участниками Великого переселения стали и славяне, также пережившие гуннское нашествие. Славянское население резко выросло там, куда не дошла конница гуннов, – за Карпатами, в Центральной и Северной Европе. После падения гуннской державы укрывшиеся в лесах люди возвращались на свои исконные земли – в районы Среднего Поднепровья, в бассейны рек Дуная, Днестра и Буга. Они также заняли территории, покинутые германцами (готами) и продвинулись до реки Эльбы на западе. Из Среднего Поднепровья славяне распространились на Восток. В целом движение народов, начатое гуннским нашествием, продолжалось еще несколько столетий.
В IV в. распалась огромная Римская империя. В Европе с центром в Риме образовалось Западное Римское государство. На территории Балкан и Малой Азии возникло новое мощное государство – Восточное, с центром в Константинополе, позже получившее название Византийской империи (просуществовало до 1453 г.). Оно стало наследником и АНЗЮК экономически развитым европейским государством.
Западная Римская империя с огромным трудом отражала регулярные вторжения европейских варваров. В 378 г. готы разгромили римскую армию, в 410 г. они во главе с королем вестготов Аларихом разграбили Рим, в течение предыдущих 800 лет недоступный для завоевателей. Готы сожгли многие дворцы и храмы, переплавили на металл произведения древних мастеров.
Затем различные варварские народы постепенно, одну за одной захватили римские провинции. Вандалы заняли Африку, англо-саксы – Британию, бургунды – Галлию, франки – Северную Европу.
В 445 г. вандалы из Северной Африки еще более жестоко, чем готы, разграбили Рим. Их вождь Гензерих приказал своим воинам уничтожить то, что они не могли унести. В 476 г. полководец-варвар Одоакр отнял у последнего римского императора знаки власти – диадему, плащ, скипетр – и отправил их в Константинополь. Так был положен конец некогда могущественной Римской империи, разделенной между варварскими государствами. Началась история новой «варварской Европы», эпоха раннего Средневековья.
Однако гибель античной цивилизации не означала полной утраты того исторического наследия, которое древние греки и римляне оставили своим преемникам. Благодаря романизации различных стран и земель, римский образ жизни получил широкое распространение и не мог просто исчезнуть после варварских завоеваний. Некоторые элементы римской цивилизации сохранились и оказали мощное влияние на ход событий в последующую – средневековую эпоху. Примерно два столетия просуществовали структуры, унаследованные Средневековьем от античности – система налогообложения, элементы государственного аппарата. Многие дороги, проложенные римлянами, столетиями служили людям.
Созданная римлянами эффективная система управления империей, как территорией, объединенной общим законодательством и централизованной властью, была воспринята многими средневековыми правителями. Живучей оказалась и идея империи как мирового государства, границы которого должны включать все христианские страны. По мере развития средневековых государств нормы римского права становились все более востребованными и оказали огромное влияние на развитие средневекового права.
Значительное влияние на градостроительство и архитектуру Средневековья оказало строительное искусство греков и римлян. Многие средневековые города располагались на месте старых и прямо продолжали их историю: Лондон (римский Лондиниум), Париж (Лютеция), Кельн (Агриппина), Вена (Виндабон). Европейские города – как сохранившиеся со времени античности, так и возникшие позднее, – имеют схожую планировку. Центром их является большая площадь (соответствующая римскому форуму); улицы расходятся в разные стороны, образуя геометрически правильные кварталы. Средневековые архитекторы и строители широко использовали методы своих античных предшественников: колонны, которые поддерживают несущие перекрытия, арку и купол; каменную кладку и цемент.
Жители покоренных Римом земель были вынуждены изучать язык своих завоевателей. Это был не язык патрициев, писателей и ученых, это была народная латынь – разговорный язык горожан, крестьян, торговцев и воинов. Диалекты народной латыни, обогащенные словами других наречий, легли в основу ряда современных европейских языков (итальянского, французского, испанского, португальского, румынского и др.). Они относятся к романской группе и имеют одного общего прародителя – латинский язык, который долгое время служил основным средством общения между образованными людьми разных национальностей. Латинский язык был важнейшим средством межгосударственных отношений: на нем на протяжении почти всего Средневековья составлялись государственные документы, международные договоры.
Все церковные службы в католических странах средневековой Европы велись только на латыни. В монастырях переписывались сочинения античных и христианских писателей. Все записи – от хозяйственных документов до исторических хроник – велись только на латыни; до XIV в. она оставалась единственным письменным языком Западной Европы. На латыни велось обучение в монастырях и университетах. Это позволяло студентам из разных стран слушать лекции в любом университете. Превращение латыни в язык ученых и учащихся приводило к тому, что в Европе существовал постоянный обмен знаниями и идеями. Европейские народы, говорившие на разных языках, могли общаться друг с другом.
Раннее Средневековье в Европе, становление феодальных отношений (V–Х вв.). Государство франков. Меровинги и Каролинги. Раннее Средневековье – период европейской истории, начавшийся после падения Западной Римской империи. Длился около пяти веков, приблизительно с V по X вв.
В начале этого периода, в V–VII вв., сложились так называемые «варварские» государства (королевства). В начале 20-х гг. V в. на территории Аквитании (юго-запад современной Франции) и Испании было образовано Вестготское королевство, одно из первых самостоятельных государственных образований Западной Европы. В 40-е гг. V в. в долине реки Роны (Швейцария и Франция) возникло Бургундское королевство, в конце V в. – Остготское королевство (Северная Италия) и Франкское королевство (Франция).
В период раннего Средневековья значительно расширилась территория, на которой шло образование западноевропейской цивилизации: если основу античной цивилизации составляли Древняя Греция и Рим, то средневековая цивилизация охватила уже практически всю Европу.
Наиболее важным процессом в раннее Средневековье в социально-экономической сфере было становление феодальных отношений, стержнем которых явилось формирование феодальной собственности на землю. Это происходило двумя путями.
Первый путь – через крестьянскую общину. Надел земли, которым владела крестьянская семья, переходил по наследству от отца к сыну (а с VI в. – и к дочери) и являлся их собственностью. Так постепенно оформлялась земельная собственность крестьян-общинников. Это ускорило имущественное расслоение в среде свободных крестьян: земли стали концентрироваться в руках общинной верхушки, которая уже выступала как часть класса феодалов. Это был путь формирования вотчинной (наследственной) формы феодальной собственности на землю, особенно характерный для германских племен.
Второй путь складывания феодальной земельной собственности и, следовательно, всей феодальной системы – практика земельных пожалований королем или другими крупными землевладельцами-феодалами – сеньорами – своим приближенным – вассалам. Участок земли (бенефиций) давался вассалу при условии заключения договора между сеньором и вассалом, предусматривающим, в первую очередь, личную преданность и службу вассала своему сеньору. При этом сеньор сохранял верховные права на бенефиций.
Постепенно бенефиций все чаще становился почти полной собственностью (вотчиной) вассалов, переходя от отца к сыну. Земля, которая передавалась по наследству, называлась лен, или феод, владелец феода – феодал, а вся система этих общественно-экономических отношений – феодализм.
В раннем Средневековье формируются также два основных класса феодального общества: феодалы, духовные и светские – собственники земли и крестьяне – держатели земли. При этом все крестьяне (и лично-зависимые, и лично-свободные) имели хозяина. Феодальное право не признавало просто свободных, ни от кого не зависящих людей, пытаясь строить общественные отношения по принципу: «Нет человека без господина». Вместе с тем крестьянин трудился на земле, которую издревле обрабатывали его предки, и феодал не мог отобрать ее.
Наиболее показательным для характеристики возникших экономических и социально-политических отношений раннего Средневековья явилось франкское королевство.
В конце V – начале VI в. племена саллических франков (живших вдоль морского побережья) под предводительством Хлодвига (481–511), вождя из династии Меровингов (начало этой династии положил вождь Меровей), завоевав большую часть Галлии (современной Франции), образовали Франкское королевство, которое в VI–IX вв. стало наиболее сильным и влиятельным государством в Европе.
Хлодвиг значительно укрепил основы франкского государства, заложив основы государственной власти и государственного устройства. При нем был создан сборник права, вошедший в историю как Саллическая правда. В 496 г. Хлодвиг вместе со своей дружиной и окружением принял римскую христианскую веру и установил дружественные отношения с римским папой.
Престол у франков наследовался, население приносило королю присягу верности. Земли королевства Хлодвиг поделил между своими сыновьями, заложил основы вассалитета при сохранении центральной королевской власти.
После смерти Хлодвига между его потомками начались длительные междоусобные войны. К тому же франкские короли, будучи не в состоянии вести все дела государства лично, стали доверять их управляющим королевским имуществом – майордомам. Имея реальную власть, военную силу и слабых наследников престола, майордомы смещали законных королей и сами становились королями.
Первым майордомом, ставшим в 687 г. королем, был Пипин Ге-ристальский (687–715). Основанная им династия королей позже стала называться каролингами.
Наибольшего могущества Франкское государство достигло при Карле Великом (768–814) – наиболее выдающемся из франкских королей династии каролингов и одним из наиболее знаменитых властителей в мировой истории. Будучи великим правителем и покровителем науки и искусства, он при этом являлся жестоким завоевателем. Карл Великий вошел в историю как блистательный полководец, сумевший покорить Испанию, северную Германию, Австрию и часть Италии, в результате чего под его властью оказалась огромная территория, приближающаяся по своим размерам к Западной Римской империи.
У Карла Великого и римского папы возникла идея восстановить христианскую империю во главе с королем франков. Они считали, что в эпоху постоянных войн только объявление самого сильного из варварских вождей императором способно навести порядок в Европе. Коронация Карла состоялась на Рождество 25 декабря 800 г. в Риме, в соборе Святого Петра. До конца своей жизни в 814 г. Карл Великий железной рукой управлял созданным им государством.
Справка. Согласно иерархии, утвердившейся на франкских землях, рыцарь должен был обладать владениями, позволяющими ему создать боевой отряд (копье). Он включал самого рыцаря, его оруженосца и 3–4 вооруженных всадников-слуг. Барон должен был иметь в качестве вассалов как минимум шесть рыцарей. Владения виконтов, графов, маркизов включали от трех до шести баронств. Герцогство – это, по крайней мере, четыре графства. Королевством могло называться владение, объединившее земли самое меньшее четырех герцогств (или 16 графств, или 64 баронств).
После смерти Карла Великого распад империи стал неизбежен. Огромная территория, объединенная силой оружия, была населена многочисленными племенами и народами, не имевшими между собой почти ничего общего. Даже говорили они на разных языках: на востоке империи преобладали германские наречия, на западе – романские (наследники языка Древнего Рима – латыни). Были и другие причины распада: почти отсутствовали экономические связи между отдельными частями империи, а христианство, которое могло бы со временем объединить разноязыкие народы, было еще недостаточно укоренившимся. Наконец, короли, жалуя знати все новые земли и права над их населением, передавали ей и собственную власть.
В 843 г., после длительной междоусобицы, в городе Вердене внуки Карла Великого заключили соглашение о разделе империи. Так возникли королевства, давшие начало существованию современным Франции, Италии и Германии. Верденский раздел не был последним. К началу Х в., в ходе дальнейшего распада Франкского королевства образовалось 14 независимых государств.
Реальную власть короли сохраняли только в пределах своих владений. Формально вассалы короля были обязаны нести военную службу, подчиняться решениям короля как верховного арбитра в межфеодальных спорах. Фактически же выполнение всех этих обязательств почти всецело зависело от воли могущественных феодалов. Усиление их власти и привело к феодальным междоусобицам. К Х–XI вв. в Западной Европе наступила эпоха феодальной раздробленности.
Вопросы и задания
1. Дайте определение политогенеза и этногенеза. Каковы основные этапы прошел процесс становления государственности в свете современных научных данных? Какова роль миграций в становлении народов?
2. В чем коренные отличия государств Древнего Востока и античности?
3. Какие древнейшие государства возникли на территории современной России? Дайте им краткую характеристику.
4. Какие основные проблемы этногенеза и ранней истории славян в рассматриваются в исторической науке?
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 10482;