Честность и справедливость. для него только витрина, ею он тешит свое самолюбие и обретает возможность доминировать над другими
для него только витрина, ею он тешит свое самолюбие и обретает возможность доминировать над другими, занимаясь нравоучениями. Однако когда никто не видит, ханжа не отказывается от плотских утех и эгоистических удовольствий, которые так осуждает у других.
Лицемер в явной форме выражает сочувствие другим, в то время как сам тихо злорадствует, видя чужое несчастье или неудачу. Он охает, вздыхает и проливает крокодиловы слезы, в то время как душа его торжествует. Или, напротив, лицемер фальшиво-ласково улыбается, всеми силами изображает радушие и приязнь, тогда как человек, которому он выказывает любезность, ему вовсе не приятен, быть может, даже противен, и уж во всяком случае вызывает раздражение.
Не является ли в таком случае всякая вежливость лицемерием? Полагаю, что нет. Вежливость — общепринятая форма поведения, способ выражения безличной приязни, и всякий воспитанный человек бывает вежлив с другими независимо от того, нравятся они ему или нет. Но если человек неприятен вам, а вы вместо простой вежливости начинаете выказывать фальшивое расположение, из кожи вон лезть, демонстрируя отсутствующую симпатию, да еще делаете это в своекорыстных целях — тогда перед нами лицемерие в действии.
Определенной разновидностью лицемерия можно считать лесть. Лестью называют неумеренные похвалы, не соответствующие реальным достоинствам человека. Льстят, желая расположить другого к себе, стремясь получить покровительство, помощь, поддержку, протекцию, собираясь извлечь выгоды из полезного знакомства. Лестью покупают дружбу и благоволение. Льстец может прекрасно отдавать себе отчет в том, насколько расточаемые им сладкие слова далеки от реалий, но он будет еще красноречивей, еще восторженней петь хвалебные песни, хотя, вполне вероятно, сам же втихомолку потешается над самовлюбленным ослом, который развесил уши, слушая
Лекция 4
его воркотню. Что поделаешь? Люди любят лесть. Вот одна из мудрых сентенций: «Почему нам приятна лесть? Потому что она правдива...»
Если неумеренные похвалы, столь приятные для слуха большинства людей, искренни, их не следует считать лестью. Лесть возникает тогда, когда у говорящего есть двойное дно, корыстный умысел. Льстец-лгун перестает льстить, как только добивается своего, как только становится независим от того, чья приязнь была нужна ему. В этом коварство лести: льстец — потенциальный предатель, готовый сказать вчерашнему кумиру, что на самом деле он просто доверчивый болван.
Особыми формами обмана являются разного рода розыгрыши и шутки, цель которых — не корысть, а забава. Шутка и розыгрыш могут быть восприняты положительно только тогда, когда они реально не приносят зла, не унижают достоинства другого человека и не доводят его до инфаркта.
В этической литературе на протяжении столетий обсуждается тема лжи во спасение или добродетельного обмана. Подобный обман считается допустимым, простительным. Это вроде и не обман вовсе, а вполне благое дело. Например, если вашего друга ищут убийцы, то вы вправе солгать им, что он пошел направо, в то время как он отправился налево. Впрочем, Иммануил Кант считал и такую ложь недопустимой, справедливо полагая, что она может не привести к должному практическому результату, и в то же время останется ложью.
Тем не менее, в жизни есть целый ряд ситуаций, когда большинство людей считают обман не только допустимым, но и единственно правильным поведением. Подвигом и доблестью считается обмануть врага, спутать его расчеты, дезориентировать его, дабы выиграть войну или хотя бы сражение. Специальные службы занимаются системой дезинформации, призванной ввести в заблуждение противника, за успешную операцию такого рода исполните-
Зак. 49 129
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 477;