Честность и справедливость. ния», в результате чего наши интересы способны расходиться с интересами других людей, а то и в корне противостоять им
ния», в результате чего наши интересы способны расходиться с интересами других людей, а то и в корне противостоять им. Поэтому обман оказывается вполне возможен, а нередко практически выгоден и удобен.
Наше несовершенное бытие поистине пронизано ложью и обманом. Люди обманывают друг друга в личном общении, стараясь получить при этом искомые блага и выгоды, они мошенничают в торговле, лгут в рекламе, блефуют и умалчивают в средствах массовой информации, хитрят и ловчат в политике, обкрадывают друг друга во всех сферах жизни, используя в качестве орудия вранье; они халтурят на производстве и порождают при помощи идеологии заведомо пустые иллюзии у тысяч воспринимающих. Существуют профессии, построенные целиком на искусстве лжи. Люди лгут другим и самим себе, лгут злостно и добродетельно, вымысливают от скуки, заливают потоками лжи прошлое, настоящее и будущее. Иногда даже теряются, запутавшись: где же правда, а где ложь? И, что важно, речь идет не об иллюзиях, которые рождаются сами собой, без нашего вмешательства, не об объективных ви-димостях вроде той, что земля плоская, в то время как она шар, речь идет о преднамеренном искажении информации. Вот почему проблема «правда — ложь» или «правда — обман» — одна из центральных в этическом знании.
Глубокое коварство скрыто в самой природе обмана, ибо обманная речь носит заведомо двойственный характер. Это всегда намеренное искажение информации, одновременно выдаваемое за самую что ни на есть правду. Это правдоподобная неправда, заявляющая о себе как истине в последней инстанции. Обман — театр масок, которые предъявляются как подлинные лица. Обманное поведение всегда обещает принести другому благо, клянется и божится в исполнении обещанного, после чего приносит зло, разочарование, убивает доверие и веру.
В человеческом обществе существует множество форм лживого поведения (обмана). Одной из них является не-
Лекция 4
выполнение обещаний и договоров, когда одна сторона, заключившая некое соглашение, подводит другую, не делая того, что было договорено. Например, тот, кто обещал привезти товар, не привозит его, или поставщик сырья вместо продукта первого сорта поставляет третий сорт, ловко замаскировав его под первый. Подобный обман подрывает в современном мире сами основы экономической жизни. Присловье «не обманешь — не продашь» очень мало подходит к нынешним рыночным условиям и принципам, это реликт стародавнего базара, где продавец гнилой продукции может порадоваться, что на свете так много народу, который можно изо дня в день безнаказанно обманывать. Правдивость и верность слову стали одной из фундаментальных добродетелей западного рыночного общества, где, конечно, не обходится без блефа, но где на одном лишь блефе никак нельзя преуспеть.
Невыполнение обязательств, раздавание заведомо лживых обещаний неприемлемы в личных отношениях так же, как в экономических. Если мужчина, соблазняя женщину, обещает ей золотые горы, молочные реки и кисельные берега, а потом обнаруживается, что он просто сочинил для нее красивую приманку, то она может сказать ему, как героиня одной из песен Аллы Пугачевой: «Вы отныне недруг мой и не мой герой». Обманщик не достоин ни уважения, ни любви.
Другая форма обмана — хитрость. Это действие со скрытым умыслом, изобретательность, умение найти выход из самых разных положений, это изворотливость, ловкость, лукавство. Хитрый человек умеет реализовать свои желания, обойдя запреты таким образом, что никто не сможет его обвинить в нарушении правил или законов. Хитрец во время великого поста «выдаст порося за карася», ничего не делая, напишет великолепный отчет о работе и таким образом вотрет очки руководству. Хитрец построит потемкинские деревни и создаст для приезжающего начальства картину полного благополучия. Хит-
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 513;