Между долгом и виной. лается динамическим источником совести, всякий раз усиливает ее строгость и нетерпимость
лается динамическим источником совести, всякий раз усиливает ее строгость и нетерпимость. Наша совесть, возникшая в результате интериоризации внешнего авторитета, тем больше продуцирует чувство вины, чем больше мы отказываем себе в удовлетворении. Фрейд демонстрирует это на примере отказа от агрессии. С его точки зрения, каждая часть агрессивности, которой отказано в реализации, перехватывается «сверх-я» и направляется против «я». Таким образом, подавление агрессивности ведет к интенсивному самонаказанию и даже саморазрушению. Таковы взгляды 3. Фрейда на происхождение и специфику вины.
Ощущение вины за самые разные крупные и мелкие, реальные и измышленные провинности преследует достаточно многих людей. Самообвинения стали проявлением и формой невроза. Нередко невротическое чувство вины маскируется под здоровую самокритику, тогда индивид все время выискивает у себя промахи и недостатки, по поводу которых усердно и самозабвенно винится. В этом проявляется повышенная тревожность, достаточно типичная для современного человека, живущего в урбанизированном мире и подчиненного техническим неестественным ритмам жизни. Впрочем, психологи заметили, что люди, склонные к страстным самообвинениям и скорби по поводу собственного несовершенства, очень остро и агрессивно реагируют на попытки критиковать их извне. Видимо, обвинения в свой адрес выступают как защитная реакция, попытка упредить реальную критику со стороны Других.
Долгое и упорное переживание своей виновности в реальных или измышленных проступках может опускаться в глубины бессознательного и оттуда разрушительно действовать на здоровье и судьбу человека. Подавленная, а не отреагированная, как говорят психологи, вина выражается в болезнях, постепенно подтачивающих организм. На уровне событий человек, носящий в себе по-
Лекция 3
стоянное чувство вины, может попадать в самые дикие переделки (автокатастрофы, несчастные случаи), где будет регулярно ломать себе руки и ноги, а то и шею. Психологи говорят в этом случае, что вина бессознательно ищет наказания. Что же делать? Очевидно, проблема в том, что для окончательного освобождения от разрушительного чувства вины человеку бывает мало прощения со стороны тех, перед кем он виновен. Ему надо еще простить самого себя, окончательно отрешиться от следов сделанного зла, перестать находиться в его капкане. Культура и общество выработали для этого мощный нравственно-психологический механизм, который называют раскаянием или покаянием.
О раскаянии обычно говорят вне религиозного контекста. Человек делает зло людям, чувствует вину и раскаивается, т. е. глубоко сожалеет о случившемся и принимает наперед твердое решение никогда больше не совершать ничего подобного. Раскаяние — это не бесконечное биение себя в грудь и посыпание головы пеплом, после которого можно бодро идти безобразничать дальше. Это коренное изменение своего поведения, своих оценок, быть может, всего жизненного пути. Начать новую жизнь нельзя с грузом старой вины. Искреннее раскаяние помогает человеку обновиться, стать лучше, выше, нравственнее. Теперь ему нужна сила воли, чтобы претворять принятое нравственное решение в жизнь.
Покаяние — понятие религиозное. Оно происходит перед лицом Бога. Бог всемилостив, он простит, но человек должен сам осознать вину, раскрыть ее для себя в полной мере, отринуть все скверное в себе. Принося покаяние в грехах, верующий очищает душу, переживает катарсис — чувство очищения, просветления, облегчения. Правда, поговорка иронизирует: «Не согрешишь — не покаешься, не покаешься — не спасешься». Однако серьезный подход к покаянию означает, что после него не грешат. Настоящее покаяние — фундаментальное со-
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 476;