Между долгом и виной. Вина — это переживание несоответствия моральным нормам и невыполнения своего долга перед лицом собственного внутреннего «я» или перед Богом
4. Вина и раскаяние
Вина — это переживание несоответствия моральным нормам и невыполнения своего долга перед лицом собственного внутреннего «я» или перед Богом. Мы чувствуем вину без всякой оглядки на мнения других. Другие могут считать, что мы не виноваты и даже убеждать нас в этом, но если человек ощущает, что виновен, да еще и знает почему, посторонние мнения не могут упразднить его внутреннего переживания. Вина возникает в ситуации, когда человек чувствует личную ответственность за происходящее и считает, что именно он сам является причиной чужих страданий или нарушения долга.
Источником чувства вины могут служить внешние события. Например, некто может считать себя виновным в чужой гибели. Однако вину вызывают и внутренние состояния, так,- искренне верующий, поймавший себя на богохульных мыслях или запретных влечениях, будет считать себя виновным перед Богом и станет испытывать угрызения совести и раскаяние.
Переживание вины вызывается как совершением чего-либо, что дает негативный результат, так и несовершением должного. Если, к примеру, у родителей вырос сын, который совершил преступление, то отец может испытывать чувство вины за то, что слишком сурово наказывал его и тем самым ожесточил его, а мать за то, что не смогла удержать свое дитя от неверного, порочного решения.
Переживая вину, человек бывает долго озабочен своим проступком или ошибкой. Вина тяготит его, парализует волю, вызывает самоуничижительные мысли. Не удивительно, что люди частенько пытаются избавиться от чувства вины, стараясь психологически переложить ее на других. Однако вина не такая вещь, от которой легко отмахнуться. Самообман далеко не всегда дает эффект, в глубине своей души люди, совершившие тяжелые про-
______________________________________ Лекция 3
ступки, знают, что виноваты именно они, и вина, вытесненная в область бессознательного, способна возвращаться к ним в самой причудливой форме — от снов до страхов и навязчивостей.
Вина может быть снята, погашена прощением. Хотя вина в отличие от стыда дело сугубо внутреннее, тем не менее, прощение — это прерогатива того, кому нанесено зло. Виновный сожалеет о своей вине, о том, что он нанес другому оскорбление или ущерб и просит простить его, облегчить его душу. Прощение, данное пострадавшим, как бы символически уничтожает причиненное зло, делает негативные отношения между двумя сторонами снова позитивными, светлыми, свободными от обиды и ненависти. Прощение — всегда акт великодушия, оно диктуется свободной волей пострадавшего.
Справедливость должна карать виновного, а великодушие способно его прощать. Следует заметить, что прощение — важный акт не только для того, кто оказался в положении виновного, но и для того, кто обижен. Чувство вины и чувство обиды взаимосвязаны, они представляют собой противоположные личностные полюса в отношении всякого злодеяния. Тот, кто содеял зло, переживает вину, тот, кто подвергся удару — обиду. Однако, как свидетельствуют психологи и эзотерики, ношение в сердце обиды — вещь не безопасная и не невинная. Оно мучит обиженного и вызывает у него желание мести — нанесения ответного зла. Обидчивость легко переходит в злопамятность. Обида провоцирует отвечать на зло злом, темное чувство теплится во внутреннем мире и может в любой момент полыхнуть ответной ненавистью. Стойкая обида заставляет уязвить другого, что в результате способно породить собственное чувство вины. Потому прощение — вещь неформальная. Только прощение оказывается в силах оборвать плетущуюся цепочку взаимного зла, ненависти и сопровождающего их страдания. Однако научиться прощать не так-то просто.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 890;