Между долгом и виной. другого, когда чье-то поведение на наших глазах явно идет вразрез принятым стандартам и вызывает жалость или насмешку
другого, когда чье-то поведение на наших глазах явно идет вразрез принятым стандартам и вызывает жалость или насмешку. Во всех подобных случаях мы вольно или невольно идентифицируем себя с оступившимся, переживаем его положение как свое собственное и смущаемся и стыдимся так, как если бы впросак попали мы сами. Идентификация при этом предполагает некую общность «мы», но не зависит от степени реальной близости к человеку: можно стыдиться не только за сына или друга, но и за учителя, и за главу государства, если их поступки и действия относятся к разряду стыдных.
6. Человек может испытывать ложный стыд.
Он связан прежде всего с тем, что мы можем чувствовать свое несоответствие самым разным требованиям, в том числе и требованиям заведомо аморальным. Так, например, в подростковых коллективах нередко процветает культ силы, жестокости, показного цинизма, и тот, кто оказывается не в состоянии ударить другого, поиздеваться над ним или обмануть его, сам подвергается издевательству и осмеянию. Он испытывает в этом случае ложный стыд — стыд за свою мягкость и отсутствие агрессии, т. е. ценности переворачиваются: человек стыдится того в себе, к чему должен, согласно общечеловеческой морали, относиться позитивно. Такой же ложный стыд испытывает старательный отличник в классе, где верховодят двоечники, главной доблестью которых считается обмануть учителя и ловко списать у соседа. В таком классе хорошо учиться оказывается неприлично, стыдно.
Другой вариант ложного стыда — стыд проявить вовне прекрасные по своей сути эмоции. Например, любовь. Как правило, проявления любви стыдятся вовсе не потому, что она как переживание и отношение стыдна сама по себе (например, как стыдна трусость или лживость). Форму стыда принимает здесь страх быть отвергнутым.
Вообще, отношение между стыдом и страхом весьма противоречиво. Так, стыд — это своеобразный, порой
____________________________ _____ Лекция 3
сильный страх перед оценкой внешнего наблюдателя, но страх за свою жизнь, какой люди испытывают при реальной физической опасности, может совершенно вытеснять и изгонять стыд. Когда человеку очень страшно, он не стыдится. Стыд приходит потом, при воспоминании о случившемся, в обстановке, когда реальная угроза осталась в прошлом. Весь вопрос в том, что побеждает в конкретной ситуации: боязнь смерти или ужас перед отвержением со стороны Других.
Последний момент, который надо отметить, говоря о стыде, это психологическая защита, к которой люди прибегают, чтобы спасти себя от разрушительного действия стыда. Сильный стыд невозможно вынести.
Так, индивид может отрицать стыд. Психоаналитик Э. Эриксон описывает ситуацию, при которой убийца, которого должны были повесить на глазах у общины, вместо того чтобы стыдиться, стал бранить наблюдающих за казнью, заканчивая каждую тираду фразой: «Бог проклинает ваши глаза». Он переносил стыд с себя на других — на зрителей казни.
Человек, который прошел через опозоривание и продолжает жить, может подавить в себе пережитый стыд и просто забыть неприятную ситуацию, это тоже психологическая защита.
Еще один вид психологической защиты — самоутверждение в той сфере, где человек не справился и потерял себя, или в другой, которая оказалась доступной для самоутверждения. Так, неудавшийся актер, желая избавиться от позора своих провалов, может заняться бизнесом и успешно утверждать себя в стяжании денег. Конечно, это пример не из области морали. Но если говорить только о нравственной сфере, то человек, испытавший стыд по поводу своей трусости, может как пытаться быть храбрецом, так и стараться вновь заслужить людское уважение другими достоинствами: добротой, щедростью, активным милосердием.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 576;