Между долгом и виной. теля. Такие люди, как правило, не только бесстыдны, но и бессовестны, г
теля. Такие люди, как правило, не только бесстыдны, но и бессовестны, г. е. аморальны. Они боятся только собственного дискомфорта — голода, боли, лишения свободы, ну и смерти, разумеется. Чем больше в обществе бесстыдных людей, тем жестче должны быть законы. И наоборот, чем больше людей стыдливых, считающихся с общественным мнением, тем мягче может быть право: стыдливого можно не сажать в тюрьму и не отправлять на исправительные работы. Ему достаточно объявить общественное порицание или, как это делается в некоторых высокоразвитых странах, символически заключить под стражу на час, и он сам никогда больше не совершит аморального и противоправного поступка.
Стоит заметить, что внешнее бесстыдство не всегда является свидетельством общей аморальности личности. Порой человек не стыдится всего мира, но стыдится своих, тех, кто значим и ценен для него. Круг дорогих и важных для него людей очень узок, он склоняется перед мнением тех, кого уважает, их слово является для него и похвалой, и приговором, а по отношению к остальным он испытывает простое равнодушие, и их упреки не достигают его души.
В каких ситуациях человек начинает стыдиться?
1. Человек стыдится, когда переживает и осознает свое несоответствие господствующим в обществе нормам и ценностям. Круг этих норм и ценностей далеко выходит за пределы собственно моральных отношений (впрочем, не стоит забывать, что чисто моральных проблем вообще очень мало, и чаще всего мы говорим о моральных аспектах самых различных жизненных коллизий). Так, можно не соответствовать ценностям успешности, материального достатка, культуры, образованности.
Типичной ситуацией стыда в этом смысле является переживание своей бедности, нищеты, неграмотности перед лицом богатства, состоятельности и высокого образования. В прошлые эпохи это было также смущение
______________________________________ Лекция 3
простолюдина перед благородными сеньорами, титулованными графами и князьями. В настоящее время для определенных групп людей представляется стыдным быть жителем провинции, в то время как существует столица.
Человек низкого материального достатка нередко испытывает чувство отвергнутости, непризнанности со стороны обеспеченной публики, ему стыдно за свою немодную и небогатую одежду, узость возможностей, неумение стяжать деньги и славу. Его положение зачастую мало зависит от его собственных усилий, но все равно является предметом стыда. «Бедность не порок», — говорит один. «Но большое свинство!» — добавляет другой. Подобное положение складывается тогда, когда индивида не устраивает его идентификация с той социальной группой, к которой он объективно принадлежит по образу жизни, уровню доходов и образованию. Он желал бы идентифицировать себя с совсем другими социальными слоями. Стыд за свой социальный статус и свойственные ему черты усиливается презрением, которое могут испытывать к такому человеку люди более состоятельные или грамотные. Кичливость на одной ступени социальной иерархии оборачивается стыдом на другой.
В то же время, если человек не принимает ценность богатства или социального статуса как аксиому, он не станет стыдиться собственного положения. «Кто честной бедности своей боится ... тот самый жалкий из людей, трусливый раб», — писал Роберт Берне. Бедный, но честный, бедный, но благородный — эти выражения утверждают собственно моральные ценности, которые, если считать их выше богатства, снимают ситуацию стыда, а быть может, даже превращают ее в ситуацию морального превосходства.
2. Человек стыдится не только тогда, когда он не соответствует почитаемым ценностям, но и когда он не в состоянии воспроизвести должным образом наличные в обществе стандарты. В прежних культурах, да отчасти и
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 493;